Еще одна наборная "четвёрочка". Мотопланер.

iurka

Потянуло снова на дерево. Несмотря на уже появившееся пристрастие к композитным делам. Упал взгляд на коробку с бальзой, а там ее, родимой, ну много, килограмм пять. Выкидывать- грех, дарить- жаба не даст, ведь непосильным трудом нажито, в общем, надо- выработать. Ну и как раз- зима, что способствует.
Таким образом, решил обзавестись еще одним самодельным наборным мотопланером. Один уже есть (см. фото) но то- RES планер, а новый- пусть будет элеронным + тормоз. То есть, как на Inspira, о которой уже есть на этом форуме.

Примерное техзадание : аппарат любительский, не спортивный ничуть ; размах около 4 метров; мотопланер ; элероны+интерцепторы; тяговооруженность мотоустановки скромная, для “абы подняться” ( все равно, кайф то не в этом) ; конструкция крыла и хвоста- наборная.

Кроме того, вовсе не стоит цель сделать лёгкую “виселку” типа Авы. Нагрузка грамм в 28-30\дм2 более чем меня устроит. А значит, не будет уж совсем большой дисциплины веса. Что и позволит очень ограниченно применять уголь.

Из технологических задумок- стеклотекстолитовые полки лонжерона крыла, стеклотекстолитовая же “окантовка” нервюр, применение для обшивки лобика крыла ламинированной предварительно стеклом бальзы. Ну и задняя кромка крыла- тоже ламинированная стеклом бальза (чтобы со временем не повело, да и для прочности).

Применение стеклотекстолита оправдано тем, что он дешев (почти бесплатен), его легко резать, и он достаточно прочен.И не хрупок, как уголь. Ну и работать с ним легко- он легко режется, шкурится, расслаивается до нужной толщины листа.Ну и самое главное- он у меня уже есть! Долларов за 5 купил целую кучку разных пластин на местном базарчике. Не пропадать же добру!

Прилагается файл таблицы с примерными размерами планера и графическое сравнение моей задумки vs Inspira.
По ходу дела буду выкладывать процесс.

4метра элеронный наборный планер.rar

Евгений_Николаевич

Ну наконец-то, после Нового года, форум сдвинулся с мертвой точки. Начались очень интересные проекты. Если можно, хотелось бы высказать пару соображений. Это лично мое видение и скорее всего не верное. Первое: мне кажется что при таком поперечном V элероны будут не эфективны. Второе: тормозить все таки лучше закрылками (планер еще держится в воздухе хоть и уже почти остановился). А кроме того, появляется возможность изменения профиля. И про то, что частенько пишут о сервах на закрылках, что их срывает на посадке, таких проблем не было (два самодельных планера и Супра).

iurka

для начала- нарезка лонжеронов. Режу их из полосы стеклотекстолита 1,5мм. Материал надо выбирать с мелкого плетения стеклотканью,чем ячейка ткани меньше- тем лучше, и лучше- желтый, чем- зеленоватый. По крайней мере, в моих краях желтый- заметно прочнее.

Для резки нужна метровая железная линейка и пара струбцин. Кроме того, нужен резец- “крючок”. Резец лучше делать из твердого сплава- тогда его не надо точить по ходу использования. Впрочем, и обычный, из ножовочного полотна- вполне работает. Но тупится и требует правки время от времени.
Я использовал твердосплавный токарный резец, который переточил под новое применение.

По ходу, научился пользовать Радикал-Фото! Вторая сверху ссылка на Радикале- просто вставляешь ее в текст сообщения ( без пробелов! сразу за последней буквой!)- и все ништяк!

Дальше- нервюры. Они у меня из 4мм бальзы. Сначала распечатываем на бумаге профиль из под проги Profili. Клеим его на пластину стеклотекстолита, вырезаем= имеем шаблон. Ну а дальше- кучка бальзы в пакет, и без какого либо намека на лазер- режем, пилим и строгаем до готовности.

Вот уже почти весь набор. Пошел доделывать нервюрки на уши.

Евгений_Николаевич:

Первое: мне кажется что при таком поперечном V элероны будут не эфективны. Второе: тормозить все таки лучше закрылками (планер еще держится в воздухе хоть и уже почти остановился).

Первое: вообще то в пределах рекомендованного составителями таблицы спиральная устойчивость=3,1. Ведь хочется, чтобы планер И САМ был достаточно устойчивым. Когда оно рядом крутится, легко подруливать до выполнения ровных спиралей. Но когда далеко- планер начинает “болтаться”, так как самоустойчивости маловато, а мой талант уменьшается пропорционально расстоянию 😃
Но на самом деле, может, Вы и правы- вроде как наблюдается зависимость, что чем больше планер, тем он устойчивее. И тогда можно чуть занижать его самоустойчивость, ради маневренности. Хрен знает, маловато опыта. 😃

Второе: мне очень понравилось торможение верхними спойлерами. Крайне эффективно сбрасывается высота, при довольно малой площади элементов. Кроме того, незачем их прятать при посадке. Ну по крайней мере, пока хочу использовать именно их.

Евгений_Николаевич
iurka:

Но когда далеко- планер начинает “болтаться”, так как самоустойчивости маловато, а мой талант уменьшается пропорционально расстоянию

Вот и у меня так-же, только вблизи не намного лучше.

iurka
Евгений_Николаевич:

Вот и у меня так-же, только вблизи не намного лучше

Это запросто может быть следствием именно недостатка спиральной устойчивости (читай- V крыла). Я как только нарыл в сети эту табличку, стал экспериментировать с этим параметром и в общем, уже начали получаться планера, которые сами стоят в спирали при минимальном подруливании. Рулить же приходится в основном ради центровки потока. А поначалу было гораздо хуже- приходилось ради простого стояния в спирали во всю дергать рулями. А при попытке сделать уже спираль ( больше крен), планер вообще вываливался внутрь круга…

iurka

нервюрки и лонжеронные полки нарезаны.

теперь на очереди бальзовые задние кромки. Надо нарезать и спрофилировать на клин.

Заодно присоединяю чертеж. Пока промежуточный, но все же. Сделан в Компасе 12 версии. Форматы frw+dfx. Чертеж чуть переделал- обратил внимание на то, что там лонжерон крыла не шел по одной оси, т. е. под нагрузкой возникал бы скручивающий момент, и крыло бы получало крутку. Пока крыло не собрано, такие “ляпы” устраняются легко 😃

4 метра элеронный планер- frw+dxf компас-12.rar

SAN
iurka:

нервюрки и лонжеронные полки нарезаны

Юрий, а при такой обработке в пачке у вас кончики нервюр для ушей очень сильно скошенные получаются. При стыковке с кромками зазор клином должен получиться - вы их дополнительно обрабатывать будете или просто врежете в кромки?

iurka

Они будут врезаться на 4мм в заднюю кромку. Но кроме того и чуть подрезаться. Потому как на ушках там у нервюр уж совсем безобразный клин получается, согласен. Шаблоны этих нервюр специально чуть-чуть длиннее в задней части - именно учитывая дальнейшую подрезку.

iurka

Обработал задние кромки крыла. Оборудование: ровный лист ДСП, рубанок, брусок с наждаком, немного двухстороннего тонкого скотча. Скотчем ( только маленькими кусочками!!!) удобно крепить бальзовую полосу к столу при обработке. Я по глупости поначалу прилепил на широкой полосе- так оторвать потом не смог 😃 Так и поломал заготовку.

В итоге получился комплект задних кромок, уже обработанных. Однако, я прежде их обклею стеклом, лишь потом они пойдут на сборку крыла. Неламинированная бальза мне на задней кромке как то несимпатична:) И прочности мало, и от времени\влаги покрутить ее может очень даже конкретно.

cashin:

Какой план насчет фюзеляжа?

Вообще то, он уже даже и есть. Но я сделаю еще один, для наглядности, а мне- про запас, для следующего проекта.

iurka

Обклеил 80гр. стеклом задние кромки. Похоже, переборщил- вполне хватило бы и 50гр стекла. Ну да ладно, теперь уж так и будет. Процесс:
на полосу из толстого, немятого (!) полиэтилена выкладываем полоски стекла.

Затем промачиваем его смолой. Смолы берем по весу равное со стеклом количество- это автоматом не позволит налить слишком много.


Сразу стеклоткань к бальзе не прикладываем. Ждем частичного загустения смолы. Иначе слишком жидкую смолу бальза впитает, и стеклоткань останется почти сухой. Приложив к бальзе пленку со стеклом, шпателем выдавливаем из под пленки воздух, и лишнюю смолу.


После того, как смола стала, снимаем пленку:

и , пока смола еще не совсем жесткая, обрезаем облой ножиком:

в тонкую щель в районе задней кромки потом шприцом чуть добавлю смолы, после чего ее зашкурю- это придаст задней кромке законченный вид.

Таким же макаром собираюсь заламинировать листы бальзы, которая пойдет на обшивку лобика. Буду использовать 50гр. стекло.
Да, смола Ларит с 15 ( или 30?) минутным отвердителем Н-500. Взвешивал 900-миллиметровую заднюю кромку до и после ламинирования. Вес увеличился с 14,5 до 25 граммов. Что даст на все крыло грамм 40 лишнего веса. Думаю, это терпимая плата за гарантию геометрии задней кромки. Хотя, лучше бы я использовал 50гр. стекло, а то и 30граммовое. Но уж, так и будет.

Ну и всех с Рождеством Христовым!

Евгений_Николаевич

Интересно конечно. Но уж очень трудоемкий проект будет. Потом каждую нервюру, верх и низ ламинировать.
Я, иногда, заранее ламинирую полоску, скажем 50-го, стекла между двумя ровными и навощеными пластинами, просто под пригрузом через поролон, а когда понадобится вырезаю из готового ламината необходимые детальки и слегка зашкурив приклеиваю на место. Может где нибудь такой прием пригодится.

iurka
Евгений_Николаевич:

Интересно конечно. Но уж очень трудоемкий проект будет.

Можно и так. А я просто расслаиваю кусок готового текстолита на пластинку в 0,2-0,3мм. Потом ее нарезаю на полоски ножницами и приклеиваю. Трудоемко, да, наверное. Хотя думаю, за недельку крыло все равно соберу 😃. Вчера уже заламинировал пластины на обшивку лобика, нарезал всяческих реечек, которые идут на крыло.
В общем, по сути, уже почти пора начинать сборку. Долгостроя быть не должно 😃 Зато, вариант с ламинированной бальзой прочнее и долговечнее. А главное- меньше подвержен всяким изменениям из за температуры\влажности\времени…

iurka

Заламинировал пластины на обшивку лобика крыла. Хочется не только красоты, но и увеличить жесткость крыла на кручение.
Сначала прокатываем бальзу еле-еле мокрым валиком со смолой. Чтобы перекрыть поры. Ждем часик-полтора, чтобы смола частично стала. До “отлипа”.

Затем свежей смолой прокатываем полосы стекла. Если смолы много- промакиваем лишнюю туалетной бумагой. На фото- смолы таки многовато.

Соединяем бальзу со стеклом, тщательно разглаживаем шпателем, складываем в стопку, сверху грузим.

Когда смола стала, можно посмотреть на результат.

Вроде бы все полуфабрикаты уже есть. Пора крыло до кучи собирать.

Евгений_Николаевич:

Я, иногда, заранее ламинирую полоску, скажем 50-го, стекла между двумя ровными и навощеными пластинами, просто под пригрузом через поролон, а когда понадобится вырезаю из готового ламината необходимые детальки и слегка зашкурив приклеиваю на место. Может где нибудь такой прием пригодится.

Долго думал 😃. Наверное, именно таким образом сделаю пластинку на обклейку нервюр. Пожалуй, это симпатичнее, чем слоёный текстолит.

PROPELLER

Я когда делаю нервюры на “уши” в пачке- то после обработки разбираю пачку и собираю её в другую сторону. После повторной обработки верх-низ получается “домиком”, а задняя кромка клином. Периметр аккуратно зашкуриваются и получаются нервюры более точные. В пачку набирается количество нервюр минус одна. Самая длиная нервюра делается отдельно точно по шаблону.

iurka

Начинают появляться первые “шкилетики” 😃. Очень понравилось работать густым циакрином + активатор. Вещь давно известная, а вот у меня, как то- в руках первый раз. Брызгать активатором из баллона на пол-крыла мне не захотелось. Потому слил в стаканчик немного жидкости, и- маленькой кисточкой промазываю перед склейкой нужные места. Потом сушу несколько минут и уже затем клею.
Таким макаром сборка получается очень даже быстрой. Что очень радует 😃.



Евгений_Николаевич

Да, текстура древесины, особенно ламинированной, конечно красива. Стоит подумать об обтяжке прозрачной пленкой?

iurka

Даже и не знаю. Наверное, если б это был какой нибудь копийный старый “деревянный” планер, то это было бы очень стильно. Но я то делаю этот планерок чисто для полетать. А при таком подходе как то не особо хочется обтягивать прозрачной пленкой. Хотя у меня и есть 2 рулончика такой. При прозрачном крыле мне трудно вдалеке отличать верх крыла от низа.
Скорее все таки я обтяну просто низ- в черный, а верх- в бело-желтый, или как то в этом духе. Ну то есть, чисто из практических соображений.
Но до обтяжки еще ой как далеко:)

iurka

Спасибо, работаю потихоньку 😃 Вот , остается только уши завтра собрать. А потом, пойдет уже набивка “скелетиков” мясом- лонжероны, их “фаршировка”, обмотка кевларом, обшивка лобика и тд. и т.д.

Честно говоря, когда на полу разложил получившиеся части крыла, немного растерялся- в жизни эти “4-метровые” как то внушительнее, чем на чертежах 😃

Кужовник_Антон
iurka:

“4-метровые”

ни говори)я сейчас 3.2 ть делаю тож наборный,а мечтаю о композитном фюзе и пенобальзовых крыльях размахом 5)

воодушивился от этого сайта
lesgpr.free.fr/accueil/accueil.htm глянь,много интересного

Sens

Симпатично, познавательно! Слежу. Успехов!!!

Ясон
Евгений_Николаевич:

тормозить все таки лучше закрылками (планер еще держится в воздухе хоть и уже почти остановился)

Вероятно это Вы о интерцепторах. Я тут не соглашусь, ибо у закрылков и интерцепторов несколько разное назначение. Снизить посадочную скорость и скорость снижения при обработке потоков это закрылки, а вот чтобы снизить аэродинамическое качество и увеличить скорость снижения для более точной посадки это интерцепторы. Летал на своей инспире на относительно небольших полянах. Сразу скажу- без интерцепторов делать там нечего. Заводишь на посадку метров со 150-200. Чуть клац клац клювом на пару метров по высоте и вот уже планер весело пролетает мимо тебя еще метров 50. Интерцепторы позволяют обеспечить очень крутую глиссаду и сильно облегчают расчет захода на посадку. Я бы делал полную механизацию. Хоты при нагрузке 28-30г/дм за 4 метровым планером можно будет ходить пешком, и закрылки для уменьшения посадочной скорости ему будут бесполезны.

iurka

Мне тоже так кажется. Сам пока делал мало крыльев с механизацией, но в ютубе насмотрелся… 😃 Сдается и мне, что закрылки- это больше для тяжелых аппаратов, которым реально нужно снижение посадочной скорости. А чтобы закрылки уже как то тормозили- их отгибают на 90 градусов. И тогда на посадке их надо шустренько поднимать, чтобы на покалечить.
С другой стороны, есть и личный опыт. В первом сообщении есть фотка RES планера. Там у меня именно интерцепторы. В реальном полете, я их открываю градусов на 45, не больше. И эффективности у них- выше крыши. То есть, имхо, их можно делать и намного меньше по размеру.
Ну и кроме того, технологически маленький интерцептор проще, сервочка на нем и самая мелкая прекрасно отработает, ну и аэродинамика крыла чище. Да и закрывать его на посадке не надо- его поломать не обо что. Вот примерно из этих соображений я и остановился на верхнем интерцепторе.