Конструктив металок

Andrey808
Andrey808:

Возьмем, к примеру, тягу длиной 500 мм.
При прогибе балки и тяги на 5 мм, длина тяги уменьшится на 0,1 мм, при прогибе на 10 мм - уменьшится на 0,4 мм,

Если принять плечо кабанчика равным 10 мм, то получим:
для первого случая угол отклонения руля составит 0,6 градуса,
для второго - 2,3 градуса.
Если предположить, что коэффициент сжатия и растяжения у балки равны, то тяги лучше всего пускать вдоль оси балки (теоретически), либо вдоль верхней (нижней) поверхности.

max83_05

Так послушаешь… аж страшно! Летать не будет!! А вот у меня стоят эти жёсткие тяги вдоль правой стороны балки и всё супер забрасываться. Мож по тому что момент деформации балки всего ноль целых хрен десятых?

Andrey808:

Если принять плечо кабанчика равным 10 мм, то получим:
для первого случая угол отклонения руля составит 0,6 градуса,
для второго - 2,3 градуса.
Если предположить, что коэффициент сжатия и растяжения у балки равны, то тяги лучше всего пускать вдоль оси балки (теоретически), либо вдоль верхней (нижней) поверхности.

А вот есть видео где запечатлено когда балка на старте выгибается милиметров на 50-70! Там что ж получается, РН поперёк становиться???

ViktorF

Оболочка жесткой тяги клеится по противоположной от метателя стороне балки. При этом всё компенсируется с нужным знаком автоматически. Если чего-то не хватает, то есть такая штука, как взлетный режим.
Разумеется жесткость самой балки желательна в любом случае, так как это влияет не только на отклонения рулей, но и на ненужные колебательные процессы в целом.
В случае с веревочками нюансов гораздо больше и любая потеря связи руля с машинкой приводит к большому отклонению рулей, обусловленному направлением и величиной усилия торсиона. В какую сторону уже не столь важно, ибо это по определению чревато крашем. Ну может быть рв вверх предпочтительней, если удастся настроить режим парашютирования(что по идее проблематично).
Если сравнивать по весу, то жесткая тяга проигрывает торсиону с веревочкой около трех-четырех грамм, размазаных по длине фюзеляжа.
С какой же стороны балки располагать стабилизатор(сверху или снизу) грубо говоря пофигу. Явно выраженных преимуществ того или иного способа не наблюдается.

Andrey808
max83_05:

А вот есть видео где запечатлено когда балка на старте выгибается милиметров на 50-70! Там что ж получается, РН поперёк становиться???

Был как-то пост, который разоблачал эти 50-70 мм.
Если, к примеру,снимать камерой со скоростью 1000 кадров в секунду объект, движущийся с линейной скоростью 30 м/с, то за 1/1000 с будет пройдено расстояние, равное 0,6 м. Т.е. в течении одного кадра будет пройдено расстояние 30 мм. Т.о., даже съемка высокоскоростной камерой будет вносить существенные искажения в кадр.

Можно попробовать выяснить изгиб балки методом статических испытаний.
Есть простая формула для расчета центробежной силы: F=mV2/R.

К примеру, если принять, что от центра вращения до киля 1,5 метра, скорость заброса 30 м/с, масса приложенная в точке киля - 15 грамм, то получаем силу 9 Ньютон.
Закрепи фюз, уложив его на бок так, чтобы вся балка была свободно подвешена. Прикрепи к концу балки 1 кг и измерий отклонение.
Взвесь балку, прикинь, какая часть ее массы прикладывается в точку установки киля(стаба), добавь киль и стаб, можно и тяги учесть, подставляй в формулу, учитывая скорость заброса, и получай результат.

ViktorF

Нуу, хлипкая балка может и согнется на 50 и более мм, но это не приведет к вывороту руля. Опять же набегающий на руль поток воздуха стремится повернуть его подобно флюгеру.
На балку же действует не только и не столько цетробежная сила, но и аэродинамическая.
У меня вот как-то киль пополам сложился на забросе:)
Внутрь круга кстати.

Oleg_Ox
max83_05:

Так послушаешь… аж страшно! Летать не будет!!

да я в Воронеже летал на самолете, у которого 2 стальные тяги в боуденах, так вот на РН приклеена по правой стороне, а на РВ по левой…
что теперь делать… думаю как следующий получу так же соберу 😃

oleg_70
ViktorF:

Ну может быть рв вверх предпочтительней, если удастся настроить режим парашютирования(что по идее проблематично).

Спс Виктор тут у меня и крылось сомнение,что скорей всего парашутирование не получится. то что балки гнутся и еще и как полно видео на тубе и слегка заметно как колбасит все и ВО иГО просто этим фактором принято принебрегать т.к. процес скоротечный ,затухающий(сильные балки гасят очень быстро колебания, происходит на первом участке взлета. когда модель самостабилизируется во взлетном режиме и самое главное с запасом кинет. энергии.А по наблюдениям сдается мне ,что есть российско-украинская школа и европейская школа (как в старые добрые- борьба противоборств). Кто сколько знает топ моделей ихних где исп. торсион?мануалы я уже пересмотрел

Taboo
Andrey808:

Был как-то пост, который разоблачал эти 50-70 мм.

Для тех кто не верит.
Балка гнется два раза.
Первый раз от центробежной силы во время раскручивания. Она гнется наружу. И центробежная сила не очень большая.
Второй раз - во время отпускания. Киль оставляет хвост балки на месте, а вся модель “отстеривается” от пальцев. Балка гнется внутрь. И гнется очень сильно. По двум причинам. Ее гнет уже масса всей модели. И энергия, накопленная во время раскручивания освобождается практически мгновенно.

oleg_70
Oleg_Ox:

так вот на РН приклеена по правой стороне, а на РВ по левой…

Совершенно все верно, другого правильного варианта нет-не зачем перекручивать тяги и городить огород. свое мнен пост выше

Taboo
ViktorF:

Оболочка жесткой тяги клеится по противоположной от метателя стороне балки. При этом всё компенсируется с нужным знаком автоматически. Если чего-то не хватает, то есть такая штука, как взлетный режим.

Я бы немного подправил. 😃
Оболочка жесткой тяги клеится с той же стороны балки, на которой стоит качалка. При этом всё компенсируется с нужным знаком автоматически.
А качалку надо ставить с наружной стороны балки, чтобы тяга при изгибе балки работала на растяжение.

😃

Если рукой киль поворачивается (мягкие машинки, люфты и т.д.) то на этот угол в стартовом режиме РН надо повернуть наружу.
Стартовый режим выключается сразу, как толька модель сошла с пальцев. Ну и конечно включается взлетный режим, где РН стоит ровно. 😎

ViktorF
Oleg_Ox:

летал на самолете, у которого 2 стальные тяги в боуденах, так вот на РН приклеена по правой стороне, а на РВ по левой… что теперь делать… думаю как следующий получу так же соберу

Ну ты же правша? Все правильно приклеено.
Или раньше ты слева клеил?
А на руль высоты силы воздействуют ГОРАЗДО меньшие.

oleg_70:

А по наблюдениям сдается мне ,что есть российско-украинская школа и европейская школа (как в старые добрые- борьба противоборств). Кто сколько знает топ моделей ихних где исп. торсион?мануалы я уже пересмотрел

Не пойму в чем смысл школы, но если и есть разница, то скорее америка/европа. Веревки/торсионы часто комбинируются с рулями малой площади и популярно в европе. Жесткие тяги и большие рули пришли из америки(ровно как и тефлоновая оболочка). А российская-украинская школа… еще очень молода 😃
Все вышесказаное относится к метательным планерам.

oleg_70
ViktorF:

популярно в европе

популярно или потому что немцы(которые просто так ни чего не делают?).Я очень сомневаюсь что кто-то скажет плохо про модель сделаную в германии.

fedor_flyagin

имхо:
процесс деформации балки “туда-сюда” на столько скоротечен,
что принимать во внимание

ViktorF:

выворот руля

не стоит, тем более, что в этот момент

ViktorF:

набегающий на руль + киль поток воздуха

дает больший момент, чем от “выворота” РН при возможной деформации тяги…
😇

по моим субъективным ощущениям, балка гнется на забросе больше, чем на 50мм…😉

Oleg_Ox
fedor_flyagin:

имхо:
процесс деформации балки “туда-сюда” на столько скоротечен,
что принимать во внимание

правильно, намного больше вреда приносит неправильный “кривой” заброс (это не касается видео ниже) или просто отваливающиеся на забросе рули 😃

fedor_flyagin
fedor_flyagin:

по моим субъективным ощущениям,
балка гнется на забросе больше, чем на 50мм…

сегодня взяли в поле СОК (средства объективного контроля:фото и видеокамеры)
😆
и по моим субъективным наблюдениям
полученных объективных видео и фотоматериалов,
выходит что не “балка гнется больше, чем на 50мм”,
а самолет целиком разворачивает наружу
в момент схода с пальцев…😃

ViktorF

Так балка не единственная деталь, которая подвержена деформации. Все гнется, если приложить соотвествующее усилие.
Только вот камера искажает довольно часто. К примеру можно надыбать в сети фото, где у вертолета загнуты лопасти и т.п.

fedor_flyagin

сегодня бросил один раз PYTHON Пашин…на веревочках-торсионах,
очучение, что то ли я “вложился”, то ли так получилось, но
самолет пошел на петлю!
=я за жесткие тяги…

Oleg_Ox
fedor_flyagin:

что то ли я “вложился”, то ли так получилось

так получилось, если Паша тот, о ком я думаю

fedor_flyagin

я все перепутал, наверное…опыта маловато, для оценок.

27 days later
wws

Ох, редко я сюда логинюсь, но раз уж топик-стартер лично спрашивал, то я для себя все выводы сделал уже давно

  1. стальная тяга в боудене - хороша только из соображений низкого расхода батарей (особенно актуально зимой) и того, что если хорошо приклеена, то при поломке балки зачастую сохраняет целостность самолета (и чинить потом легче). Но вес - убивает плюсы.

  2. угольный пруток через угольные кольца - плюсы теже чуть легче, но при поломке балки (а такое случается) чинить куда муторней, чем в случае с боуденом и стальной тягой. Имеется ввиду не только время склейки, а еще и время на последующую настройку модели.

2.5) Карбоновые трубчатые тяги. Вызывают необходимость ставить шпангоуты (ибо гнуться) и подвержены скрытым поломкам. Могут появится трещины вдоль трубок и тяги начнут гулять, что не будет позволять добиться отточненности в управлении

  1. рыболовный поводок из 11-17 жил + торсионы. Вариант идеальный, как с точки зрения ремонтопригодности при поломках балки, так и с точки зрения легкости конструкции (не надо в нос, в противовес, свинец пихать). Но главный минус в том, что требует очень жесткой стали, причем сохраняющей свои свойства в течении сезона (или ряда лет). Со временем приходится триммировать, причем понять, толи тяга виновата, толи встречный ветер чуть сильней, чем был в крайний раз в прошлом году 😃 зачастую не так просто. Особенно не очень опытному метальщику. Другой минус - сильно жрет батарею. Последнее может сыграть зимой злую шутку (и на забросе и уже в небе). У меня было и то и другое и не по дному разу. Для вариант ЦПГО - дело обстоит особенно плохо.

  2. Мой выбор - поводки + торсионы, но с одним но. Для правши справа (вдоль балки) для РН и слева, для РВ. Но торсионы я ставлю слабые, ибо на РН при забросе тянет машинка. А вот тяга РВ - пускается в обрезок боудена согнутый на 180 градусов у киля (прямо в балку вклеивается) обрезок боудена радиусом 3-4 мм и длиной 15 мм. Тогда на забросе РВ тянет вверх машинка и сильный торсион не требуется.

Фиксация поводков делается пропусканием их в кусочки изоляции от провода (как от сервочек) и каплей циакрина туда. При необходимости подтянуть, тонкий поводок на ура рвет циакрин (если потянуть в разные стороны). Я уже не раз ломал балки на куче самолетов, но еще ни разу не менял на них поводковые тяги.

Самый первый мой опыт сборки металки с “обратной тягой” описан здесь fb.fanzila.com/wikientity/36260/
Но там “дурацкая” рычажная конструкция. Загнутый кусочек боудена оказался куда проще и надежнее и этого рычажка и пластикового колесика, для обращения тяги. Впрочем, несмотря на минусы, самолет до сих пор “на ходу”.

Затем откланиваюсь до неопределённого времени следующего логина…