Тактика центрирования
Я хоть убей, не понимаю твоей проблемы. У тебя есть прибор, который показывает наличие и силу потока. Центрируй да выпаривай.
Прибор дает наличие и силу потока, но не показывает, где его центр. Проблема в оптимизации метода его наилучшего поиска.
У меня есть ощущение, что метод этот очень прост. В том смысле - кратко формализуем. Выше я написал вариант формализации, отработанный в прошлый сезон. На следующий хочется попробовать и другие варианты поведения в небе.
Цель?
Не люблю шаманства. Даже сложные вещи можно сделать общедоступными - тока для этого ума надо. У нас на кафедре был доцент, он туннельный эффект на p-n переходе обьяснял на пальцах так, что даже девчонки понимали в лет.
Вот посмотри на эти картинки:
Разве так не лучше, чем сразу в перманентную спираль?
Вот посмотри на эти картинки:
Разве так не лучше, чем сразу в перманентную спираль?
Я так и делаю как на левой картинке, если откронило вправо, туда и продолжая поворот, это дает дополнительную скорость, а иногда и центр потока оказывается вовсе не слева. Ну а потом по большому радиусу левее,постепенно сужая спираль, нащупиваю ядро потока.
Картинки правильные, так и летают. Но не надо забывать про масштабный фактор. Мы говорим о потоках, диаметр которых соизмерим с диаметром виража модели. В такой ситуации прямого участка перехода просто не будет - не успеешь выровнять планер по крену и опять загнать его в установившуюся спираль. Очень резко надо элероны дергать, большие потери.
Поэтому просто уменьшаешь угол крена в точке, самой дальней от центра потока, а в зоне макс. подъема крен увеличиваешь. Так и подтягиваем спираль “без резких движений”.
Вот “Start straight flight for 2-4 sec” на первой картинке заставит тебя потерять ту высоту, что ты уже набрал в этом потоке. Потому что тебе придётся долго или сильно отклонить элероны. Не должно быть такого.
По сути, тут показана растянутая спираль. Вот ею и летай, без выраженных прямых участков. Куда при крене повернуть, влево или вправо - личное дело каждого пилота, я считаю. Если хочешь быстрее отцентрировать, ныряй к ядру. Если хочешь чёткой и однообразной алгоритмизации - лети по паттерну. Даже не буду заикаться о том, что часто бывает выгоднее летать галсами, чем спиралить.
Всё, поскольку дискуссия перешла в узкотеоретическую фазу, я самоустраняюсь. Зря вообще полез. Остальное проще на поле показать, чем тут прения разводить. Единственное, что добавлю - нельзя такие задачи и их решения укладывать в шаблоны - типа решения биквадратного уравнения. Это аналоговая система с множеством нелинейных параметров, но никак не оцифрованная сферическая лошадь в вакууме с квантованием в 256 уровней. 😃
Даже не буду заикаться о том, что часто бывает выгоднее летать галсами, чем спиралить.
😃 и даже чаще, чем кажется
Вот посмотри на эти картинки:
Разве так не лучше, чем сразу в перманентную спираль?
Часто в сильный ветер на небольшой высоте попадаются не термики, а вихри. В этом случае отворачивать от центра – смерти подобно.
Вот “Start straight flight for 2-4 sec” на первой картинке заставит тебя потерять ту высоту, что ты уже набрал в этом потоке. Потому что тебе придётся долго или сильно отклонить элероны. Не должно быть такого.
А такого и нет. По подсказке немцев я элероны и не дергаю для смещения на полдиаметра спирали. Не меняя крена легонько подруриваю рулем направления, и на скольжении смещаю вторуя часть полукруга на полдиаметра. Никакой потери высоты это не дает и крен планера не меняет.
А что это дает?
А вот что. Поскольку действия пилота детерминированы - то по изменению тональности вариометра можно очень точно начать поворот именно в момент прохождения локального максимума. Это позволяет сразу локализовывать центр термика по продольной оси. А два смещенных полукруга дают локализацию по поперечной оси.
Я ничего и никому не навязываю. Просто обсудить тактику можно? Я думаю - да.
Насчет галсов. И это есть. Если слабый, но протяженный поток, его лучше отрабатывать галсами. Но - форма и размеры в первый момент встречи с термиком не известны. А нужна тактика по ступеням, - что делать в первый момент, как менять тактику в зависимости от получаемой информации по ходу выпаривания. Почему не поговорить на эту тему открыто. Что, спортивная этика мешает? Покушение на секреты мастерства?
😃
Да нет, секретов никаких нет я думаю:)
По моему опыту, важнее все-таки научиться выпаривать в пузырях. С обычными потоками все обычно просто, в них и кирпич летает:). С пузырями сложнее. Как меня в свое время учил Андрей Шереметьев, если погода “пузиристая” 😃 да еще и с ветром, главное не досиживать в пузыре до конца, ибо сразу за пузырем обычно сильный нисходящий поток. Буквально пинками заставлял меня уходить из пузыря как только подъем слабеет.
Вторая ошибка, которую делают многие: попав в нисходящий поток начинают тянуть ручку на себя, пытаясь меньше терять высоту, соответственно скорость падает и становится тяжело выйти из нисходящего потока. А многие и вообще пытаются переждать таким образом зону нисходящего потока и в конце концов теряют всю высоту.
Как учили меня , надо наоборот, сваливать из такой зоны как можно быстрее. Вперед и куда нибудь вбок.
Многое завистит от планера. Например на эстрелле в довольно сильный ветер и в пузыри тот-же Олег Лобов может позволить себе уйти в пузыре по ветру довольно на большое расстояние. Я на своем полуторогилограмовом чисто F3J планере себе такого позволить не могу, ибо просто не смогу вернуться обратно. Приходиться бороздить небо перед собой.
В общем от планера очень многое зависит.
ЗЫ Все выше сугубо мое личное мнение, прошу не пинать 😃
Многое завистит от планера. Например на эстрелле в довольно сильный ветер и в пузыри тот-же Олег Лобов может позволить себе уйти в пузыре по ветру довольно на большое расстояние. Я на своем полуторогилограмовом чисто F3J планере себе такого позволить не могу, ибо просто не смогу вернуться обратно. Приходиться бороздить небо перед собой.
В общем от планера очень многое зависит.
ЗЫ Все выше сугубо мое личное мнение, прошу не пинать 😃
Да, Это я тоже заметил. На Графите (2300 грамм) можно уходить по ветру далеко, лишь бы с набором высоты. Потом включаешь “скорость” и быстренько назад против ветра.
А на Сопрано (1400 грамм) крыло без механизации и нагрузка вдвое меньше - далеко по ветру уходить нельзя - можно в приличный ветер не вернуться.
Не, Володь. Никаких секретов нет. Просто…чего обсуждать-то? Ну, выяснили, кто как центр потока находит. Потом, десятый раз повторю - поскольку ты летаешь по приборам, твоя тактика может (и будет) сильно отличаться от тактики других пилотов. Еще разве осталось что-то обсудить? 😃
Еще разве осталось что-то обсудить? 😃
Да мног чего, было бы желание.
Для себя я определяю оптимальный радиус спирали по набранной за два-три круга высоте. Есть потоки в которых чем уже спираль - тем быстрее подьем. А есть - наоборот. Эдакий широкий, но ровный поток. В нем лучше идти с минимальным креном по периметру.
Опять же пузыри - в приземном слое - да, лучше до окончания пузыря смотаться. А вот выше 200 метров можно смело ждать здесь же следующего пузыря. Ну, или рядом.
Обсуждать в тактике отработки потока много чего есть.
Только интерес к этому делу - слаб.
Как бы это на русский перевести ???
Вот еще вопрос про вкручивание в поток:
На моделях для начинающих часто для упрощения отработки виража замешивают канал элеронов в руль направления, так называемый комби-свич. Новичкам при этом легче делать правильный вираж, поскольку поначалу трудно рулить скоординированно по крену и по курсу одновременно.
Кто-нибудь использует такое микширование при выпаривании в потоке? И почему (да-нет)?
Вот еще вопрос про вкручивание в поток:
На моделях для начинающих часто для упрощения отработки виража замешивают канал элеронов в руль направления, так называемый комби-свич. Новичкам при этом легче делать правильный вираж, поскольку поначалу трудно рулить скоординированно по крену и по курсу одновременно.
Кто-нибудь использует такое микширование при выпаривании в потоке? И почему (да-нет)?
Я использую сейчас это микс постоянно, но в термике отключаю и управляю в ручную, т.к у меня комби-свич замикширован в одну сторону, для руления а потоке надо управлять элеронами в противовес рулю поворота, А использую я его из за того, чтобы уменьшить ход элеронов, т.к. на моих металках отдельный закрылок нет и профиль “портить” большими расходами,а также дифференциалом не хочется.
Вот еще вопрос про вкручивание в поток:
На моделях для начинающих часто для упрощения отработки виража замешивают канал элеронов в руль направления, так называемый комби-свич. Новичкам при этом легче делать правильный вираж, поскольку поначалу трудно рулить скоординированно по крену и по курсу одновременно.
Кто-нибудь использует такое микширование при выпаривании в потоке? И почему (да-нет)?
“Для начинающих”? Нет. Это делается всегда, независимо от степени подготовки пилота. Это стандартный микс, обходиться без которого приходилось только во времена старых немиксирующих систем управления (т.е. его приходилось выполнять руками). Есть, разумеется, люди, с большим налетом на таких старых системах, теперь заявляющие, что иим так “больше нравится” и они “так привыкли”. Это нормально. В общем же случае пытаться координировать обычный поворот вручную - странное и совершенно бессмысленное занятие.
Специальные ситуации - другое дело. В термальных поворотах “блинчиком” или при посадке с боковым ветром этот микс может мешать. Для этого его просто делают отключаемым отдельным выключателем. Хотя я последнее время все чаще вижу пилотов, которые в поворотах блинчиком предпочитают “компенсировать” микс не выключая его, т.е. вручную управляя рулем направления. Так тоже можно, хотя мне лично это кажется неестественным. Я предпочитаю пользоваться выключателем.
“Для начинающих”? Нет. Это делается всегда, независимо от степени подготовки пилота.
😁 Я бы не был столь радикален в оценках. Пока уже мнения разделились. Я лично этот микс никогда не использовал - ручками рулю.
Интересно, какие еще будут мнения?
Присоединюсь к Vovic относительно категоричности суждений.
“В общем же случае пытаться координировать обычный поворот вручную - странное и совершенно бессмысленное занятие”
Хотел бы я посмотреть на автоматическую компенсацию, при полете на полноразмерном планере, где и по шнурку и по “большим” приборам видно скольжение. Не возможно сделать такой микс универсальным.
Рулю тоже ручками. Пробовал микс. не понравилось. На его включение/выключение уходит время, за которое руки сами делают, что надо.
Микшером пользуюсь, он постоянно включен. Кроме режима скорости.
Хотел бы я посмотреть на автоматическую компенсацию, при полете на полноразмерном планере, где и по шнурку и по “большим” приборам видно скольжение. Не возможно сделать такой микс универсальным.
Не надо вольно домысливать чужие утверждения. Я ничего никогда не говорил о каком-то “универсальном” миксе. Активация микса никоим образом не подавляет управляемости канала руля направления с “палки”. Микс этот служит не более чем отправной точкой для руления в повороте, точно так же как нейтральное положений руля направления яаляется отправной точкой при отсутствии этого микса. С той только разницей, что правильно настроенный микс дает намного более естественную и разумную отправную точку. В том, собственно и заключается разница между опытным пилотом и новичком, что первый умеет грамотно настраивать этот микс (да и остальные миксы).
Я уже давно не видел пилотов, которые бы по какой-то причине не использовали этот микс. В регионах, где более совершенные радио являются слишком дорогими для того, чтобы быть массовыми, ситуация, разумеется, может быть другой. Но это уже к миксу, как таковому, никакого отношения не имеет.
Пробовал микс. не понравилось. На его включение/выключение уходит время, за которое руки сами делают, что надо.
Это тоже самое время, которое у человека, никогда не видевшего компьютера, уходит на поиск буквы “А” на клавиатуре. Т.е. просто отсутствие привычки. У пилота, который постоянно пользуется соответствующим выключателем на радио, времени на включение/выключение микса не уходит.