Сборрка Supra PRO

nontype

Приобретена недостающая серва S9650, и удалось все примерить. Дефицит свободного места заставил сделать несколько доработок.

  1. Куплено грузило в рыболовном магазине. Распилил в нужных пропорциях и с помощью молотка и «наковальни» придал близкую форму носика Супры ПРО. Немного изоленты и упаковочного материала «добавили» правильной формы. Вес грузов получился 36,6 😉 (надеюсь болеть не будет) и 50,2 грамма;
  2. Т. к. АКБ встает вплотную к серве, пришлось по другому вывести провода (заодно возможность показать внутренности батареи). Произведенная примерка позволяет завершить подготовку АКБ, одев его в шубу.

nontype
  1. Т. к. сервы S9602 и S9650 по размеру подходят без запаса лишних миллиметров, пришлось бороться за каждые 0,5 мм. Что выразилось в смещении S9650 влево на 1,5 мм, для исключения задевания наконечника тяги S9602 и качалки S9650. Вилки были сточены с одной стороны на 0,5 мм.
  2. Установил груз 50,2 грамма в нос, АКБ и примерил кронштейн с сервами – все прекрасно встало;
  3. Проводку пришлось немного доработать – подогнать по месту укладки, заменить минусовой провод для уменьшения толщины;
  4. Проводка была закреплена скотчем на кронштейне и сервами, для удобства и исключения зажевывания при установке в носовую часть;
  5. Кронштейн с проводкой легко встал на свое место, затем были выведены разъемы центроплана;
  6. Приемник установлен на свое место с прокладкой усов антенн. В кронштейне сделано отверстие для одной антенны в целях обеспечения перпендикулярности усов антенн;
  7. Примерка балласта позволяет с зазором 1 мм относительно качалки устанавливать его на свое место;
  8. Центровка 97 мм, при добавлении 15 грамм - 94 мм;
  9. Полный вес 1930 грамм.

nontype
  1. Необходимо расточить проемы тяг консолей напротив кабанчиков (см. фото);
  2. Кабанчики элеронов вкручиваются до упора на клей, можно подобрать к каждому элерону такой кабанчик, чтобы он закручивался с дотягом на пол-оборота (срез под вилку на кабанчиках не симметричен, положение см. на предыдущие фото);
  3. Вилки на тяги накручиваются с «трудом» - помогает пара пассатиж;
  4. На каждой вилке надевающейся качалку сервы, вытачивается выемка с одной стороны, увеличивающая угол наклона тяги относительно плеча качалки (см. фото);
  5. В качалках серв используется 1 отверстие, от нейтрального положения качалка поворачивается относительно нейтрального положения в сторону кабанчика на 2 зубца (см. фото);
  6. Длина тяг консолей подгоняется без использования суб-триммеров, с точностью до 0,5 мм по задней кромке элерона находящегося в «0» положении;
  7. Длина тяг с вилками у меня примерно получилась по 71 мм, т. к. вилки без пассатиж не прокручиваются, необходимо перед установкой тяг выровнять в одной плоскости оси вилок!
  8. Расход элерона при 100% END Point хода сервы получается не менее 18 мм;
  9. Винты качалок серв посадил на «синий» фиксатор резьбы;
  10. После установки серв с тягами выполнить контрольную проверку расходов!
  11. После всех регулировок, необходимо зафиксировать клеем вилки тяг;
  12. Обтекатели я решил вклеивать после первых облетов, временно закрепя их армированным скотчем.

nontype

Надо сказать что центроплан заставил помучаться. . .

  1. Необходимо сделать выемки в рейке под вилку, глубиной 3 мм, напротив кабанчиков закрылков;
  2. На кабанчики закрылков навинтить по гайке М3 (толщина 2,5 мм), затем вкрутить их до упора на клей, с дотягом в необходимое положение (срез под вилку на кабанчиках не симметричен, положение см. предыдущее фото);
  3. Вилки на тяги накручиваются с «трудом» - помогает пара пассатиж;
  4. На каждой вилке надевающейся качалку сервы, вытачивается выемка с каждой стороны, увеличивающая угол наклона тяги относительно плеча качалки (см. фото);
  5. В качалках серв используется 1 отверстие, от нейтрального положения качалка поворачивается относительно нейтрального положения в сторону кабанчика на 1 зубец. Крайние положения качалки сервы указаны на фото;
  6. Длина тяг центроплана подгоняется без использования суб-триммеров, с точностью до 0,5 мм по задней кромке закрылка находящегося в «0» положении;
  7. Длина тяг с вилками у меня примерно получилась 82 мм, т. к. вилки без пассатиж могут прокручиваться, необходимо перед установкой тяг выровнять в одной плоскости оси вилок!
  8. Для вытягивания необходимого расхода закрылков необходимо использовать весь диапазон хода сервы (необходимо максимально увеличить End Point и ARF;
    При регулировке на 1 отверстии, получается максимальное отклонение закрылков до 70-75 гр., для достижения 90 гр. необходимо использовать 2 отверстие! Мне рекомендовали 1 отверстие!)
  9. Винты качалок серв посадил на «синий» фиксатор резьбы;
  10. После установки серв с тягами выполнить контрольную проверку расходов!
  11. После всех регулировок, необходимо зафиксировать клеем вилки тяг;
  12. Обтекатели я решил вклеивать после первых облетов, временно закрепя их армированным скотчем.

volkov

[QUOTE=nontype;1542499]
2. На кабанчики закрылков навинтить по гайке М3 (толщина 2,5 мм), затем вкрутить их до упора на клей, с дотягом в необходимое положение (срез под вилку на кабанчиках не симметричен, положение см. предыдущее фото);

Зачем нужны гайки?

nontype

[quote=volkov;1542602]

nontype:
  1. На кабанчики закрылков навинтить по гайке М3 (толщина 2,5 мм), затем вкрутить их до упора на клей, с дотягом в необходимое положение (срез под вилку на кабанчиках не симметричен, положение см. предыдущее фото);

Зачем нужны гайки?

Как проставки, для увеличения выступа кабанчика.

volkov

Не совсем понимаю смысл - обхожусь без этого.
А вот что делаю в обязательном порядке - так усиливаю связку кабанчика с флапсом. Иначе появляется трещина между втулкой кабанчика и флапсом.
На первых Супрах ремонтировал - сейчас делаю это при сборке - превентивно.

nontype

Просто при первой сборке не всегда все понятно, не стал стачивать рейку перед кабанчиком, в результате приподнял его. А за доработку спасибо, изучим и внедрим. Только здесь как раз выступ кабанчика на пользу, вместо гайки за него можно “зацепиться” и усилить крепление кабанчика.

nontype

Посмотрел как Александр “лечил” проблему на предыдущей Супре.😉 Использовалась кевларовая нить. Наличие достаточного места вокруг кабанчика закрылка позволяет прикрутить и приклеить стеклотекстолитовую проставку с захватом всей посадочной плоскости, при необходимости пропустить через нее в закрылок тонкие штыри.
Т. к. у меня кабанчик намертво вклеен то от попытки его выкрутить я отказался, заодно возникли вопросы об уже возможной доработке закрылков . Обратился к Владимиру Гаврилко с указанием номера консолей (как идентификатора).
Получил полный ответ:

  1. С элеронами все в порядке, таких проблем давно не наблюдалось;
  2. Аналогичная конструкция сейчас реализована с закрылками, ваша модель одна из первых новой конструкции😌, заранее ничего усиливать не надо, в процессе следите за возникновением трещин, при появлении залейте циакрином.

Как обещал, изучил.

Заодно решил добавить, на любителя.
Доработка разъемов соединения консоли крыла
Для удобства пользования и усиления разъемов, соединяющих крылья с фюзеляжем, в данной модели консолей крыла с центропланом использую решение на фото. Суть его заключается в надевании на часть разъема и выходящих проводов отрезка термоусадки с заранее нанесенным термоклеем и последующим термоусаживанием феном. Доработка позволяет получить «монолит», где при размыкании и соединении разъема нагрузка равномерно распределяется на провода и разъем, и т. д. Одновременно минимизируется возможность выскакивания контактов за счет возможной ненадежности пластмассовых фиксаторов.
Предупреждение:

  1. Предложение на любителя!
  2. С первого раза может не получиться;
  3. Только для проводов с термостойкой изоляцией (в штатной комплектации крыла изоляция проводов не термостойкая);
  4. Желательно не допускать протекания термоклея внутрь разъема с контактами «мама», т.к контакты обладают небольшим люфтом в посадочном месте для центровки при соединении с контактом «папа».

7 days later
Jimm
Sergey=:

Например, сервы в крыло можно без проблем клеить на циакрин обмотав скотчем и нитью.

Да, а потом плача выковыривать машинку что бы заменить качалку… Причем в доооолгом перерыве между турами…😃 Господи, хоть кто то догадался приборами померить чего там в полете происходит! К стати при попытке на скорости (F3B-) возникают проблемы и по механической прочности машин и по токам. Например если популярный у J метал-гидрид использовать пару сезонов и иметь 4 элемента на борту то при нагрузке 2А напряжение падает так, что приемник затыкается!

volkov

Все нормально - способ испытан.

  1. Ставь нормальные машинки - не помню когда крайний раз приходилось на J качалку или редуктор менять
  2. Серва в малярном скотче на циакрине меняется на раз - 5 минут хватит.

А борт - это дел интимное.

Jimm
volkov:

Все нормально - способ испытан

Александр Викторович, напомните, как часто Вы делали ЭТО имея опыт автора ветки?😁 Да, к стати, не Вы ли в Мюнхене таскали потными лапками качалки у меня из коробочки?😛

Машинки однозначно должны быть хорошими, при возможности необходимо предусмотреть возможность быстрого съема машин( фундаменты например)

nontype

Настройки передатчика FUTABA 14MZ для SUPRA PRO

Стоит признаться, что из всех выполненных работ по подготовке к полетам, настройки оказались самыми время затратными. Обладая начальным опытом, пришлось перечитать инструкции к 9, 10 и 12 (14 не в счет) FUTABA разных переводов, чтобы понять, что собственно реализовано для самолетов и как это все взаимосвязано. После того как все элементы конструкции «встали на свои места», легко выстроились взаимосвязи настроек Model Menu. На все про все ушло 2 недели изучения и опытов с передатчиком.
Учитывая максимальную реализацию возможностей передатчика, единую концепцию переключателей под пилотажки и планера, бензиновые, калильные и электрические двигателей получилось следующее (см. файлы в приложении).

Смысл подхода подсказан людьми умудренных большим опытом и ознакомлением с доступной информацией по настройке, а также указанной ранее.
И вот как все выглядит:

  1. Все настройки укладываются в одно условие (Condition);
  2. Для элерона устанавливаются 4 расхода, согласно количеству полетных режимов;
  3. Для РП и РВ два расхода MAX и MIN;
  4. Один расход запасной;
  5. Задействованы два таймера, причем фича Split Time позволяет запоминать просматривать последние 120 временных отсечек.

Для MODE 2 реализуется 8 полетных режимов:

  1. взлетный 1 (START 1)
  2. взлетный 2 (START 2);
  3. скорость (SPEED);
  4. нормальный (CRUISE);
  5. термальный 1 (THERMAL 1);
  6. термальный 2 (THERMAL 2);
  7. посадочный 1 (LAND 1);
  8. посадочный 2 (LAND 2);

Полный набор микшеров, не нужные можно отключить. Включение определяется состоянием полетных выключателей:

  1. AIL to Camber FLP- элерон+флапперон (не обязательно);
  2. AIL to RUD – элерон+РП;
  3. RUD to AIL - (не обязательно);
  4. Camber Mix - термальный 1
  5. ELE to Camber – махалка;
  6. Butterfly- тормоз;
  7. Trim Mix 1 – взлет 1;
  8. Trim Mix 2 - скорость
  9. Создаем (SW-A→Elevator) - взлетный 2;

Взлетный 1 (START 1)
1 часть взлета на леере
Закрылки – 8-12 мм вниз
Элероны – параллельно закрылкам
РВ –экспериментальным путем вверх, пока модель не начнет рыскать на леере.
Микшер Элероны – РН – с максимальным отклонением.

Взлетный 2 (START 2)
2 часть взлета на леере
Закрылки – 8-12 мм вниз
Элероны – параллельно закрылкам
РВ – вверх – пока не будет рыскать.
Режим используют в основном в F3B, в J практически не используют – при коротком 3-4-секундном взлете просто не успеть.

Скорость (SPEED)
Включается перед сходом с леера – в нем делается динамостарт.
Закрылки – 2-4 мм вверх
Элероны – параллельно закрылкам.
РВ – вниз
Положние РВ определяется опытным путем – при пикировании под 45 градусов планер должен идти ровно.
Микшер «махалка» – при отклонении РВ вверх – вся задняя кромка крыла (закрылки + элероны) отклоняется вниз.

Нормальный (CRUISE)
Крыло – чистый профиль (0,5 градусов вниз)
Положение РВ – опытным путем, для получения максимального качества.
Микшеры:

  • «махалка»

Термальный 1 (THERMAL 1)
Задняя кромка крыла (закрылок + элерон) вниз 1-2 мм
Все остальное – так же, как и в нормальном режиме

Термальный 2 (THERMAL 2)
Задняя кромка крыла (закрылок + элерон) вниз 1-2 мм
Все остальное – так же, как и в нормальном режиме

Посадочный 1 (LAND 1)/Посадочный 2 (LAND 2)

Будут настраиваться под личные потребности

В режимах Скорость, Нормальный, Термальный1 и Термальный 2, посадочный 1, посадочный 2 включен микшер «Butterfly»:
При перемещении ручки газа «на себя»:

  • закрылки отклоняются вниз на 45- 90 градусов (в зависимости от конструктивных особенностей планеров)
  • элероны отклоняются вверх на 15-30 градусов
  • РВ отклоняется вниз – величина отклонения определяется опытным путем – модель не должна вспухать – наоборот – несколько опускать нос.

Комбинации миксов в каждом режиме определяется дальнейшим настроечным файлом и определяются личными предпочтениями пилотирования и накопленным опытом спортсменов.

Jimm:

Да, а потом плача выковыривать машинку что бы заменить качалку…

надо признаться, что использованные площадки не фонтан. Один саморез при затяжке провернулся и пришлось сажать на клей😁 Но, Вы совершенно правы вся сборрка пронизана ремонтопригодным подходом для первого тренера.

Для передатчика.rar

Jimm
nontype:

AIL to Camber FLP- элерон+флапперон (не обязательно);

Рекомендую использовать на всех режимах, кроме взлетных. Уменьшаются расходы по элеронам, но самое главное-меньше “ломается” профиль в сопряжении элерона к закрылку. К стати, намного эффективней рулится при “батерфляе”.

nontype:

вся сборрка пронизана ремонтопригодным подходом для первого тренера.

Не смущайтесь, это правильный подход для любой сборки, если Вы не панк от моделизма😁 Александр Викторович ухитрялся ломать редуктора на машинках не касаясь земли😂

nontype
Jimm:

Рекомендую использовать на всех режимах, кроме взлетных. Уменьшаются расходы по элеронам, но самое главное-меньше “ломается” профиль в сопряжении элерона к закрылку. К стати, намного эффективней рулится при “батерфляе”.

Закладываются все возможные комбинации, вот например настроечная таблица, лишь бы у FUTABA хватило Logic для выключателей. Помоему, 4 это мало😁:

nontype
nontype:

Закладываются все возможные комбинации, вот например настроечная таблица, лишь бы у FUTABA хватило Logic для выключателей. Помоему, 4 это мало:

К сожалению, имея в основе ранний перевод инструкции 14MZ, не знал, что количество Logic комбинаций для одного условия должно быть не меее 8, а для задания самих условий не более 10. Вся предыдущая концепция настройки - коту “в радость”. . . В общем английский вариант инструкции оказался очень к стати. Дополнительно обнаружил два варианта Prog. Mixes. В варианте Offset Mixing неизвестные возможности, особенно по таймингам и таймеру, что было применено во втором подходе. Пришлось Все пересмотреть и вот, что получилось. . .depositfiles.com/files/08emtjupn

nontype
  1. Все расходы и установки рулевых поверхностей крыла выставляются по элеронам, т. е. после проверки углов установки и расходов каждого элерона в отдельности, закрылки выставлялись по задней кромке с проверкой расходов и отсутствия «разрыва» линии задней кромки при ходе элеронов и закрылков;
  2. Для точного контроля расходов крыла пришлось дополнительно сделать стеклотекстолитовый шаблон;
  3. Расходы РП не одинаковы и необходимо делать коррекцию;
  4. Удобно сразу отмерить и заполнить таблицу положения рулевой поверхности - процент отклонения в градусах (миллиметрах), чтобы автоматически заполнять AFR и D/R расходы с помощью калькулятора;
  5. Для удлинения стиков передатчика подходят латунные анодированные стойки М3 разной высоты.
    Короткую инструкцию и таблицы настроек выложу через некоторое время . . .

tumbzik
nontype:
  1. Для удлинения стиков передатчика подходят латунные анодированные стойки М3 разной высоты.
    Короткую инструкцию и таблицы настроек выложу через некоторое время . . .

Костя, а просто купить длинные стики отдельно нельзя было?😃

nontype
tumbzik:

а просто купить длинные стики отдельно нельзя было?

они не валяются на каждом прилавке, да и с длиной нужно разобраться перед покупкой.

nontype
  1. Ввод названия модели (Model Select);
  2. Ввод типа Крыла, РВ, РП (Model Type);
  3. Установка в «0» по нижней поверхности крыла Элеронов и Флаперонов посредством Sub-Trim;
  4. Первичная установка Fail Safe по рекомендациям Марка Дреллы;
  5. Ограничение хода серв (End Point (ATV));
  6. Назначение по вкусу Direct Key;
  7. Настройка таймеров (Timer);
  8. Установка верного направления хода серв (Servo Revers);
    Наступил на грабли при регулировке Butterfly. Сначала включил реверс обоих закрылков, из- за чего в инверсии стала работать «Махалка». Проблема решилась правильной установкой Flap Setting и переворачиванием кривой ARF Butterfly.
  9. Определения функционала выключателей, стиков, слайдеров и VR;
  10. Заполнения логической таблицы функций и миксов, с установкой «сквозной» зависимости;
  11. Назначение выключателей для Conditions;
    Для упрощения настроек, не стоит использовать выключатели для включения Conditions внутри самих Conditions;
  12. Заполнения таблиц расходов AFR и D/R;
  13. Заполнения таблиц настроек миксов;
  14. Ввод данных в передатчик;
  15. На что необходимо обратить внимание:
    a. 14MZ не включает ВЧ модуль пока не будет установлено 1 Condition, т. е использование 1 Condition обязательно;
    b. MIX 2 имеет приоритет перед MIX 1;
  16. Для экономии времени удобно пользоваться копированием:
    a. Condition→Condition (встроенная процедура);
    b. Function→ Function (через включение и выключение Group);
    14MZ порадовала дружелюбным интерфейсом пользователя, позволив с ходу разбираться в нюансах настроек
  17. Итоговая сверка всех данных в передатчике и контроль расходов, согласно параметрам в таблицах.

Тип АКБ борта и его размещение подразумевает отношение - поставил и забыл. В связи с этим зарядка выполняется через специальный кабель и балансирный разъем током не более 2 А. В качестве балансирного разъема вместо распространенных «китайских» аналогов был выбран разъем Tyco.