Планер новичка

Vizik

Поздравляю с облётом!
По приведённому вами тексту, центровка задняя.Можно лечить углом установки крыла,
если этот угол больше 2 гр.-меньше уже не нормально.

2 LUX: И все эти типы турбулизаторов встречаются на моделях планеров?

LUX
Htyrman:

…И может ли мотопланер лететь без вмешательства как своболнолёт?

Не Может, а Должен!!! 2 Vizik - да, народ на планера пробует все. Но это свободнолетчики, однорежимная настройка. Честно говоря я радиопланера с турбулизатором не видел еще.

VVS2

Тут бросали книжку, в которой говорится что на планерных Re турбулизатор способен удвоить аэродинамическое качество профиля.
В целом я увеличения качества не заметил, но за счет более спокойного поведения совершается меньше движений рулями, следовательно меньше тормозим. Летается значительно лучше.
Турбулизатор в моем случае проволока ф0.53 мм приклеенная отрезками скотча на верхней поверхности крыла в 3 см от передней кромки. Хотел попробовать проволоку потоньше, пока руки не дошли.
И еще, с турбулизатором на выполнение петель меньше скорости тратится это сильно заметно, потому что загнав планер метров на 50 можно спокойно 3-4 петли подряд скутить со снижением, раньше хватало только на 2 петли
Короче, при маневрах и резких разворотах, сильно снизилось лобовое сопротивление. В термичную погоду снизился расколбас по крену. И это все при V=0

GSL
VVS2:

Тут бросали книжку, в которой говорится что на планерных Re турбулизатор способен удвоить аэродинамическое качество профиля.
В целом я увеличения качества не заметил, но за счет более спокойного поведения совершается меньше движений рулями, следовательно меньше тормозим. V=0

При малых рейнольдсах сильно помогает, чем меньше и легче планер тем больший может быть эффект. Ну и от профиля зависит. У товарища на 180 граммовом слопере качество как минимум удвоилось после наклейки турбулизатора. И рулиться по крену лучше стал. Положение турбулизатора по хорде подбирать надо.

Евгений_15

Снял крыло в полете, думал элероны при маневрах отклоняются больше, а они еле шевелятся, помучал крыло виражами и петлями вроде все держится крепко. Камеру надо цеплять ближе к фюзу в моторном полете вибрация крыла портит видео.

www.youtube.com/watch?v=zLxEp_0QY7Y

VVS2

Сделайте то же самое с ниточкой на верхней поверхности. Будет видно где отрыв потока и куда турбулизатор лепить. Да и просто жутко интересно обтекание элерона на разных скоростях.

Евгений_15

Действительно интересно, а куда прилепить ниточку, к лобику и пусть болтается поперек крыла или пересечь ею элерон

GSL
Евгений_15:

Действительно интересно, а куда прилепить ниточку, к лобику и пусть болтается поперек крыла или пересечь ею элерон

Обычно клеят много очень коротких тонких ниток. Тогда хорошо видно где отрыв потока, в этом месте “шерсть дыбом встает”.

LUX

Поставил акк на 2200мА\ч Вес полетный стал 730 грамм. Однако в потоке сидел хорошо, скорость чуть чуть заметно как прибавилась полета. Даже красивее визуально стал полет.Отлетал минут 40, когда проверил акку, то выяснил, что слил с него 50% . Теперь на один летный вечер - 1 акк 😉 Кстати, после мучений наблюдения модели на высоте под 200м в потоке, навязчиво приследует меня мысль сделать планер из потолочки размахом под 3 метра. Считаю, что все таки хватит прочности у потолочки, просто надо будет помудрить с лонжероном. Есть старые лонжероны угольные от Ф1А, из них сколхозить прийдется. Вес, думаю, можно уложится в кило

Евгений_Николаевич
LUX:

Поставил акк на 2200мА\ч Вес полетный стал 730 грамм. Однако в потоке сидел хорошо, скорость чуть чуть заметно как прибавилась полета. Даже красивее визуально стал полет.Отлетал минут 40, когда проверил акку, то выяснил, что слил с него 50% . Теперь на один летный вечер - 1 акк 😉 Кстати, после мучений наблюдения модели на высоте под 200м в потоке, навязчиво приследует меня мысль сделать планер из потолочки размахом под 3 метра. Считаю, что все таки хватит прочности у потолочки, просто надо будет помудрить с лонжероном. Есть старые лонжероны угольные от Ф1А, из них сколхозить прийдется. Вес, думаю, можно уложится в кило

Идея интересная. Посмотрите посты 701, 704, 707. Потолочный планер с размахом 2540мм. Полетный вес 1300г и менше не надо !!! Нагрузка 26г/дм2. Трехметровый планер будет иметь площадь около 60 дм2 при весе 1 кг и даже 1,2 -1,3 кг - полеты только в полный штиль. Проблемы возникают с жесткостью многих элементов конструкции, не только лонжерона.

Евгений_15

Крепкий на излом лонжерон сделать не сложно, см. фото в посте № 1181, а вот как обеспечить прочность на крутку, что бы не поймать флаттер не совсем понятно, или летать в штиль, дюже не разгоняя планер. Хотя вот есть картинка 3-х метрового планера, может здесь есть полезные идеи

Евгений_Николаевич

Евгений, таким образом мы потихоньку подойдем к Супре, Супре - электро (которую я считаю лучшим планером в настоящее время), но реально тут нужны уже другие технологии. Кстати на форуме есть немного информации по “домашней” композитной (позитивной) технологии с положительным результатом, но это небольшие метательные планера. Опыта постройки крыльев побольше - 2.5 - 3.5 по позитивной технологии в домашних условиях, я не встречал. Я хочу попробывать сделать таким путем хвост для своего планера. Так как в оригинале хвост - из двух слоев потолочки и бамбуковым стерженьком 2.5 мм между слоями на стабе и на РВ - явно ощущается недостаток жесткости при ветре 4-5м/сек и далее. Кстати прошу обратить внимание тема: Планер новичка - одна из немногих тем на форуме, где освещаются вопросы самостоятельной постройки моделей планеров.

LUX

Вес кило имел ввиду планер без акка мотора и регуля Акк -200 гр, мотор +складной винт - 100 гр, рег 30 Итого выходить на полетный где то 1350 Размах 2800 мм ( центроплан 980 + уши по 910 ) Фюз - моя любимая сосновая ферма обшитая потолочкой. Чтоб не было флатера делать нервюры крест накрест под 45 градусов к хорде (геодезический набор крыла) Трудоемко., но действенно. Буду думать…

Евгений_15

Впечатляюшие поучительные кадры, в детстве у меня так же погиб большой планер, правда крыло не развалилось, а дребезжа плоскостями планер рухнул на землю.

Впечатляюшие поучительные кадры, в детстве у меня так же погиб большой планер, правда крыло не развалилось, а дребезжа плоскостями планер рухнул на землю.

Сегодня запустил планер с ниточками на крыле, срыва потока не заметил ниточки плотно облегают плоскость и видно как поток скользит по опущенному элерону, при поднятом поднимается в нескольких см. от него. Ближняя ниточка к камере не в фокусе, прилично болтается и отрывается, бугорок на крыле сильно портит картину обтекания. Педставляю видео на суд публики, интересны будут коментарии

www.youtube.com/watch?v=yAPx8xAEk7Q

У кого есть желание можно поглядеть как летает пенопластовый самолетик.

Вопреки пренебрежительного отношения к таким моделям самолетик отлично летает, крутит почти весь пилотаж и абсолютно неубиваем, на нем я научился летать

www.youtube.com/watch?v=8pwc3n8VieY

LUX

Жесть, вот даже на расчитанных конструкторами планерах бывает :

Евгений_15:

Сегодня запустил планер с ниточками на крыле

Нить толстая и жесткая ИМХО

Евгений_15

Нитка обычная швейная с катушки у жены но помоему синтетическая с капроновой основой

photomuza

Всё, с потолочкой завязываю. Более менее профиль можно сделать только с нервюрами, но это много возни, добавляется вес за счет клея… Короче попробовал сегодня профилированный кусочек ЕРР обшить стеклом: экономия времени и трудов в разы, зато профиль четкий. Ну а по жесткости - потолочка курит в сторонке.

Голубой цвет потому что подкрашивал эпоксидку и кстати видно разные толщины эпоксидки. Но это больше из-за того, что я профиль не особо старался вылизывать. Прижимал пищевой пленкой (ну знаете, та что тянется, в рулончике продается). Сначала думал раму лепить, грузы… Нафик просто положил отпрофилированную заготовку на пластину по размеру, предварительно с обратной стороны наклеив кусочки двустороннего скотча. Положил пленку поверх стекла с эпоксидкой, концы загнул и прилепил, слегка натягивая, поочередно 4 стороны к скотчу. Небольшие перекосы подтянул дополнительно обычным скотчем. Накладывать нужно медленно, при появлении больших пузырей, можно сторону отлепить до пузыря и снова мееееедленно подтянуть. Мелкие пузыри потом иголочкой и салфеточкой. Всё.

Конечно есть мелкие ямки от пузырьков, попробую хваленую здесь шпаклевку АСЕ поискать. Но в принципе они не смертельны. Думаю нужно попробовать несколько слоев пленки поочедно накладывать, чтобы увеличить давление ну и дырочек понаделать для выходы лишней эпоксидки.

По весу прикидывал, думаю примерно столько же как потолочка с усилениями и пр. Этот кусочек длиной 255 с хордами 120 и 105 с таким профилем (18мм и 14мм) весит 21г.

Обшит снизу стеклом 48г/м2, сверху 18г/м2, оба с ХК. Если найду где недорого купить угольный жгут, то можно делать без лонжеронов, положив волокна в виде сетки из угля.

VVS2

Стеклянная технология очень заманчива… На такое созреть нужно:)

По поводу флаттера, надо просто двигать ось жесткости на кручение вперед и ЦТ профиля (не ЛА а кусочка рассматриваемого профиля крыла) тоже двигать вперед, чтоб ЦТ был не заднее чем основные силовые элементы(лонжерон). Можно хорошо закрепив крыло у корневой нервюры вызывать на консоли крутильные колебания (стучанием, либо загоном в резонанс либо иными способами), можно даже увидеть реальную ось кручения.

Достигается это ломовым усилением и намеренным утяжелением носика профиля (противофлаттерный груз), тогда хвост профиля выполняет роль флюгера и стабилизирует его (как ЛК с очень передней центровкой). Однако на практике это означает что все элементы образующие прочность и жесткость должны находиться перед лонжероном, а после лонжерона предельно легкая субстанция, что не всегда возможно т.к. там тоже нужна прочность, поэтому это вечный компромисс.
Лично я подхожу к этому вопросу так: Лонжерона у меня конечно же два, но задний лонжерон не далее 50% хорды и не более 50% по размаху
Перед передним лонжероном на законцовках в носике профиля лежит груз и усиления, однако снаружи носик профиля обтянут серьезнее, армированный скотч простой скотч и еще цветной скотч задающий рисунок. При этом хвост профиля обтянут только в 1 слой.
Следующий этап, хочу делать на новом самолете, обтянуть носик профиля бумагой на аквалаке или же стеклотканью, а вот хвост профиля какой-то легкой пленкой или просто лаком, еще не решил.

Всегда считал что стреловидные крылья не склонны к флаттеру, однако на указанных видео он есть, но он начинается с центроплана, что не удивительно т.к. центроплан ничто не стабилизирует. Была бы хвостовая балка со стабом, флаттера возможно и не было бы совсем.
По настоящему стабильна по всему размаху только Алула, у нее сам по себе центроплан и консоль имеет центровку впереди лонжерона