Деревянный планер с большим удлинением крыла
to V!t@L
про сверхзвук - сарказм.😈
просто начинают придумывать заумные объяснения, вместо того, что скорее всего, вся проблема в недостаточной прочности крыла на кручение, тем более что прямо указывают: “при малых углах атаки”.😇
Да, все верно говорите. Начал заодно, а закончил другим. Когда писал сообщение - отвлекали сильно.
Крутка на кручение - одно, прочность лонжерона на изгиб другое.
По прочности на изгиб - я считаю запас нужен. В полете всякое бывает - и ориентацию потеряешь, и из сильного термика свалить надо. У меня режим тормоза - закрылки вниз, под 45град, элероны вверх - вроде сильно тормозит и снижается, а один раз из сильного термика недостаточно было - модель уходила из поля зрения (высота около 600м по прибору). Пришлось крутой спиралью, которая при потере ориентации переросла в пике, затем в петлю так, что крылья дугой гнулись. Понятно, сломать все можно - но запас по прочности считаю нужно иметь достаточный, чтобы модель в воздухе не развалилась. А то смотришь иной раз - у некоторых крыльями при перекладке руля высоты на планировании хлопает.
По поводу крутки - У меня обычный зашитый лобик, 2мм бальзой. Для обычного полета достаточно. На пике если разогнать - описал как ведет. Причем построил два одинаковых планера, и у обоих так. Может и балка - колено от удочки вносит свои коррективы, гибкое оно очень.
Да вообще, как то летает странно - как нож - куда направишь, туда и летит. Не знаю как словами описать по другому. Несколько непривычно вообщем.
P.S. Петли с 05:14.
А вообще интересна тема. Мне пока не понятно, зачем такое большое удлинение. Столько заморочек - с прочностью на изгиб и крутку. Да и по полету интересно будет. Узкие спирали наверное трудно будет делать.
то единственный флаттер который ему будет угрожать - это элеронный
не факт - окажется центр тяжести крыла за лонжероном и получит по полной программе кроме элеронного.
При чем всегда неожиданно при такой схеме.
Это ненадолго.
шо опять - эцих с гвоздями?😃
не факт - окажется центр тяжести крыла за лонжероном
Коллега, я вас очень прошу - почитайте совсем немного материалов по теме. В общем и целом там полстранички текста о взаимном положении ЦЖ ( центра жёсткости ) и ЦД ( центра давления ). Вам сразу многое станет понятным и мы с вами станем говорить одним языком.
А если вкратце - у цельношитого крыла практически со 100% гарантией ЦЖ находится позади ЦД. Что радикально увеличивает критическую скорость на которой начинается флаттер.
Коллеги спасибо за живое внимание к теме. Самому интересно как оно полетит и будет себя вести. Большое удлинение просто из любопытства и личных пристрастий😒. Элеронов и механизации(кроме тормозных спойлеров) у него не будет, управление только хвостом.
управление только хвостом.
Classic RES? Без тщательного расчёта спиральной устойчивости и управляемости - можно и не начинать.
Classic RES? Без тщательного расчёта спиральной устойчивости и управляемости - можно и не начинать.
Как-то здесь на форуме выкладывали экселевскую программу в которую внесены расчеты. По ней все в пределах среднестатистических значений выходило, но как будет на деле… Скорректировать особо ничего не получится потом, разве площадь руля поворота можно изменить будет. В целом расчеты дело не простое:(
у цельношитого крыла практически со 100% гарантией ЦЖ находится позади ЦД.
а кто-то в этом сомневается?😉
то V!t@L
в такой конструкции (ядро с обшивкой из бальзы) и лонжероном примерно в 25% хорды почти гарантированно центр тяжести консоли крыла может оказаться за лонжероном, что может вызвать изгибно-крутильный флаттер крыла.
как определить - после изготовления консоли крыла - устанавливаем на треугольную призму (например алюминиевый уголок ^ 20х20х20 мм) под корневую и концевую хорды. Передвижением консоли крыла по уголкам добиваемся равновесия. Делаем метки на хордах. Далее сравниваем:
- Если ЦТ консоли за лонжероном (дальше от носка хорды) - возможен флаттер консоли крыла на какой-то V крит. флат…
- Если ЦТ консоли под лонжероном или лучше впереди его - изгибно-крутильный флаттер маловероятен.
Как не допустить предпосылок для возникновения изгибно-крутильного флаттера?
После изготовления консоли крыла и установки в нее всех элементов управления, опять устанавливаем на уголки и делаем проверку.
Если попадаем на вариант 1, то подбираем груз (например наклеиванием пластилина на носок концевой хорды), тем самым смещая ЦТ консоли крыла вперед (ближе к носку хорды) и подгоняя ЦТ консоли крыла под лонжерон (центр жесткости) или на 5-10 мм впереди его.
Далее взвешиваем и изготовляем сосредоточенный груз равный весу пластилина из свинца, олова, любого тяжелого металла до которого дотянутся шаловливые ручки. Сосредоточенный груз устанавливаем в носок концевой хорды консоли.
Далее опять проверка на уголках, если нужно - добавляем груз.
В случае когда вес сосредоточенного груза не приемлемо большой, то его можно установить на выносном рычаге, выполненном как обтекатель концевой хорды крыла.
Так можно избавиться от изгибно-крутильного флаттера и на крыле с мягкой обшивкой и “потолочка со скотчем”.
Ну вот как-то так.
Надеюсь что помог.
и лонжероном примерно в 25% хорды почти гарантированно центр тяжести консоли крыла
Коллега, я вас убедительно прошу - не вводите читающих в заблуждение.
Во первых - лонжерон будет на 30-31% хорды - посмотрите где у используемого профиля максимальная толщина.
Во вторых - ЦТ и ЦЖ - это разные вещи и они не обязаны совпадать. КагбЭ баналы и сопромат.
В третьих - ЦД по хорде имеет свойство ползать, в зависимости от угла атаки. И наша задача - расположить его по возможности всегда перед ЦЖ.
Как-то здесь на форуме выкладывали экселевскую программу
Я и публиковал, должна где то в планерной ветке болтаться…
я вас убедительно прошу - не вводите читающих в заблуждение.
обоснуйте
и если есть возможность то ссылку на AG34 или координаты профиля - не смог найти в интернете.
если есть возможность то ссылку на AG34 или координаты профиля - не смог найти в интернете.
charlesriverrc.org/…/markdrela-ag-ht-airfoils.htm
Профиль взят отсюда, там находятся и остальные профили Марка Дрелы, кажется он и их разработчик
Профиль в dat формате, можно построить в автокаде или как-то сгрузить в программу profili. Но возможно в более поздних версиях он будет в этой программе.
обоснуйте
Простите - я должен опровергать ваш бред? Вы ваще в своём уме? Книжки идите читайте.
to V!t@L
Спасибо
Простите - я должен опровергать ваш бред?
ну и где вы его видите?
to to V!t@L
в продолжении моего “бреда” почитайте здесь (тут кратенько, но достаточно доходчиво).
studopedia.su/13_115928_tema--aerouprugost.html
по крылу - ядро с бальзой вы собираетесь клеить на смолу? Мы раньше клеили на ПВА, но технология была другая.
- сначала бальза шлифовалась и склеивалась в панель равной развертке крыла.
- на витринном стекле наносился разделительный слой, высушивался и полировался до зеркального блеска. Если надо, то наносили окраску прямо на располированный слой.
- наносилась смола и на нее прикатывалась стеклоткань и сверху накладывалась развертка крыла из бальзы. Далее сверху накладывалось еще одно витринное стекло и ДСП, на которое наваливали груз до 100 кг. Если был вакуумный насос, то весь пакет ДСП+стекло+стеклоткань+бальза+стекла+ДСП помещался в мешок и откачивался воздух до примерно 0.7-0.8 кг/см^2.
- после полимеризации смолы - делалась V-образная выборка под переднюю кромку и стачивалась на ус бальза под заднюю кромку.
- на ядре устанавливались лонжероны+нервюры+средства усиления - все в корках оставшихся от вырезанного ядра - все на ПВА. Узлы крепления собирали на смоле+обматывали ниткой СВМ.
- перед сборкой пропитывали жгут стеклоткани смолой и укладывали в V-образную выборку бальзы. На ус бальзы укладывали полоску углеткани со смолой.
- Сборку вели в корках либо на смоле либо на ПВА.
- корки укладывали на ДСП и сверху еще лист ДСП. Далее наваливали груз ( оказалось удобнее металлических чушек использовать пластиковые канистры с водой).
ну и где вы его видите?
Вы для общего развития не студопедию читайте, а учебник для ВУЗов. Хотя бы вот этот - Остославский И.В. Аэродинамика самолета. Может тогда перестанете пороть чушь, ей уже очень больно.
Конечно информация полезная, но сильно издалека и в общих чертах. Как на 10 лет помолодел и снова на парах😒
по крылу - ядро с бальзой вы собираетесь клеить на смолу? Мы раньше клеили на ПВА, но технология была другая.
- сначала бальза шлифовалась и склеивалась в панель равной развертке крыла.
- на витринном стекле наносился разделительный слой, высушивался и полировался до зеркального блеска. Если надо, то наносили окраску прямо на располированный слой.
- наносилась смола и на нее прикатывалась стеклоткань и сверху накладывалась развертка крыла из бальзы. Далее сверху накладывалось еще одно витринное стекло и ДСП, на которое наваливали груз до 100 кг. Если был вакуумный насос, то весь пакет ДСП+стекло+стеклоткань+бальза+стекла+ДСП помещался в мешок и откачивался воздух до примерно 0.7-0.8 кг/см^2.
- после полимеризации смолы - делалась V-образная выборка под переднюю кромку и стачивалась на ус бальза под заднюю кромку.
- на ядре устанавливались лонжероны+нервюры+средства усиления - все в корках оставшихся от вырезанного ядра - все на ПВА. Узлы крепления собирали на смоле+обматывали ниткой СВМ.
- перед сборкой пропитывали жгут стеклоткани смолой и укладывали в V-образную выборку бальзы. На ус бальзы укладывали полоску углеткани со смолой.
- Сборку вели в корках либо на смоле либо на ПВА.
- корки укладывали на ДСП и сверху еще лист ДСП. Далее наваливали груз ( оказалось удобнее металлических чушек использовать пластиковые канистры с водой).
Александр спасибо за описание технологии. С этим как раз пока неопределенность. Клеить обшивку буду на ПВА. Встречал упоминания на форуме, в том числе и от Владимира Lazy об однокомпонентных полиуретановых клеях для таких вещей, но в нашей местности такого добра не достать…Со смолами и стеклом практически не имел дел, лишнего веса можно набрать без опыта. Остается только ПВА. Но по такой технологии тоже никогда не работал. Буду немного экспериментировать. Еще можно на потолочный Титан, но наверное вес большой получится.
ПВА лучше двухкомпонентный, я на него клеил.
размах был 3500 мм
сейчас выбор клея значительно больше
тут еще сильно зависит от материала ядра. У меня был тогда советский утеплитель, крупноядерный. 😃)
Вот из-за него и были проблемы - отрыв обшивки от ядра крыла, по ядрам пенопласта, между собой плохо держались. Как следствие - потеря прочности. Искал отрыв по блику на крыле во время скручивания руками - видно что обшивка ходит. Лечил заливкой через шприц жидкой смолы и в корки на полимеризацию. Ну вес и набрал слегка. Висела в моделке, пока ее не ограбили.
У нас из ПВА самый экзотический только влагостойкий видел. Ядро центраплана будет из пеноплекса, а в ушах шариковый пенопласт. Планирую делать образцы склеек с применением титана и пва - какой по весу лучше окажется, тот и пойдет в ход.
У нас из ПВА самый экзотический только влагостойкий видел.
так он может быть двухкопонентным.
титан использовал когда перешел на потолочку - высыхание долгое. После полного высыхания - жесткий.
Хотя бы вот этот - Остославский И.В. Аэродинамика самолета.
Шикарная книга. Только читать ее будет многим сложно потому, что камбер там никто не гнет и да и деградация там отсутствует.
О флаттере - Конечно рассуждения о том как избавится от флаттера интересны но зачем от него избавляться если не известно будет он или нет. Может сначала выяснить это. На какой скорости Вы (111) его ожидаете. Если на 500 км/час, то может наложить на него с крышечкой. Если не считать, то посмотреть аналоги по конструкции. А то сразу - пластина из свинца (кстати материал экологически не чистый)
у некоторых флаттер возникал и на 50 и меньше.
А то сразу - пластина из свинца (кстати материал экологически не чистый)
ну говорят от жизни то же умирают.😉
мне это напомнило дискуссию на форуме по поводу аппаратуры на 2,4 ГГц.
Какой только жути про нее не писали, а сейчас найти кого-либо с аппаратурой на 27-35 Мгц - еще поискать придется.😈
если не известно будет он или нет.
Для этого и нужно изучать теорию, хотя бы в минимальном объёме. Тогда с очень большой вероятностью можно будет понять - будет, почему будет и как с этим бороться. А не взвешивать крыло после постройки…
Остославский рассматривает не флаттер а дивергенцию крыла, как квазистатический процесс. Флаттер же - процесс динамический, поэтому, кроме аэродинамических сил и сил упругости, существенное влияние оказывают еще и инерционные силы, которые приложены в центре тяжести.
Ага, силы приложены в центре тяжести, а крылышко где-то в сторонке трепещет, как осиновый лист.
существенное влияние
Вы можете численно оценить существенность этих сил для планерного ( чистого ) крыла большого удлинения? 😃 Или с размаху М42 по самую шляпку вколотим, как делают нормальные люди?
Ага, силы приложены в центре тяжести, а крылышко где-то в сторонке трепещет, как осиновый лист.
Для тех, кто в теме должно быть очевидно, что речь идет не о центре тяжести модели, а о центре тяжести/центре инерции профиля.
Вы можете численно оценить существенность этих сил для планерного ( чистого ) крыла большого удлинения? 😃
Могу.
Могу.
OK, покажите пожалуйста эскиз и численный анализ. Все необходимые данные для этого автор представил.