Не метательные металки
Несколько недель назад началась постройка целой серии одинаковых планеров. Изначально все они задумывались как метательные планера. Предыстория: как то не горе Клементьева был шикарный Юг. летало все, включая Sbach342 плосколет-паркфлаер. Не лежал в стороне и Blaster 2. как оказалось его запускать в сильный ветер проще простого: отошел на 5 метров от склона, метнул его по-сильнее и ты уже в динаме. Думаю многим известно, что метательные планера очень шустрые и проворные, а в динаме так вообще можно крутить все что угодно. Именно так появилась идея постройки металки.
Труба - карбоновое колено от удочки, носик - бутылка усаженная на деревянном болване. хвостовое оперение - потолочка обтянутая стеклотканью/скотчем/пленкой. крылья - экструдироавнный пенопласт, обтянутый пленкой/скотчем.профиль - МН32. Управление - руль высоты и элероны. Так как лонжерон в крыле деревянный, то ни о какой метателььности речи не идет. максимум что выдержат эти крылья - это сильный бросок с руки за фюзеляж. вес полетный 175 и 195гр. пока что готово только два планера. один вчера был сильно приложен об землю по причине очень сильного ветра.
Продолжение следует?
А то замах хороший ))))
Доброго дня. Очень интересны технические решения для постройки подобных слопо-планеров. Особенно заинтересовала “кабина”. Можете побольше рассказать и особенно профографировать этот узел ?
Или цель темы вы видите в ином свете ? (демонстрация достижений в планеро-строительстве… или как-то иначе…)
Заранее спасибо.
Продолжение следует
Да, продолжение будет. Детали (крыло, носики, V mount) делает один человек, а собирают каждый себе сам. пока что готов мой планер и планер друга (вчера разбился при облете в сильный ветер)
Доброго дня. Очень интересны технические решения для постройки подобных слопо-планеров. Особенно заинтересовала “кабина”. Можете побольше рассказать и особенно профографировать этот узел ?
Пока загружаются фотки коротко расскажу по кабину. Для создания кабины было взято два брусочка нужного размера, склеены не сильно клеем и обработаны до формы будущей кабины. после чего брусочки разклеиваются и между ними вставляется брусочек меньшего размера. Затем одевается бутылка и усаживается феном или над газ.плитой. после чего центральная часть обрезается и получаются две ровненькие половинки кабины. после этого берется форма, по которой усаживалась бутылка и вырезаются две фанерки одна - на верхнюю часть кабины. вторая - на нижнюю. к нижней части приклеивается на ларите (можно и на циакрине, но ларит рулит) труба и устанавливается вся электроника. из верхней фанерки делается контур, который вклеивается в крышку. А вот и фотки загрузились:
V mount. Делается деревянная форма. после чего не нее наматывается тонкая пищевая пленка. берется углеволокно длиной около 5-7 см, заворачивается в пропитанную Ларитом или эпоксидкой стеклоткань и укладывается на форму. после чего сверху заматываетсяпишевой пленкой и туго затягивается изолентой. пока сохнет смола можно выточить из пластика движущуюся часть, а можно по этому же принципу сделать из карбона и стекла.
Продолжаем… Вчера вышел на стадион побросать немного планерок. Если бы было правильное направление ветра, пошел бы на свой первый склон на море, но увы. ветер был боковой. несколько раз бросил планер с руки. летит ровно и стабильно. замечает минимальные восходящие и нисходящие потоки, образованные небольшими буграми на земле (около 40-45 см) сегодня дует не по-детски, поэтому полноценный облет откладывается.
продолжение… сегодня было обнаружено слабое звено конструкции - передняя кромка крыла рядом с креплением. усилено карбоновым прутком. Были попытки полетов в сильный ветер при большой турбулентности. Находились места на стадионе, где планерок то поднимало, оо прижимало к земле и сильно крутило. но цель полетов была такова: проверить управляемость планера в условиях большой турбулентности а так же способность летать против ветра. оба испытания металка прошла хорошо. не хватило управляемости по элеронам и иногда не удавалось лететь носом вперед.
Вечером прошли еще одни испытания. Ветер слабый, турбулентность незначительная, видимость плохая. 1 Испытание на “Метательность” было пройдено неплохо. сильно забрасывать планер помешало темное время суток и недостаточно прочный лонжерон в крыле. 2 испытание на крашеустойчивость (не входило в мои планы) на не сильном забросе планер, вопреки моим ожиданиям, не взмыл в небо, а прокопал носиком траншею в земле. Повреждения: оторвалась фанера от хвостовой балки, отклеился V-mount, сломалась качалка сервы руля высоты, лопнул карбоновый пруток на лобике крыла в месте сгиба. считаю что за это испытание планер получает оценку “хорошо”
Скину несколько своих фото, будут вопросы или советы, буду рад обменяться опытом.
Другой носик:
На третьем носике бутылку прикрутил мелкими болтиками к фанере и закрепил циакрином.
Крепеж крыла выглядит так:
Первые стабилизаторы делал из потолочки в стекле, и ложил их под пресс.
Потом решил попробовать вакуумную формовку, компрессор взял от холодильника, в качестве бачка трехлитровую банку, сделал простое реле включения/отключения.
Заложил первые стабилизаторы.
Вот так выглядит хвост в сборе. Стабилизаторы, сделанные под прессом.
Крыло фоткать не стал, хочу попробовать отформовать…
Ждем формованное крыло…
Для полета в динаме нужен вес 400-500 г. Такой легкий не пробъет ветер.
Либо надо летать в вечерний прогрев при нулевом фоновом ветре. В склон будет дуть ~1м/с термичного ветра, это почти то же самое что скороподъемность с теми же цифрами. С учетом отсутствия режима торможения самая его погодка.
Но в вечерний прогрев так же хорошо летает 500г планерок, если флапероны на 3 градуса вниз опустить
мы тоже сначала все думали что не побьется легкий бластер 2 на горе клементьева в ветер 10-15 м/с (аможет и больше) но однако абсолютно без проблем прошел. У нас в такой ветер летало Л.К Zagi THL 400гр мини металка 60 см полетный вес до 60гр. ( Женя, Скинь фотку желтенькой) так что я думаю и эта полетит. и еще: маленький вес это не большой вес. Всегда можно догрузить и немного поменять центровку. а вот облегчить для полетов в очень слабый ветер на низком склоне не получится.
Идет вперед еле еле при 10 м/с?
Надо чтобы визуально почти не было разницы в какую сторону лететь, против ветра или боком к ветру.
Сильно догрузить не получится, прочность не бесконечна, посадки коварные. Большой балласт чреват поломками на посадке.
ну как сказать. с заброса бластер мгновенно оказывался в динаме. Да, прочность не бесконечна, но догружать много и не надо. этим и хороша метла. кстати сегодня еще немного полетал. восходящих потоков не обнаружено, зато какие нисходящие были!
вот видео с того полетного дня оо котором я писал. посмотрите что и главное как летает в такой сильный ветер (прошу заранее прощения за ссылку на украинский форум) forum.modelka.com.ua/threads/…/page8?p=506841&view…
на этом видео ветер слабее, На нем можо найти бластера
По большому счету практически все планера против ветра не ехали как положено. Один какой-то носился более менее, но на металку не похож:) Всем балласт доктор прописал.
Есть еще один способ, поднимать элероны (флапероны) вверх на 2 градуса для уменьшения подъемной силы и увеличения скорости.
Еще, для безопасного запуска планера актуально подходить с планером в положении “под 45 градусов носом вниз” до самого перегиба склона и быстрым движением метнуть планер по траектории вперед-вниз вдоль склона. В такой конфигурации никакой ветер не создаст крена на старте, а восходящий поток выплюнет планер наверх при любом раскладе, главное чтобы планер был триммирован. Такой запуск легко делается одной рукой, без нужды во втором человеке.
С планером до 100-120 см на горе такой номер прокатывает, но не с большими планерами… а тот который носился запускается в самом начале последнего видео. размах 2840мм. а в сильный ветер возле перегиба его не удержать даже вдвоем и еще: пытался я запустить планер носом вниз. прижало моментом и сломало хвостовую балку!
Такой запуск легко делается одной рукой
особенно поспорю с этой фразой. одной рукой планер на перегибе точно не удержишь. Когда не сильный ветер - то да, а вот в сильный иногда вдвоем затрудняемся с запуском.
Запускал так планер размахом 1.7м в течении двух сезонов, проблем не было. В очень сильный ветер подходил к перегибу держа планер отвесно носом вниз.
Затем сам присаживался на коленку, планер ставил носом в землю, консолью опирал на себя, в нужный момент резко поднимал нос и толкал планер вперед. За доли секунды никакой значительный крен развиться не успеет, нормальное обтекание крыла появляется только в самый последний момент, когда планер уже сходит с руки.
Всю зиму запускал планер левой рукой, таким образом, держа правую руку в муфте и на пульте. После старта возвращал левую руку в муфту.
В режиме срывного обтекания, когда планер под 45-90 градусов к ветру, силы действующие на крыло существенно ниже. Задача, метнуть до начала воздействия нормального обтекания.
Видел на одном буржуйском видео как мужики запускали большие планера в “динаму” используя Histart. Резина натягивалась вдоль кромки горы и планер уходил под углом к ветру.
В очень сильный ветер подходил к перегибу держа планер отвесно носом вниз.
Мне кажется, вы не летали в “очень сильный ветер” 😃. Поднести МиниГрафит к склону “держа планер отвесно носом вниз” при 15м/с (цифирь измерена морским ветромером) просто не реально, сдувает назад и шаг вперед сделать трудно. Я не говорю уж за нормальные горные планера 2.8-3.0. После 10 м/с мы используем запуск “за клюв”. Крепко удерживаем одной рукой фюз перед крылом, вторая рука придерживает консоль как можно дальше от центра. Планер в этом случае, как флюгер, становится по потоку. Главное не раздавить фюзеляж. И в подходящий момент резко отправляем в горизонт или чуть ниже.
В 12-15 м/с летал, анемометр имею. Но в такой ветер с планером не более 1.7м.
Опять же, я на горе всегда один, по вашей методе нет возможности запускать, вот и сообщаю как выкручиваюсь.
Планер носом вниз, консолью на тело и чутка бочком к ветру, чтобы прижимало консоль к телу, а после того как присаживаюсь, консоль к коленке:)
Поднести МиниГрафит к склону “держа планер отвесно носом вниз” при 15м/с (цифирь измерена морским ветромером) просто не реально, сдувает назад и шаг вперед сделать трудно
вот я о том же… ну да ладно. а вот методика запуска с хайстарта весьма интересна. можно будет попробовать. осталось найти хайстарт.
Короче, ближе к теме ! Про старты в сильный ветер мы всё поняли, а вот как обстоят дела с планерами ? Мы увидим их славный полёт ? Хотелось бы поскорее.
а вот и долгожданный облет в динамических потоках.
и видео сегодняшних полетов
Пологий динамической поток, легкий аппарат.
Необходим балласт равный весу аппарата, это приведет к тому, что аппарат будет набирать существенно выше и против ветра пойдет бодрее.
Никакого нарушения физики нет, траектория планирования с балластом станет более пологая, т.к. для пробивания ветра не придется сильно опускать нос, поэтому наборы станут только выше. Проверено.
Сегодня еще раз доказал себе, что не зря строил легкий самолет. на склоне (тот склон что на первом видео) сегодня вечером дул совсем слабенькй ветерок. в итоге облегченное Л.К Zagi THL никуда не полетело, а вот мой планерок держался в потоке. Кстати: полетный вес у меня на данный момент 200гр при размахе 120 см.
Пологий динамической поток, легкий аппарат.
Необходим балласт равный весу аппарата, это приведет к тому, что аппарат будет набирать существенно выше и против ветра пойдет бодрее.
Никакого нарушения физики нет, траектория планирования с балластом станет более пологая, т.к. для пробивания ветра не придется сильно опускать нос, поэтому наборы станут только выше. Проверено.
надо будет попробовать догрузить и посмотреть что из этого выйдет. лонжерончик я усилил. так что +100гр думаю выдержит без проблем, а там посмотрим.
Если бы уклон был покруче тогда бы и 400гр при легком ветерке полетело. А с таким пологим динамиком либо висеть против ветра либо пристальней подбирать балласт.
100 грамм в ЦТ, вполне позволит увидеть разницу, главное не дергать лишнего РВ, а оттриммироваться на нужную скорость полета.
хотелось бы посмотреть на крылья, и процесс их изготовления и материалы…