Деревянный планер с большим удлинением крыла

V_tAL
Lazy:

Профиль 10%. Максимальная строительная высота - 21 мм. Минус обшивка - на лонжерон остаётся всего ничего. Я бы поостерёгся ставить сосну, хотя бы в корневой части крыла.

Да Владимир маловата высота, получается 19.5 мм, буду использовать ее по максимуму
Это предполагаемое типовое сечение центроплана

van50
V_tAL:

Клей эдп ростовский кстати

Это китайская подделка с Садовода.

Sereganike

Лонжероны центроплана будут из сосны сечением 22х5.5 сверху и 22х 5 на нижней полке.

Профиль 10%. Максимальная строительная высота - 21 мм. Минус обшивка - на лонжерон остаётся всего ничего. Я бы поостерёгся ставить сосну, хотя бы в корневой части крыла.

Полностью поддерживаю. У самого 2 планера 3м размахом, в корне толщина 20мм, полки сосна - 10*3мм и соединительный штырь 8мм - уголь. Все нагрузки держит, в т.ч. петли и прочее. При продольных ударах ломало штырь - когда носом в землю.
Но! На таком удлинении сосновые лонжероны позволяют крылу менять крутку при наборе скорости (как я понимаю при малых углах атаки, с увеличением скорости центр давления смещается назад) - в итоге видимо законцовки встают в бОльшую отрицательную крутку, что выражается в очень пологом, еле заметном разгоне в пике, из которого очень не хочет выходить при наборе критической скорости. Вплоть до того, что выскочить можно только поиграв закрылками.
Проявляется очень редко, при наборе критически большой скорости. Можно часами летать и ничего не будет, а потом раз и…
Но у меня на втором планере консоли еще каждая на половинки разбираются - что тоже вносит свой вклад.

Вообщем против сосны на таком удлинении. Карбон, уголь, зашитый лобик, возможно даже стеклом тонким по нему пройтись, чтобы замкнутый контур создать.

111
Sereganike:

с увеличением скорости центр давления смещается назад

на сверхзвуке полеты?

лерыч

Виталий, прямоугольное окно в фюзеляже в месте крепления крыла без очень серьёзного упрочнения затрещит очень скоро и прослабит критично в этом месте фюз, проходили даже у планеров с меньшим размахом и более прочным материалом. Укрепляйте, либо заклеивайте вообще, чтоб контур в сечении был неразрывным… удлиннение!
По флатеру, крыло без ушей, прямое - значительно меньше флатерит, … сужающееся вообще не должно флатерить. Хорошо поможет лонжерон карбоновая труба, … особенно коническая, … дополнительно армированная алюмфольгой…)) Алексей Кашкин делает армированные алюминием карбоновые трубы - хвост F1A)))

Lazy
Sereganike:

На таком удлинении сосновые лонжероны позволяют крылу менять крутку при наборе скорости

Лонжерон не воспринимает крутильную нагрузку - так можно принять при проектировании крыла. 😃

лерыч:

сужающееся вообще не должно флатерить

Хорошее, красивое новое слово в теории крыла. 😃

V_tAL
111:

на сверхзвуке полеты?

В принципе, что бы заставить планер войти в такой режим полета нужно намеренно стараться 😃 по крайней мере мой скромный опыт это подтверждает.
Что бы быстро слить высоту или уйти из термика на последней модели применял интерцепторы - тормозные щитки на верхней поверхности крыла, выпускаемые сервами. Они очень эффективны как на посадке, так и при гашении скорости. Можно снижаться под 45гр при этом не набирая большой скорости. На этой модели тоже будут их делать.

лерыч:

Виталий, прямоугольное окно в фюзеляже в месте крепления крыла без очень серьёзного упрочнения затрещит очень скоро и прослабит критично в этом месте фюз, проходили даже у планеров с меньшим размахом и более прочным материалом. Укрепляйте, либо заклеивайте вообще, чтоб контур в сечении был неразрывным… удлиннение!
По флатеру, крыло без ушей, прямое - значительно меньше флатерит, … сужающееся вообще не должно флатерить. Хорошо поможет лонжерон карбоновая труба, … особенно коническая, … дополнительно армированная алюмфольгой…)) Алексей Кашкин делает армированные алюминием карбоновые трубы - хвост F1A)))

Каркас в том месте из 6 мм фанеры и хвостовая труба там вклеена, в общем наверное самое прочное место в этой модели:)

Ну по флаттеру не потолочка со скотчем все-таки, должно бы держаться, тем более гонять на нем никто не будет, и профиль под это не сильно заточен.
В общем надо строить, жаль только времени мало - приходится работать урывками…ремонт в доме…

Lazy
V_tAL:

Каркас в том месте

Строил я когда то планер. На готовом харьковском фюзеляже.
rcopen.com/blogs/1354/4523

Толщина стенки фюзеляжа - 0,7 мм. Стекло 100 г, изнутри кевлар 60 г. Закладные под винты крепления крыла. Сломать это было невозможно…

Vladi-mir
viktor_p:

При таком удлинении хотя бы небольшое сужение не помешает. При той же средней хорде корневая хорда будет больше, а значит и прочней.

В прошлом году Олег Руцкий (Olegss) Разместил в какой-то теме видео флаттера на 5 метровом планере схожей конструкции - очень эффектно флаттерит.

Флаттер проходил, на горе. Разрушение полное. На последующих моделях стал делать законцовки консолей с вылетом вперёд на 4 - 5 см и загрузкой их спереди по 30 гр. Больше с флаттерами не сталкивался.

Sergey_BSB

Эх …, были времена, когда малыши из авиамодельного кружка, знали не в пример больше и делали не в пример лучше. )))

111

to V!t@L
про сверхзвук - сарказм.😈
просто начинают придумывать заумные объяснения, вместо того, что скорее всего, вся проблема в недостаточной прочности крыла на кручение, тем более что прямо указывают: “при малых углах атаки”.😇

V_tAL:

Ну по флаттеру не потолочка со скотчем все-таки

если не правильно спроектировано крыло - не имеет значения из чего сделано, флаттер проявит себя и на дюрале со стеклом и карбоном тоже.

Vladi-mir описал как боролся с флаттером. Судя по описанию - что-то типа противофлаттерного груза вынесенного на рычаге.

Lazy
111:

Судя по описанию

Обычный зашитый лобик ( D-box ) - уже не хватает? 😃

111

to Lazy
Добрый день. С очередной амнистией.😃
D-box в большинстве случаев хватает.
Но автор закладывает крыло из дерева с большим удлинением, толком не указывая конструкцию, как бы скручивать не стало .

Lazy
111:

толком не указывая конструкцию

V_tAL:

В этот раз решил испробовать технологию оклейки пенопласта бальзой.
Крыло будет из 3 частей. На обшивку центроплана думаю использовать бальзу 2 мм, на консоли 1.5 мм. Должно выйти около 500 грамм на зашивку, что вполне приемлемо в данном случае.

Мнэээээээ… 😁 Только я один читаю, что написано?

У автора хорда 210 мм, что даёт нам скромных 21 мм по лонжерону, как я писал. Если не нахомутает и сделает правильно - то единственный флаттер который ему будет угрожать - это элеронный.

111:

С очередной амнистией.

Это ненадолго. В ширстране концентрация альтернативно разумных зашкаливает, скоро меня снова отправят в заключение.

Sereganike
111:

to V!t@L
про сверхзвук - сарказм.😈
просто начинают придумывать заумные объяснения, вместо того, что скорее всего, вся проблема в недостаточной прочности крыла на кручение, тем более что прямо указывают: “при малых углах атаки”.😇

Да, все верно говорите. Начал заодно, а закончил другим. Когда писал сообщение - отвлекали сильно.
Крутка на кручение - одно, прочность лонжерона на изгиб другое.
По прочности на изгиб - я считаю запас нужен. В полете всякое бывает - и ориентацию потеряешь, и из сильного термика свалить надо. У меня режим тормоза - закрылки вниз, под 45град, элероны вверх - вроде сильно тормозит и снижается, а один раз из сильного термика недостаточно было - модель уходила из поля зрения (высота около 600м по прибору). Пришлось крутой спиралью, которая при потере ориентации переросла в пике, затем в петлю так, что крылья дугой гнулись. Понятно, сломать все можно - но запас по прочности считаю нужно иметь достаточный, чтобы модель в воздухе не развалилась. А то смотришь иной раз - у некоторых крыльями при перекладке руля высоты на планировании хлопает.
По поводу крутки - У меня обычный зашитый лобик, 2мм бальзой. Для обычного полета достаточно. На пике если разогнать - описал как ведет. Причем построил два одинаковых планера, и у обоих так. Может и балка - колено от удочки вносит свои коррективы, гибкое оно очень.
Да вообще, как то летает странно - как нож - куда направишь, туда и летит. Не знаю как словами описать по другому. Несколько непривычно вообщем.

P.S. Петли с 05:14.
А вообще интересна тема. Мне пока не понятно, зачем такое большое удлинение. Столько заморочек - с прочностью на изгиб и крутку. Да и по полету интересно будет. Узкие спирали наверное трудно будет делать.

111
Lazy:

то единственный флаттер который ему будет угрожать - это элеронный

не факт - окажется центр тяжести крыла за лонжероном и получит по полной программе кроме элеронного.
При чем всегда неожиданно при такой схеме.

Lazy:

Это ненадолго.

шо опять - эцих с гвоздями?😃

Lazy
111:

не факт - окажется центр тяжести крыла за лонжероном

Коллега, я вас очень прошу - почитайте совсем немного материалов по теме. В общем и целом там полстранички текста о взаимном положении ЦЖ ( центра жёсткости ) и ЦД ( центра давления ). Вам сразу многое станет понятным и мы с вами станем говорить одним языком.
А если вкратце - у цельношитого крыла практически со 100% гарантией ЦЖ находится позади ЦД. Что радикально увеличивает критическую скорость на которой начинается флаттер.

V_tAL

Коллеги спасибо за живое внимание к теме. Самому интересно как оно полетит и будет себя вести. Большое удлинение просто из любопытства и личных пристрастий😒. Элеронов и механизации(кроме тормозных спойлеров) у него не будет, управление только хвостом.

Lazy
V_tAL:

управление только хвостом.

Classic RES? Без тщательного расчёта спиральной устойчивости и управляемости - можно и не начинать.

V_tAL
Lazy:

Classic RES? Без тщательного расчёта спиральной устойчивости и управляемости - можно и не начинать.

Как-то здесь на форуме выкладывали экселевскую программу в которую внесены расчеты. По ней все в пределах среднестатистических значений выходило, но как будет на деле… Скорректировать особо ничего не получится потом, разве площадь руля поворота можно изменить будет. В целом расчеты дело не простое:(

111
Lazy:

у цельношитого крыла практически со 100% гарантией ЦЖ находится позади ЦД.

а кто-то в этом сомневается?😉

то V!t@L
в такой конструкции (ядро с обшивкой из бальзы) и лонжероном примерно в 25% хорды почти гарантированно центр тяжести консоли крыла может оказаться за лонжероном, что может вызвать изгибно-крутильный флаттер крыла.
как определить - после изготовления консоли крыла - устанавливаем на треугольную призму (например алюминиевый уголок ^ 20х20х20 мм) под корневую и концевую хорды. Передвижением консоли крыла по уголкам добиваемся равновесия. Делаем метки на хордах. Далее сравниваем:

  1. Если ЦТ консоли за лонжероном (дальше от носка хорды) - возможен флаттер консоли крыла на какой-то V крит. флат…
  2. Если ЦТ консоли под лонжероном или лучше впереди его - изгибно-крутильный флаттер маловероятен.
    Как не допустить предпосылок для возникновения изгибно-крутильного флаттера?
    После изготовления консоли крыла и установки в нее всех элементов управления, опять устанавливаем на уголки и делаем проверку.
    Если попадаем на вариант 1, то подбираем груз (например наклеиванием пластилина на носок концевой хорды), тем самым смещая ЦТ консоли крыла вперед (ближе к носку хорды) и подгоняя ЦТ консоли крыла под лонжерон (центр жесткости) или на 5-10 мм впереди его.
    Далее взвешиваем и изготовляем сосредоточенный груз равный весу пластилина из свинца, олова, любого тяжелого металла до которого дотянутся шаловливые ручки. Сосредоточенный груз устанавливаем в носок концевой хорды консоли.
    Далее опять проверка на уголках, если нужно - добавляем груз.
    В случае когда вес сосредоточенного груза не приемлемо большой, то его можно установить на выносном рычаге, выполненном как обтекатель концевой хорды крыла.
    Так можно избавиться от изгибно-крутильного флаттера и на крыле с мягкой обшивкой и “потолочка со скотчем”.
    Ну вот как-то так.
    Надеюсь что помог.