Планер новичка
Боюсь от элеронного флаттера сиё не поможет. Природа там другая, а вот симптомы и результат такой-же. Я например, за эти 2-3 секунды не успеваю понять отчего самолет развалился. Этого времени только хватает, чтоб по тормозам успеть вдарить.
С Новым Годом!
Дело в том, что я сейчас строю другой самолет по технологии этого планера. Там размах крыла 1,5 м, но толщина профиля больше. Вот я и думаю - не ставить сплошной и тяжелый лонжерон 25 мм высотой, а сделать 2 полки по 5 мм с пеной между ними. Нервюры будут смешанные - депрон и бальза. Вот и решай теперь “знатоку сопромата” 😃 - выдержит такой “композит” модель под килограмчик при внезапном порыве ветра или нет?
Если это самолет, то мне сказать нечего. А если планер, то надо двигаться в сторону увеличения размеров, мне кажется. А вообще то двухполочный лонжерон несет, если между полками удерживается определенное расстояние. Т.е. стенка должна быть достаточно прочной. В противном случае полки потеряют устойчивость и сложаться.
А это - просто воспоминания о лете (второй месяц чуть больше, чуть меньше - 30градусов). После взлета планер потерялся из поля фотокамеры, нашелся на третьей минуте.
www.youtube.com/watch?v=Hcatp://www.youtube.com/wa…
Небо красивое.
И еще
Как раз с планером все отлично. К нему претензий нет - пикирования пережил, морковки пережил, а крылу - пофиг. Но на планере профиль именно той же толщины, что и высота планки лонжерона, а новая модель - самолет, точнее - СЛА. Там профиль толще, а в расчетный вес надо вписаться. Подкосы с точки зрения прочности могут, конечно, спасти, но что-то не верится… Поэтому прошу мнения практиков и теоретиков.
Не сталкивался с флаттером элеронов… видимо интуитивно обходил как то. На последней конструкции элероны широкие и очень жесткие.
Боюсь от элеронного флаттера сиё не поможет. Природа там другая, а вот симптомы и результат такой-же.
и какая же там “природа” флаттера?😉
если не секрет.
Подкосы с точки зрения прочности могут, конечно, спасти, но что-то не верится…
спасти от чего?😊
Почитал мурзилку по этой теме. Потивофлаттерный груз стабилизирует консоль на кручение и имхо, отодвигает критическую скорость и для флаттера элеронов тоже.
То есть если консоль сама по себе устойчива, флаттеру элеронов тяжелее начаться и поддерживаться (при условии отсутствия люфтов)
спасти от чего?
Спокойствие! Не от флаттера. Летать самолет будет медленно и печально, снимая окрестности на камеру. От банального перелома лонжерона при порыве ветра.
Сейчас в наличии есть рейки 3 мм, думал ставить их, но они слабы 100%. Не меньше 5 мм понадобиться для нормальной прочности крыла.
Не знаю, флаттера ни разу не наблюдал. При взлете с хай- стартом (не мотопланер, чистый планер, но крылья по той же технологии, только двухполочный лонжерон из сосны) скорость на разгоне огромная. Высоту метров 70 (на глаз) набирает за 1,5-2 секунды. Ни намека на флаттер любой части модели. Даже не видно, что крылья прогибаются.
Кстати по подкосам. Грамотно спроектированный данный узел спокойно позволит снять нагрузки с лонжерона чуть ли не вполовину. Не вспомню сейчас точных цифр, но подкосы для того и ставят, чтобы намного сэкономить на весе лонжерона. Да, растет лобовое сопротивления, для планера, где зализанность форм обязательно, это малоприемлемо. А для самолета с небольшой крейсерской скоростью, особенно СЛА- это очень поможет. Наверное 2/3 всех самопальных высокопланов- подкосные. Если интересно, есть книга “Самолеты строим сами” с кучей фотографий СЛА. А есть “Проектирование и постройка сверхлегких самолетов” со всеми расчетами, эпюрами и теоретическими выкладками как подкосных, так и свободнонесущих конструкций крыльев. К сожалению, не помню авторов, но в интернете эти книги встречал не раз.
здесь обсуждалось
rcopen.com/forum/f94/topic77863
на 3 странице внизу ролики с флаттером
Здесь было сказано
При ветре 4-6м/с - трудно избежать флаттера.
Я еще не видел модели со сбалансированными элеронами. Когда от оси вращения элерона в одну сторону сам элерон, в другую - противовес. Люфты в приводах элеронов - здесь вообще ни при чем. Словить элеронный флаттер можно и с зажатыми намертво элеронами. Как может повлиять догруз лобика консоли, я не очень представляю. Зато хорошо представляю от чего складываются крылышки у планеров. И обычно - это именно элеронный флаттер.
Когда, обычно на большой скорости, планер чуть-чуть проседает вниз (можно и наоборот) - консоли остаются чуть выше фюза. Чем ближе к концу консоли - тем выше. Элероны - обычно на концах. Когда концы отпружинивают вниз, несбалансированный элерон не успевает за ним. Элерон - не идеально жесткое тело, а поскольку он не сбалансирован относительно оси своего вращения, то он отстает от крыла. Получается, что и в момент прохода нулевой точки, на элерон продолжает давить набегаюший поток воздуха, заставляющий крыло гнуться уже вниз. Момент инерции элерона заставляет его продолжить движение вниз (он же у нас не идеально жесткий). Получается, что когда крыло согнулось законцовкой вниз, и должно бы уже начать обратно пружинить вверх, элерон продолжает движение вниз. Теперь набегающий поток давит на элерон вверх и пружина самой консоли начинает складывается с аэродинамической составляющей от элерона.
Если мы “угадали” со скоростью колебаний, крыло может разрушиться за пару секунд. Подобный эффект можно схватить и на безэлеронном самолете, и там противовес (на лобик) и решает нашу задачу. Только вот с элеронами события куда быстрей развиваются. У нас же в модельках, чем жестче сам элерон - тем на большую скорость вы можете рассчитывать без боязни схватить флаттер и потерять модель.
а противофлаттерный груз установить на элерон идеология не позволяет?😊
а противофлаттерный груз установить на элерон идеология не позволяет?😊
При пенопотолочной навеске потолочных элеронов вешать его некуда. 😃
а если подумать?😊
Нет, все-таки, исходя из практических наблюдений, наборная пенодеревянная конструкция на штатных режимах полета флаттеру мало подвержена. Лишь бы жесткости хватало.
У пены о скотчем низкая добротность. Поэтому на классических аппаратах бывает что флаттер развивается мягче и не так лавинообразно. Планер может слегка махать крыльями но лететь. На более добротных и жестких конструкциях при неверной балансировке развитие лавинообразное, из за жесткости и пружинного эффекта.
По поводу навески грузов на элероны, проще сделать элерон как во взрослой авиации, то есть полый, конусного профиля и сделать все соответсвтенно. Он будет жесткий, и критическая скорость задвинется далеко вверх без всяких грузов.
Однако, элероны которые легкие, “ватные”, как были у меня на старом слопере. 2 потолочки обкрученные скотчем, нифига не жесткие с кабанчиком у корневой хорды и во весь размах. Вроде бы флаттер должен был быть, но не было его, имхо опять же из за низкой добротности и малого веса(момента инерции), а может быть из за формы, ведь потолочный элерон не сужается к концу, обтекание у него другое, он не создает нестабильную зону разряжения вокруг себя т.к. не идет на сужение.
От банального перелома лонжерона при порыве ветра.
Банальная бальзовая стенка ~5мм толщиной между полками спасёт отца русской демократии.
Простите, что есть “добротность”? Можно более техническим языком? Жесткость, прочность, твердость по Роквеллу, блин…?
И почему элерон из пены не сужается к концу? Мож шкурочкой его, али сухариком, чтоб сужался?
Добротность- свойство колебательных систем сохранять автоколебания. Если нет вязких потерь-высокая добротность- колебания сохраняются долго. Для исключения резонансных разрушений системы демпфируют- добиваются высоких внутренних потерь.
Пена- нежесткая, у нее внутренние потери высокие. Карбон- наоборот.
Вот я и думаю - не ставить сплошной и тяжелый лонжерон 25 мм высотой, а сделать 2 полки по 5 мм с пеной между ними.
Пену ставить ни в коем случае нельзя. Изгибающий момент действующий на крыло во время полета раскладывается на несколько составляющих, которые воспринимают отдельные элементы лонжерона. Горизонтальные составляющие действуют вдоль лонжерона и воспринимаются полками. Одна горизонтальная составляющая пытается разорвать одну полку, а вторая горизонтальная пытается вдоль сжать вторую полку (важно что бы полка не потеряла свою устойчивость). Момент может меняться и значит горизонтальные составляющие могут менять свой знак. Вертикальная составляющая изгибающего момента пытается сплющить стенку лонжерона, сжать полки между собой. Поэтому моделисты заполняют пространство между полками кусочками бальсы с вертикальным расположением волокон. Так бальса лучше противостоит сжатию. А чтобы полки лонжерона не отклеились от стенки и не потеряли устойчивость при продольном сжатии, то обматывают лонжерон вдоль всей длины прочными нитками. Конечно если лонжерон сборной конструкции…а если цельный, угольный, то в этом нет необходимости.
Вертикальная составляющая изгибающего момента пытается сплющить стенку лонжерона, сжать полки между собой. Поэтому моделисты заполняют пространство между полками кусочками бальсы с вертикальным расположением волокон. Так бальса лучше противостоит сжатию.
Основная нагрузка на стенку это срез. Именно касательные нагрузки определяют прочность стенки. Растяжение-сжатие от полок это мизер. Поэтому нет смысла в вертикальных слоях. А вот в переклее под углом 45 к полкам уже есть.
Можно эксперимент проделать. Примотать резиной две линейки к пенопластовому бруску. Ну типа это лонжерон. Если вы попробуете его гнуть то линейки начнут скользить по пенопласту. Вот это и есть тот сдвиг которым стенка нагружается.