Multiplex Cularis

dr_dimm

Степан, хорошему планеру - хороший фарш 😉

Arseni

Кстати, о центровке: В процессе настройки рулей показалось, что центровка у аппарата дюже задняя. То есть выставлена по выступам на крыле, но уж больно задирает нос, даже при заметном на глаз отклонении руля высоты вниз. Кажется, что для нормального полета придется сместить ЦТ вперед от рекомендованного положения чуть-ли не на сантиметр или даже больше. Нормально ли это?

vef_1974

центр тяжести зависит от того что вы хотите от аппарата ,чтобы долго парил то по выступам ,если гонять на моторе то передвигайте в перед

Arseni
VVS2:

Дайв тест…

Спасибо. Почитал, понял в чем его физика - сделаю

vef_1974:

если гонять на моторе

Нене - на моторе только “затяжка”. На то он и планер. Если и гонять, то без мотора 😃

vef_1974

в начале летал чуть с передней центровкой ,все равно планер без стабилизации поднимается при даче газа в верх и имел большую скорость и быстро снижался ,выставил по выступам планер начал парить и зависать в небе

1 month later
Arseni

Сделал сегодня дайв тест. Был сильно удивлен. Оказывается нужно было двигать ЦТ не вперед, а назад!

Для достижения хорошей прямой при снижении под ~45% потребовалось:
Почти 100 грамм балласта на хвост!!! (приматывал перед килем, если вешать совсем назад - было бы меньше, но тем не менее)
Задрать стабилизатор вот до такого состояния (фото)
ЦТ при этом получился чуть ли не в середине крыла.

Смущает дикий угол стабилизатора и центровка. Что я мог сделать не так? С углом крыла относительно фюзеляжа ошибиться сложно, склеить фюзеляж с большим искривлением по вертикали тоже. Где же подвох?

Что интересно - мне субъективно понравилось как он стал летать с такой центровкой. Объективно сравнить сложно - был большой перерыв в полетах. Возможно полет стал приятнее и стабильнее просто из за +100 грамм к массе аппарата.

Но по идее, добавь самолету такой массы лишних 100 грамм на хвост - получится неуправляемая табуретка. А тут все очень даже стабильно.

В общем ничего не понимаю - что проверить? Что померять?

dr_dimm

А почему по “пипкам” не настроили центровку? У меня по мануалу… Не жалуюсь… Как гововят: от добра добра не исщут. (с)

Arseni

По пипкам тоже летал, но дайв тест - это же вроде как объективный способ настройки. Вот и решил его провести для проверки.

Может для профиля кулариса дайв тест не очень подходит, например, из за особенностей профиля (или какого-то моего косяка при сборке).

Кстати - может кто знает - какой называется профиль кулариса?

Вадим_080

а видео где нибудь есть про этот ТЕСТ?
что бы хотя бы на примере посмотреть.

Arseni

Странно, но на ютюбе я не смог найти ни одного видео. Но физика теста проста - попробую что-ли снять свое видео.

Eсть одна тонкость - мне кажется дайв тест предполагает, что центр тяжести находится на одной высоте с центром сопротивления.
Это справедливо для спортивных моделей с тонким фюзеляжем.
На куларисе с батарейкой в пузе есть приличное смещение. Но как тут выбирать величину поправки - представить сложно.

dr_dimm

Чего вы хотите от Куяриса? От летает как летает. Я почему то на 62,7% уверен, что после правильного дайв теста, центровка окажется как раз по пипкам… Кстати, мой все еще продается, не летаю на нем, берегу 😃

Arseni

А что такое “правильный” дайв тест? Что там можно сделать неправильно?

Вадим_080

как правильное название этого теста? а то к дайвингистам отправляет поиск.

dr_dimm
Arseni:

А что такое “правильный” дайв тест? Что там можно сделать неправильно?

Ну например большинство забывают что тест проводят только на оттримированном на ровный полет самике.

GSL
Arseni:

Eсть одна тонкость - мне кажется дайв тест предполагает, что центр тяжести находится на одной высоте с центром сопротивления.
Это справедливо для спортивных моделей с тонким фюзеляжем.

Тест определяет степень продольной устойчивости модели. Независимо от того какими параметрами она достигнута. Если взаимное расположение крыла и ЦТ изменит степень устойчивости то тест это покажет.

Arseni
dr_dimm:

Ну например большинство забывают что тест проводят только на оттримированном на ровный полет самике

Ну не знаю - у меня перед каждой попыткой куларис был настроен на медленное планирование с отпущенными стиками.

Забыть об этом можно по идее только если не понимать основную физику теста.

Кстати, вот тут мужик настраивает радиан (ясно что это другой аппарат, но общие черты есть)
И результат очень похож: ЦТ сильно назад + Стаб сильно вверх от заводских положений.

MihaD
dr_dimm:

А что такое “правильный” дайв тест? Что там можно сделать неправильно?

Ну например большинство забывают что тест проводят только на оттримированном на ровный полет самике.

А еще ровный полет бывает с разной скоростью. И положение стабилизатора будет разное. Результат Д-теста не зависит от центровки, так как скорость большАя, а зависит именно от разницы углов крыла и стабилизатора.
А еще, если планер в Д-тесте летит ровно, то это неправильно, а вот что значит “медленно выравнивается” - никто не знает.
А еще в тихую погоду может показаться, что на задней центровке очень легко летать, а потом начнете планер срывать часто.
А еще у меня было три МРХ - изик, ксено, и мерлин. Штатная центровка на всех - передневатая, на мой взгляд, но летать можно. Перестраховываются.
И еще: не увлекайтесь задними центровками. Центровка не влияет на качество, сколько бы тут знатоки не писали. Передняя означает всего лишь избыточную устойчивость по скорости. Это вызывает раскачку, но ее легко видеть и компенсировать. А вод задняя приводит к длительным периодам полета на неоптимальном угле атаки. В ветер и турбулентность не видно воздушной скорости, и в итоге планер будет лететь хуже.
Удачи в настройках.

Arseni

Я думаю остановлюсь на варианте посередине между заводским ЦТ, и ЦТ для дайва по прямой. Где-то 10-15 мм позади пипок. Пускай это будет мой вариант для “медленно выравнивается” 😃
Ждем погоды.

Еще хорошо бы измерить угол между стабилизатором и крылом, но пока не могу придумать как это сделать подручными средствами… Телефон с уровнем что-ли прикладывать?

Конечно, задняя центровка не всегда хороша, а для новичков типа меня может быть просто опасна. Но и постоянно давить хвост стабилизатором тоже неохота - лишнее сопротивление все-таки. Поищу золотую середину

MihaD
Arseni:

Еще хорошо бы измерить угол между стабилизатором и крылом

Нитка, и расстояние до передних и задних кромок. 1,5-2 градуса для чистого профиля.

VVS2

Дайв не должен быть совсем по прямой, это уже нейтрал. Должна быть плавная тенденция на выравнивание и слабо выражнные колебания по тангажу после. То есть успокоение буквально за 1.5-2- колебания после пикирования.
Если центровка не задняя и не нейтральная, малая скорость ощущается на ручке, как необходимость слегка подтягивать нос вверх.
Если планер на такой центровке все же не летит, подзавешивается и срывается, стоит отодвинуть стабилизатор от крыла по высоте вверх или вниз, т.к. он попадает в спутку крыла на самых ходовых углах атаки.
Если это невозможно, то увеличить установочный угол крыла и стаба синхронно (но аппарат будет летать слегка балкой вверх).
Потери на балансировку при передних центровках значительны. Аппарат с передней центровкой сильнее пинает по тангажу в турбуле, тракетория по тангажу становится более волнообразной.
Аппарат с нормальной центровкой ведет себя спокойнее, но если прощелкать сильный заброс по тангажу, то он потеряет больше скорости. Однако это надо прощелкать совсем уж длительный набор.

6 months later
NARAJANA

Начал второй сезон на Куларисе, и вдруг такая беда, сорвал в штопор, при выводе против солнца зарулился и не успел вывести. Фюзеляж ремонту не подлежит. Кто подскажет, можно где отдельно купить фюзеляж и фонарь кабины?