Планер новичка

LUX
Dmitry=:

Итак… сегодня доделал…
… Итог - недели 2 труда по вечерам (до этого вообще не делал никаких моделей самолетов) и всего секунды 3 полета - да и не полет это был… 😦

Да , трудность в том, что сделать модель—это пол дела. Надо очень внимательно проверить все перед пуском.У вас скорее всего, был тривиальный перекос на крыле, градуса 3-4 вполне хватает, чтоб свалить на бок.
Востановите модель и проверьте ,чтоб не было круток. Потом побегайте с ней против ветра,отпуская на секундочку.Если нет тенденци ухода от прямолинейного полета, то можно дальше настраивать. Есть статья, как пускать модель первый раз.По моему, Школа дядьки Глайдера вам поможет.
З.Ы. …3 секунды налета у вас уже есть. Так что вперед!

Danzi

Жаль конечно, что столько труда потрачено и такой результат. Я писал не раз и повторюсь снова - перед моторным полетом ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно планер покидать против ветра. Даже в штиль он летит метров 15-25, что позволяет понять куда его клонит, как он управляется и летит ли вообще. Если был увод вправо - это не обязательно крутка. Возможно установив крыло под него попал провод от удлиннитилей машинок и получился перекос относительно стабилизатора, возможно все, что угодно - нужно было разбираться… а не включать мотор…

Dmitry=
LUX:

У вас скорее всего, был тривиальный перекос на крыле, градуса 3-4 вполне хватает, чтоб свалить на бок.
Востановите модель и проверьте ,чтоб не было круток.

Вот! объясните мне на счет “круток” - я уже многократно читал здесь на счет них. Объясните популярно, что это такое и как ее проверить. И если уже сделанное крыло - то как же их “лечить”?
Да и еще, даже если и есть небольшая “крутка”, то неужели так будет модель от нее зависить, что вообще не реагировать на положение элеронов? У меня же была такая ситуация, что ручка влево в крайнее положении, а модель вообще как-будто бы не ощутила этого.

Lexey

На прошлой неделе впервые поднял этот планерок! Danzi, большое спасибо за модель!

По поводу “модель не ощутила” - возникло точно такое-же чувство. Двигаешь ручку влево, ожидая реакции планера, а ее и нет! Дракоша, на котором я только и летал до этого, давно бы уже бочку крутанул, а этот только-только клониться начинает 😃

В первый момент действительно возникает паника, потом приноравливаешься к неторопливости реакций.

Мне тоже толком полетать в первый раз не удалось - приморковил с непривычки. Моторама и хвостовая балка отклеились, вал двигателя погнул. Сейчас все восстановил и усилил, нужно пробовать снова 😃

_Dmitry_, восстанавливайте, аккуратно проверяйте и настраивайте перед полетом, и все получится 😃

flysnake
Dmitry=:

Вот! объясните мне на счет “круток” - я уже многократно читал здесь на счет них. Объясните популярно, что это такое и как ее проверить. И если уже сделанное крыло - то как же их “лечить”?
что вообще не реагировать на положение элеронов?

Крутку можно проверить визуально или “с использованием инструментов”.
Визуально. Кладете модель так, чтобы крыло была горизонтально (концы крыла должны быть одинаково подняты вверх). Отходите от нее на такое расстояние, чтобы, не сдвигая головы, можно было бы увидеть модель целиком. Смотреть надо точно с носа (киль должен быть виден посередине носа). Смещаетесь вверх или вниз так, чтобы нижняя поверхность крыла была видна тонкой полоской. И сравниваете толщину этой полоски на обеих консолях. Если зрение приличное (и профиль на консолях одинаковый), то можно различить доли градуса крутки.
“Инструментальный”. Кладете модель на ровную поверхность. Устанавливаете так, чтобы концы консолей были на одной высоте. Подсовываете под консоль что-нибудь прямоугольное подходящей высоты (чтобы зазор был небольшим). По очереди проводя эту операцию с обеими консолями легко заметить даже небольшую крутку.
Лечение крутки. Если крыло обтянуто пленкой (скотчем), то небольшие крутки лечатся проглаживанием горячим (но не сильно горячим) утюгом при одновременном кручении крыла в сторону, противоположную крутке.
Реакция на элероны.
1 Если Вы до этого летали на самолете, то учтите, что планер существенно инерционнее. Реагирует на рули с запаздыванием.
2 Если Вы потеряли скорость, то он может вообще на элероны не реагировать. Это слегка лечится дифференциальным отклонением элеронов (отклонение вверх существенно больше, чем вниз).
3 Проверьте правильное отклонение элеронов. Довольно часто бывают случаи на новых моделях, когда рули инверсны (ошибка в настройке передатчика, не в те каналы воткнуты РМ элеронов…)

rezan

Я полетел с третьего раза, до этого морковки, да и третий раз не очень уверенно,а так моделька супер.
У меня вопрос у меня крыло из потолочки 4мм, а если из 2 мм сварганить, по идеи должен получиться легче -но прочнее врятли(( , но как освоюсь на нем так сразу хочу попробывать из 2мм, интересно в весе сколько потеряю ну и как на полете отразится.

Dmitry=
flysnake:

Крутку можно проверить визуально или “с использованием инструментов”.
Визуально. Кладете модель так, чтобы крыло была горизонтально (концы крыла должны быть одинаково подняты вверх). Отходите от нее на такое расстояние, чтобы, не сдвигая головы, можно было бы увидеть модель целиком. Смотреть надо точно с носа (киль должен быть виден посередине носа). Смещаетесь вверх или вниз так, чтобы нижняя поверхность крыла была видна тонкой полоской. И сравниваете толщину этой полоски на обеих консолях. Если зрение приличное (и профиль на консолях одинаковый), то можно различить доли градуса крутки.
“Инструментальный”. Кладете модель на ровную поверхность. Устанавливаете так, чтобы концы консолей были на одной высоте. Подсовываете под консоль что-нибудь прямоугольное подходящей высоты (чтобы зазор был небольшим). По очереди проводя эту операцию с обеими консолями легко заметить даже небольшую крутку.
Лечение крутки. Если крыло обтянуто пленкой (скотчем), то небольшие крутки лечатся проглаживанием горячим (но не сильно горячим) утюгом при одновременном кручении крыла в сторону, противоположную крутке.

Если говорить честно, так и не понял… надо смотреть на полосочку которая образует край крыла? если да, то у меня на центральном крыле она в виде буквы “U” - там небольшой изгиб есть от центра до конца что слева, что справа.
Идем дальше… а если не обтянуто ничем крыло? то как ее выправлять?
Ну и третье… предположим, что дома все посмотрел, “на глаз” вроде все ок, приехал в поле и решил сначала просто покидать без двигателя - обнаружил, что заваливается на одну из сторон. И что же делать в таких полевых условиях?

flysnake:

Реакция на элероны.
1 Если Вы до этого летали на самолете, то учтите, что планер существенно инерционнее. Реагирует на рули с запаздыванием.

ну… на самолете в основном я летал на симуляторе и всего лишь несколько раз в реальности, понял, что в реальности самолет для меня слишком быстрый и решил попробовать планер, тем более самолет у меня не сильно “летучий” (стандартный из набора RTF). На счет элеронов - я уж тут подумал почему он так медленно реагирует - просто на самолете от винта происходит обдув элеронов, а на планере никакого обдува от винта нет и только от потока воздуха во время движения модели…

flysnake
Dmitry=:

Если говорить честно, так и не понял… надо смотреть на полосочку которая образует край крыла? Идем дальше… а если не обтянуто ничем крыло? то как ее выправлять?
Ну и третье… предположим, что дома все посмотрел, “на глаз” вроде все ок, приехал в поле и решил сначала просто покидать без двигателя - обнаружил, что заваливается на одну из сторон. И что же делать в таких полевых условиях?

Смотреть надо на нижнюю ПОВЕРХНОСТЬ крыла (помечено красными точками на фото). На фото видно, что левая консоль (относительно зрителя) имеет по сравнению с правой отрицательную крутку. Для наглядности я сфотографировал сильно снизу. Когда смотришь с более высокой точки, то крутки еще заметнее.
Необтянутая потолочка выправляется просто скручиванием в обратную сторону (правда, потом она постепенно выправляется).
Действия в поле.
Можно повернуть крыло в противоположную относительно заваливания сторону.
Повернуть руль направления в противоположную сторону.
Можно попробовать скрутить крыло в другую сторону.
А вообще-то, если модель не сильно перекошена, то заваливание выправляется триммированием элеронов и руля направления.
И еще. Очень важно на первых полетах держать скорость повыше. Тогда модель лучше чувствует рули и меньше шанс свалить ее от недостатка скорости.

Danzi

Ребята, о чем вы говорите? Как это он “вялый”? Какие расходы делаете на элеронах и как они у вас отклоняются? У меня на всех (уже трех) крыльях элероны отклоняются на 15 мм вверх и на 7-9мм вниз (меряю по задней кромке) Реагирует на элероны бодро даже при обычном броске с руки… а когда взлетаю на моторе - обычно убираю расходы в половину - что бы не сильно кидало по крену… Что то видимо не так делаете… или очень большой угол V на ушках… или бросаете планер не горизонтально (а еще, как это ни странно, можно бросать его немного опустив носик вниз - к земле) а кидаете вверх и хотите им рулить - так нельзя.

bumer520

Сегодня состоялся первый облёт такого же планера,делал для сына,в течении двух недель не спеша,только крыло разбирается у меня по середине,а уши намертво преклеены,после того как всё собрал и обтянул скотчем,проверил,и оказалось что одна консоль(ухо) выше второй на 1см.Меня это не остановило и был запуск,крен в лево-нормально,крен в прво-медленно ,медленно как бы не хотя.Я приноровился и не много спокойно полетал,и вот на выходе из петли сложились крылья,падал он не быстро,крылья сыграли роль парашюта,видимых повреждений нет.Хороший планерок,надо убрать мои косяки и всё.

Flanker_13

С Данзи согласен. Самолёт прекрасно управляется без двигателя ( хотя я элероны делал на “центроплане”, а не на “ушах”). Возможно дело в центровке, может дело в крыле…

bolini
Danzi:

Ребята, о чем вы говорите? Как это он “вялый”? …

Подтверждаю - никакой вялости нет. Бочки? - да, не хочет, но вот любые крены из-за порывов ветра (а летал я на нем возле моря) устракняются аж бегом. Честно говоря, раньше немного летая на паркфлаерах, читая статьи про управление планерами, я действительно думал, что задержка на отклонение ручек передатчика очень значительна, и это абсолютнго мешает управлению планерами, но ничего подобного с этой моделью я не ощутил - все управляется нормально и дискомфорта не вызывает. Планер обладает достаточной устойчивостью, и управляемостью.
Пока писал, Flanker_13 уже ответил. Тем не менее элероны у мну на ушах, реагирует нормально.

Flanker_13

Да, получается, при правильной геометрии крыла и центровке, не важно, где расположены элероны, управление этой моделью очень комфортное. А это возможно, если делать всё по чертежам автора. ( я уже писал, как неохотно моя модель возвращается на землю. Очень летучая).

К стати у меня центровка чуть-чуть задняя. Совсем чуть-чуть. Возможно поэтому и управление такое хорошее. Но это решать гуру. Я в планерах человек новый

wws
Flanker_13:

чуть-чуть задняя. Совсем чуть-чуть.

А совсем чуть-чуть это сколько, в процентах… Я раньше тоже думал, что у меня заднее некуда, оказалось, что некоторые и на 56% летают. Я сейчас, правда не на обсуждаемом планере, но летаю в центровках от 45 до 48% (отношение расстояния от передней кромки до CG к корневой хорде)… И есть желание еще бы назад двинуть, да в ветер крыло лететь перестает (модель подвисать начинает)

TPEHAK

Вы зря так с задними центровками усердствуете, сдвигая назад ценрт тяжести, модель теряет в скорости и в аэродинамическом качестве, и начинает немного парашютировать.

flysnake
TPEHAK:

сдвигая назад ценрт тяжести, модель теряет в скорости и в аэродинамическом качестве, и начинает немного парашютировать.

Этот вопрос только что обсуждался в соседней ветке “Вопрос к знатокам”.
Результат обсуждения приблизительно следующий:
1 Скорость планера определяется не столько центровкой, сколько положением стабилизатора. Другими словами, при любой разумной центровке можно получить любую разумную скорость триммированием или переустановкой стабилизатора.
2 Центровка влияет на устойчивость и управляемость по тангажу. Сильно передняя центровка приводит к излишней устойчивости и склонности модели к колебаниям (разгон, зависание, клевок, разгон…). Излишне задняя приводит к недостаточной устойчивости по тангажу (например, после разгона сама не выходит из пикирования; если по какой-то причине задрался нос, то модель его сама не опустит, пока совсем не потеряет скорость…). Есть еще куча эффектов, усложняющих задачу настройки (я, например, действительно хорошо настраивать не умею).
В результате серьезная настройка центровки - дело сложное и индивидуальное (каждый спортсмен настраивает под себя). И требует ГРОМАДНОГО опыта.

LUX
flysnake:

В результате серьезная настройка центровки - дело сложное и индивидуальное (каждый спортсмен настраивает под себя). И требует ГРОМАДНОГО опыта.

позволю себе добавить: ИМХО, даже одинаковые модели планеров, но обтянутые разным материалом, после настройки могут иметь различие в центровке в 1-3 %. И настраиваю от передней центровки к задней, и при разных условиях то догружаю то разгружаю нос… Особо важно “попасть” в центровку у свободнолетов, но и радиомодели не помешает отлично настроенное положение ЦТ и деградации стабелизатора…

Lexey

Вчера удалось в первый раз полетать по-настоящему.

Загнал метров на 50-70, выключил мотор. Сначала шел неровно - разгон, нос чуть вверх, замедление, клевок, и снова разгон. С небольшой амплитудой. Пару щелчков триммером руля высоты - и он поплыл, гладко и неторопливо 😃

К ручкам можно вообще можно не прикасаться десятки секунд - сам летит! И только править курс если далеко улетает. Абсолютно непередаваемое ощущение 😁

Первое впечатление о тупости элеронов было ошибочным - управляется более чем адекватно.

Непонятно поведение с мотором - становится жутко вертким и плохо управляемым. Стремиться встать вертикально, при попытке выправить начинает заваливаться на крыло. Заставить лететь горизонтально или с пологим подьемом сложно. Не знаю в чем дело. Макс. тяга чуть больше массы, но я полный газ и не включал - максимум 2/3.

На третьем подлете случилась катастрофа. На высоте метров 20 чуть отвлекся - смотрю а он у меня идет вертикально вниз:o Сам не понимаю как такое получилось.
Нужно было выключить мотор и плавно выводить, но я, по опыту дракоши, просто дернул ручку на себя. Очень крутой выход из пике, крыло складывается, и метров с 10-15 все валится на землю 😦

Вообщем все восстановимо - вклеить мотораму и хвостовую балку, да переделать центроплан. Жалко только липольку - в гармошку. Пользоваться такой стремно, пришлось выбросить.

flysnake
Lexey:

Непонятно поведение с мотором - становится жутко вертким и плохо управляемым. Стремиться встать вертикально, при попытке выправить начинает заваливаться на крыло.

Если поведение в планирующем полете Вас устраивает, то поупражняйтесь с выкосом мотора. И летайте на небольшом газу. После предварительной настройки выкоса постепенно увеличивайте газ.

Lexey

В планирующем движении - ОЧЕНЬ устраивает 😁
Был впечатлен и заворожен 😃

Буду восстанавливать и приручать мотор

Lazy
flysnake:

После предварительной настройки выкоса постепенно увеличивайте газ.

Сначала шел неровно - разгон, нос чуть вверх, замедление, клевок, и снова разгон. С небольшой амплитудой. Пару щелчков триммером руля высоты - и он поплыл, гладко и неторопливо

Судя по предыдущим постам автора - у него крайне большой угол атаки. И скорее всего выкосом это вылечить не получится. Новичку сложно отрегулировать планер как дОлжно…Я бы советовал проверить в первую очередь центровку и угол атаки. И только потом заниматься выкосом. Планеры как таковые не особо чувствительны к этому 😃