Тактика центрирования

vovic

Что по минимому - это понятно. Не пилотаж ведь, чтоб крен под 45 градусов.
Минимумом можно тоже петли по разному закладывать. Первая - правее, вторая - левее а дальше там, где скороподьемность выше.
Кстати, спрямленные участки при корректировке петель меньше тормозят планер, чем когда он в спирали потому как рули в нейтрали.
Вопрос - как укладывать петли, чтобы как можно раньше взять термик в кольцо?

buerger
vovic:

Это как раз элементарно. Если за один оборот высота увеличилась - остаемся. Если нет - пошли дальше. Один круг - 5-10 секунд - вполне достаточно. Если статистика в день полета показывает, что навалом потоков более сильных, чем данный (по росту высоты за оборот) - можем тоже свалить. После точного центрирования данный вопрос - не вопрос!
Бывает, в приземном слое такие дохлые потоки, что высота не растет, но и не падает. Тогда можно некоторое время перекантоваться и в таком потоке с тем, чтобы появилось что-то другое и потом продолжить поиск.

в том то и дело, что вот я взлетел на металке на 40 м, через секунд 10-20 нашел кое-чего, пока несколько спиралей делал, все шло хорошо, был подъем. А потом все - в лучшем случае нулевка или снижение,а по ветру уже снесло прилично…

Сергеич

Вов, у хорошего самолёта при спирали рули в нейтрали стоят. Так же, как и при прямом полёте.

Быстрее - никак. Либо интенсивно ищешь, теряя высоту, либо аккуратно ищешь, теряя время.

vovic
Сергеич:

Вов, у хорошего самолёта при спирали рули в нейтрали стоят. Так же, как и при прямом полёте.

Сам посуди, если в спирали рули стоят также, как в прямом полете, значит в спирали скорость планера больше. А это неоптимально (хотя и не смертельно). Экономичнее будет оставить скорость близкую к прямолинейной. Но тогда в спирали ручку тихонечко на себя надо взять. Совсем на чуть-чуть. Оно хоть и руление, а в сумме время полета растет.

buerger:

А потом все - в лучшем случае нулевка или снижение,а по ветру уже снесло прилично…

Альтернатива какая? Ну бросил неперспективный, как показалось поток. А пока новый найдется, что, высоты прибавится? Или снос уменьшится? Пока есть подьем - надо отрабатывать поток. Конечно - если погода такая, что кругом ломовые потоки стоят - вшивым заниматься не стоит. Так это тоже сразу понятно - по скороподьемности.
Кстати, проблемы летать в термичную погоду нет. Проблема - когда днем с огнем нифига не находишь и вот наконец хоть что-то дохленькое. Вот как его не упустить? Вот это проблема.

Сергеич

Тренироваться, как еще. Я хоть убей, не понимаю твоей проблемы. У тебя есть прибор, который показывает наличие и силу потока. Центрируй да выпаривай.

vovic
Сергеич:

Я хоть убей, не понимаю твоей проблемы. У тебя есть прибор, который показывает наличие и силу потока. Центрируй да выпаривай.

Прибор дает наличие и силу потока, но не показывает, где его центр. Проблема в оптимизации метода его наилучшего поиска.
У меня есть ощущение, что метод этот очень прост. В том смысле - кратко формализуем. Выше я написал вариант формализации, отработанный в прошлый сезон. На следующий хочется попробовать и другие варианты поведения в небе.
Цель?
Не люблю шаманства. Даже сложные вещи можно сделать общедоступными - тока для этого ума надо. У нас на кафедре был доцент, он туннельный эффект на p-n переходе обьяснял на пальцах так, что даже девчонки понимали в лет.

Вот посмотри на эти картинки:

Разве так не лучше, чем сразу в перманентную спираль?

buerger
vovic:

Вот посмотри на эти картинки:

Разве так не лучше, чем сразу в перманентную спираль?

Я так и делаю как на левой картинке, если откронило вправо, туда и продолжая поворот, это дает дополнительную скорость, а иногда и центр потока оказывается вовсе не слева. Ну а потом по большому радиусу левее,постепенно сужая спираль, нащупиваю ядро потока.

Albert

Картинки правильные, так и летают. Но не надо забывать про масштабный фактор. Мы говорим о потоках, диаметр которых соизмерим с диаметром виража модели. В такой ситуации прямого участка перехода просто не будет - не успеешь выровнять планер по крену и опять загнать его в установившуюся спираль. Очень резко надо элероны дергать, большие потери.
Поэтому просто уменьшаешь угол крена в точке, самой дальней от центра потока, а в зоне макс. подъема крен увеличиваешь. Так и подтягиваем спираль “без резких движений”.

Сергеич

Вот “Start straight flight for 2-4 sec” на первой картинке заставит тебя потерять ту высоту, что ты уже набрал в этом потоке. Потому что тебе придётся долго или сильно отклонить элероны. Не должно быть такого.

По сути, тут показана растянутая спираль. Вот ею и летай, без выраженных прямых участков. Куда при крене повернуть, влево или вправо - личное дело каждого пилота, я считаю. Если хочешь быстрее отцентрировать, ныряй к ядру. Если хочешь чёткой и однообразной алгоритмизации - лети по паттерну. Даже не буду заикаться о том, что часто бывает выгоднее летать галсами, чем спиралить.

Всё, поскольку дискуссия перешла в узкотеоретическую фазу, я самоустраняюсь. Зря вообще полез. Остальное проще на поле показать, чем тут прения разводить. Единственное, что добавлю - нельзя такие задачи и их решения укладывать в шаблоны - типа решения биквадратного уравнения. Это аналоговая система с множеством нелинейных параметров, но никак не оцифрованная сферическая лошадь в вакууме с квантованием в 256 уровней. 😃

MaximKit
Сергеич:

Даже не буду заикаться о том, что часто бывает выгоднее летать галсами, чем спиралить.

😃 и даже чаще, чем кажется

Taboo
vovic:

Вот посмотри на эти картинки:
Разве так не лучше, чем сразу в перманентную спираль?

Часто в сильный ветер на небольшой высоте попадаются не термики, а вихри. В этом случае отворачивать от центра – смерти подобно.

vovic
Сергеич:

Вот “Start straight flight for 2-4 sec” на первой картинке заставит тебя потерять ту высоту, что ты уже набрал в этом потоке. Потому что тебе придётся долго или сильно отклонить элероны. Не должно быть такого.

А такого и нет. По подсказке немцев я элероны и не дергаю для смещения на полдиаметра спирали. Не меняя крена легонько подруриваю рулем направления, и на скольжении смещаю вторуя часть полукруга на полдиаметра. Никакой потери высоты это не дает и крен планера не меняет.
А что это дает?
А вот что. Поскольку действия пилота детерминированы - то по изменению тональности вариометра можно очень точно начать поворот именно в момент прохождения локального максимума. Это позволяет сразу локализовывать центр термика по продольной оси. А два смещенных полукруга дают локализацию по поперечной оси.

Я ничего и никому не навязываю. Просто обсудить тактику можно? Я думаю - да.
Насчет галсов. И это есть. Если слабый, но протяженный поток, его лучше отрабатывать галсами. Но - форма и размеры в первый момент встречи с термиком не известны. А нужна тактика по ступеням, - что делать в первый момент, как менять тактику в зависимости от получаемой информации по ходу выпаривания. Почему не поговорить на эту тему открыто. Что, спортивная этика мешает? Покушение на секреты мастерства?
😃

MaximKit

Да нет, секретов никаких нет я думаю:)

По моему опыту, важнее все-таки научиться выпаривать в пузырях. С обычными потоками все обычно просто, в них и кирпич летает:). С пузырями сложнее. Как меня в свое время учил Андрей Шереметьев, если погода “пузиристая” 😃 да еще и с ветром, главное не досиживать в пузыре до конца, ибо сразу за пузырем обычно сильный нисходящий поток. Буквально пинками заставлял меня уходить из пузыря как только подъем слабеет.

Вторая ошибка, которую делают многие: попав в нисходящий поток начинают тянуть ручку на себя, пытаясь меньше терять высоту, соответственно скорость падает и становится тяжело выйти из нисходящего потока. А многие и вообще пытаются переждать таким образом зону нисходящего потока и в конце концов теряют всю высоту.

Как учили меня , надо наоборот, сваливать из такой зоны как можно быстрее. Вперед и куда нибудь вбок.

Многое завистит от планера. Например на эстрелле в довольно сильный ветер и в пузыри тот-же Олег Лобов может позволить себе уйти в пузыре по ветру довольно на большое расстояние. Я на своем полуторогилограмовом чисто F3J планере себе такого позволить не могу, ибо просто не смогу вернуться обратно. Приходиться бороздить небо перед собой.

В общем от планера очень многое зависит.

ЗЫ Все выше сугубо мое личное мнение, прошу не пинать 😃

vovic
MaximKit:

Многое завистит от планера. Например на эстрелле в довольно сильный ветер и в пузыри тот-же Олег Лобов может позволить себе уйти в пузыре по ветру довольно на большое расстояние. Я на своем полуторогилограмовом чисто F3J планере себе такого позволить не могу, ибо просто не смогу вернуться обратно. Приходиться бороздить небо перед собой.

В общем от планера очень многое зависит.

ЗЫ Все выше сугубо мое личное мнение, прошу не пинать 😃

Да, Это я тоже заметил. На Графите (2300 грамм) можно уходить по ветру далеко, лишь бы с набором высоты. Потом включаешь “скорость” и быстренько назад против ветра.
А на Сопрано (1400 грамм) крыло без механизации и нагрузка вдвое меньше - далеко по ветру уходить нельзя - можно в приличный ветер не вернуться.

Сергеич

Не, Володь. Никаких секретов нет. Просто…чего обсуждать-то? Ну, выяснили, кто как центр потока находит. Потом, десятый раз повторю - поскольку ты летаешь по приборам, твоя тактика может (и будет) сильно отличаться от тактики других пилотов. Еще разве осталось что-то обсудить? 😃

vovic
Сергеич:

Еще разве осталось что-то обсудить? 😃

Да мног чего, было бы желание.
Для себя я определяю оптимальный радиус спирали по набранной за два-три круга высоте. Есть потоки в которых чем уже спираль - тем быстрее подьем. А есть - наоборот. Эдакий широкий, но ровный поток. В нем лучше идти с минимальным креном по периметру.

Опять же пузыри - в приземном слое - да, лучше до окончания пузыря смотаться. А вот выше 200 метров можно смело ждать здесь же следующего пузыря. Ну, или рядом.
Обсуждать в тактике отработки потока много чего есть.
Только интерес к этому делу - слаб.

MUH

Как бы это на русский перевести ???

9 days later
vovic

Вот еще вопрос про вкручивание в поток:
На моделях для начинающих часто для упрощения отработки виража замешивают канал элеронов в руль направления, так называемый комби-свич. Новичкам при этом легче делать правильный вираж, поскольку поначалу трудно рулить скоординированно по крену и по курсу одновременно.
Кто-нибудь использует такое микширование при выпаривании в потоке? И почему (да-нет)?

buerger
vovic:

Вот еще вопрос про вкручивание в поток:
На моделях для начинающих часто для упрощения отработки виража замешивают канал элеронов в руль направления, так называемый комби-свич. Новичкам при этом легче делать правильный вираж, поскольку поначалу трудно рулить скоординированно по крену и по курсу одновременно.
Кто-нибудь использует такое микширование при выпаривании в потоке? И почему (да-нет)?

Я использую сейчас это микс постоянно, но в термике отключаю и управляю в ручную, т.к у меня комби-свич замикширован в одну сторону, для руления а потоке надо управлять элеронами в противовес рулю поворота, А использую я его из за того, чтобы уменьшить ход элеронов, т.к. на моих металках отдельный закрылок нет и профиль “портить” большими расходами,а также дифференциалом не хочется.