Multiplex Cularis
Ох опыт нужен это точно - уж сколько я на всяких пенолетах налетал, а все равно сегодня на куларисе был близок к провалу (морковке). Начал резкий разворот на небольшой высоте и сорвался - еле вырулил - повезло.
Надо вбить себе в голову, что все резкие маневры надо делать высоко, а у земли оччччень нежно.
Еще, сегодня сделал наконец дифференциал на элероны (в терминах футабы 75%/100%), кажется планер преобразился на поворотах - такое ощущение, что РН теперь можно вообще отключить. В общем нет у меня пока понимания того, как им (РН) нужно работать правильно.
Закрылки выпускаю не перед самой посадкой, а глубоко заранее, где-то между 3м и 4м разворотом. Скорость не терять. Если уход на второй круг, то закрылки убираем ПОСЛЕ набора высоты-скорости, иначе возможно сваливание. Микс флап>РВ на пикирование обязателен. И вообще при посадке поменьше дёрганья по тангажу, не получилось- лучше уйти и посадить “красиво”.
Ох опыт нужен это точно - уж сколько я на всяких пенолетах налетал, а все равно сегодня на куларисе был близок к провалу (морковке). Начал резкий разворот на небольшой высоте и сорвался - еле вырулил - повезло.
Надо вбить себе в голову, что все резкие маневры надо делать высоко, а у земли оччччень нежно.
Еще, сегодня сделал наконец дифференциал на элероны (в терминах футабы 75%/100%), кажется планер преобразился на поворотах - такое ощущение, что РН теперь можно вообще отключить. В общем нет у меня пока понимания того, как им (РН) нужно работать правильно.
Про дифференциал распишите, если можно, поподробнее. Я так понял внешний элерон надо “гнуть” меньше внутреннего? Пока моя текущая аппа не позволяет сделать такой микс, но едет более продвинутый агрегат, там хочу настроить всё что только можно 😃
внешний элерон надо “гнуть” меньше внутреннего?
Именно так.
Под крылом давление выше и при равном отклонении, и элерон, который уходит вниз получается внешним, в итоге от тормозит больше, чем отклоненный вверх внутренний элерон и мешает развороту.
По идее это можно настроить просто обрезав расходы элеронов в нижней части хода, но зависит уже от конкретной аппы.
Хе хе, вот пишу это и понимаю, что настроил-то я себе наоборот! 😃 От чего у планера выросла “поворачиваемость” - загадка. Видать - великая сила самоубеждения. Может потому и сорвался сегодня…
Дифференциал элеронов - вещь сугубо уникальная. На одних планерах работает и помогает, на других - ХЗ, вроде как даже мешает.
Опять же, от погоды зависит, в жаркий летний полдень и в прохладный вечер работает по иному, да и сам планер летит совершенно иначе.
И прежде чем дать какой то совет по настройкам надо 5 раз подумать, ибо не зря говорят: что русскому хорошо, немцу - смерть…
При выпуске закрылков планер вообще снижаться не хочет, в общем я мыслю по самолетному. Как оно обычно происходит, все знаю, все умею , а тут оказывается другие принципы управления. Правильно сказал Дмитрий, только закрылки выпущены заранее. при заходе понимаю что будет перелет, снижаюсь в пикировании, начинаю выравнивать, а он опять взбухает - скорость набрал. На самолете проще. В общем учиться, учиться и учиться…
Отклонение элерона вниз - приближает границу сваливания и может сильно тормозить внешнюю консоль.
Смотрите для вашего профиля, ваши рабочие числа рейнольдса в зоне элерона, на скоростях с которыми совершается термический разворот, это обычно предельно малые скорости. (Программа Profili 2)
Найдите такой угол отклонения элерона вниз, при котором не будет наступать явный срыв, на выбранной вами скорости. Это и будет предельный угол для “внешнего” элерона. Расход по углу подъема внутреннего элерона можно смело взять как вдвое больший.
Дифф. отклонение элеронов полезно на медленных термичных планерах и бесполезно на слоперно-пилотажных скоростных, часто летающих в перевернутом положении. Но если на слоперах захочется крутить термики, придется включать такую опцию, чтобы не терять скорость. Это заметно снижает колебания по курсу из за действий по крену.
при заходе понимаю что будет перелет, снижаюсь в пикировании, начинаю выравнивать, а он опять взбухает - скорость набрал.
Сергей, если аппаратура позволяет, настройте по следующему принципу (удобно с использованием кривых):
- Закрылки вниз на максимум (не менее 60-70град) - можно даже тумблером, желательно использовать небольшое замедление на выпуск.
- Одновременно (микс) РВ вниз, достаточно сильно, планер ни в коем случае не должен терять скорость, можно даже небольшой разгон.
- Элероны вверх - плавно, стиком, одновременно должен микшироваться РВ еще немного вниз, если будет много, перед землёй подтянете на себя. Это и будет ваш тормоз и инструмент для попадания на точку посадки - при сильном подьёме элеронов планер “проседает”, его глиссада становится раза в 2 круче.
P.S. Элероны “вниз” гнуть на посадке нельзя не в коем случае, малые углы не тормозят, планер вспухает, а большие углы ведут к сваливанию, что вблизи земли чревато крупными ремонтами. Поэтому элероны ТОЛЬКО вверх, причем сильно (30-45 град) - при крутой глиссаде оно хорошо тормозится, планер буквально проваливается ниже глиссады, только не забывайте про микс на РВ, лучше сильнее вниз, чем задрать нос. Лишнее “вниз” по РВ подправите вручную самой перед землей…
Сергей, если аппаратура позволяет,
Спасибо!
Аппаратура позволяет - Футаба десятка
Замедления на закрылки нет, но есть замедление в миксе на РВ (хотя при быстрых закрылках это только во вред ). Попробую в выходные с миксами поиграться.
Попутно возник вопрос:
Получил замечание за отсутствие двойных расходов и экспонент.
Хватит ли экспоненты 20%, я так на самолетах выставляю.
На сколько надо зажать расходы рулей для полетов на планировании? как я понял резкие эволюции чреваты потерей скорости…
зажать расходы рулей для полетов на планировании? как я понял резкие эволюции чреваты потерей скорости…
Намного. Но экспонента 20% маловато, бОльшая экспонента + аккуратная работа стиками в центре позволит и энергию экономить и в случае небходимости управляемость сохранит.
В выходные здорово полетал, наконец-то почувствовал что такое термик, удалось удержаться в нем 7 с небольшим минут. Планер поднялся по ощущениям метров с 200-250 до 350-400. Потом ветерок начался и термик ушел, потерял я его. Расходы урезал до 40% от первоначального, экспоненты 30%. Спасибо всем за советы…
Сегодня поставил личный рекорд высоты визуального полета: 600м.
Сначала не перло ну никак, а потом как началось!
Логи в архиве. Включил лог будучи на высоте 134 метра и отлетав прилично времени. Поэтому высота в логе сначала идет в минус. Добавил лишнюю колонку с высотой относительно точки взлета. Получается 600м ровно!
На графике синие участки - это включенный двигатель.
Причем во время этого полета в небе не было ни облачка. Самолет практически не видно. Маневры зачастую делал по памяти, в уме представляя что там делает планер реагируя на стики.
Особого смысла в таких полетах без камеры в общем-то нет, но интересу ради - хочется забраться повыше.
А расскажите как опускали?
Я вот практически до флаттера доводил, потому как ни скольжение ни выпущенные закрылки ну никак не помогало, прет вверх и все тут! Так что пришлось выпускать закрылки, дожить в скольжение и одновременно в пике.
В моем случае было достаточно просто - какое-то время летел в одном направлении и тянуть перестало. Как на телеметрии стукнуло 600, я перестал доворачивать в поток, и высота сразу пошла вниз. Поэтому и отметка такая круглая
Если бы там на 500 и выше метрах меня начало тянуть так, что дело дошло бы до скоростного спуска, я вряд-ли справился бы… Но повезло 😃
Наверное я бы попробовал штопор
Признаюсь, без вариометра я бы так высоко не залез. Сразу после этого полета слетал без варио, только изредка поглядывая на показания высоты. Получилось гораздо скромнее, только один раз стабильный набор с 60 до 140 метров, зато почти сам.
Вот график полета без варио:
Опять хвастаюсь - отлетал две батарейки (2.2Ah)
На первой получилось 1h:02m (Это с вариометром) Из них мотор: 2m:28s
На второй - 48 минут; Мотор: 1m:48s (и вот это для меня большой прогресс - потому что без варио, за весь полет 5-6 раз взглянул на текущую высоту)
Шея затекает до такого состояния, что начинает рассеиваться внимание. Нужно спросить бывалых планеристов о том, какие упражнения они делают.
Без пищалки совсем другие ощущения.
Постепенно начинает получаться именно кружить в потоке, а не выписывать восьмерки и прочие фигуры 😃
В общем, сравнить мне особо не с чем, но куларис кажется отличная лошадка!
Шея затекает до такого состояния…
Наши планеристы стульчик складной берут…
В общем, сравнить мне особо не с чем, но куларис кажется отличная лошадка!
😃
Скажите пожалуйста почему при подачи полного газа модель сразу набирает высоту ,а если убрать газ в ноль то модель летает ровно по горизонтали.Как можно настроить при полном газа чтобы летало ровно по заданному курсу.
Сделать микс на руль высоты
Я бы советовал сделать микшер Газ=>РВ, который должен начинать работать только после 30-50% газа.
Но точно подстроить микшер сложно, так как все зависит от угла тангажа и скорости с которой движется планер.
Начинать надо с небольших значений, чтобы при старте не сделать морковку.
Поддерживаю вариант с миксом. Если аппаратура позволяет - микс можно задать очень точно через кривую для каждого значения газа.
Причина в том, что скорость обдува стабилизатора с мотором больше, и его сильнее давит вниз
При обычном горизонтальном полете стаб давит вниз минимально - только чтобы компенсировать немного переднюю центровку.
А кстати, никто не пробовал балласт в куларисе? Или он и так тяжелый? Мой около 1600 грамм, но в ветер кажется можно добавить для верности. Лишь бы крылья не сложились
Поддерживаю вариант с миксом.
У меня хоть и Изик, но проблема была та же. Управился миксом.
Сначала выставил “на глазок”, потом подбирал буквально по паре “щелчков”.
Если миксов нет, можно и гироскоп поставить. Но это на любителя.
Когда учился на метровом пайпере, у меня стояло два. На руль высоты и направления (элеронов там не было).
Вот захотелось посмотреть как гирики отрабатывают и всё тут.
Сказка. Как метнул, так и летит не сворачивая.
Единственно в сильный ветер вверх/вниз швыряло.