Total Energy probe (tek)

vovic
  1. Он нужен чтобы помогать пилоту различать реальный восходящий поток от динамического набора высоты за счет потери скорости. Если на крейсерской скорости пилот дает ручку чуть на себя - планер сразу набирает высоту, что и отмечает вариометр, хотя реального потока нет.
  2. В качестве датчика использован дифференциальный датчик давления. Его обратная сторона соединена с трубкой Пито - приемником скоростного напора воздуха. Трубку монтируют так, что сумма изменений давления от потери высоты и от набора скорости остается для данного планера неизменной. Отсюда название системы - тоталь-энерги-контроль. Т.е. когда сумма кинетической и потенциальной энергии не меняется - вариометр молчит.

Целесообразность применения таких девайсов спорная. Хотя у нас особо и спорить не с кем. 😦

Taboo

Хорошо.
Именно так я себе и представлял.
Теперь посмотрим на картинку

Это трубка Пито?
Трубка Пито должна быть направлена против движения планера.
Эта загнута вверх. Больше того, ее конец заткнут (залит зпоксидкой)!!!
А в трех мм от края просверлено отверстие диаметром 0.2 - 0.3 мм, причем со стороны противоположной от потока (со стороны киля).
Может это “обратная” трубка Пито? 😲
Но при таком маленьком отверстии и длинной трубке система должна получиться инертной. 😮

Taboo

Еще мне не понятен этот узел

Изогнутая трубка входит в латунную трубочку. Причем свободно. Соединяются они через силиконовый кембрик.
Это похоже на демпфер.
На латунную трубочку одевается гибкий шланг длинной 2 метра, который идет к вариометру.

vovic

Вот типовая моделистская трубка Пито:

Че в ней не так то?

sasha2
Taboo:

Еще мне не понятен этот узел

Изогнутая трубка входит в латунную трубочку. Причем свободно. Соединяются они через силиконовый кембрик.
Это похоже на демпфер.
На латунную трубочку одевается гибкий шланг длинной 2 метра, который идет к вариометру.

этот узел есть ни что иное как приемник статического давления или забортного не возмущенного потока, трубка Пито специально сделана для измерения и статического и динамического давлений при чем в широком диапазоне углов атаки, сделано это для измерения воздушной скорости (измеряется очень маленькая разница давлений, поэтому такие тонкости). Для работы вариометра скорее всего будет достаточно небольшого отверстия в фюзеляже и никаких трубочек вообще, правда отверстие надо сделать в правильном месте примерно: ось перпендикулярна потоку или чуть отклонена назад дабы не возникало скоростного напора(тогда вариометр будет реагировать на изменение скорости)
при этом демпфером будет работать сам объем фюзеляжа и необходимо обеспечить отсутствие других отверстий которые могут воспринимать динамическое давление и искажать показания, но вроде планер не дырявый и обеспечить это будет легко 😎

MUH

<но вроде планер не дырявый>

Сзади фюзеляж имеет отверстие, ничем не закрытое, между крылом и фюзом очень приличные и “играющие” от перегрузок щели. Это все что, затыкать надо?

Taboo
vovic:
  1. В качестве датчика использован дифференциальный датчик давления. Его обратная сторона соединена с трубкой Пито - приемником скоростного напора воздуха. Трубку монтируют так, что сумма изменений давления от потери высоты и от набора скорости остается для данного планера неизменной. Отсюда название системы - тоталь-энерги-контроль. Т.е. когда сумма кинетической и потенциальной энергии не меняется - вариометр молчит.
    Целесообразность применения таких девайсов спорная. Хотя у нас особо и спорить не с кем. 😦

Попробуем разложить все по полочкам.

В качестве датчика использован дифференциальный датчик давления

Означает ли это, что сам датчик дифференциальный, а не вариометр имеет два входа?

Его обратная сторона соединена с трубкой Пито - приемником скоростного напора воздуха.

Это самая непонятная фраза. Чья обратная сторона соединена с трубкой Пито и где эта трубка Пито в этом датчике?

Трубку монтируют так, что сумма изменений давления от потери высоты и от набора скорости остается для данного планера неизменной.

Трубка с отверстием установленная под улом 70 градусов и есть дифференциальный датчик?
Если да, то два вопроса.

  1. Это действительно оптимальный датчик? Я бы сделал нечто покожее на форсунку аэрографа.
  2. Зачем тянуть двухметровый шланг в киль, если можно вывести датчик из фюзеляжа в трех см от вариометра?

Целесообразность применения таких девайсов спорная. Хотя у нас особо и спорить не с кем. 😦

Спор точно такой же как миксить элероны и руль направления или нет.

Сергей

vovic

Много вопросов. Я так понял, что непонятна суть работы.
Объясняю по порядку:
В вариометре датчик абсолютного давления используется для определения высоты полета. Его сигнал, будучи электрически продифференцирован, выдает вертикальную скороподьемность. Процессор обрабатывает этот сигнал, превращая его в звуковую индикацию вертикальной скорости.
Теперь к трубке Пито. Приемники давления бывают статического и динамического. Последнее пропорционально квадрату скорости полета. Ему же (квадрату скорости) пропорциональна кинетическая энергия планера. Высоте пропорциональна потенциальная энергия. Т.е. давление в микропаскалях и там, и там. Можно сделать пневматический сумматор на мембране датчика так - что его показания будут изменятся только при изменении суммарной энергии.
Теперь к датчику. Рост скоростного напора соответствует росту кинетической энергии. Рост абсолютного давления соответствует падению потенциальной энергии. Значит, если все это завести на одну сторону мембраны датчика - мы получим необходимый сумматор с неправильной полярностью. Нам то нужно, чтобы при разгоне и снижении одно приращение давления компенсировало другое. Дифференциальный датчик эту проблему решает, если давления - абсолютное и скоростной напор заводить на разные стороны мембраны. Но он не может показать значение высоты полета. Чтобы с’экономить на датчиках (они довольно дороги) ставят обычный датчик, а трубку Пито разворачивают на 180 градусов - теперь при росте скорости давление падает пропорционально квадрату скорости. Если его завести на датчик - мы и получим искомую систему ТЕС. При этом измеритель высоты будет привирать - но это терпимо. В дорогих системах ставят два датчика.
Надеюсь, теперь понятно?

Теперь, зачем тянуть с хвоста? Датчик для правильного измерения должен располагаться в невозмущенном потоке, т.е. далеко и впереди от конструкции планера. Поэтому, есть два пути - на киле - гибкую трубку тогда длинную надо тянуть, или на фюзе - но тогда трубка самого датчика должна быть длиннее - она свистит и тормозит на скорости заметно. Еще лучшее место - на крыле, но оно у планеров всегда съемное - поэтому такое решение не применяют.

Ну и наконец - о спорах. Чтобы спорить аргументированно - надо иметь многолетний опыт эксплуатации - иначе пустой треп будет.

Taboo
vovic:

трубку Пито разворачивают на 180 градусов

Ну нет на этом ТЕКе трубки Пито! (В привычном виде) Это и смутило. 😊
Есть “дырка Пито” 😁 . И развернута она на 160 градусов.

vovic
Taboo:

Ну нет на этом ТЕКе трубки Пито! (В привычном виде) Это и смутило. 😊
Есть “дырка Пито” 😁 . И развернута она на 160 градусов.

А в этом и есть тонкая настройка ТЕС под конкретный планер - у него есть же скорость собственного снижения - без набора скорости горизонтальной. Подгибанием трубки приемника динамического давления меняют коэффициенты суммирования и настраивают систему так, чтобы вариометр молчал при равномерном медленном снижении.

Там много тонкостей. Из за смещения нуля сумматора (как раз этим коэффициентом) появляется гистерезис при разгоне вниз и последующем вспухании. Этот гистерезис еще больше забивает голову планеристу. Себе я ТЕС ставить поэтому не стал. 😎

Taboo

Как я понял, и без гистерезиса (без ТЕКа) имеется небольшая задержка. Т.е. модель уже пошла вверх, а тон стал прерывистым только через полсекунды - секунду.

vovic
Taboo:

Как я понял, и без гистерезиса (без ТЕКа) имеется небольшая задержка. Т.е. модель уже пошла вверх, а тон стал прерывистым только через полсекунды - секунду.

Нету там задержки никакой. Берем вариометр в руку и резко поднимаем его с высоты пояса над головой - тон появляется моментально. По крайней мере - на глаз задержка не отмечается даже когда он в руках.