Вопрос знатокам

volkov

Добрый день,

вопрос знатокам сопромата - как приблизительно выглядит эпюра сил, действующих на штырь, соединяющий центроплан и ухо планера при затяжке?

Palar
volkov:

как приблизительно выглядит эпюра сил

Приблизительно она выглядит прямоугольно. Выбирать отсеченную часть нужно так, чтобы заделка в нее не попадала.

GSL
Palar:

Приблизительно она выглядит прямоугольно. Выбирать отсеченную часть нужно так, чтобы заделка в нее не попадала.

Это у вас половина штыря?

Юрий_68

Я думаю, способ заделки и приложение силы выбран не правильно. Можно ли назвать стаканы(карманы) в которые вставляются штыри - жестко закрепленным концом? Отсюда плясать. ИМХО.

GSL
Юрий_68:

Я думаю, способ заделки и приложение силы выбран не правильно. Можно ли назвать стаканы(карманы) в которые вставляются штыри - жестко закрепленным концом? Отсюда плясать. ИМХО.

Вопрос интересный конечно.
Если мы считаем нагрузку на часть штыря, входящую в консоль то можно считать что в центроплане штырь закреплен хоть жестко, хоть парой сил. Результат не изменится. Консоль “не знает” что твориться в центроплане.

В общем случае много всяких нюансов может быть связанных с зазорами, натягами, кривизной, соотношением жесткостей штыря и лонжерна, распределением жесткости по длине штыря и т.д. Но если сильно не углубляться в лес и считать что штырь вставляется в карман без натяга то задача упрощается.
В месте стыка момент в штыре равен моменту в данном сечении крыла. На концах штыря момент равен нулю. Момент линейно изменяется от концов к месту стыка.

Перерезывающая сила в общем случае тоже зависит от многих факторов, но если считать что длина штыря в разы меньше размаха консоли то можно считать что на каждую половину штыря действует перерезывающая сила равная моменту в месте стыка деленную на длину заделки штыря. Если штырь не симметричен то и перерезывающая сила разная будет.

MVP
Palar:

Приблизительно она выглядит прямоугольно. Выбирать отсеченную часть нужно так, чтобы заделка в нее не попадала.

Не совсем корректно. Вы рассматриваете консольную балку, но ведь заделка штыря в ЦП и ухе одинаковая

Юрий_68
MVP:

заделка штыря в ЦП и ухе одинаковая

Вот и я про тоже. При этом еще неизвестно какой считать заделку.

MVP
volkov:

Добрый день,

вопрос знатокам сопромата - как приблизительно выглядит эпюра сил, действующих на штырь, соединяющий центроплан и ухо планера при затяжке?

Саша, не думаю, что вопрос ради вопроса. Что случилось?

Palar
GSL:

Но если сильно не углубляться в лес и считать что штырь вставляется в карман без натяга то задача упрощается.
В месте стыка момент в штыре равен моменту в данном сечении крыла. На концах штыря момент равен нулю. Момент линейно изменяется от концов к месту стыка.

Вот это и всё. Больше там нечего считать. Расчитывается только сечение штыря в месте стыка на сопротивление моменту. Остальное выдержит по умолчанию.
Зазор в пенале есть всегда, там же не прессовая посадка.

ViktorF

Это смотря какие штыри и какие пеналы. У меня на Супре штыри круглые и выходят с таким характерным чпоком(причем все - неоднократно демонстрировал), что сомнений в плотности посадки никаких нет.

Юрий_68
ViktorF:

сомнений в плотности посадки никаких нет

Тогда необходимо считать всю связку штырь- пенал.
Но мне кажется этого будет достаточно:

Palar:

Расчитывается только сечение штыря в месте стыка на сопротивление моменту

.

MVP
MVP:

Что случилось?

Наверное борьба за вес, штырь хочет облегчить;)

volkov

Спасибо за урок)
Я представлял это несколько иначе - не думал, что момент изменяется линейно. Так что мне 2.

MVP:

Наверное борьба за вес, штырь хочет облегчить

Да я их давно пилю, пока не подводили. Хочется понять, как правильнее сделать

igor_bily

Добрый день Всем.
Сразу замечу - я инженер, но электронщик (хотя по механике и сопромату было 5).

Мое мнение - рассматривать штырь как балку с защимленным концом и расчет эпюр для нее (учитывая все высше изложенное коллегами) некорректно.
Приведя эквивалентные силы при изгибе центроплан-консль с эквивалентной силе в центре штыря - задача сведется к вот такой

Расчеты - см. Пример 4 и рис. 2.26.
www.mehanica-kvs.narod.ru/razdel2/r29.html

Исходя из чего можно сделать выводы о моменте нагрузки в конструкции более короткой части штыря (консольной по идее).

Мои соображения по штрям:

  1. Конструктивно - двутавр используемый Владимир Модел в штырях - самый оптимальный по жесткости из возможных протых конструктивов.
  2. Рассматривать в данном случае наверное необходимо работу специфических материалов - Угля при работе в режимах - растяжение-сжатие - верхняя-нижняя полки тавра(аналогично сечениям лонжеронов).
    По оптимизации (подпиливанию) я только играл длинной, укорачивая до 1-1,5 см.
    По статистике - чаще всего ломается внешняя консльная часть, возможно связано в отстреливанием консоли в момент удара или тем что более короткую часть штыря чаще вставляют в консоль (см. рисунок высше).
    По жесткости хода штырей в пеналах - плотный вход штырей это хорошо, но предусмотренный ход штырей по горизонтали в пеналах моделей ВМ, а так же учитывая мягкую фиксацию консолей (изолента) - это спасало многие модели от поломки лонжерона - а только разрывами боковых стенок(кевларовый чулок) пеналов, что чинится элементарно (у самого было более 5-ти таких разрывов).
    Подпиливание внутренней части штыря - думаю это большая экзотика (хотя вес штыря около 20 гр. 😃).
ViktorF

Самому себе штыри подпиливать? Хорошо придумано 😃
Если цель- вес, то может выбирать уши полегче?
Ведь я так понимаю речь об облегчении крыла ближе к законцовкам? Слишком далеко от самой законцовки и слишком незначителен изменяемый вес.
На двух самодельных Супрах с попыткой применения штырей от ВГ очень быстро разошлись пеналы на ушах. Да, немного неправильно сделали и подмотка помогла, но вывод - потенциально слабое место. Сами штыри - просто лом, хрен сломаешь.
А вот лонжерон по Дреле с круглыми штырями собираюсь переставить с убитого четырехлетнего самолета на новый.

NIV
volkov:

Да я их давно пилю, пока не подводили. Хочется понять, как правильнее сделать

Проходили в F1А, чем заканчивается облегчение планера. Начинает ломаться в самый неподходящий момент, последующие ремонты нагоняют вес больше исходного. Любое облегчение только за счёт снижения запаса прочности.

MVP
NIV:

Любое облегчение только за счёт снижения запаса прочности.

Запас может быть и избыточным

NIV
MVP:

Запас может быть и избыточным

На спортивном планере чемпионатного уровня, который изготавливается серийно? 😁
Будет грустно если начнут складываться крылья и ломаться лёгкие балки на посадке из-за экономии 20г на планере весом 1500г. ИМХО

volkov
MVP:

Запас может быть и избыточным

Да

NIV:

Любое облегчение только за счёт снижения запаса прочности.

Не только. Снижение веса может быть за счет новых материалов, технологий или других конструкторских решений. И т.д.

Юрий_68
NIV:

начнут складываться крылья

Скорее карманы порвутся, чем штыри сломаются (имхо)

v-romashin921
NIV:

Проходили в F1А, чем заканчивается облегчение планера

вот поэтому сейчас и не гонятся в этом классе за чрезмерно малым весом, все таки прирост высоты при сходе с леера, равен почти длине леера, а это требует высоких прочностных данных

MVP
NIV:

На спортивном планере чемпионатного уровня, который изготавливается серийно? 😁
Будет грустно если начнут складываться крылья и ломаться лёгкие балки на посадке из-за экономии 20г на планере весом 1500г. ИМХО

И тем не менее:

“Да я их давно пилю, пока не подводили. Хочется понять, как правильнее сделать”. А сколько летает этот парень в год, нам с Вами и за три не налетать;)

Sputnik

Как инженер-конструктор подтвержаю, эпюра правильная, максимум момента будет в стыке консолей, ноль на конце штыря.
Если бы точно знать какой лонжерон и сколько там какого кевлара намотано, можно прикинуть при каком моменте начнет рваться кевлар, каком ломаться лонжерон, какой выдерживает штырь.
Если хочется сделать равнопрочную конструкцию, минимального следовательно веса, штырь надо тоже клеить из двух пресованных пластин угольных (можно клиновидных), с деревяшкой посередине и обмоткой кевларом.
Или пресовать в той же форме, но внутрь деревяшку положить.
Но надо бы посчитать…

NIV
v-romashin921:

вот поэтому сейчас и не гонятся в этом классе за чрезмерно малым весом, все таки прирост высоты при сходе с леера, равен почти длине леера, а это требует высоких прочностных данных

Тогда не было такого большого динамостарта. Просто вспоминается как ребята на тяжёлых “дубовых” планерах уделывали тех у кого были суперлёгкие планера. Ломались “дубовые” планера реже, поэтому результаты были стабильнее.
Вопрос просто в том, что всё-таки даёт облегчение пусть даже на 50г? На сколько это целесообразно? Почему Володя Гаврилко не делает более лёгкие штыри для планеров “лёгкой серии”, ведь на фабрике это сделать проще.

v-romashin921
NIV:

Почему Володя Гаврилко не делает более лёгкие штыри для планеров

прочный штырь, это жизнь планера, я тоже на F1a ставлю штыри из 6 мм из 65с2ва, а планер то всего 410 грамм, из опыта- когда то нашел подходящего диаметра штырь непонятного происхождения, зажал его в тиски и бил молотком, ни чего не погнулось, поставил на F1a, в результатае одного динамостарта (11-и летним пацаном) этот штырь был согнут на 15 град и хороший планер чуть не лишился жизни перед соревноваеиями