Позвольте догму о гладкости поверхности поставить под сомнение. В свое время свободники сравнивали обтяжку бумагой и пленкой. Большинство склонялось что бумага летит лучше. Более того использовали турбулизатор в виде нити наклееной на крыло. Погоня за гладкостью добавит столько веса, что смысл от затеи сойдет к нулю. Все нужные параметры лучше закладывать изначально.
У свободнолетающих другие Re…
то бумага летит лучше.
Судя по программе profoli2 для конкретного профиля есть положительный результат от турбулизатора, но на 50%. Когда все крыло шершавое, можно сказать что турбулизатор стоит на 20% или меньше.
Можно делать глянцевым только первые 20-50%, остальное оставлять матовым, заодно экономить вес.
В то же время для профиля AG455 пофигу на наличие турбулизатора, он реагирует не так остро.
То что я сделал на слопере: заклеил скотчем на центроплане 70% хорды, ближе к законцовкам 50% хорды, еще ближе к ушкам 20%, а сами ушки и края элеронов оставил матовыми.
Как результат, кроме прибавления скорости еще и увеличилось спокойствие планера в турбулентности, прекратились подсрывы ушей и мелкие удары по крену. Это как раз AG43 шершавый на ушах, Мало того что глайд на больших углах атаки и малых Re лучше так еще и запас до срыва 3 градуса добавилось. Но при этом в режиме “скорость” на Re 90-110 не мешает т.к. площадь поверхности небольшая.
На больших Re польза от турбулизатора сомнительна.
На больших Re польза от турбулизатора сомнительна.
Турбулизаторы иногда ставят даже не настоящие самолеты. Иногда весьма большие. На Ту-16, если не ошибаюсь, перед элеронами стоял турбулизатор из дюралевого уголка. Даже на планерах турбулизаторы встречаются. В воздухозаборниках реактивных двигателей могут быть турбулизатоы. Так что я бы поостерегся делать глобальные выводы, в каждом отдельном случае надо решать.
Так что я бы поостерегся делать
Турбулизатор на всех Re будет затягивать границу срыва. Перед элеронами его часто ставят, когда профиль по каким-то причинам не айс и отрыв ПГ начинается рано, затеняя элерон и ухудшая управляемость.
Но с точки зрения гоночных планеров, все эти меры увеличивают лобовое сопротивление на больших Re, однако помогают улучшить управляемость или устойчивость в турбулентности, а так же улучшить режим “термик”. (правую часть поляры). Но метод надо юзать дозированно.
Для любой задачи можно выбрать чуть более подходящие профили и не делать потом костыли.
На моделях повышенная шероховатость или нить вдоль размаха переводят обтекание в турбулентное. Вихрегенераторы, как на фото, создают компактные вихри. Разные случаи.
На моделях повышенная шероховатость или нить вдоль размаха переводят обтекание в турбулентное. Вихрегенераторы, как на фото, создают компактные вихри. Разные случаи.
Смысл один. Компактные вихри постепенно расширяются и сливаются в единый турбулентный поток. На оделях тоже иногда использовали дискретные турбулизаторы в виде пирамидок или отверстий перепускающих поток снизу вверх.
Это не так. Даже на крайнем фото хорошо заметно. Или вот:
На этом фото, сделанном в АДТ, вихри от весьма часто поставленных ВГ не сливаются.