Постройка планера, 4 метра.

cashin

Например, летишь прямолинейно у земли и цепляешь кочку краем крыла.
Кочка мягкая, консоль без повреждений, но крутящий момент передается на пилон большим рычагом.
И вот это крутящее напряжение как раз неизвестное.

Скорость 10 м/с, предмет неподвижен.
Масса планера 3 кг.
фюзеляж, скажем, 1.5 кг.
Осевой момент инерции фюзеляжа я считал: 530 кг * мм2.
Расстояние от центра масс до точки касания 2 метра.
Расстояние между первым и последним болтами 140 мм.

Дополнено: осевой момент фюзеляжа, а я раньше писал “осевой момент планера”.
Только фюзеляжа.
Могу и крыло досчитать.

Udjin

Как заклепки на сдвиг считают.
Предел текчести на 0,25 и на количество заклепок.

То, что упадет на пилон, в экстремуме момент инерции на синус 115.
Итого на болт примерно 150 кил
Это за счет фюзеляжа.
Вывод - срежет. Если жестко закреплено.

И порознь считать не нать. Считайте суммарные моменты. И крыла и фюзеляжа.
Поскольку в худшем варианте, при поподании пули в голову - она отрывается от шеи а тело бежит дальше.
Т.е. моменты сил будут разнанправлены, а результирующий вектор посмотрите. В зависимости от рычага.

cashin

Пока не осилил, надо вечером спокойно подумать.

NIV
cashin:

Интереснее о крутящей нагрузке на пилон при ударе одной консолью. На той же скорости, встреча кочки концом крыла.

Зачем об этом думать? Вы планер строите что бы летать или что бы бить его об кочки?😁
Планер с таким размахом и нагрузкой прост в управлении и предсказуем на посадке. Он садится сам без напряга и ничего не зацепляет. Можно освоить посадку в руки.
По моему опыту самое сложное это первый полёт. Это задача со многими неизвестными. Важно что бы мотоустановка хорошо тянула, нужно уходить как можно круче. Что бы понять как он рулится и реагирует на ручки будут считанные секунды. После триммирования летать будет легко и понятно.
Что касается мощных потоков под облаками, так там на подлёте уже ясно что соваться не стоит-будут дрова.😈
Удачи!

cashin

Спасибо!
Расчеты пилона закончены.
Пилон целиком заполняться не будет, для полетов достаточно как сейчас выше крыши.
Внутри делается широкий контакт с фюзеляжем через ребра и шпангоуты,
снаружи - будет наверчено стеклоткани побольше.

cashin

Обновился план по внешнему виду.
Белая и черная сплошные, и красная прозрачная — пленка на крыло,
фюз белая краска, красная прозрачная пленка на хвост.

cashin

Работа с фюзеляжем.
Разметка на месте.

Шпангоуты клеятся из трех слоев трехслойной бальзовой фанеры 2.2 мм волокнами под углами 90 град.

Циркуль делся куда-то, замена.

Моторама из двух слоев жесткой березовой фанеры, три шпангоута из бальзовой, последний шпангоут из 6 слоев для установки хвостовой трубы.

Примерка.

Пустые корки фюза весят пока 205 г.

Снимаем движок с испытательной моторамы и примеряем на новую.

Вентиляция прямо в двигатель.

Шпангоуты вклеены, добавилось 40 г.

Все хозяйство в куче пока 300 г.

Балка со всем необходимым внутри — 96 г.

Примерка пилона.

В шпангоутах перед установкой были вырезаны отверстия для проводки и для снижения массы.

Шпангоут хвостовой трубы закрывается с одной стороны тонкой бальзой. Сторону, правда, конечно же перепутал — ошибся среди аж двух вариантов, но это не проблема )

Аналогично заклеен торец стыковочной трубы.
Когда фюз будет собран, в “чашечку” последнего шпангоута будет налита смола и вставлен торец трубы. Лишнее выдавится и заполнит промежутки между трубой и шпангоутом для плотного охвата. Тонкие две бальзовых пластинки будут выломаны после застывания, через трубу пройдет проводка в хвост.

Примерка половинок

Моторама сразу ставится на скошенный торец — выкос двигателя вниз.

Примерка балки. Еще ничего не склеено, но пока все сходится.

cashin

Стыки бальзы пилона изнутри промазаны тайтбондом.

Размечены линии для установки.

Подгонка плавных кривых отверстия для пилона.

Плашечка для распределения нагрузки от главных болтов.

Площадка в фюзеляж, березовая фанера. Будет два слоя.

Площадка упрется торцами в шпангоуты. Разметка места на шпангоутах.

Второй слой под болты.

Плашечка под заднюю гайку.

Бальзовые заполнители в пространство от площадки до верха фюзеляжа.
Часть с вертикальными волокнами — передача вертикальной перегрузки на корку фюзеляжа,
часть — с горизонтальными, для передачи крутящего напряжения от пилона.

Площадка приклеивается.

Пространство заполняется бальзой.

Бальза на месте. До шлифовки выглядит страшновато, но это нормально.

Последнюю гайку на место.

Готово к продолжению.

GSL

Что то мне ваш фюзеляж режет глаз неравнопрочностью. Хилая силовая обшивка. Посмотрите фото где хвостовая балка через мощные шпангоуты крепится к хилой бальзовой скорлупке. Понятно что в случае чего балка и шпангоуты уцелеют, превратив в щепки оболочку. Я бы добавил 4 - 6 достаточно мощных сосновых стрингеров. Которые бы разгрузили хрупкую бальзовую оболочку от изгиба и продольных усилий.

Это чисто мои субъективные впечатления. Я когда вижу конструкцию, представляю где она сломается. У хорошей конструкции это трудно определить. У вас видны слабые места.

Если предполагается оклейка фюзеляжа стеклом то все несколько меняется. Но не принципиально.

Serpent

Я не хотел писать, но мне тоже глаз режет…

cashin

Спасибо.

Собственно, фюз уже оклеен стеклом, причем с обеих сторон — сендвич, и довольно существенное количество. Внутри, подчеркну, тоже есть стекло — и конкретно в хвосте к тому же избыточно. Как раз где балка. Вероятно, это не очень видно на фотках, так как слой стекла тоньше чем бальза.

Когда установлю пилон, добавлю еще стекло поверх готового фюзеляжа, так что с полетными нагрузками все будет хорошо.

Подготовка к соединению половинок.

Бальзовые полоски (волокна поперечные) на участки половинок фюзеляжа, где не будет доступа после выпиливания кабины — чтобы сразу был хороший контакт между половинками.

Примерка центр-секции, семь раз отпей, один отъешь.

Нормалды.
Склеиваем.
Смола ларит, немного ваты на места контактов, прижатие, и 20 резиночек на стягивание.
Готово.

302 г.

Проверка пилона и трубы — все совпадает.

Разметим окошко для проводки — забыл выпилить заранее.

mexan

Прошу прощения, если пропустил, какой угол установки крыла? (относительно оси фюзеляжа)…

Удачи…

cashin

Выбирая угол, просто смотрел на дреловские модели с этим же профилем,
там 0 градусов по нижней плоской задней части профиля, думаю так и сделать.
Как думаете?

mexan

Наивыгодный угол атаки профиля ~ 3-4 градуса между вектором скорости набегающего потока и хордой профиля, если профиль плоско-выпуклый и достаточной толщины, то вполне может быть градуса 3 между хордой профиля и строительной осью фюзеляжа…

cashin

В моем случае — плоская часть по линии фюза — получается угол около 2 градусов.
Вовремя вы сказали!
Место контакта заднего болта нужно опускать на 4 мм, чтобы получить 3 градуса.

AIRDAN
cashin:

Выбирая угол, просто смотрел на дреловские модели с этим же профилем,
там 0 градусов по нижней плоской задней части профиля, думаю так и сделать.
Как думаете?

Всё правильно.
Делай по Дреле.
Угол 1.5-2 градуса.
Профиль то имеет наивыгоднейший угол на 3-4 градусах, а вот весь планер на 1.5-2

cashin
AIRDAN:

а вот весь планер на 1.5-2

Мне это кажется сомнительным.
Насколько я понимаю, в идеале — несёт только крыло.
Зачем какой-либо угол остальным частям планера?

Где можно про это почитать?

Wit
cashin:

Мне это кажется сомнительным.

креститься нада када кажется 😁

cashin:

Насколько я понимаю, в идеале — несёт только крыло. Зачем какой-либо угол остальным частям планера? Где можно про это почитать?

Сергей, если в гуугле тебя ещё не забанили, забей туда “угол скоса” потока и посмотри что это такое, для чего он нужен и с чем его едят…

cashin

Не забыть продырявить прощадку:

Смола с опилками.

Вклеивается.

Снаружи шов пилона проклеивается полосками стекла.

Застывшее замазывается шпаклевкой.

Просто так снимок нутра через отверстие двигателя.

Вырезается площадка пилона, фанерка.

Зализы пилона - ок.

Про угол установки крыла.

Делать “по Дреле” - не вполне корректный совет:
у одной модели того же Дрелы плоская часть AG35 идет по уровню балки, у другой - под углом к балке.

Надо принимать во внимание, на какой скорости пойдет планер, а это зависит так же от того, какая получится масса. Также нужно учитывать, на какую конкретно скорость будет оптимизирован угол крыла, ведь у аппарата диапазон скоростей, а не одна фиксированная. Планер, оптимизированный на быстрые переходы, будет иметь угол поменьше, чтобы делать быстрые переходы с меньшими потерями (минимальное сопротивление оперения и фюза), если на парение - угол ближе к большему, оптимальное положение фюзеляжа и руля высоты на небольшой скорости при парении. То есть “диапазон” означает бесконечное число возможных вариантов в определенных пределах.

Этот планер не будет очень легким. Значит, угол можно особо не задирать. Но и 0 градусов по нижней плоской кромке я посчитал маловатым. Это менее двух градусов по хорде.

Что делать.

Здесь V-хвост, причем направляющие штырьки уже вклеены.
Угол надо подбирать по крылу в полетах при триммировании. Сходу не скажешь.

В какую сторону настраивать угол.

Если выставить пилон на малый угол, например менее двух, как сейчас, то при необходимости его увеличения прийдется делать подкладку на переднюю часть площадки. А это нехорошо по аэродинамике. Передок должен быть чистым и прилегать плотно к крылу. Тогда можно заложиться на варьирование угла по заду площадки. Для этого угол надо сразу увеличить, например 3 градуса, и при необходимости наращивать заднюю часть пилона, где с аэродинамикой уже полегче - плоская и узкая часть. Это сведет необходимость что-то менять к минимуму.

Разметка угла установки крыла под 3 градуса.

Примерил площадочку, вживую оказалась великовата, надо сточить.

Фанерные накладки для снижения давления на болты.

Подбор толщины вставки для изгиба по профилю.

Еще поменьше.

Готовим к склейке.

cashin

Лоб центросекции закрывается бальзой, 1.5 мм

Передняя кромка и шпаклевка.

Стекляшка для жесткости.

Угольные полоски на торцы, и готово.

Площадка пилона — на тайтбонд.

Прилажена, сверху прижата прикрученным крылом.