Supra

YuriyDnepr

Купил карбоновую Супру.
Насколько я понял, на данном форуме не очень много владельцев этого планера,
правильнее сказать, среди владельцев этого планера не так много людей, общающихся на форумах 😈
Постараюсь поделиться своими впечатлениями, насколько это будет возможно. Буду признателен за комментарии,
особенно со стороны владельцев данного аппарата.

Итак, пока что всё взвесил.
Итого, в граммах:
-консоль правая 214
-консоль левая 214
-центроплан 659
-фюзеляж 156
-балка 44
-боудены 22
-загрузочная труба 11
-вертикальный стаб 36
-горизонтальный стаб 40
-комплектующие 105
Всего: 1501 грамм, что я считаю, просто супер для карбонового планера размахом 3400.

Понравилось:

  • в комплекте идут три набора штырей для установки консолей с углами 0, 2 и 5 градусов между половинами штыря;
  • в комплекте полный набор необходимых комплектующих,включая карбоновые боудены, наконечники, кабанчики;
  • установка кабанчиков облегчена благодаря предварительно подготовленным местам для их вкручивания;
  • в фюзеляж без проблем поместится приёмник G3 😃

Кстати, в этом году начато производство электроверсии Супры 😲

Sergey_S
YuriyDnepr:

Купил карбоновую Супру.

Поздравляю. Ко мне приехала две недели назад 😃 .
Юра а какие машинки планируешь?
Я в крылья хочу Airtronics 94761Z, а в фюз Futaba 3150.

lyoha

Аиртроникс не советовал бы. У меня из-за отказа машинки сел в воздухе борт и улетел самолет. При проверке в магазине из 5 проверенных три не работали сразу.

YuriyDnepr
Sergey_S:

Поздравляю. Ко мне приехала две недели назад 😃 .
Юра а какие машинки планируешь?
Я в крылья хочу Airtronics 94761Z, а в фюз Futaba 3150.

Мои поздравления!
Владимир предлагал отправить их в один день, но меня не было в городе, потом морозы начались - пришлось отложить.
Какого цвета, кстати?
Сервы на данный момент планирую 3150 по кругу, пока ещё не решил окончательно. В 94761Z привлекает простота монтажа в крыло, но с Airtronics я мало знаком, в Футабе уверенности больше, также прельщает возможность беспроблемного заказа запчастей на неё.
Ещё есть варианты Hitec HS-5125 и JR DS168, также с простым монтажом, но их ругают за недостаточно прочный редуктор (механика у них одинаковая).
И, наконец, весьма заманчиво поставить Volz Wing-Maxx 😋
Там всё супер www.rc-soar.com/hardsoft/volz2.htm

lyoha:

Аиртроникс не советовал бы. У меня из-за отказа машинки сел в воздухе борт и улетел самолет. При проверке в магазине из 5 проверенных три не работали сразу.

С большой долей уверенности можно утверждать, что цифровые машинки по 60 долл. будут работать все и будут работать надёжно.

Dendy

Я вот тоже потихонечку оснащаю карбон-кевларовую версию Супры, впечатления замечательные! Машинки в крылья смонтировал. Ждал приемника, наконец получил, вот сижу думаю, как машинки и приемник лучше закомпоновать в морду, хотя вариантов не очень много. Как у вас с центровками, морду грузить не прийдется? (т.е. мне все тяжелое вперед максимально задвигать, или как?)

YuriyDnepr
Олег#:

YuriyDnepr
если несекрет где купили

Здесь www.airplane-model.com/about.html

Dendy:

Я вот тоже потихонечку оснащаю карбон-кевларовую версию Супры, впечатления замечательные! Машинки в крылья смонтировал. Ждал приемника, наконец получил, вот сижу думаю, как машинки и приемник лучше закомпоновать в морду, хотя вариантов не очень много. Как у вас с центровками, морду грузить не прийдется? (т.е. мне все тяжелое вперед максимально задвигать, или как?)

Какие машинки установлены в крыло?
По центровке пока ничего сказать не могу.
Компоновка, по идее, обычная - балласт, батарея, приёмник, сервы.

Dendy

В крыльях стоят JR DS-168 в фюзе 368. В общем все так как на картинке, но я сервы ставлю вертикально, 2 рядом, вроде все проходит, и балласт вынимается из трубы. Видел такие компоновки у японцев на сайте где-то (ссылку не помню). Правда есть риск, плеча у качалки может не хватить на РВ, длинную при такой компоновке не поставишь, упирается рогом в конус съемный… 😃

YuriyDnepr
Dendy:

В крыльях стоят JR DS-168

Сервы вертикально ставят довольно часто. У Супры достаточно места, чтобы поставить их как угодно. Встречал также вертикальную установку серв под углом относительно оси фюзеляжа - получается максимально плотное заполнение фюзеляжа при дефиците места.
В DS168 смущает их близкое родство с HS5125 и жалобы на поломки редуктора у последней.

Sergey_S
lyoha:

Аиртроникс не советовал бы. У меня из-за отказа машинки сел в воздухе борт и улетел самолет. При проверке в магазине из 5 проверенных три не работали сразу.

Странно, на RC Group народ от них пищит. 😵
Тогда остановимся на Futaba 3150 по кругу. Они у меня в крыльях Миниграфита стоят и совершенно замечательно работают.

YuriyDnepr
Sergey_S:

Тогда остановимся на Futaba 3150 по кругу.

Они несколько медленноваты, зато не “пищат” в нейтрали.

lyoha

Есть более быстрые, но немного менее сильные 3155.

Dendy

Сегодня проклеивал опору обтекателя мордашки, не снялась потом, разделитель подвел… Заказал новый обтекатель. 😕

Машинки в фюз действительно стоило ставить под углом к оси, меньше проблем с плечом качалки. Сервы эти в крылья мне Владимир посоветовал, настоятельно отсоветовав ставить в крыло двухопорный Multiplex.

Собственно модель готова уже, осталось крыжечки на сервы и кабанчики поставить, да программу в передатчик забить… Ждемс отекателя, а пока формуем крылья для металок, сезон уже на носу!

YuriyDnepr
Dendy:

Сегодня проклеивал опору обтекателя мордашки, не снялась потом, разделитель подвел…

Что за опора обтекателя?
Можно фото?

Dendy
YuriyDnepr:

Что за опора обтекателя?
Можно фото?

Неделя будет очень загруженная, фото не обещаю, Supra у меня лежит в моделке.

Производитель посоветовал капнуть немного (1-2куб.см.) смолы со сферой в съемный конус (чехол который аппаратуру закрывает), в самый носок. Потом надеть его на фюз (естественно, как следует обработав нос фюзеляжа разделителем). После того как смола встанет, нужно его сдернуть. В носке образуется “седло” точно по форме носика фюза. Т.е. конус будет, когда он одет, плотно опираться на фюз. Это нужно, чтобы при жестких посадках (в том числе и методом втыкания в посадочный круг) кончик конуса не сминался, и нагрузка равномерно передавалась на фюз. Вот и вся примудрость. Только вот я ступил, и видимо плохо обработал разделителем.

Если не очень понятно объяснил, черкните попытаюсь сделать фото.

Еще рекомендовано вклеивать трубу для балласта так, чтобы она приклеилась и к верхней поверхности фюзеляжа (в том месте, где начинается небольшое уплощение фюза перед крылом), трубка подкрепит изнутри фюзеляж в этом месте. Она там касается изнутри стенки, фюзеляжа, и нужно ее там просто смолой промазать. И желательно, ее приклеить дальним концом и к балке.

Вы закрылки разрабатывали? На какой угол отклоняются вниз? Буржуи советуют их аккуратно покачать вниз руками (каждый минут 15-20), угол будет 90град. Я так и сделал, помогло.

YuriyDnepr
Dendy:

В носке образуется “седло” точно по форме носика фюза. Т.е. конус будет, когда он одет, плотно опираться на фюз.

Еще рекомендовано вклеивать трубу для балласта так, чтобы она приклеилась и к верхней поверхности фюзеляжа (в том месте, где начинается небольшое уплощение фюза перед крылом), трубка подкрепит изнутри фюзеляж в этом месте.

Вы закрылки разрабатывали? На какой угол отклоняются вниз?

С носиком понятно, фото не нужно. Спасибо за консультацию.
По остальным вопросам пока не готов ответить. Попробую - напишу.

YuriyDnepr

Владимир обещает через неделю выпустить мануал к Супре.

Dendy

Это очень радует! Модель довольно строгая в сборке и настройках, особенно когда делаещь это в первый раз. Хотелось бы избежать ненужных проблем. 😊

YuriyDnepr
Dendy:

Это очень радует! Модель довольно строгая в сборке и настройках, особенно когда делаещь это в первый раз. Хотелось бы избежать ненужных проблем. 😊

Владимир начал выкладывать мануал в русскоязычной версии сайта.
Следите за обновлениями, ссылки внизу страницы www.airplane-model.com/supra-r.html

YuriyDnepr
Dendy:

Еще рекомендовано вклеивать трубу для балласта так, чтобы она приклеилась и к верхней поверхности фюзеляжа (в том месте, где начинается небольшое уплощение фюза перед крылом), трубка подкрепит изнутри фюзеляж в этом месте. Она там касается изнутри стенки, фюзеляжа, и нужно ее там просто смолой промазать. И желательно, ее приклеить дальним концом и к балке.

Вы закрылки разрабатывали? На какой угол отклоняются вниз? Буржуи советуют их аккуратно покачать вниз руками (каждый минут 15-20), угол будет 90град. Я так и сделал, помогло.

Закрылки отклоняются вниз на 90 градусов без каких бы то ни было проблем.

По вклейке трубы для балласта. Вы имеете в виду то место, где труба выходит изнутри фюзеляжа в “радиоотсек”, или что-то другое?

Внутри фюзеляжа труба проходит склозь два карбоновых кольца, приклеенных к “потолку” и нигде фюзеляжа не касается. К балке тоже её приклеить проблематично - она выходит из фюзеляжа точно по центру, довольно далеко от стенок балки - достаточно далеко, чтобы проложить боудены внутри балки.
Кстати, про боудены. У Вас они проходят внутри или снаружи? В известных решениях www.workflow.as/jogrini/diary/supra/index.htm боудены снаружи, что не совсем красиво, по моему.

Автор утверждает, что так ему удалось добиться большей точности работы руля высоты. Я буду искать другое решение.

Dendy

Нет, не в том месте где входит в отсек, а несколько дальше. Перед пилоном крыла труба изнутри “подпирает” верхнюю стенку фюза (проходит по ней вскользь), вот там ее и подклеить. Ну а через кольца она естественно тоже идет. У меня длинна этой трубы такова, что она пройдя через фюз может касаться нижней стенки балки. Вопрос только в том, насколько она должна быть “задвинута”, я так понимаю, что когда мы в нее поместим балласт - центровка не должна измениться?
Боудены я пропустил внутри балки, автор сказал, что ему так симпатичнее, щель в балке для вывода боудена пришлось довольно длинную сделать, чтобы избежать сильных изгибов боуденов, правда, как говорят из-за того, что балка с кевларом внутри, это допустимо. Трение получилось не значительное. Единственное, что нужно зафиксировать боудены внутри балки, я планирую туда пару плевков строительной пены капнуть через длинную трубочку. В металках это помогало.

Sergey_S
Dendy:

Единственное, что нужно зафиксировать боудены внутри балки, я планирую туда пару плевков строительной пены капнуть через длинную трубочку. В металках это помогало.

Ну что, просто гениально !!! 😃 Я в металках пробки из ЕПП ставил, и в Супре хотел, но с пеной больше нравится.
Кстати еще вопрос:

  1. Перерыл кучу литературы по поводу центра тяжести. RG Group (и Дрела в частности) рекомендуют ЦТ 92 мм от кромки, у Гаврилко на сайте 95-105мм. Где истина?
  2. Крепление крюка? Я так понимаю, что в самой задней позиции он должен быть на 5мм перед ЦТ, т.е. 87 мм по Дреле и 90 мм по Гаврилке. И где ставить??? 😵