Полукопия современного планера

Udjin

Сергей, вопрос достойный обсуждения.
ИМХО стоит завести отельную тему на предмет.

Евгений_Николаевич
Неман:

Евгений Николаевич приняли уже решение по двигательной установке?

Я прихожу к определенному решению.
Исхожу из того, что делаю планера с целью обязательно летать. Макеты - не мое.
Если летать, то как? Буксир - отсутствует, лебедка, резинка - большой риск и полумера.
Остается - силовая установка.
Следующий вопрос. Где размещать силовую установку на модели? На пилоне - копийно. В носу - не копийно. На пилоне - дополнительный балласт. В носу - часть балласта можно убрать. Когда видно винт? Ответ - на земле.
А на земле очень легко открутить кок с винтом и надеть копийный нос.

Еще вопрос. Мощность силовой установки?
Можно тягу 0,5 веса, скорее всего опытные моделисты так бы и сделали, а возможно 0,4-0,3.

Но я моделист малоопытный, мне надо запас по мощности. Думаю тяга силовой установки мощностью 1.0 - мне подойдет.

Но все это, мои соображения именно на этом этапе.

boroda_de

Поверьте, мощный мотор с батареей создадут лишний балласт. Тяги 0.5 для парителя вполне достаточно.

Евгений_Николаевич

Юрий, согласен с вами, но все равно боюсь. Парителем он станет если наберет высоту, а не зависнет и не хлопнется на взлете.

Как я понял, в безмоторном варианте, от 400 до 1000г балласта нос. Может поэтому не сильно экономят вес на фюзеляже.

Udjin

400 грамм в нос - это очень оптимистично для полукопийного планера. Если только морду делать ну очень тяжелой, и на шасси материал не жалеть.

АПН
Евгений_Николаевич:

Юрий, согласен с вами, но все равно боюсь. Парителем он станет если наберет высоту, а не зависнет и не хлопнется на взлете.

Как я понял, в безмоторном варианте, от 400 до 1000г балласта нос. Может поэтому не сильно экономят вес на фюзеляже.

Евгений Николаевич, вот www.fan-air.de хорошее решение всех проблем с мотоустановкой, особо удобно, что легко снимается - один болт и три контакта.
Если дорого, вот тоже вариант - modellhobby.de/…/DYMOND-V-MAX-V50-XL-Combo-mit-Sma…

и уже с регулятором. Я поставил этот комплект на планер 4м и весом 7700Г с лопастями 18,5х10(в нос) легко уходит с руки, на тележке, по газону, разбег меньше 10м и высоту набирает уверенно под 60град. На обе мотоустановки акки 8 банок по 4000мА (как раз нужный балласт получился😁)

Udjin

Евгений Николаевич, глянь-ко.

Не так уж и выделяется.
А если лопасти белым покрасить, то можно ого-го лопаты поставить, и вполне так цивильно будет смотреться.
Если даш размеры - я тебе кок отформую. Если что-то уникальное.

soar
Евгений_Николаевич:

На пилоне - копийно. В носу - не копийно.

Евегний Николаевич, на пилоне копийно оно будет только в том случае, если будет убираться в фюзеляж в полете. Есть готовые решения, но стоят денег, можно и самому городить, но надо ли?

Элегантный винтик в носу никак не убавит копийности в полете, а делать намного привычнее и проще.

Евгений_Николаевич

Да, для меня на этом этапе, задача сделать модель и научить ее летать. Но не испортить экстерьер, для возможности дальнейшей доработки.

Очень хорошо выглядит винтик в носу.

Так что, не вижу никакого криминала в такой компоновке.

Может преждевременно, но уже интересуюсь бюджетными вариантами: hobbyking.com/…/__18125__Turnigy_Aerodrive_SK3_505…

Но вернемся к делам насущным. Завершилась подготовка ко второй попытке. Заготовлены бальзовые корочки на весь фюзеляж: 1.0мм на стручо к и 0,8 на стрелу и плавник. Странно, но по весу корочки оказались легче, чем корочки только на стручок в первом варианте.
Состав ламината: грунт, стекло 50, уголь 160, корочки, стекло 50. Местные усиления: передняя кромка и лонжерон в плавнике; переход от стрелы к плавнику.
Итого заготовленный материал чуть легче первого варианта, но угля гораздо больше. Надеюсь что фюзеляж получится более равнопрочный (собственно надо было значительно усилить плавник, за счет экономии веса в стреле).

Евгений_Николаевич

Вторая попытка изготовления фюзеляжа.

Матрица грунтована недели две назад. Раскроен армирующий материал. Отформованы бальзовые корочки на весь фюзеляж, за исключением самого носика.
И началось:

Смолу не жалел. Сначала все шло по плану: Уложил ламинат последовательно в обе матрицы, за исключением последнего слоя стекла. Соотношение армирующий материал - смола было нормальное. Через восемь часов вынимал матрицу из вакуумного мешка и обрезал кромки. Последовательно с 10 утра до 12 ночи. Собственно укладка занимала по 3 часа. На следующий день - укладка последнего слоя стекла в обе матрицы. Не удержался от дополнительного усиления носа, перехода хвостовой балки в киль и еще чего то, уже не помню. Процесс занял 2.5 часа. И опять под вакуум на 8 часов.

Потом изготовление раздувочного мешка из полиэтилена.
Через два дня склеивание половинок. Нос, кокпит, конец хвостовой балки и киль на каше, все остальное по стеклоленте 25 мм. Раздувочный мешок надувал с помощью системы для внутривенных инъекций и автомобильного компрессора.

Через два дня, терпения не хватило на большее, была произведена выемка готового изделия.

Все приклеилось хорошо, по моим ощущениям получилось равномерно, прочно и жестко. Но местами придется подшпаклевать.

Итог: получился первый рабочий вариант. Вес, после самой начальной обработки, на фото, кокпит надо было вырезать, чтобы вынуть раздувочный мешок, составил 720г.

С уважением, Е.Н.

П.С.

Ну, котенок, несмотря на то что в процессе вакуумирования я отъезжал на “полетать” (последние погожие деньки), крепился. Но уже в конце процесса, наверно силы иссякли, все таки вцепился в пленку и сделал одну маленькую дырочку. Но потом успокоился. И опять вел себя как и подобает воспитанному котенку.

Udjin

Срежешь 20 на вырезе фонаря, и нагонишь грамм 15 на шпакле и окраске.
В принципе, прибавка 90 грамм, но в замен высокая жесткость и прочность - приходится чем-то жертвовать.

Евгений Николаевич, грунт 2К? Не прошкуривал перед закладкой? Не обезжиривал?
2 недели, - риск того что могут жирные пылинки осесть. Хоть и адгезия к грунту хорошая, но тут стоит обезжиривать, при длительном хранении не окрашенных, но загрунтованных форм

Кстати, как с килем теперь дело обстоит?

Евгений_Николаевич

Да, думаю что-то еще убавится. Грунт 2К прошкуривал слегка. В одном месте по грунту пошли трещинки, видимо от влаги когда формовал корочки из бальзы. Вообще есть дефекты поверхности, но немного, о чем и говорю, что придется подшпаклевать.
Киль выглядит очень прочным и надежным, как впрочем и весь фюзеляж.

Я думаю, корочки 720г, это все еще неплохой результат. Но, вот просто на пальцах, ЦТ фюзеляжа сместился назад сантиметров на пять.
Но это уже другая история.
По предварительным прикидкам ВМГ + АКБ даст 1300г в носу.

2 months later
Евгений_Николаевич

Здравствуйте, господа моделисты. Прошу прощения за долгий перерыв в повествовании.
Могу оправдаться тем, что работа помаленьку идет постоянно, но не имея какой-то, хотя бы промежуточный положительный результат, описывать работу опасаюсь.
Продолжу рассказ про постройку планера.
Закончу про фюзеляж: после шпаклевки и шлифовки дефектов, пробовал грунтовать кисточкой (зима), получается не очень. Оставил эту работу до тепла.

Панели крыла.
При детальной оценке ранее приготовленных сердечников панелей консолей, выявились местное выпирание лонжеронов из профиля. Лонжерон местами оказался толще сердечника.
Изначально, при выборе профиля я долго не мог принять решение о толщине корневого профиля. В конце концов сердечник был изготовлен исходя из 12% корневой нервюры.
Теперь же принял решение и вырезал другой сердечник с толщиной профиля 13% корневой и 9% концевой, так же применил уменьшение кривизны профиля от 2.5% до 1%. Это один из способов создания крутки крыла по маэстро Дрелла.
Лонжерон удалось демонтировать из начального варианта и применить в модернизированном.
На первом фото - строение ламината в месте прохода соединительных элементов консолей.

В этом случае лонжерон лег правильно, немного шпаклевки из смолы и аэробаллонов решили проблему.
Корневая нервюра выполнена из ламинированной фанеры 3мм, концевая - ламинированная бальза 1мм. Еще предполагается небольшие добавочные кусочки консолей с винглетами. Планер имеет два варианта размаха 15 и 18 м. Пришлось по этому делать пеналы для соединительных стержней.
Стержни угольная трубка 9мм и металлическая трубка от антенны.

По передней кромке сердечника вклеена прядь угольной ровницы и закрыта двумя слоями стекла 50г/м2. задняя кромка и передняя кромка элеронов и закрылков оклеена стеклом в один слой. Задняя кромка элеронов закрылков 1/2 пряди угольной ровницы.

Неман
Евгений_Николаевич:

Планер имеет два варианта размаха 15 и 18 м

Сколько сколько??? 😵прошу прощения, вырвалось…

Udjin

Это размах в оригинале.

Ламинат вполне. Резал фюз - сердце кровью обливалось, Евгений Николаевич?
😃

Евгений_Николаевич
Udjin:

Ламинат вполне. Резал фюз - сердце кровью обливалось, Евгений Николаевич?
😃

Как сказать, напряжение присутствовало.

Продолжим. Теперь ламинирование. Принял решение по составу ламината: грунт, стекло 50г/м2, стекло 100г/м2. ± 45. Усиление только в районе корневой нервюры (полоса шириной 100мм) 100г/м2.
Размер консоли 240*1725мм. Пришлось паять мешок из ПЭ тепличной пленки, рукав 1500мм 60мкм.
В качестве ровных поверхностей пришлось использовать двери шкафа.

Udjin

На кухне, четверка … … в зале хоть собрать до кучи можно?

Евгений_Николаевич

В связи с новыми (для меня) сведениями режим ламинирования был таков: вакуум - 16 часов, давление струбцины - двое суток все время считается от последнего замеса смолы. Смола L, отвердитель 286. Процесс укладки занимал 1.5 часа (меньше не получалось).

По просьбам трудящихся:

Но это только 3620 мм. По простому 3-62 кто знает.

Евгений_Николаевич

Сейчас работаю над достижением панелей крыла проектных размеров 4,5м. Планер более менее начал вырисовываться, поэтому начал задумываться над комплектацией.
С приводом РН вроде определился: чтобы был удобный доступ к РМ, ее надо ставить в киль на вертикальную заднюю стойку к которой крепятся шарниры РН и варианта лучше чем RDS не придумал.
По поводу привода РВ. Рулевую машинку планирую так же втиснуть на эту же стойку в киль, далее пойдет тяга вертикально вверх к РВ. И вот здесь нужно быстроразъемное соединение. Варианты предлагаемые ранее в теме:

На первый взгляд вторая картинка вроде интереснее, но когда прочитал описание, то это вроде для наконечников рулевых тяг автомобилей.
Как думаете можно использовать?
Первая картинка вроде тоже должна подойти, только размер М 2мм - не маловат ли, и еще при частой разборке узла соединение про слабнет?

Letun007

Наконечники, что на первой картинке, ставлю на привод газа. В условиях сильной вибрации и грязи капрон не изнашивается и винта М-2 пологаю достаточно. А вот анологичные наконечники из полистирола заметно слабее, хотя шарик у них крупнее, но материал хрупкий. На привод стабилизатора что то покрепче надо, Масса модели похоже приличная будет.