Постройка планера, 4 метра.
По сопромату с бумагой как раз все прекрасно проходит. Только там много НО. После оклейки и пропитки ПВА, свойства меняются… хотя… Мне нужен практический опыт, может кто-то делал так и может рассказать о подводных камнях?
Тестовые заготовки имеют очень неплохую жесткость и прочность, намного превышающую обычную потолочку со скотчем. Это болванки из плотноо рыжего пенопласта оклеенные бумагой и с торцов заделанные деревянными нервюрами. Если взять как единицу измерения и прикинуть к тому же сопромату + наличие внутри лонжерона с текстолитовыми полками - вроде все должно быть отлично. Сам лонжерон держит мой вес (центроплан 1.3 метра), как у того мужика сидящего на супре.
Вопрос чисто практический - что будет если все крыло так сделать? есть ли откровенные баги в таком применении?
Делали такие крылышки, только небольшого размаха. (1.5м) Основная проблема - высушить, чтоб не повело и не покрутило. Пару моментов для себя определили:
- после шкурки все крыло тщательно помыть от мелкой пенопластовой пыли, иначе ПВА может и не пристать. В идеале, под душем все крыло. 😃
- бумагу пропитывать ПВА разведенным водой. Где-то 2-3 части клея, 1 воды. Надо смотреть по качеству ПВА.
- разглаживать бумагу без фанатизма, сильно не натягивать и только поперек крыла, вдоль нервюр. Размоченная бумага отлично тянется, а потом усаживается при высыхании.
- сушить горизонтально, но кромкой (например передней) вверх в тени без сквозняков. Для равномерного высыхания, чтоб не покрутило.
- бумагу брать с запасом и на краях обязательно соединять верхнюю и нижнюю обшивки, иначе при высыхании она сползет с ядра. Получаются волны, которые заново размочить и приклеить довольно сложно.
Как эта технология поведет себя на крыльях большого размаха с мощным лонжероном - не могу сказать. Но точно знаю, когда бумага высыхает и усаживается - возникает страшная сила. 😃
Основная проблема - высушить, чтоб не повело и не покрутило.
Это реально большая проблема. Имхо, если нет под рукой стекла, надо обклеивать чем бог пошлет. но все равно на смоле.
В случае же. если есть несущий лонжерон и соединительный пенал- внутри него, а также лонжнроны центроплана и ушей- качественно соединены, то вся нагрузка идет на них. И в общем, все равно, что там к лонжерону прилеплено и какой оно прочности.
Одно не могу понять- разве в Томск не шлют интернет магазины посылку? Впрочем, это- оффтоп. 😃
Возвращаясь к конструкции квадратного соснового лонжерона и его расчета. Сегодня нашел предел прочности на сжатие стеклотекстолита 9,5 кг/мм2, 95 МПа. В процессе изготовления лонжерона из стеклотекстолита смущает два момента: 1-сложность обеспечения качественного клеевого шва такой тонкой стенки, 2-если использовать как усиление сосновой полки, слишком большая разница по гибкости материалов, ухудшает совместную работу.
Прошу посмотреть другой вариант и высказать свои соображения:
Если сделать из стеклопластика пластину 0,6мм по технологии, рассказанной пару месяцев назад Ромашиным (заформовать между двух стекол). Разрезать на пластинки 40мм посередине и 20 мм на концах, длина 1500мм - по длине центроплана. И приклеить на полки лонжерона для усиления. Несущая способность лонжерона удваивается и получается 20 * от номинала, где то 40 - 45 кг? Правда и вес 80-100г+?
из стеклопластика пластину 0,6мм по технологии, рассказанной пару месяцев назад Ромашиным
Есть ссылочка?
предел прочности на сжатие стеклотекстолита 9,5 кг/мм2, 95 МПа.
маловато будет! где то под 25кг на мм2. точно должно быть. www.rosizolit.ru/BASB/imp/DurostonUPM203imp.php
А зачем между стёкол?
Чтобы оно вышло идеально блестящее и чтобы потом поиметь гемор с зачисткой и качественной приклейкой полок???
проще и надёжней на стекле(если уж так хочется) пропитать полосу ткани, положить сверху полки и прижать сверху …тоже стеклом с пропитанным куском))))
13.04.2011 03:27 #256 Сергей - это по поводу изготовления пластин из стеклопластика.
Юра, в трех местах по гуглу находил: На растяжение 230 МПа, на сжатие 95 МПа, на изгиб вроде совпадает (полеэфирный стеклотекстолит). Где-же правда? По твоей ссылке было-бы хорошо.
Андрей, согласен с поправкой. Возможен вариант укладки дополнительных слоев стеклоткани по лонжерону во время формования оболочки по позитивной технологии.
И еще один момент. Это по поводу жесткости на скручивание. Из моего маленького опыта, сложилось впечатление, что жесткости позитивного крыла на скручивание достаточно по умолчанию. Система: лонжерон, сплошная жесткая обшивка всего крыла + сердечник, наверно всяко лучше на жесткость чем лонжерон + зашитый лобик.
Из моего маленького опыта, сложилось впечатление, что жесткости позитивного крыла на скручивание достаточно по умолчанию.
поддерживаю. Пенное ядро после обклейки даже относительно тонким стеклом, на кручение становится… такой себе доской . Для наших скоростей- хватит с огромным запасом.
Ну вот началась вторая серия)
“СЕРДЦЕ” центроплана готово))Использовал пеноплекс - оранжевый,ушло 2 листа,у нас стоит 200р за штуку.Изготовил вот такую простейшую пено резку , нить нихром,в качестве Латра- пилотажевская зарядка режим никень кадмий 2.2 ампера-резжет супер.
Рабочая часть -пено резки 60 см,поэтому резал по 2 детали на каждое крыло,потом склеивал между собой
делал промежуточный шаблон
весит все 180 грамм,теперь нужно лонжерон думать)
Антон, у тебя получилось круто! я когда вырезал - запорол 2 комплекта…всё время получалась на этом рыжем пенопласте этакая КАРАМЕЛЬ…твёрдые участки спечёного пенопласта…
Про лонжерон:
у тебя центроплан будет прикручиваться болтами к фюзеляжу, а УХИ на штырях в центроплан???
УХИ по 1 м???
Антон, у тебя получилось круто!
Я извел один лист тоже вначале ,потом прирезался сам,но были косяки,трудно контролировать одну и другую сторону, получались волны,а потом привлёк жену,она ведет и следит одну сторону ,а я вторую)
болтами к фюзеляжу
думаю нет,как и было на штырях и потом сверху скотч,держит нормально, болты не получитьчся по конструкции
УХИ по 1 м
да,хочу старые оставить
как считаете 2 штыря диаметром 16мм-1000мм пойдут в качестве несущих?или нужно стальные?
как считаете 2 штыря диаметром 16мм-1000мм пойдут в качестве несущих?или нужно стальные?
Штыри или трубки?
Вообще при 16 мм может даже и одной угольной трубы хватить. Смотря на какое ускорение и вес фюза.
Если для полного отжига - двух должно хватить. Я бы не волновался. Только с толстой стенкой трубы, не менее 2 мм.
Штыри или трубки?
Штыри,на братиславке вроде есть по 1070 за штуку,у меня уже какая то мания,прочнее,прочнее)))наши моделисты смеются надо мной
Думаю если штыри то достаточно двух 14мм.
Штыри,на братиславке вроде есть по 1070 за штуку
Штыри жесть ) Одного вроде должно хватить ) Скорее развалится остальное )
Один штырь 16 мм даст возможность пережить перегрузки 13g с двойным запасом прочности (26 разрушающая) на данном крыле с фюзом массой 2 кг.
Два штыря по 14 мм в сумме дадут возможность 17g, тоже с двойным запасом прочности (34 всего).
Один штырь вообще проще, наверное, интегрировать в крыло, чем два. Выбирать между ними, скорее всего, уже по каким-то качествам удобства, веса и стоимости.
Да, с одним штырем проще, сразу его между полок и все, а 2 надо еще жестко увязать с лонжероном, иначе вывернет их с кусками нервюр и обшивки, а лонжерон останется целым.
Антон,
ты подумай, не торопись с этими трубками…
В общем, лучше сделать цетроплан неразъёмным.
Понимаешь, ВЕСЬ изгибающий момент твоей каждой 2м консоли будет максимальным именно в месте разъёма посередине.
…а он там ОГОГО!!!
Я понимаю, что ты хочешь разборные крылья, которые занимают мало места…
Но подумай, что иметь отъёмную часть консоли длиной меньше, чем фюзеляж -НЕЦЕЛЕСООБРАЗНО.
Ведь, все равно, ты возишь (или носишь) ВСЕ части самолёта вместе…
неразъёмный центроплан позволит уменьшить массу крыла ОЧЕНЬ сильно…
Представь:
Пусть у тебя центроплан будет 1500, а ухи -по 1250мм.
чтобы выдержать изгибающий момент от консоли 1250 мм- штыри нужны совсем простые…обычная дюралевая пластина 2мм сделает это не напрягаясь…а ресурс у неё- бешенный.
Теперь центроплан…
режешь вдоль , по будущему месту лонжерона свои крутые пенопластины.
делаешь лонжерон…он получится прямой и без лишних стыков. А значит- всё просто надёжно элегантно( и всё такое…)
как вариант можно предложить фанерную стенку(или там стеклопластик) , а в середине приклепать дюралевую пластину.
или, …дюралевую стенку 0,5 с приклёпанными дюралевыми полками из уголка.
или …отформовать на П-образном швеллере из стеклоткани П-образный лонжерон.
В любом случае- труба работает на изгиб хуже, чем тавр, двутавт, П-образный и др. вариации на тему.
Крутые карбоновые трубы обладают слишком высокими характеристиками…и выключит из работы остальную конструкцию, которая повиснет на них как сопли…
И вообще…что вы все привязались к этой перегрузке???
В детстве мы все делали и запускали коробчатый воздушный змей.
при полёте на нём возникают порой дурные усилия порядка 10 кг… а вес змея дай Бог грамм 100-150
Какая перезрузка??? А!?
НИ одного кусочка карбона- только пара сосновых реек 5х5мм немного лавсана и ниток…
при полёте на нём возникают порой дурные усилия порядка 10 кг… а вес змея дай Бог грамм 100-150
Какая перезрузка??? А!?
10000 г / 150 г = 66 g, довольно неплохая перегрузка, Андрей? 😃
Если посчитать силовую конструкцию, которая держит форму змея, вряд ли там будут чудеса. В крыле карбон из-за малой толщины конструкции, которая должна держать это напряжение. В коробчатом змее гораздо меньше рычаги сил.
Блин, а я о чём толкую уже три страницы???))))))
человек применяет трубы на изгиб.
Причём,(я уверен) эти трубы имеют диаметр гораздо меньше, чем строительная высота профиля.
Что это значит???
Только то, что с несущей обшивкой(а она таковой предполагается самой концепцией пенотехнологи) эта трубка НЕ БУДЕТ соединена!
ВОТ!
И получится у парня крыло №2 с родовой болезнью крыла№1 (там тоже лонжерон с обшивкой не жёстко связан)
Ну и всё! Антоха грохнет второе крыло, разочаруется в больших планерах и всё…потеряем бойца…
А парень хороший!
Вон какой здоровый ероплан отгрохал!
Один штырь 16 мм даст возможность пережить перегрузки 13g с двойным запасом прочности
Уже при меньшей перегрузке этот штырь промнёт окружающую его пену и вылезет через обшивку.
Думать надо не о штыре как таковом. а о способе распределения нагрузки по плоскости обшивки. Broken Man дело говорит, между прочим…
Квадрат наподобие применяемым на спортивных планерах - может и перебор, но вот о прочем подумать стоит.
Никто ж не говорит, что не нужно думать обо всем остальном. Но не нужно отворачиваться от той простой вещи, что соединительный элемент в месте соединения является единственным, что связывает две консоли. Соединительный элемент должен держать нагрузку. Это необходимое условие. Но не достаточное )
Крылья сами по себе тоже должны держать целый ворох соответствующих нагрузок. Это не отменяет требования к соединительному элементу. И по простым расчетам, которые, благодаря честной матери природе, действуют на всех одинаково, примерно понятно, что в центре такого крыла любая штука слабее 16-мм штыря в качестве соединителя будет выглядеть подозрительно.
Человек же что? Человек говорит: сломался штырь.
Рассчитать правильный штырь - первое, что нужно сделать, а под него уже думать все остальное. Посмотрите, какого размера штырь сломался. И человек особо не лихачил.
Дмитрий, а вы представили, что 16-мм штырь будет вставлен напрямую в пену чтоли?!
%-//
Конечно же соединительный элемент не должен вчистую упираться в обшивку. Штырь в трубу, трубу в прямоугольный пенал (из чего - могут быть варианты, фанерный бокс), на пенал сверху и снизу заплаты стекла или угля, или лонжеронная полка - смотря какая, потом обшивка. Получается плавный перенос напряжения. Разные могут быть варианты. Зачем же напрямую к обшивке. Да и сколько еще надо нюансов учитывать в крыльях - мама не горюй. Куда там штырь. Его посчитал по формулам и готово.
Также для предотвращения прорыва обшивки или чего там установлено надо делать штырь адекватной длины - должен погружаться примерно на 10 % той длины крыла, которую держит, например.