Постройка планера, 4 метра.

Jurgen
VVS2:

По сопромату с бумагой как раз все прекрасно проходит. Только там много НО. После оклейки и пропитки ПВА, свойства меняются… хотя… Мне нужен практический опыт, может кто-то делал так и может рассказать о подводных камнях?
Тестовые заготовки имеют очень неплохую жесткость и прочность, намного превышающую обычную потолочку со скотчем. Это болванки из плотноо рыжего пенопласта оклеенные бумагой и с торцов заделанные деревянными нервюрами. Если взять как единицу измерения и прикинуть к тому же сопромату + наличие внутри лонжерона с текстолитовыми полками - вроде все должно быть отлично. Сам лонжерон держит мой вес (центроплан 1.3 метра), как у того мужика сидящего на супре.
Вопрос чисто практический - что будет если все крыло так сделать? есть ли откровенные баги в таком применении?

Делали такие крылышки, только небольшого размаха. (1.5м) Основная проблема - высушить, чтоб не повело и не покрутило. Пару моментов для себя определили:

  1. после шкурки все крыло тщательно помыть от мелкой пенопластовой пыли, иначе ПВА может и не пристать. В идеале, под душем все крыло. 😃
  2. бумагу пропитывать ПВА разведенным водой. Где-то 2-3 части клея, 1 воды. Надо смотреть по качеству ПВА.
  3. разглаживать бумагу без фанатизма, сильно не натягивать и только поперек крыла, вдоль нервюр. Размоченная бумага отлично тянется, а потом усаживается при высыхании.
  4. сушить горизонтально, но кромкой (например передней) вверх в тени без сквозняков. Для равномерного высыхания, чтоб не покрутило.
  5. бумагу брать с запасом и на краях обязательно соединять верхнюю и нижнюю обшивки, иначе при высыхании она сползет с ядра. Получаются волны, которые заново размочить и приклеить довольно сложно.

Как эта технология поведет себя на крыльях большого размаха с мощным лонжероном - не могу сказать. Но точно знаю, когда бумага высыхает и усаживается - возникает страшная сила. 😃

iurka
Jurgen:

Основная проблема - высушить, чтоб не повело и не покрутило.

Это реально большая проблема. Имхо, если нет под рукой стекла, надо обклеивать чем бог пошлет. но все равно на смоле.
В случае же. если есть несущий лонжерон и соединительный пенал- внутри него, а также лонжнроны центроплана и ушей- качественно соединены, то вся нагрузка идет на них. И в общем, все равно, что там к лонжерону прилеплено и какой оно прочности.
Одно не могу понять- разве в Томск не шлют интернет магазины посылку? Впрочем, это- оффтоп. 😃

Евгений_Николаевич

Возвращаясь к конструкции квадратного соснового лонжерона и его расчета. Сегодня нашел предел прочности на сжатие стеклотекстолита 9,5 кг/мм2, 95 МПа. В процессе изготовления лонжерона из стеклотекстолита смущает два момента: 1-сложность обеспечения качественного клеевого шва такой тонкой стенки, 2-если использовать как усиление сосновой полки, слишком большая разница по гибкости материалов, ухудшает совместную работу.
Прошу посмотреть другой вариант и высказать свои соображения:
Если сделать из стеклопластика пластину 0,6мм по технологии, рассказанной пару месяцев назад Ромашиным (заформовать между двух стекол). Разрезать на пластинки 40мм посередине и 20 мм на концах, длина 1500мм - по длине центроплана. И приклеить на полки лонжерона для усиления. Несущая способность лонжерона удваивается и получается 20 * от номинала, где то 40 - 45 кг? Правда и вес 80-100г+?

cashin
Евгений_Николаевич:

из стеклопластика пластину 0,6мм по технологии, рассказанной пару месяцев назад Ромашиным

Есть ссылочка?

Broken_Man

А зачем между стёкол?

Чтобы оно вышло идеально блестящее и чтобы потом поиметь гемор с зачисткой и качественной приклейкой полок???

проще и надёжней на стекле(если уж так хочется) пропитать полосу ткани, положить сверху полки и прижать сверху …тоже стеклом с пропитанным куском))))

Евгений_Николаевич

13.04.2011 03:27 #256 Сергей - это по поводу изготовления пластин из стеклопластика.
Юра, в трех местах по гуглу находил: На растяжение 230 МПа, на сжатие 95 МПа, на изгиб вроде совпадает (полеэфирный стеклотекстолит). Где-же правда? По твоей ссылке было-бы хорошо.
Андрей, согласен с поправкой. Возможен вариант укладки дополнительных слоев стеклоткани по лонжерону во время формования оболочки по позитивной технологии.
И еще один момент. Это по поводу жесткости на скручивание. Из моего маленького опыта, сложилось впечатление, что жесткости позитивного крыла на скручивание достаточно по умолчанию. Система: лонжерон, сплошная жесткая обшивка всего крыла + сердечник, наверно всяко лучше на жесткость чем лонжерон + зашитый лобик.

iurka
Евгений_Николаевич:

Из моего маленького опыта, сложилось впечатление, что жесткости позитивного крыла на скручивание достаточно по умолчанию.

поддерживаю. Пенное ядро после обклейки даже относительно тонким стеклом, на кручение становится… такой себе доской . Для наших скоростей- хватит с огромным запасом.

Кужовник_Антон

Ну вот началась вторая серия)

“СЕРДЦЕ” центроплана готово))Использовал пеноплекс - оранжевый,ушло 2 листа,у нас стоит 200р за штуку.Изготовил вот такую простейшую пено резку , нить нихром,в качестве Латра- пилотажевская зарядка режим никень кадмий 2.2 ампера-резжет супер.
Рабочая часть -пено резки 60 см,поэтому резал по 2 детали на каждое крыло,потом склеивал между собой

делал промежуточный шаблон

весит все 180 грамм,теперь нужно лонжерон думать)

Broken_Man

Антон, у тебя получилось круто! я когда вырезал - запорол 2 комплекта…всё время получалась на этом рыжем пенопласте этакая КАРАМЕЛЬ…твёрдые участки спечёного пенопласта…

Про лонжерон:

у тебя центроплан будет прикручиваться болтами к фюзеляжу, а УХИ на штырях в центроплан???

УХИ по 1 м???

Кужовник_Антон
Broken_Man:

Антон, у тебя получилось круто!

Я извел один лист тоже вначале ,потом прирезался сам,но были косяки,трудно контролировать одну и другую сторону, получались волны,а потом привлёк жену,она ведет и следит одну сторону ,а я вторую)

Broken_Man:

болтами к фюзеляжу

думаю нет,как и было на штырях и потом сверху скотч,держит нормально, болты не получитьчся по конструкции

Broken_Man:

УХИ по 1 м

да,хочу старые оставить

как считаете 2 штыря диаметром 16мм-1000мм пойдут в качестве несущих?или нужно стальные?

cashin
Кужовник_Антон:

как считаете 2 штыря диаметром 16мм-1000мм пойдут в качестве несущих?или нужно стальные?

Штыри или трубки?

Вообще при 16 мм может даже и одной угольной трубы хватить. Смотря на какое ускорение и вес фюза.
Если для полного отжига - двух должно хватить. Я бы не волновался. Только с толстой стенкой трубы, не менее 2 мм.

Кужовник_Антон
cashin:

Штыри или трубки?

Штыри,на братиславке вроде есть по 1070 за штуку,у меня уже какая то мания,прочнее,прочнее)))наши моделисты смеются надо мной

Ясон

Думаю если штыри то достаточно двух 14мм.

cashin
Кужовник_Антон:

Штыри,на братиславке вроде есть по 1070 за штуку

Штыри жесть ) Одного вроде должно хватить ) Скорее развалится остальное )

Один штырь 16 мм даст возможность пережить перегрузки 13g с двойным запасом прочности (26 разрушающая) на данном крыле с фюзом массой 2 кг.
Два штыря по 14 мм в сумме дадут возможность 17g, тоже с двойным запасом прочности (34 всего).

Один штырь вообще проще, наверное, интегрировать в крыло, чем два. Выбирать между ними, скорее всего, уже по каким-то качествам удобства, веса и стоимости.

Ясон

Да, с одним штырем проще, сразу его между полок и все, а 2 надо еще жестко увязать с лонжероном, иначе вывернет их с кусками нервюр и обшивки, а лонжерон останется целым.

Broken_Man

Антон,

ты подумай, не торопись с этими трубками…

В общем, лучше сделать цетроплан неразъёмным.

Понимаешь, ВЕСЬ изгибающий момент твоей каждой 2м консоли будет максимальным именно в месте разъёма посередине.
…а он там ОГОГО!!!

Я понимаю, что ты хочешь разборные крылья, которые занимают мало места…
Но подумай, что иметь отъёмную часть консоли длиной меньше, чем фюзеляж -НЕЦЕЛЕСООБРАЗНО.

Ведь, все равно, ты возишь (или носишь) ВСЕ части самолёта вместе…

неразъёмный центроплан позволит уменьшить массу крыла ОЧЕНЬ сильно…
Представь:

Пусть у тебя центроплан будет 1500, а ухи -по 1250мм.

чтобы выдержать изгибающий момент от консоли 1250 мм- штыри нужны совсем простые…обычная дюралевая пластина 2мм сделает это не напрягаясь…а ресурс у неё- бешенный.

Теперь центроплан…
режешь вдоль , по будущему месту лонжерона свои крутые пенопластины.

делаешь лонжерон…он получится прямой и без лишних стыков. А значит- всё просто надёжно элегантно( и всё такое…)

как вариант можно предложить фанерную стенку(или там стеклопластик) , а в середине приклепать дюралевую пластину.

или, …дюралевую стенку 0,5 с приклёпанными дюралевыми полками из уголка.

или …отформовать на П-образном швеллере из стеклоткани П-образный лонжерон.

В любом случае- труба работает на изгиб хуже, чем тавр, двутавт, П-образный и др. вариации на тему.

Крутые карбоновые трубы обладают слишком высокими характеристиками…и выключит из работы остальную конструкцию, которая повиснет на них как сопли…

И вообще…что вы все привязались к этой перегрузке???

В детстве мы все делали и запускали коробчатый воздушный змей.

при полёте на нём возникают порой дурные усилия порядка 10 кг… а вес змея дай Бог грамм 100-150

Какая перезрузка??? А!?
НИ одного кусочка карбона- только пара сосновых реек 5х5мм немного лавсана и ниток…

cashin
Broken_Man:

при полёте на нём возникают порой дурные усилия порядка 10 кг… а вес змея дай Бог грамм 100-150

Какая перезрузка??? А!?

10000 г / 150 г = 66 g, довольно неплохая перегрузка, Андрей? 😃

Если посчитать силовую конструкцию, которая держит форму змея, вряд ли там будут чудеса. В крыле карбон из-за малой толщины конструкции, которая должна держать это напряжение. В коробчатом змее гораздо меньше рычаги сил.

Broken_Man

Блин, а я о чём толкую уже три страницы???))))))

человек применяет трубы на изгиб.

Причём,(я уверен) эти трубы имеют диаметр гораздо меньше, чем строительная высота профиля.

Что это значит???
Только то, что с несущей обшивкой(а она таковой предполагается самой концепцией пенотехнологи) эта трубка НЕ БУДЕТ соединена!
ВОТ!

И получится у парня крыло №2 с родовой болезнью крыла№1 (там тоже лонжерон с обшивкой не жёстко связан)

Ну и всё! Антоха грохнет второе крыло, разочаруется в больших планерах и всё…потеряем бойца…
А парень хороший!
Вон какой здоровый ероплан отгрохал!

Serpent
cashin:

Один штырь 16 мм даст возможность пережить перегрузки 13g с двойным запасом прочности

Уже при меньшей перегрузке этот штырь промнёт окружающую его пену и вылезет через обшивку.
Думать надо не о штыре как таковом. а о способе распределения нагрузки по плоскости обшивки. Broken Man дело говорит, между прочим…
Квадрат наподобие применяемым на спортивных планерах - может и перебор, но вот о прочем подумать стоит.

cashin

Никто ж не говорит, что не нужно думать обо всем остальном. Но не нужно отворачиваться от той простой вещи, что соединительный элемент в месте соединения является единственным, что связывает две консоли. Соединительный элемент должен держать нагрузку. Это необходимое условие. Но не достаточное )

Крылья сами по себе тоже должны держать целый ворох соответствующих нагрузок. Это не отменяет требования к соединительному элементу. И по простым расчетам, которые, благодаря честной матери природе, действуют на всех одинаково, примерно понятно, что в центре такого крыла любая штука слабее 16-мм штыря в качестве соединителя будет выглядеть подозрительно.

Человек же что? Человек говорит: сломался штырь.

Рассчитать правильный штырь - первое, что нужно сделать, а под него уже думать все остальное. Посмотрите, какого размера штырь сломался. И человек особо не лихачил.

Дмитрий, а вы представили, что 16-мм штырь будет вставлен напрямую в пену чтоли?!
%-//
Конечно же соединительный элемент не должен вчистую упираться в обшивку. Штырь в трубу, трубу в прямоугольный пенал (из чего - могут быть варианты, фанерный бокс), на пенал сверху и снизу заплаты стекла или угля, или лонжеронная полка - смотря какая, потом обшивка. Получается плавный перенос напряжения. Разные могут быть варианты. Зачем же напрямую к обшивке. Да и сколько еще надо нюансов учитывать в крыльях - мама не горюй. Куда там штырь. Его посчитал по формулам и готово.

Также для предотвращения прорыва обшивки или чего там установлено надо делать штырь адекватной длины - должен погружаться примерно на 10 % той длины крыла, которую держит, например.