Как можно летать выше-дальше?

Vad64

На картинке фрагмент барограммы моего полета сегодня, 21 мая.
Планер самодельный по проекту Lazy rcopen.com/forum/f37/topic102859 , оборудован самодельным вариометром и логгером.

По барограмме макс. высота около 460 м. При угле места 35-45 градусов (субъективно) удаление могло быть метров 600-800. Термик попался очень мощный, первый раз видел картину, когда в нем выпаривало не 2-3, а штук 20! птиц. Когда с моим зрением уже не мог разобрать ориентацию планера и начал вообще периодически терять его из вида, решил, что пора оттуда срочно линять (это первый пик 450 м на барограмме). Попытался по совету какой-то книжки взять руль высоты на себя и руль направления в сторону до отказа, чтобы свалить в подобие плоского штопора. Типа так можно быстро сбросить высоту без особых нагрузок на конструкцию, и при этом вращение помогает не потерять аппарат из виду. В теории звучало красиво, на практике этот планер штопорить отказался. (Последующие эксперименты показали, что при такой даче рулей он задирает нос с набором высоты, потом валится на хвост-крыло с потерей высоты, потом опускает нос, разгоняется, задирает нос и все повторяется). При этом я, видимо, попал близко к центру потока и вариометр верещал, как резанный, возвещая о подъеме, а не о спуске (еще набор до 460 на барограмме – это я «штопорю»). Немного запаниковав, загнал в пике, причем при полете «на себя» потерял планер из виду и угол снижения был непонятен. Разогнал под 80 км/ч, словил флаттер (слышно было аж оттуда). Вывел из пике все еще довольно высоко (350 м) и далеко от себя, а вариометр опять заверещал. Опять судорожное пике (под 100 км/ч), опять флаттер. Вывел (высота 200 м), потом еще пике и еще раз флаттер, на этот раз видел волны на обшивке крыла при отражении от солнца, страшное дело. Со 100 м, уже почти успокоившись, долетел и нормально сел. В-общем, адреналина было много.

Собственно, вопрос вот в чем. Как народ умудряется летать выше и дальше? Понятно, что нужны зрение и нервы. Но, возможно, есть какие-то рекомендации по пилотированию и/или настройкам планера, чтобы как можно дольше не терять его из вида и максимально быстро находить при потере? Как можно быстро и безопасно сбрасывать высоту, сохраняя при этом визуальный контакт? Буду признателен за советы, ссылки и т.д.

Steppen_Wolf

Ответ напрашивается сам собой.
Делать планер по второму проекту Lazy, где размах больше, и видно его будет дальше. 😃

soar
Vad64:

Собственно, вопрос вот в чем. Как народ умудряется летать выше и дальше? Понятно, что нужны зрение и нервы. … Как можно быстро и безопасно сбрасывать высоту, сохраняя при этом визуальный контакт? Буду признателен за советы, ссылки и т.д.

Ответ у Вас уже готов - зрение и нервы, все правильно. Плюс опыт, серьезный налет. Удаление, о котором Вы пишете - обычное дело для парящих планеров. Даже я бы сказал, еще не предельное. На таких удалениях и высотах при кружении в термике почти половина траектории спирали невидима из-за ракурса, освещения и прочих факторов.
Но посмотрите на пилотов - даже теряя из виду планер в данный конкретный момент времени, руки продолжают делать свое дело, а глаза уже ждут появления планера в предполагаемой точке!😃 Увы, как раз этот момент достигается именно долбежом, многими часами налета. Летая много и долго на высотах, где хорошо видно положение модели, мозг запомнит это и отработает в ситуации, когда зрение уже подводит.
А безопасно сбрасывать высоту и не беспокоиться ни о чем позволит разве что композитный планер, тут уж ничего не поделаешь. Или механизация. А лучше и то, и другое…😁

MxM

Мне не совсем понятно зачем загонять так далеко? где зрение уже подводит? каждому размаху своё предельное удаление…

И еще, почему бы заранее не настроить режим торможения, спуска, можно назвать как угодно, носом вниз с максимальным возможным углом без набора скорости? думаю метров 5-6 вертикальной вполне можно получить.

я у ребенка на всякий случай отобрал и положил в полетный чумадан бинокль.пока не пользовался ни разу 😉

lyoha
MxM:

Мне не совсем понятно зачем загонять так далеко? где зрение уже подводит? каждому размаху своё предельное удаление…

А термики редко приходят прямо к пилоту, и еще реже остаются на высоте 50 метров никуда не смещаясь. Начал летеь, поперло, не успал охнуть, а самолет улетел. Такое сплошь и рядом случается. У многих такая ситуация экстремальная.

Sens
MxM:

я у ребенка на всякий случай отобрал и положил в полетный чумадан бинокль.пока не пользовался ни разу 😉

Я пользовался.)) Экстрим! Самому с биноклем летать не вариант, только со штурманом. В общем загнал я планер (2м, самопал потолочный) в термик под облако и благополучно минут 10 смещался по ветру вместе с термиком. Когда начал терять визуальный контакт подключился штурман с биноклем 8х30. Далее полет по командам. Еще 5 мин. таким макаром накрутил. А потом штурман отвлекся и сам планер потерял. Бинокль для этих дел нужен стационарный, чтоб в руках не дрожал и большим полем зрения, градусов под 5-7. И желательно с изломом оптической оси под 45гр., а то шею свернуть можно. В общем после полуминуты лихорадочного поиска планера в небе, тот был благополучно найден, загнан в крутое пике на себя и выведен в зону визуального контакта.)))) Вердикт - одного раза достаточно. Больше не экспериментировал, отдал бинокль сынуле.)))
Но! Есть штучка интересная - монокуляр. Если сделать крепление, чтоб монокль на голове как-то закрепить, то можно и полетать. Одним глазом невооруженно, другим с увеличением. У нас таких моноклей не попадалось. Хочу из забугорья притащить. Цена - копейки. Вес - 50 гр.

Albert

Не удается загнать в штопор - может, просто руля поворота не хватает? Увеличить расход или площадь.

server28

Я иногда пользуюсь также отобранным у ребенка (!) оптическим прицелом. Вешаю на ремешок на шею и держу рукой, если что - бросаю, он болтается. Планер настроен и на высоте ручки можно отпускать смело. Им, кстати, расстояние до модели оценить можно. Я раньше писал об этом.

Очень хочется очки-бинокль. Такие продавали в “Детском мире” или в “Пионере” еще при старом режиме. Бинокуляр на шарнире, можно откинуть вверх (поворачивается на 90 гр.) и смотреть невооруженным глазом. А можно опустить - и смотреть в бинокль. Я тогда и не подозревал, для чего это нужно.

MihaD
MxM:

Мне не совсем понятно зачем загонять так далеко? где зрение уже подводит? каждому размаху своё предельное удаление…

+1.
Я, как только вижу, что загнал в термик и держусь, не дожидаясь дискомфорта ухожу и следующий искать начинаю.
Но если интерес - поставить рекорд высоты, тогда да - штурман с телескопом, а лучше два. 😃

Летаю на Изиглайдере с мотором и начинаю задумываться о чем-то побольше и полетучее.

soar
MihaD:

+1.
Я, как только вижу, что загнал в термик и держусь, не дожидаясь дискомфорта ухожу и следующий искать начинаю.

Если люди летают серьезно, то такие вольности на соревнованиях дорого могут стоить…Частенько бывает, что термик этот чуть ли не единственный в округе.😁

server28
MxM:

Мне не совсем понятно зачем загонять так далеко? где зрение уже подводит? каждому размаху своё предельное удаление…

😉

Дык чем выше, тем тянет вверх веселее. И размер термика больше, если представить его перевернутой воронкой. А под облако если залезть… Летом облака выше ходят, чем зимой и в межсезонье. Вот и лезешь туда. За приключеньями на неё, свою, родимую.

Vad64

Steppen Wolf:
Очень хочу планер больше. Но пока проблема с материалами. Да и полных чертежей еще нет.

MxM, MihaD :
Смысл таких полетов для меня лично – в испытании техники (на 90% самодельной) и в проверке пределов собственных возможностей. Да, можно летать недалеко и невысоко, зато безопасно. Но быстро надоедает и дух от этого не захватывает. А вот от полетов vovic-а rcopen.com/forum/f37/topic42591 дух захватывает даже от прочтения. Впрочем, понятно, что цели у всех могут быть разные. Меня, например, не очень привлекает спортивно-соревновательная сторона. Зато мне интересны технические аспекты обеспечения дальних полетов, вплоть до автономности.

Albert:
Площадь руля действительно невелика и отклонения у меня настроены совсем маленькие. Попробую увеличить.

Всем спасибо

Lazy
Vad64:

Да и полных чертежей еще нет.

И не будет…Кому они нужны?

Vad64
Lazy:

И не будет…Кому они нужны?

Я правильно понимаю, что постройка крыла является необходимым условием для получения в качестве бонуса чертежей всего остального? Или - вообще не будет?

И, кстати, попутно вопрос: флаттер на скорости выше 80 км/ч - это дефект моего изготовления или ожидаемо для той конструкции? Ничего не развалилось, впрочем.

lyoha

Вывести из термы можно слегка спикировав для набора скорости и в полупетле положимши планер на спину. Снижаться будет несколько поактивнее.

Vad64:

флаттер на скорости выше 80 км/ч - это дефект моего изготовления или ожидаемо для той конструкции?

А как скорость померяли?

SergeyFM
Vad64:

На картинке фрагмент барограммы моего полета сегодня, Попытался по совету какой-то книжки взять руль высоты на себя и руль направления в сторону до отказа, чтобы свалить в подобие плоского штопора. Типа так можно быстро сбросить высоту без особых нагрузок на конструкцию, и при этом вращение помогает не потерять аппарат из виду.

я так не пробовал на планере… мне показали и я сам стал делать так в подобной ситуации - элеронами давал крен 90 градусов и немного РВ на себя… и по спирали спокойно опускался без каких либо проблем…

Vad64
lyoha:

Вывести из термы можно слегка спикировав для набора скорости и в полупетле положимши планер на спину. Снижаться будет несколько поактивнее.
А как скорость померяли?

Чтоб положить на спину, надо его видеть хорошо. А хочется такой режим, чтобы можно было вслепую задавить ручки (тумблер), а оно бы спускалось потихоньку и крутилось при этом.

Скорость - вертикальная по вариометру. Но, поскольку пикирование было крутым, значение, вероятно, было близко к воздушной скорости. На картинке - фрагмент графика высоты и вертикальной скорости. Стрелкой отмечен момент, когда я принял решение сваливать.

cashin

У меня спойлер, с ним падает как бревно 😃
rcopen.com/forum/f37/topic98627/41
Вам просто нужно настроить режим на сброс высоты, подберите углы в полете экспериментально.

Lazy
Vad64:

Я правильно понимаю

После того, как были опубликованы чертежи - КТО НИБУДЬ его начал делать?
Реально - есть нужда, или просто в коллекцию чертежи?
Мне сидеть неделю и рисовать, что бы просто валялось на форуме?

флаттер на скорости выше 80 км/ч

Удивительно, что не рассыпалось в труху 😃 Мягкий лобик, толстый профиль…Вас спасла только эластичность конструкции, ибо самолётка эта ну никак не рассчитана на такие скорости 😃

MxM
Vad64:

…А хочется такой режим, чтобы можно было вслепую задавить ручки (тумблер), а оно бы спускалось потихоньку и крутилось при этом.

можно озвучить угол отклонения элеронов вниз/вверх?

вариант с штопорением я бы лично не использовал по одной причине. при входе в землю пострадает крыло.

почему я рассматриваю вариант входа в землю? а потому что у меня например failsafe настроен как раз на тормоз. то есть если планер улетел - при выключении пульта он будет тормозить и войдет в землю предсказуемо и я надеюсь с минимальными повреждениями для себя и окружающих…

при этом в режиме торможения он довольно устойчив.

Vad64
cashin:

У меня спойлер

Поздравляю! У меня нет спойлера. Как настроить режим на сброс высоты, какие углы подобрать экспериментально и как?

Vad64
Lazy:

Реально - есть нужда, или просто в коллекцию чертежи?

Владимир, решать Вам. Лично я буду по-любому пытаться строить. Пока вот проблемы с материалами. Бальза под наборную конструкцию была закуплена по старому списку, а сейчас с ней дефицит. Пенопласт строительный из магазинов - рассыпается от прикосновения.
Все устаканится, просто нужно время. Ну а сопровождать проект или нет - решать Вам.

Lazy

Вот как всё соберёте - пишите. Обсудим варианты, продумаем. Я не отказываюсь помочь, но хочу что бы это было на пользу. Даже одному человеку. Но работать в пустоту - это не ко мне.

Vad64
MxM:

можно озвучить угол отклонения элеронов вниз/вверх?

Вверх +35, вниз -8.
Штопорить в землю не подразумевается. Хочется иметь возможность сбрасывать высоту - безопасно для конструкции и разнообразно для восприятия.