Первый мотоланер 2м потолочка + бальза.
Здравствуйте товарищи моделисты, осилил наконец то модель планера! За время пока строил (а строил я 2,5 месяца) многое переосмыслил вплоть до смысла жизни и смысла строить модель невысокого качества 😒 Теперь со спокойной душой замучаю эту модель до победного. Летает она не долго батарейка 1А/ч 3s, двиг её за 7-8 минут съедает на полную да ещё и греется.
Параметры: 2000 размах, 920 мм крыло, полщадь 37,32 дм.кв.
Вес: вес модели 830 - 840г на данный момент. нагрузка 22,5 г/дм.кв.
Мотор: турниги D2830/11 1000kv, винт 10х5, но на лопасти цифра 9х5 (китай, либо я чего не понял)
За первый облёт вобщем ничего не понял. Возникли вопросы.
Опишу по порядку: 1. Настроил центр тяжести на чуть меньше 29% САХ, закинул модель, пошла вверх резко задрала нос почти свечой, выключаю мотор и вижу, что крениться вниз, триммирую руль на максимум, всё равно требует ручки на себя. Опустил вытащил с носа гайку грамм на 20, сделав центровку примерно 32%
2. Второй заброс. Набрал высоту, триммер РН почти на макс, уже лучше , получилось планировть минуты 2 против ветра, но всёравно требовала иногда тянуть ручку на себя. Была тенденция к наклону носа, но против ветра держался. Ещё была тенденция к спуску модели в горизонтальном положени, я так понял, что всёравно центровка передняя. Вот и время вышло.
3. Дома убрал с носа ещё грузик 9 гр, цетнтровка получилвсь 34-35%. Это нормально для модели? И что можно сделать подскажите.
Да угол деградации 1 градус сделал (это разница между углами установки крыла и стабилизатора).
Дополнительный вопрос: Посетила меня одна мысль, можно ли передать нагрузку модели на стабилизатор, сместив центровку назад и отклонив РН чуток вниз придав ему подъёмной силы, насколько это хорошо (просто для интереса).
Да угол деградации 1 градус сделал (это разница между углами установки крыла и стабилизатора).
Дополнительный вопрос. Посетила меня одна мысль, можно ли передать нагрузку модели на стабилизатор, сместив центровку назад и отклонив РН чуток вниз придав ему подъёмной силы, насколько это хорошо(просто мысль).
ИМХО: угла быть не должно, иначе будет тормоз за счёт компенсированного РВ.
Передать нагрузку нельзя назад, самолёт летит на крыле, а РВ только ставит это крыло в разный угол атаки.
Судя по фото у тебя малая площадь РВ именно её отклоняющей части и при малых скоростях не хватает обдува и следовательно не управляемый полёт.
И ещё у тебя ВМГ находится ниже плоскости крыла, поэтому при даче газа модель будет задирать нос вверх, поэтому следует мотор наклонить вниз на пару градусов, потом проверить в ровном полёте: если всё равно при увеличении газа тянет вверх, то ещё опустить вниз.
-----------
По фото не понятно как сделаны кабанчики на хвосте, возможно угол отклонения маловат.
SnakeFishbk На сколько я знаю угол установки крыла делается почти на всех планерах кроме металок, ну у меня так же только крыло горизонтально а стабилизатор под отрицательным углом.
И ещё у тебя ВМГ находится ниже плоскости крыла, поэтому при даче газа модель будет задирать нос вверх, поэтому следует мотор наклонить вниз на пару градусов
Мотор наклонен вниз, задумывал 2 градуса, но получилось меньше из за неточности сборки, но 1 градус на глаз есть. В этом плане понятно. Спасибо.
По фото не понятно как сделаны кабанчики на хвосте, возможно угол отклонения маловат.
Как раз управляемость по тангажу удоволетворительная, чувствует небльшие наклоны ручки, угол при максимальном отклонении 28 градусов. замерил. Вот у элеронов недочёт отклонение маленькое, но пока не до этого.
Угол дигродации быть должен однозначно) .
По мне очень короткая балка((
Думаю устойчивость будет очень маленькая
Я построил не так много самолётов, может штук 5-7 с нуля, планеров не строил…
Плосковыпуклое крыло всегда взбухает при увеличении скости в прямом полёте.
-----------
Да угол деградации 1 градус сделал (это разница между углами установки крыла и стабилизатора).
Вот видимо и не хватает момента от малого РВ
По мне очень короткая балка((
Думаю устойчивость будет очень маленькая
Мотор далеко вынесен, так что в моторном полёте будет нормально. ИМХО
Проверить про нехватку РВ легко, удлинив плоскость хоть на скотче полоской из потолочки/депрона.
Мдя)) причем тут вынос мотора и длина балки??
35% нормальная центровка. Полетайте на ней. А вообще дайв-тест в помощь. Загоните его на высоту, выключите двигатель, направьте в пикирование градусов под 20 к горизонту. При наборе скорости он должен плавно по большой дуге выйти в горизонт без лишних качаний. Добейтесь этого триммером. Тут возможны варианты:
- Если не получается и после пикирования он уходит в горку и колебания по тангажу продолжаются - слишком передняя центровка
- Если он при наборе скорости не меняет угла тангажа - нейтральная центровка, надо двинуть на 1-2% вперед.
- Если при наборе скорости он еще сильнее опускает нос - задняя центровка.
Эксперимент проводить на планере оттриммированном в прямом полете без мотора, триммирование на максимально возможную скорость.
На моторный режим забейте. 10-20 секунд набора можно и ручкой подержать. Нагрузочка у вас хорошая, парить будет супер если в центровку попадете.
VVS2 Кажется вы 1 с 3 перепутали соответственно во 2 случае центровку двигать надо назад. Кабрирование, задирание носа происходит в случае с задней центровкой, а пикирование в случае с передней. А так всё понятно.
На моторный режим забейте. 10-20 секунд набора можно и ручкой подержать. Нагрузочка у вас хорошая, парить будет супер если в центровку попадете.
На моторе летать смысла нет, на то он и планер, только ветер практически всегда, а это усложняет задачу, ещё и опыта мало настраивать планер, точнее его нет.
А что скажете про деградацию в 1 градус? Впринципе немного можно рулём подправить.
Есть видео того самого неудавшегося полёта, незнаю поможет ли оно дать оцентку?
Кажется вы 1 с 3 перепутали
Не путайте свободнолетающие однорежимники и управляемые полеты. На свободниках и 50-60% не западло, нормально летит.
Ключевое слово - оттриммированная модель перед тестом.
Триммируете в горизонтальный полет, все казалось бы замечательно. Проводите дайв-тест и выясняется что при наборе скорости она сильно задирает нос и кабрирует - значит центровка передняя, нужно ее подвинуть назад, произвести новую операцию триммирования и повторить тест.
При задней центровке (более 40%) появится статическая неустойчивость. То есть, оттриммированая в горизонт модель будет опускать нос при наборе скорости и самозавешиваться при потере скорости, но колебаний по волновой траектории не будет! Серии кабрирование-пикирование это сходящийся процесс, который говорит о излишке устойчивости и колебательному успокоению, то есть о передней центровке!
При движении центровки назад “колебательный” характер уходит и реальный угол деградации уменьшается. Чем он меньше тем, меньше сопротивление. Вот тут и есть компромисс между сопротивлением и устойчивостью.
Оптимальная центровка это та, при которой от режима макс. скорости до режима мин. скорости есть хотя-бы 4-5 щелчков триммера. И режим выбирать удобно и с устойчивостью все ОК, не колбасит по тангажу в термичку.
VVS2, что то я не особо понимаю, инструкции по настройке метательных планеров говорят иначе. rcopen.com/files/4e0c25559970730077d5d321
Везде пример с запуском путём броска с руки. В инете есть статьи, ссылки приводить не буду.
цитата:
Регулировка модели: Регулировочные запуски производить в закрытом помещении (исключающем влияние ветра).
Запуск производить легким толчком с поднятой вверх руки.
При пикировании модели необходимо удалить часть балансировочного груза.
При кабрировании модели (резкий взлет вверх, а затем падение на нос), необходимо увеличить балансировочный груз.
2 Сheko
Вам всё верно объяснили.
И в инструкции к металкам всё верно.
Нюанс был выделен болдом.
Чтобы было более понятно.
Сами ответьте на вопрос, если центровка передняя, и в устоявшемся полёте планер станет пикировать, куда вы отклоните РВ триммером?
А теперь, запустите оттриммированный планер в пологое пикирование. Чтобы он скорость набрал.
Что произойдёт с планером?
Вадим. Мотопланер имеет два режима полета. Планирование - основной режим. На него и надо настраивать полет. Как вы и описали из учебника. Кстати угол может быть и 2 и 2.5 градуса. Набор высоты, как правило сопровождается усиленным обдувом рулевых поверхностей и это нужно компенсировать или миксерами в аппаратуре (при увеличении газа РВ немного на пикирование) или вручную, триммировать не надо (у вас уже настроен планирующий полет).
Если по поводу ЦТ, то первоначально он расчитывается в % от САХ, как правило 25% (это будет как минимум слегка передняя центровка). Главное правильно найти эту точку. А затем ЦТ корректируется дайв-тестом.
Повторю: главное настроить планирующий полет. При наборе высоты можно и “повисеть” на ручке.
Еще, набор высоты - это секунды (10 -30). Ваше батарейки хватит на десяток наборов высоты. А если планировать будет по 3-5 минут?
Регулировка модели: Регулировочные запуски производить в закрытом помещении (исключающем влияние ветра).
Запуск производить легким толчком с поднятой вверх руки.
При пикировании модели необходимо удалить часть балансировочного груза.
При кабрировании модели (резкий взлет вверх, а затем падение на нос), необходимо увеличить балансировочный груз.
Регулировку планирования модели надо проводить не с помощью грузов а с помощью руля высоты. Это процесс называется триммированием или балансировкой. А положением центра тяжести добиваются нужной степени устойчивости и управляемости.
То есть сначала устанавливаете начальное (рекомендованное) положение центра тяжести и с помощью руля высоты добиваетесь устойчивого планирования. Потом проводите тесты на устойчивость. Если что то не нравится - сдвигаете центровку. Потом опять триммирование и тесты. И так до желательного результата.
Никогда не босал планер с руки в неуправляемом режиме. Можно коцнуть модель из за невозможности нормально посадить.
Загоняю на моторе наверх, а там уже полно времени на триммирования и тесты если центровка в пределах разумного. Неуправляемые свободнолеты имеют бОльшую конструктивную устойчивость чем управляемые. У планера топикстартера практичски нету V, значит в неуправляемом полете высокая вероятность скольжения на консоль и падения колесом, особенно если ветерок качнет. У свободнолетов устойчивость по крену избыточна, поэтому они и метальные свободнолеты. Да и ломать там нечего особо.
Никогда не босал планер с руки в неуправляемом режиме. Можно коцнуть модель из за невозможности нормально посадить.
ну так я не собирался этого делать, тяжёлая модель и трава может не спасти.
Ну сейчас я точно разобрался с методами “тест-драйва” да и в первом полёте я сделал некоторые заметки.
Ещё меня волнует вопрос, с углом деградации в моём случае установки стабилизатора -1 градус. И то что при центровке 28% модель тянула носом вниз при полном триммировании РВ , что вынуждало на ещё большее отклонение РВ, по ощущениям планировала плохо. На 30% стало лучше но всёравно триммер был отклонён почти на всю. Поэтому следующий шаг сдвинуть центровку до 33-34% и добиться ровного полёта. Ну и тест-драйвы конечно. А ещё посмотрел я чертежи планеров на сайте masteraero у всех центровка рекомендуемая выше 30 % и до 40 % плюс-минус (у тех где не несущий стаб), вроде успокоился немного ))
Несущий стаб это уже 40+%
Угол деградации у вас нормальный, остальное решает триммер РВ. Чем меньше этот самый угол и заднее центровка, тем меньше лобовое сопротивление, но это не должно вредить устойчивости. Для этого и существует дайв-тест, чтобы нащупать тонкую границу. Для расширения границы этой самой устойчивости полезно убрать стабилизатор от линии крыла по высоте как можно дальше. Это или Т хвост или V хвост. Мои личные грабли говорят о том, что стаб попадает в спутку крыла в “медленных” режимах полета из за чего даже 33% центровки могут доставлять проблемы, поэтому многие летают на 28-30%, откровенно передних центровках. У меня на планере с V хвостом сейчас 35%, все замечательно во всех режимах.
Чем меньше этот самый угол и заднее центровка, тем меньше лобовое сопротивление, но это не должно вредить устойчивости. Для этого и существует дайв-тест, чтобы нащупать тонкую границу
Весьма важная настройка, сам недавно убедился, потерпев краш. Планер деревянная самоделка 3.3 метра, центровка по тесту была явно задней, модель норовило затягивать в пикирование. Авария случилась на пределе видимости, пролетая в зените над собой. В воздухе термическая колбасня, ветер то сильнее, то слабее, скорость трудно контролировать. Решил подползти поближе к облаку. Чтоб пробиться сквозь ветер дал немного ручку от себя… И тут заблестели обломки, а через несколько секунд с высоты донесся глухой удар((( Слишком разогнался и видимо словил флатер
Пару моделей уже отрегулировал согласно тесту, а этот не успел((
Печально. Но хочу вас обнадежить… Наши модели настолько относительно легкие, что скорость настоящего флаттера в отвесном пикировании может быть и вовсе не достигнута, при одном важном условии: - Балансиовки консолей на флаттер, установка в передню кромку ушей противофлаттерных грузов. Если жесткость лобика и так предельно возможная, это имеет смысл. Такой метод избавляет от флаттера даже полностью потолочные крылья с линейковым лонжероном. Максимум что бывает - закручивание ушей в минус и не более того(если крыло до того имело адекватную жесткость). Даже инверсии элеронов не наступает. Да, лишний вес… но что поделаешь? Зато для сильной погоды можно расслабиться, а в слабую… Ну если совсем фанатично, то снять грузы 😃 Можно придумать некие пеналы в ПК для их заначки.
Подборка грузов простая. Раскручиваем ухо на веревке над головой(привязано за лонжерон), в перевернутом положении. Если груза достаточно, консоль ведет себя стабильно и летает кругами ровно, не пытаясь случайно закрутиться как под действием эффекта магнуса. Вот так брутально но действенно:)
Далее остается отлить свинца нужной массы и эстетично запечатать в консоль. Но лучше чтобы это был не пустой свинец, а силовые элементы конструкции в районе лобика. Тогда не будет мучительно больно за бестолковый лишний вес.
После модернизации придется сильней дорабатывать РН в спиралях из за моменов инерции. Зато проходы со свистом станут релаксом.
Центроплан никакой модернизации не требует.