Постройка планера, 4 метра.

cashin

Сделал перерасчет развесовки на вариант сервомашинок в хвосте.
Оказалось довольно интересно.

Старый расчет с сервами в начале широкой балки:

Баланс, как видно, на грани: не дотягивает 3 мм до цт по чертежу.

Диаграмма распределения моментов по отдельным деталям:

Покрупнее

Что в диаграмме по осям:
X = момент детали,
Y = координата расстояние до центра тяжести.

Каждый круг с числами обозначает массу и момент одной детали.
Радиус круга и голубое число — масса детали.
Зеленое число внутри — расстояние до линии центра тяжести.

Чем выше круг, тем ближе деталь к носу планера. Внизу на диаграмме, соответственно, хвостовые детали.
Точки, расположенные на плоскости слева, добавляют задней центровки, справа — добавляют передней.
Большой красный круг — вся масса. Если он в правой полуплоскости, то центровка передняя, в левой — задняя.

Задача диаграммы — визуально наглядно показать влияние каждой детали на центровку.
Сходу видно, за что имеет смысл бороться, эти детали обозначены на диаграмме самыми далеко расположенными кругами.

Теперь новый расчет:
две сервы в хвостах,
тонкая балка массой до 80 г,
общий силовой и нулевой провода,
избавление от двух тяжелых метровых боуденов
и хитрой системы крепления серв внутри основания балки.

Результат:

И для сравнения новая диаграмма:

Покрупнее

Ушло 100 грамм массы, к тому же при этом ЦТ переместился на 9 мм в правильную сторону.
Масса — за счет менее тяжелой балки, за счет необходимости ставить в хвост две более легких сервы, и избавление от некоторой мелочевки.
Слишком существенное облегчение, так что берем этот вариант.

Панели зашивки консолей

4 пластины бальзы 1 мм размером 1000 х 100 мм, для главных консолей, покрываются стеклом 30 г/м на ларите.
5 слоев у основания, в середине остается 4 слоя, и в конце консоли остается только 3 слоя.

Стекляшка диагонально уходит в момент

Толстый полиэтилен на стол

Стекло пропитано смолой, уложены деревяхи

И под пресс на сутки.
Результат:

145 грамм на зашивку двух метров крыла, ок.

Выбор серв в хвост

Найти что-то толщиной менее 12 мм выходит дороговато.
В принципе, 12-мм серва раздует участок обшивки длиной 3 сантиметра довольно немного относительно величины всего оперения (на пару миллиметров):

Нужны советы, стоит ли поискать все-таки потоньше и покруче и потратиться.
Вижу, что про установку серв в вертолеты пишут много, а про планеры в хвост как-то немного.
Отсюда лезут вопросы: Сколько денег имеет смысл выделить на задние сервы? Признаюсь, сейчас не горю желанием покупать что-то дорогое. Выбрать потяжелее или помощнее? Честно говоря, гиперион атласы — это конечно клево, но очень уж подозрительно легкие, и не видел отзывов с аналогичными ситуациями. На хс формально подходящие варианты по 10 долл. Брендовые нужной толщины — около 40 долл.

cashin

Медленно но верно крылья приближаются к финальному виду.
Перед зашивкой лобиков главных метровых консолей передние части корневых нервюр усиливаются изнутри фанерными дублерами, здесь будут фиксаторы крыла.

Так как угольная окантовка нервюр торчит над лонжероном, для замыкания контура обшивки Д-бокса надо нарастить промежутки между нервюрами. Тонкие бальзовые пластинки на циакрине.

Сначала верхняя поверхность.
Остекленная бальзовая панель фиксируется бумажной лентой и через пузырьковый пакет прессуется до застывания смолы.

Готово.

С обратной стороны та же фигня - окантовка нервюр возвышается над лонжероном, но меньше, чем сверху. Бальза для выравнивания не очень подходит, надо что-то потоньше. На помощь приходит лист стекла, наформованный в качестве эксперимента ранее. Нарезается на полоски, которых легко хватает для выравнивания линии приклеивания.

Полоски приклеиваются к лонжерону циакрином.

Перед закрытием нижней панели все стыки внутри промазываются тайтбондом.

Нижняя обшивка. Места стыков промазываются смолой, чтобы был легкий избыточный слой. Угольные окантовки нервюр также промазываются.

Через полчаса, когда все промазано и смола как раз начинает густеть - вдоль лонжерона быстро кладется полоска циакрина (смолы там нет). Прижатие обшивки по лонжерону и выравнивание. После этого остается намазать так же циакрином переднюю кромку, прижать, и аккуратно зафиксировать бумажной лентой.

Ок )

Надо нарастить до профиля под ошкуривание. Бальза 1.5 мм.

Гелем к торцам нервюр.

И заднюю кромку.

Консоли фиксируются на столе, кромки зашкуриваются.

Жесткость очень существенная, соответствует ожиданиям. Результат радует )

Судя по всему, запас веса, заложенный в расчетах, оказался чрезмерным. Прогноз полностью готового крыла со штырями приближается к отметке 1300 г, это на 100-150 г меньше чем заложено. Поэтому предполагаемая нагрузка на крыло без догруза ожидается в районе 25 г/дм2.

Wit

я сильна звиняюсь, я кнешна ф квадракоптирах не разбираюсь, но выж D-бокс хотели делать! а он де?

max83_05

Нее!!! Мне вот только не понятно с каких соображений отбортовка была на носиках??? Это же бред как минимум!Это раз, второе- зачем бальза по верх отбортовки на нервюрах??? Не ужели нельзя сделать так???

ViktorF

Ну бред - не бред, а двойная работа точно. Слишком мудреная конструкция получается.

cashin
max83_05:

Нее!!! Мне вот только не понятно с каких соображений отбортовка была на носиках??? Это же бред как минимум!Это раз, второе- зачем бальза по верх отбортовки на нервюрах??? Не ужели нельзя сделать так???

Вводит в заблуждение такое количество знаков препинания, поэтому не вполне понятно, утверждения это всё или вопросы.

Вообще я заметил такую деталь. Когда задаешь конкретный вопрос по делу, вопрос часто просто висит без ответа, народ смотрит но все ходят мимо. Но стоит показать готовый результат, мигом находятся люди, которые расскажут, что сделано не так. После драки кулаками не машут, ребята ) консоли почти готовы )

Также людям бывает сложно осознать, что что-то может быть сделано не так, как им видится в каком-то определенном варианте, и что могут существовать и существуют и другие варианты, которые имеют свои особенности и летают не хуже. Это будет показано на примере следующего вопроса:

max83_05:

Не ужели нельзя сделать так???

Максим, спасибо за схему, но, как видите по моим фотографиям, эти части уже давно готовы, и на ваш вопрос я могу ответить только одно: да, можно сделать так. Конечно. Вам встречный вопрос: какие еще схемы сборки крыла вы знаете? Можете привести другие принципиальные схемы? И мы перечислим успешные модели, сделанные по этим схемам.

Кстати, примененная мной схема лучше, чем показанная вами )

Вячеслав_Михеев:

но при этом куча вопросов

Задавайте 😉

Lazy

Дорогие коллеги моделисты.
Всё, что вы видите в данном топике, идеально иллюстрирует рассказ как НЕ НАДО строить планера…

V_tAL
Lazy:

Дорогие коллеги моделисты.
Всё, что вы видите в данном топике, идеально иллюстрирует рассказ как НЕ НАДО строить планера…

Почему так радикально?
Возможно не лучший проект для повторения, но посвоему интересный и жизнеспособный:)

Lazy
V_tAL:

Почему так радикально?

Жгучее и бессмысленное нагромождение технологий, материалов, бредовых идей…
Всё больше убеждаюсь, что строитель не понимает что и с какой целью лепит. Лишь бы лепить.
Лишь бы впихнуть не впихуяемое в один проект.
Всё, о чём слышал - всё в сюда!

cashin
Lazy:

Всё, что вы видите в данном топике, идеально иллюстрирует рассказ как НЕ НАДО строить планера…

V_tAL:

Возможно не лучший проект для повторения, но посвоему интересный и жизнеспособный

Все верно.
Я никому ничего не насаждаю, кроме предложения рассказывать о том, как правильно, и говорить по существу, вместо голословного выражения фи. У каждого есть своя голова на плечах. Посмотрев на детали процесса, кто-то увидит для себя что-то интересное, или наоборот, увидит, как делать не надо (что тоже интересно).

Что о проекте в целом, пока все сходится, значит планер будет. И это прикольно, потому что затевалось как эксперимент, а не пособие.
Если кому-то есть что сказать, подсказать, объяснить что неправильно — приветствуем. Ведь если уж есть такие волнующиеся за читателей — чтож вы им не помогаете? Аргументируйте, чтобы они видели, почему так строить нельзя и что именно. Или если сказать нечего — посмотрите как все будет доделано самостоятельно.

max83_05

встречный вопрос: какие еще схемы сборки крыла вы знаете? Можете привести другие принципиальные схемы? И мы перечислим успешные модели, сделанные по этим схемам.

По той схеме я строил крылья, когда то давно, самолёт который называется AVA. Много строили. Слыхали про такой? Только немножко по другому делал, кессон был на всю ширину лонжерона, а отбортовка в нахлёст сверху. По такой технологии уже лет 12 строю свободочные крылья. Это довольно распространённая схема каркаса крыла.
А схемы бывают с полностью жёсткой обшивкой, там кстати нервюры не тавруют под обшивкой как у вас! Наверное про такие тоже модели слышали?
С косыми нервюрами например, не распространённая технология.
Ну и наверное не стоит говорить про крылья с цельным пенопластовым сердечником? Или говорить? Ну металки от VF например, тоже весьма успешный проект.

И чем ваша лучше? Там что можно будет подпилить если разная высота получиться у консолей? Или обшивка лучше ляжет?(для юмора)

Без обид я просто общаюсь.

cashin
Вячеслав_Михеев:
  1. совершенно не понятно, зачем уголь под бальзой???

Тут два вопроса:
1.1 зачем уголь,
1.2 зачем он под бальзой.

Эта история еще с самого начала строительства.

Я решил сделать цельный композитный лонжерон. Высотой по высоте профиля. Крыло я решил делать наборным. Это сейчас я с интересом поглядываю на стройки с пеной, тогда я не представлял себе как делать крылья из пены и не был к этому готов. Такой вариант просто не рассматривался. Наборное крыло. Бальза.

Так как лонжерон цельный, нервюры надо резать на передние и задние части. Очень хотелось не испортить профиль через неправильное взаимное расположение переднего и заднего рядов нервюр.

Параллельно была мысль о том, что надо бы таврировать бальзовые нервюры для продольной жесткости углем.

Возникла идея, а почему бы не сделать цельный профиль, таврировать его полотном ламината целиком, и не порезать на дольки-нервюры. На месте лонжерона вырезается отверстие, и нервюрки насаживаются на лонжерон. И за счет угольных окантовок сохраняют профиль. Как идея очень забавно. Все это было сделано, фотки есть в начале темы. На деле оказалось непросто. Но в итоге получилось. Так что пока 1:0 в нашу пользу проекта, как ни крути ) Повторять не призываю, я строю для себя, а вы смотрите сами )

Соответственно, получился скелет крыла, состоящий из лонжерона и нервюр, все это в угле. Пока все в порядке, всё там где надо.

По второму пункту, почему уголь оказался под бальзой.
Вследствие предыдущего обстоятельства — такова конструкция нервюр.
Собственно, не вполне понимаю нервозности по этому поводу — весь набор полосочек весит несколько грамм, а приклеивание заняло несколько минут.

Так как лобик надо зашивать, зашивка и идет поверх угля, а куда же её.

Так как зашивка наращивает нервюры, то за лобиком профиль нужно продолжить бальзой такой же толщины. Что тоже весит несколько грамм, и занимает также несколько минут. Вообще не понимаю, где здесь люди видят проблему. К бальзе хорошо приклеится пленка, а также наличие этой бальзы позволяет зашкурить заднюю часть крыла идеально до профиля. Проблем ноль.

Вот так уголь оказался закрыт бальзой.

Зачем вообще продольные окантовки углем на нервюрах: они участвуют в увеличении жесткости крыла. При этом они не действуют хуже, находясь под миллиметровым слоем бальзы. Есть ли в этом сомнения?

Wit
cashin:

Что о проекте в целом, пока все сходится

Серёг, еси бы сходилось, стекло на циакрине подклеивать не пришлось бы, эта рас, два- то шо на циакрине к лонжерону прилеплено, а потом на него бальза сверху- это гарант компакной разборки крыла в воздухе, в обратной постройке последовательности… три- на кой ляд надо было на нервюры уголь так долго лепить, что бы потом всё это опять бальзой закрыть? глубинный смысил ф чём??? четыре- лонжерон долго ниткой свп мотал и циакрином её присобачил… шоб растрясло? или другая идея, не освящённая тута есчё? пять- хотел д-бокс делать, так и делал бы! какого лешего ты всё по отдельности крыть начал? или ты лобик теперь дюралевый лепить будешь?
Пральна Вова глаголет- фсё ф кучу, без особого смысла… деньхи выкинул за здря на матирьял и вагон времени угрохал… лучиб жене на эти бабки помаду лишнюю купил, а крыло по людски сделал… ужеб давно полетел бы…

Вячеслав_Михеев

Сергей
1 пленка ещё лучше клеиться к углю)))
2. лет так 25 назад такую технологию применяли в F1-A там не стеснялись угольные накладки клеить на лобик почти до передней кромки. А нервюры были спереди вырезаны под зашивку бальзой

cashin
max83_05:

И чем ваша лучше? Там что можно будет подпилить если разная высота получиться у консолей? Или обшивка лучше ляжет?(для юмора)

Вот чем:

  1. Я не смогу построить композитный кессон. Базовый материал - бальза, поэтому схема Авы, хоть геометрически и ок, но в реальности мне не подошла.
    Мне оказалась ближе схема лобика бабл-денсера с двумя листами бальзы.

  2. Окантовки нервюр там цепляются за лонжерон кончиками. У меня есть опасение, что я вряд ли приклеил бы их надежно с такой маленькой зацепкой. В моем случае окантовка полностью накрывает лонжерон, субъективно это показалось надежнее.

  3. Окантовки нервюр, которые идут от лонжерона вперед, добавляют жесткости д-боксу.

  4. В моем случае все дерево режется ножом, поэтому нет уверенности, что профиль окажется настолько точным, что его оклеить углем и готово. Ава серийная модель, вряд ли там нервюры режутся ножом ) Слой бальзы сверху дает шанс что-то исправить. И это пригодилось — сточил какую-то долю миллиметра.

  5. И лонжерон у меня чуть жестче - с диагональным стеклом, против одной кевларовой обмотки в показанной схеме.

То есть я в целом не представляю, как сделал бы крыло по показанной схеме, поэтому эта схема для меня и хуже ) Кому-то она лучше, кто-то вообще покупает готовый кессон. Что хотим, то и воротим.

Wit:

гарант компакной разборки крыла в воздухе, в обратной постройке последовательности

Есть ли адекватный стресс-тест, чтобы проверить прочность на земле? Что гадать, если оно ненадежно — то пусть сломается тут, и не терять времени. Если не сломается — полетит.

Вячеслав_Михеев:

1 пленка ещё лучше клеиться к углю)))

Ок. Лично я пока не пробовал.

Вячеслав_Михеев

Сергей Кашин- доделывайте его скорее, крыло уже готово, и переделывать смысла нет уже. А советы скорее уже на будущее

cashin
cashin:

Есть ли адекватный стресс-тест

Только не убийственный, так как у меня цель не форум развлечь, а летать, а нормальный тест для 4-метрового моторного планера 😃 Результаты будут продемонстрированы.

sasha2
Wit:

на циакрине к лонжерону прилеплено, а потом на него бальза сверху- это гарант компакной разборки

Извините за оффтопик…

Что у вас за циакрин такой хреновый? Я уже 3 года летаю на гонке, полностью склеенной только на циакрине (и угольные полки к вертикальнобальзовым стенкам тоже), и ничего не разбирается при перегрузках в десятки G.

Хотя слышал теорию, что у нас в Питере климат влажный и из-за этого циакрин не охрупчивается…

cashin
sasha2:

Извините за оффтопик…

По-моему, это вовсе не офтопик )
Виталий взволновал меня этим замечанием, надо устроить тест на прочность. Но просто в руках оно вообще никуда не гнется, доска доской. Надо как-то нагрузить.

Циакриновые соединения у меня тоже живут неплохо в нагруженных местах. Например, большой спойлер, собранный чисто на циакрине на угольной трубочке с бальзовыми ребрами - не развалился, применялся много.

Wit:

на кой ляд надо было на нервюры уголь так долго лепить

Несколько минут.

Wit:

всё это опять бальзой закрыть

Это не проблема, хотя как решение выглядит и не так красиво.

Wit:

лонжерон долго ниткой свп мотал и циакрином её присобачил… шоб растрясло

Ничего не будет. Проверено на предыдущей модели - выживало и в жестком флаттере, и в вертикальном падении на большой скорости. Фюз в смятку, крыло ок. В воздухе с этим крылом ничего не произойдет. А падать - я предполагаю этот планер не ронять вообще 😉

Wit:

хотел д-бокс делать, так и делал бы

Д-бокс означает схему с замкнутым лобиком крыла. Элемент с сечением в форме буквы D. Материалы - это уже частности. На последней фотографии показан д-бокс. Которому пока еще недостает передней кромки для полного счастья.