Multiplex Cularis

Serpent
Arseni:

Если на приличной скорости выпустить закрылки, планер набирает сколько-то высоты

Думаю проблема у Сергея как раз в этом: прилетел, надо попадать на площадку, поэтому нос вниз, набрал скорость а потом выпустил закрылки. Планер не самолёт, заход считать надо заранее, и тормозить “до того как…”, а не после.
Но это просто надо набрать опыта и руку набить, со временем будет само получаться.

Arseni

Ох опыт нужен это точно - уж сколько я на всяких пенолетах налетал, а все равно сегодня на куларисе был близок к провалу (морковке). Начал резкий разворот на небольшой высоте и сорвался - еле вырулил - повезло.

Надо вбить себе в голову, что все резкие маневры надо делать высоко, а у земли оччччень нежно.

Еще, сегодня сделал наконец дифференциал на элероны (в терминах футабы 75%/100%), кажется планер преобразился на поворотах - такое ощущение, что РН теперь можно вообще отключить. В общем нет у меня пока понимания того, как им (РН) нужно работать правильно.

sergkulon

Закрылки выпускаю не перед самой посадкой, а глубоко заранее, где-то между 3м и 4м разворотом. Скорость не терять. Если уход на второй круг, то закрылки убираем ПОСЛЕ набора высоты-скорости, иначе возможно сваливание. Микс флап>РВ на пикирование обязателен. И вообще при посадке поменьше дёрганья по тангажу, не получилось- лучше уйти и посадить “красиво”.

Arseni:

Ох опыт нужен это точно - уж сколько я на всяких пенолетах налетал, а все равно сегодня на куларисе был близок к провалу (морковке). Начал резкий разворот на небольшой высоте и сорвался - еле вырулил - повезло.

Надо вбить себе в голову, что все резкие маневры надо делать высоко, а у земли оччччень нежно.

Еще, сегодня сделал наконец дифференциал на элероны (в терминах футабы 75%/100%), кажется планер преобразился на поворотах - такое ощущение, что РН теперь можно вообще отключить. В общем нет у меня пока понимания того, как им (РН) нужно работать правильно.

Про дифференциал распишите, если можно, поподробнее. Я так понял внешний элерон надо “гнуть” меньше внутреннего? Пока моя текущая аппа не позволяет сделать такой микс, но едет более продвинутый агрегат, там хочу настроить всё что только можно 😃

Arseni
sergkulon:

внешний элерон надо “гнуть” меньше внутреннего?

Именно так.
Под крылом давление выше и при равном отклонении, и элерон, который уходит вниз получается внешним, в итоге от тормозит больше, чем отклоненный вверх внутренний элерон и мешает развороту.
По идее это можно настроить просто обрезав расходы элеронов в нижней части хода, но зависит уже от конкретной аппы.

Хе хе, вот пишу это и понимаю, что настроил-то я себе наоборот! 😃 От чего у планера выросла “поворачиваемость” - загадка. Видать - великая сила самоубеждения. Может потому и сорвался сегодня…

Serpent

Дифференциал элеронов - вещь сугубо уникальная. На одних планерах работает и помогает, на других - ХЗ, вроде как даже мешает.
Опять же, от погоды зависит, в жаркий летний полдень и в прохладный вечер работает по иному, да и сам планер летит совершенно иначе.
И прежде чем дать какой то совет по настройкам надо 5 раз подумать, ибо не зря говорят: что русскому хорошо, немцу - смерть…

Vertolet4ik

При выпуске закрылков планер вообще снижаться не хочет, в общем я мыслю по самолетному. Как оно обычно происходит, все знаю, все умею , а тут оказывается другие принципы управления. Правильно сказал Дмитрий, только закрылки выпущены заранее. при заходе понимаю что будет перелет, снижаюсь в пикировании, начинаю выравнивать, а он опять взбухает - скорость набрал. На самолете проще. В общем учиться, учиться и учиться…

VVS2

Отклонение элерона вниз - приближает границу сваливания и может сильно тормозить внешнюю консоль.
Смотрите для вашего профиля, ваши рабочие числа рейнольдса в зоне элерона, на скоростях с которыми совершается термический разворот, это обычно предельно малые скорости. (Программа Profili 2)
Найдите такой угол отклонения элерона вниз, при котором не будет наступать явный срыв, на выбранной вами скорости. Это и будет предельный угол для “внешнего” элерона. Расход по углу подъема внутреннего элерона можно смело взять как вдвое больший.

Дифф. отклонение элеронов полезно на медленных термичных планерах и бесполезно на слоперно-пилотажных скоростных, часто летающих в перевернутом положении. Но если на слоперах захочется крутить термики, придется включать такую опцию, чтобы не терять скорость. Это заметно снижает колебания по курсу из за действий по крену.

Serpent
Vertolet4ik:

при заходе понимаю что будет перелет, снижаюсь в пикировании, начинаю выравнивать, а он опять взбухает - скорость набрал.

Сергей, если аппаратура позволяет, настройте по следующему принципу (удобно с использованием кривых):

  1. Закрылки вниз на максимум (не менее 60-70град) - можно даже тумблером, желательно использовать небольшое замедление на выпуск.
  2. Одновременно (микс) РВ вниз, достаточно сильно, планер ни в коем случае не должен терять скорость, можно даже небольшой разгон.
  3. Элероны вверх - плавно, стиком, одновременно должен микшироваться РВ еще немного вниз, если будет много, перед землёй подтянете на себя. Это и будет ваш тормоз и инструмент для попадания на точку посадки - при сильном подьёме элеронов планер “проседает”, его глиссада становится раза в 2 круче.

P.S. Элероны “вниз” гнуть на посадке нельзя не в коем случае, малые углы не тормозят, планер вспухает, а большие углы ведут к сваливанию, что вблизи земли чревато крупными ремонтами. Поэтому элероны ТОЛЬКО вверх, причем сильно (30-45 град) - при крутой глиссаде оно хорошо тормозится, планер буквально проваливается ниже глиссады, только не забывайте про микс на РВ, лучше сильнее вниз, чем задрать нос. Лишнее “вниз” по РВ подправите вручную самой перед землей…

Vertolet4ik
Serpent:

Сергей, если аппаратура позволяет,

Спасибо!
Аппаратура позволяет - Футаба десятка
Замедления на закрылки нет, но есть замедление в миксе на РВ (хотя при быстрых закрылках это только во вред ). Попробую в выходные с миксами поиграться.
Попутно возник вопрос:
Получил замечание за отсутствие двойных расходов и экспонент.
Хватит ли экспоненты 20%, я так на самолетах выставляю.
На сколько надо зажать расходы рулей для полетов на планировании? как я понял резкие эволюции чреваты потерей скорости…

Serpent
Vertolet4ik:

зажать расходы рулей для полетов на планировании? как я понял резкие эволюции чреваты потерей скорости…

Намного. Но экспонента 20% маловато, бОльшая экспонента + аккуратная работа стиками в центре позволит и энергию экономить и в случае небходимости управляемость сохранит.

Vertolet4ik

В выходные здорово полетал, наконец-то почувствовал что такое термик, удалось удержаться в нем 7 с небольшим минут. Планер поднялся по ощущениям метров с 200-250 до 350-400. Потом ветерок начался и термик ушел, потерял я его. Расходы урезал до 40% от первоначального, экспоненты 30%. Спасибо всем за советы…

15 days later
Arseni

Сегодня поставил личный рекорд высоты визуального полета: 600м.

Сначала не перло ну никак, а потом как началось!

Логи в архиве. Включил лог будучи на высоте 134 метра и отлетав прилично времени. Поэтому высота в логе сначала идет в минус. Добавил лишнюю колонку с высотой относительно точки взлета. Получается 600м ровно!

На графике синие участки - это включенный двигатель.

Причем во время этого полета в небе не было ни облачка. Самолет практически не видно. Маневры зачастую делал по памяти, в уме представляя что там делает планер реагируя на стики.

Особого смысла в таких полетах без камеры в общем-то нет, но интересу ради - хочется забраться повыше.

Archive.zip

Red_cat

А расскажите как опускали?
Я вот практически до флаттера доводил, потому как ни скольжение ни выпущенные закрылки ну никак не помогало, прет вверх и все тут! Так что пришлось выпускать закрылки, дожить в скольжение и одновременно в пике.

Arseni

В моем случае было достаточно просто - какое-то время летел в одном направлении и тянуть перестало. Как на телеметрии стукнуло 600, я перестал доворачивать в поток, и высота сразу пошла вниз. Поэтому и отметка такая круглая

Если бы там на 500 и выше метрах меня начало тянуть так, что дело дошло бы до скоростного спуска, я вряд-ли справился бы… Но повезло 😃
Наверное я бы попробовал штопор

Признаюсь, без вариометра я бы так высоко не залез. Сразу после этого полета слетал без варио, только изредка поглядывая на показания высоты. Получилось гораздо скромнее, только один раз стабильный набор с 60 до 140 метров, зато почти сам.

Вот график полета без варио:

Arseni

Опять хвастаюсь - отлетал две батарейки (2.2Ah)

На первой получилось 1h:02m (Это с вариометром) Из них мотор: 2m:28s
На второй - 48 минут; Мотор: 1m:48s (и вот это для меня большой прогресс - потому что без варио, за весь полет 5-6 раз взглянул на текущую высоту)

Шея затекает до такого состояния, что начинает рассеиваться внимание. Нужно спросить бывалых планеристов о том, какие упражнения они делают.

Без пищалки совсем другие ощущения.

Постепенно начинает получаться именно кружить в потоке, а не выписывать восьмерки и прочие фигуры 😃

В общем, сравнить мне особо не с чем, но куларис кажется отличная лошадка!

Vertolet4ik
Arseni:

Шея затекает до такого состояния…

Наши планеристы стульчик складной берут…

Arseni:

В общем, сравнить мне особо не с чем, но куларис кажется отличная лошадка!

😃

Serpent
Arseni:

Шея затекает до такого состояния, что начинает рассеиваться внимание. Нужно спросить бывалых планеристов о том, какие упражнения они делают.

Вот такая штука в багажнике решает все проблемы.

Плюс на большой высоте легче следить за планером не отвлекаясь.

12 days later
borislav3105

Скажите пожалуйста почему при подачи полного газа модель сразу набирает высоту ,а если убрать газ в ноль то модель летает ровно по горизонтали.Как можно настроить при полном газа чтобы летало ровно по заданному курсу.

Home-Sky

Я бы советовал сделать микшер Газ=>РВ, который должен начинать работать только после 30-50% газа.
Но точно подстроить микшер сложно, так как все зависит от угла тангажа и скорости с которой движется планер.
Начинать надо с небольших значений, чтобы при старте не сделать морковку.

Arseni

Поддерживаю вариант с миксом. Если аппаратура позволяет - микс можно задать очень точно через кривую для каждого значения газа.

Причина в том, что скорость обдува стабилизатора с мотором больше, и его сильнее давит вниз
При обычном горизонтальном полете стаб давит вниз минимально - только чтобы компенсировать немного переднюю центровку.

А кстати, никто не пробовал балласт в куларисе? Или он и так тяжелый? Мой около 1600 грамм, но в ветер кажется можно добавить для верности. Лишь бы крылья не сложились