Новичковая тема или как поймать кайф…

viktor_p

У меня на двухметровом планере вот такой выкос (на фото) оказался совершенно недостаточным. Здесь линейка лежит параллельно СГФ (строительной горизонтали фюзеляжа). Увеличил до 15 градусов. И все равно оказалось мало. На полный газ все равно задирает нос. Я решил, что это неисправимо, потому, что так и должно быть. Вернулся к прежним примерно 6 градусам и подруливаю на взлете. Мне в голову не пришло “поиграть” центровкой - ведь модель уже настроена на планирование.

VVS2

На своем первом мотопланере делал выкос таким образом, чтобы ось двигателя виртуально проходила через ц.т. на крыле, примерно 35% хорды. После настройки на центровку по методу дрелы, по тангажу все было ровно. Но это был высокоплан. Если крыло в одну линию с мотором, я бы не заморачивался выкосом т.к. в таком случае момент по тангажу ничтожный.

Lazy
VVS2:

Если крыло в одну линию с мотором

Планер с мотором, как впрочем и любой самолёт летит с каким то ненулевым углом атаки. Как правило этот угол находится в пределах 2-4 градуса плюс.
И если выполнить вышеприведенное условие ( всё в одну линию ), то автоматически получаете разбалансировку в моторном полёте.

VVS2

Мотор так же обдувает стабилизатор. Взмывание по тангажу такое же, как при обычном безмоторном разгоне. То есть весьма не торопливое и легко отлавливается руками. Дополнительно компенсировать нет нужды, но можно микс на рв применить. Конечно это только при центровке близкой к нейтральной

Lazy
VVS2:

но можно микс на рв применить

Для получения максимальной скороподъёмности (т.е. достижения максимальной высоты при ограниченном времени работы мотора ) планер должен лететь с углом атаки максимального качества. И балансировать его нужно не РВ, а выкосом, так как любые отклонения управляющих поверхностей качество ухудшают.

VVS2

Тогда это упрощает задачу. Угол максимального качества профиля всегда известен, поставить мотор под таким углом к крылу и не замооачиваться. На спортивных планерах как раз “клюв” на пару градусов вниз смотрит.

viktor_p

При обсуждении выкосов в разных темах практически все не принимают во внимание один очень важный фактор - величину и положение относительно центра масс равнодействующей сил сопротивления Q. Так вот, если у Вас ось тяги проходит через центр масс, а эта самая Q выше или существенно выше центра масс, то появляется не хилый кабрирующий момент. Величина силы Q при установившемся движении равна тяге двигателя Т. В данном случае не будет динамического кабрирования или пикирования, которые появляются только в момент разгона, если ось тяги проходит выше или ниже центра масс. У меня была модель с двигателем на пилоне над крылом. Чтобы ось тяги проходила через центр масс, нужно было бы двигатель направить вертикально вверх. Но этого не требовалось.

И еще: максимальное качество достигается при оптимальной скорости планирования. Если взлетать с такой скоростью (5-7 м/с), то далеко не улетишь. Взлет, как правило, происходит при скорости заметно большей, чем оптимальная скорость планирования для наибольшего аэродинамического качества, и поэтому потребный коэффициент подъемной силы и аэродинамическое качество меньше, чем при планировании.

Lazy
viktor_p:

существенно выше центра масс

…что в планере случается редко. Кроме того вектора остальных действующих сил совсем не обязательно параллельны или перпендикулярны осям координат и приложены к центру масс.

viktor_p

Вот именно, силы располагаются по разному, а в установившемся взлетном режиме должны быть уравновешены. Центр масс на линии тяги удобен для симметричной пилотажки - не дергается по тангажу при перегазовке. Во всех остальных случаях - это всего лишь частный случай, и не надо заморачиваться обязательностью его исполнения.

AsMan
VVS2:

Это необходимая настройка.

Вкурил:-) Ток Вы немного путаете причину и следствие. Если модель при увеличении скорости задирает нос, это не центровка передняя, это не достаточное отклонение РВ от себя. А сдвиг центровки назад, это вынужденная мера, чтоб обеспечить нормальный полет на малой скорости:-)

VVS2

Не путайте пожалуйста причину и следствие. У Дрелы приведены траектории при разных центровках. Положение рв при этом то, которое получилось после триммирования на горизонтальный полет и никак иначе. Пока не изменится сама центровка, не изменится траектория пикирования. Руками помогать нельзя)

Lazy
AsMan:

Если модель при увеличении скорости задирает нос, это не центровка передняя, это не достаточное отклонение РВ от себя.

Правильно! Компенсируем рост подъёмной силы отклонением РВ! Так победим! 😁

yurbuten
AsMan:

это вынужденная мера, чтоб обеспечить нормальный полет на малой скорости:-)

Теперь было б не плохо поделиться какой же планер настраиваешь 😉 😉

AsMan
yurbuten:

Теперь было б не плохо поделиться какой же планер настраиваешь

Как то так:-)

Lazy
AsMan:

Как то так:-)

А мы тут…Выкос…Центровка…Триммирование…
А будет у него крутка на полградуса меньше чем нужно - и можете центровать, триммировать. До радуги в глазах. 😃

AsMan
Lazy:

А будет у него крутка на полградуса меньше чем нужно

Не все так страшно на самом деле. С выкосом уже определился:-)

ЗЫ Кста этот дайв-тест как то самопроизвольно получился. Влупил вертикально метров на 160, а борт отказал (по моей вине), и так же вертикально в грунтовку:-)

VVS2

На лк тоже все в силе, но дипазон очень уж узкий. Я ставлю переднюю, триммируюсь и по миллиметру шагаю назад, пока траектория не успокоится

yurbuten
Lazy:

А будет у него крутка на полградуса меньше чем нужно - и можете центровать, триммировать. До радуги в глазах.

karmann

Класс!
Как лучше аэродинамический тормоз организовать на летающем крыле?

VVS2

Да уж, теория и практика никогда не подружатся 😃)
На счет тормоза, была тема про ЛК с закрылками. Режим бабочка так же возможен, но надо точно дозировать поверхности, чтобы момента по тангажу не было.

Lazy
karmann:

Как лучше

Правильнее будет сказать “как вообще организовать”. 😃
На прямых крыльях ставят традиционные тормоза.

На стреловидных - механизация задней кромки, расщепляемые винглеты.
Как коллега выше заметил, самое сложно - избежать моментов по тангажу.