А вам СЛАБО? Или как построить металку в общаге.....:)

Andrey_A

С разрешения автора темы внесу свои “пять копеек”. Не в общаге, но…
Сначала построил классику SG II. Отрабатывал так сказать технологию, обзавёлся приспособами разными всякими. В итоге получился самолёт полной массой 320 г.

Тяжеловато. Стал искать резервы, так сказать. Но самолёт эксплуатируется нещадно почти каждое воскресенье(мои пацаны тренируются) и ещё живой пока.
Изобразил ещё два ероплана с учётом ошибок. Пустой вес 220 г. Когда приедет начинка, посмотрю сколько будет в итоге.

Пару недель назад проанализировал остатки материала. Как раз хватало на ещё один самолёт. Но душа просила экспериментов. Поэтому решил сделать планер по мотивам классики и побороться заоднем за вес. Крыло- эллипс, профиля- чуть видоизменённые, оперение цельноповоротное.
Одна консоль готова (не окромлена ещё пока)- масса 63 г., вторая в мешке- сегодня закатал.

Киль- 6 грамм, стаб вместе с шарниром 10 грамм. Весы с ценой деления 1 грамм. Крепление стабилизатора будет неразъёмное. Киль без руля направления. Будет 3 машинки в фюзе, привод элеронов угольными тягами.





Мордашка с крышечкой ровно 20 грамм. Краситель замешан в смолу. Самые дешёвые шариковые стержни от ручек. две капельки на 6 грамм смолы.



Балка необрезанная на размер весит 18 г. два слоя ЭЛЛУР 0,12 вдоль и один слой по наруже стекло 48 г. под 45 градусов. Технологию вычитал где-то на украинском сайте. Предварительно изготовил оправку из Д16Т. начало диаметром 16мм., хвост- 8мм.

Пилон- комбинация пены, бальзы, дюралевых резьбовых грибков и всё это закатано в уголь.

А это моя оснастка.

Пока так как-то. Когда соберу крыло, и подсоберу всё это хозяйство в кучу- продолжу.
Чуть не забыл, целью этого опуса является сбор критических замечаний, так как в натуре композитную металку видел ранее только на фото, и издалека в воздухе. Спасибо тем, кто делиться ценной информацией на этом ресурсе.

ulitka

Скажите пожалуйста как избавиться от пузырьков воздуха? у меня на крыле они по всюду

iurka
ulitka:

Скажите пожалуйста как избавиться от пузырьков воздуха? у меня на крыле они по всюду

Мне кажется, просто не смотреть на них:) Они исчезнут, если очень круто промачивать смолой стеклоткань. Но это вряд ли правильно, особенно для металки. Важнее, чтобы не было отслоений стеклоткани от ядра. А микродырочки- да фиг с ними!
Имхо.

Евгений_Николаевич
ulitka:

Скажите пожалуйста как избавиться от пузырьков воздуха? у меня на крыле они по всюду

А можно посмотреть поближе?
Еще применяют способ ваккумирования разведнной смолы. Реально воздух из смолы выходит. В ламинат он попадает в процессе нанесения и пропитки ткани. По идее воздух должен быть удален насосом. Тем паче что на металках применяется тонкое стекло.
Как-то я не вижу пузырьков в готовом изделии.
На подготовленый майлар наношу краску из балончика, сохнет минут сорок (хорошо, до конца). Укладываю стеклоткань, поливаю ручейком посередине вдоль крыла смолой, потом шпателем (реально лучше всего пластиковой карточкой) растягиваю в стороны. Потом где надо подрезаю ткань по майларам и накладываю на сердечник, с уже заранее приклееной передней кромкой и усилениями.

iurka

Мне кажется тут речь не о пузырьках внутри смолы, а просто о пустотах между нитками в стеклоткани. Когда стеклоткань очень слабенько промачивают смолой, да потом еще и отжимают салфеткой, промоченными получаются только нитки в ткани. А между ними- пустоты. И это правильно, если гнаться за минимальным весом.
А у Евгения просто этого не видать, так как сверху на стеклоткани ровная глянцевая пленка высохшей краски…

ulitka

Вот эти пустоты. Мне кажется что они возникают от того что уголь я накладывал не посредственно на сердечники, тем самым не дав себе возможности его хорошенько прикатать жестким валиком, как если бы он лежал на майларах и получилось что пузырьки в основном на угле в местах его не ровности и в местах переходов

iurka

Тогда-да. Просто когда пленку накладываешь, воздуху то деваться некуда. Первоначальная прикатка обшивки к майлару тут очень даже поможет.

Andrey_A
ulitka:

Вот эти пустоты. Мне кажется что они возникают от того что уголь я накладывал не посредственно на сердечники, тем самым не дав себе возможности его хорошенько прикатать жестким валиком, как если бы он лежал на майларах и получилось что пузырьки в основном на угле в местах его не ровности и в местах переходов

Никогда такого не было. Пропитывал смолой на полиэтилене углеровинг. Отжимал салфеткой с помощью валика лишнее. Затем накладывал сверху полиэтилен и всё это раскатывал валиком. Потом кроил ножом по линейке на нужные полосы и снимая плёнку укладывал на сердечник.
Может это воздух из не раскатанного, а только пропитанного угля?Или если очень обильно промазать кромки смолоы, то при включении вакуума этот барьер из смолы не даст выйти воздуху из под майларов.

Udjin

Отжимаю шпателем, через полиэтилен или напямки, по материалу, с фанатизмом. На грани смещения материала. Тогда чуть лучше.
По моим наблюдениям воздух выходит из материала, если он недостаточно был предварительно пропитан. Из смолы непосредственно, если она не вакуумирована.
Эффективные способы борьбы с пузырями

  • тщательная пропитка материала перед отжимом лишней смолы. Достигается раскатыванием смолы шпателем. Долго, нудно, с фанатизмом.
  • предварительное нанесение тонкого слоя смолы на майлар, и дать ей чутка “подвялиться”
  • использование тонкого стекла, декорашки, самым первым, верхним слоем.
    Ну и мой личный способ - использование углекаши верхним слоем.
    Т.е. каша сделана на базе смолы, аэросила и угольной фибры, которую готовлю сам в кофемолке из однонаправленного эллура.
    Покраска в матрицах, или покраска майларов, достаточно эффективна для целей маскирования мелких пузырей. Но в случае непроклея - не поможет. Будут “хлопуны”, раковины.

Обратите внимание, что очень малое количество моделей могут похвастаться чисто-карбоновой обшивкой. Те производители, кто овладел технологией - демонстрируют красоту карбона, не нагоняя лишнего веса.
Те, кто не освоили - демонстрируют чудеса окраски.

Udjin

Сегодня, при очередной закладке в прозрачные формы, уделил время углубленному исследованию вопроса “пузыреобразования”.
Исходные данные:

  • формы покрыты 2К лаком, суточная сушка.
  • смола вакуумирована.
  • смола L, часовой отвердитель.
  • аккумулятор смолы - декорашка стекло 18 г/м2.
  • Формы стабилизатора. То бишь маленькие. 100Х360

Формы покрыты смолой в смеси с аэросилом, выдержаны около часа.
Уложен слой декорашки-стекла, прикатан.
Контроль с обратной стороны - всё красиво, пузырьков нет.

Уложил на сухую слой 80-го угля.
Прикатал. Прикатывал минут пять/форма, сперва тычками кисти, потом шпателем.
Все вроде как хорошо, контроль с обратной стороны показал полное отсутствие пузырей. Смолы даже излишек, кой где на ламинате смола выступает.

Убираю излишек смолы. Салфетки, валик.
Контроль по обратной стороне - пузырей нет.

Закладываю пуансон, обжимаю руками … и вот он, первый мелкий пузырь, размером меньше миллиметра. Просто вкрапление. В одном месте …
Прижимаю руками еще сильнее - и в том месте где был пузырь, появилась сетка пузырей, покрывшая площадь с копеечную монету.

Убираю пансон. Прикатываю фанатично еще разок. Довожу шпатель до границы формы, естественно.

Пуансон на место. Давлю … еще давлю … ещё сильней давлю … и ещё один пузырь. Меньше размером и на площадь большую уже не расползался.
Убрал пуансон и еще раз прикатал.
С третьей попытки всё получилось хорошо.

Вывод.
Воздух прячется в ламинате.
И, когда дается давление, оный воздух выдавливается из ламината.
Поскольку пуансон не склонен к тому чтобы проводить воздух, он выдавливается в более поддатливую среду - в пространство между ламинатом и собственно матрицей, и там мы его и видим.

Как бороться.
1, и основное - пропитка материала. Фанатично, долго.
2. обеспечить выход воздуха в сторону пуансона - полиэтилен с дрындочками, аль сетка, + жертвенный слой проводимый для воздуха, по которому воздух убежит (вакуум технология).
3. отказаться и от вакуума и от прижима. Фанатично раскатать, убрать лишнюю смолу отжимом и пусть смола встаёт так как есть. Минус - лишний вес. Плюс - нет пузырей.
Естественно, сие верно для случая неокрашенного ламината. Если технология предусматривает окраску в матрице. Не важно, позитив или негатив, то все эти телодвижения не нужны.

iurka

Интересный опыт. Но имею и свое мнение:

  • избавиться от пузырьков в ламинате нереально. Особенно. если таки бороться за вес и отжимать стекло\уголь после пропитки. Чудес не бывает,- если ты из массы ламината выгнал смолу, туда зайдет воздух. 😃
  • что же до пузырьков на поверхности изделия- то тут рулит предварительно намазанный\напыленный и подотверженный слой краски-лака.

И вообще, смею напомнить- мы делаем летающие модели, а не эстетическую отделку всяких там айфонов и мобилок. Исходя из чего, пузырьки в полете не мешают ничуть. А вес экономят. Про трудозатраты даже молчу…

В итоге, мое мнение- научиться их не замечать… а сэкономленное время\деньги потратить на бензин\полеты…

Udjin
iurka:

Чудес не бывает,- если ты из массы ламината выгнал смолу, туда зайдет воздух.

Немного не так.
Если из массы ламината выгнать и воздух и лишнюю смолу, там автоматически образуется вакуум, и воздух не зайдет. Именно потому, что ламинат будет обжат воздухом. Пружинить в смоченном ламинате нечему 😃
Нужно просто осваивать технологии … и не оставлять воздуха, не привносить его, например неправильной укладкой или неправильным обжимом.

iurka
Udjin:

Пружинить в смоченном ламинате нечему 😃

А разве сам ламинат, после сжатия, не “приподнимается” засасывая воздух? Я то именно об этом. Это ж уголь-стекло. Как ему не пружинить?
Вся масса ламината мне видится, подобно мочалке из поролона. Которая безусловно разжимается, после валика. Ну и сосет воздух. Не в вакууме ж строим…
Собственно, с точки зрения прочности, это только в плюс. Объемная конструкция прочнее цельной при том же весе. Потому мне и кажется, что бороться с этим, имея целью полеты, не так уж и нужно.
Посмотрите фотки “Супры” от первоиздателя- там пузырьков ого-го.
По моему, это просто не проблема.

( Евгений, я вполне согласен, что мой уровень пониже Вашего в этом деле. Вы меня обгоняете на процесс! 😃 Я- пока “позитивщик”… ) Однако, все равно хочу спорить:)

Собственно, контрольный вопрос: При том, что “пузырьков” нету, какое соотношение получается по весу смола\ ламинат. Ведь напыление лака, “декорашка” Ваша- это все вес! Да и труд. Прочности с 18 граммового стекла- почти нисколько, а вес в купе со смолой растет…
Вот я переделал кучу стабилизаторов, примерно Супровского габарита… У Гаврилко- 26-30 грамм без проблем. У меня по началу- 46-50. И только после радикального снижения количества смолы ( пузырьков- до беса) вышел на вес 40 грамм. На прочности это никак не отразилось, пузырьки в полете не видны…

Udjin

> А разве сам ламинат, после сжатия, не “приподнимается” засасывая воздух?
Замеров не делал, но имхо - нет. Если материал тонкий, или нормально смачивается и укладывается, то с чего ему подниматься?
Это ить не проволочная дерюга 250-я из непонятной “бочки”, покрытая парафином …

И, Юра, я о том писал ране. Полностью композитный ПРОЗРАЧНЫХ моделей на рынке минимум.
Сложно, долго и как следствие - дорого.
Но для себя, любимшего, можно и расстараться, если “закусило” 😃)
Хороший и эффективный способ отстроиться от пузырьков вовсе - угольная каша первым слоем. Оставляет благородную черноту угля, полностью промачивается смолой, без пузырей.
Или однонаправленный уголь. Он идеально смачивается. Ровинги прекрасно смачиваются …
Руки дойдут, спробую инфузию. Может статься, что инфузия покузявей выйдет, чем обычная технология, по негативу.

iurka

Кстати, да. Инфузия может оказаться проще и результативней…
Ну или старая добрая сборка объекта вручную, на орбите Земли . Мажь не хочу, пузырей не будет… 😃

Я лишь к тому, что на полет это не влияет…

Udjin
iurka:

Ну или старая добрая сборка объекта вручную, на орбите Земли

😃))
заманчиво, чорт побери …

Евгений_Николаевич

Если обратить внимание на крупные фотографии, то у Андрея похоже, проблема в порядке пропитывания ламината и укладки в ваккумный мешок.
Ваккумный насос высасывает, в первую очередь, воздух из воздухопроводящего слоя и далее из ламината. А в результате сдавливания панели атмосферным давлением из ламината выдавливается и часть смолы.
Не должно оставаться таких обширных скоплений воздушных пузырей.
Еще возможная причина - процесс полимеризации пошел раньше, чем весь воздух был выкачан. Или смола уже потеряла свою текучесть.

Udjin
iurka:

Собственно, контрольный вопрос: При том, что “пузырьков” нету, какое соотношение получается по весу смола\ ламинат. Ведь напыление лака, “декорашка” Ваша- это все вес! Да и труд. Прочности с 18 граммового стекла- почти нисколько, а вес в купе со смолой растет… Вот я переделал кучу стабилизаторов, примерно Супровского габарита… У Гаврилко- 26-30 грамм без проблем. У меня по началу- 46-50. И только после радикального снижения количества смолы ( пузырьков- до беса) вышел на вес 40 грамм. На прочности это никак не отразилось, пузырьки в полете не видны…

Стаб весит сейчас 42 грамма.
После обрезания-склеивания еще не взвешивал.

Я сейчас не вспомню конкретные цифры, сколько каждый элемент весит.
Но буду закладывать очередной, сделаю весовую сводку, опишу в дневнике.

iurka
ulitka:

Дядьки! Что такое инфузия?

То есть, идея сборки крыла на орбите Земли Вас не удивила? 😃
Инфузия- это надо крылышко с наложенной стеклотканью положить в герметичный мешок и откачать оттуда весь воздух. А затем, по трубочке туда подать смолу. Собственно, смола сама зайдет из за разницы давлений. То есть, по сути это весь процесс пропитки в среде вакуума. Процесс непростой, есть куча нюансов. На ютубе много примеров…

Udjin:

Стаб весит сейчас 42 грамма.
После обрезания-склеивания еще не взвешивал.

Интересно узнать конечный вес. И площадь стаба.

бауманец

Потихоньку доделываю новое крыло. 😃 Полный обзор после доделки 😃

Элероны выполнены наборными+диагональные нервюры. Передняя кромка элерона сечением 4мм. впереди высота 4 мм на конце 2. Задняя кромка толщиной 2 мм, на конце порядка 1. Проблема - элерону не хватает жесткости на изгиб… 😦 Что можно сделать уже на готовом элероне, не добавляя много весу? 😃