Оперение - V, T, или Cross?

Andrey808
Arkanoid:

То, что работает, сомнений не было. Но хотелось бы знать про все преимущества и недостатки той и другой схемы.

Собственно, я уже отметил, что Cross-tail обычно применяют для F3B, киль при большом крене (скоростной разворот) используется как руль высоты. Для F3J обычно такие меневры не требуются, наоборот желательно получить меньшую удельную нагрузку. Т.е. исключая из конструкции киль и, соответственно, убирая из носа груз получаем экономию около 70 г.
Переговорите с Володей, возможно он лучше прояснит вам ситуацию.
С другой стороны, в Москве достаточно много людей, которые долгое время летают и на планерах V-tail и Cross-tail. Договоритесь, съездийте, посмотрите.

MaximKit

В свое время уже обсуждалось, можете воспользоваться поиском. В кратце:
V-tail

  • легче, меньше сопротивление
  • в большинстве случаев не удобен для перевозки, нет возможности “поиграть” с углом установки
    X-Tail
  • удобен для перевозки, позволяет летать на более задних центровках; так как стабилизатор цельноповоротный - позволяет выставить оптимальный угол под конкретную центровку
  • планер получается тяжелее, требует более мощную машинку на РВ

В последнее время есть тенденция к использованию X-Tail

Arkanoid
MaximKit:

В свое время уже обсуждалось, можете воспользоваться поиском. В кратце:
V-tail

  • легче, меньше сопротивление
  • в большинстве случаев не удобен для перевозки, нет возможности “поиграть” с углом установки
    X-Tail
  • удобен для перевозки, позволяет летать на более задних центровках; так как стабилизатор цельноповоротный - позволяет выставить оптимальный угол под конкретную центровку
  • планер получается тяжелее, требует более мощную машинку на РВ

В последнее время есть тенденция к использованию X-Tail

Обо всем этом, прежде чем задать вопрос, я читал. Но хотелось-бы знать по-подробнее о особенностях поведения модели в воздухе, собенностях пилотирования.

Taboo

В нормальном полете, практически, никакой разницы.
Для начинающих я бы отметил два момента. Планер с V хвостом при неправильных маневрах охотнее сваливается в штопор. А с Х хвостом можно получить стабилизатором по голове, если неправильно отпускать планер.

Arkanoid
Taboo:

Планер с V хвостом при неправильных маневрах охотнее сваливается в штопор.

Про это мне говорили. Особено при малых скоростях. Что, наверное, очень не желательно на посадке, на малой высоте.

kra183
Taboo:

“Для начинающих … Планер с V хвостом при неправильных маневрах охотнее сваливается в штопор…”

Господа, будьте добры, осветите пожалуйста данные неправильные маневры…

Спасибо…

MUH
kra183:

Господа, будьте добры, осветите пожалуйста данные неправильные маневры…

Перетягивание ручки на вираже. Сиди я в кабине планера - перед глазами указатель воздушной скорости, главный прибор в самолете, ошибиться трудно. А какая скорость у планера который в полукилометре от меня фик знает 😦

Но это оффтоп, а вот по делу:
для планера F3J я предпочел Х-образный цельноповоротный руль высоты, несмотря на бОльший вес, позволяет очень точно управлять углом атаки крыла. Этого не позволяет сделать классический V образный, у которого надо подбирать шайбочки для регулировки угла установки.

Arkanoid
Артемка:

Вот чутка про V и Х хвост разговоры

Слушай, зачем чутка, а? Больше давай! Народ ждет!

Артемка

Чего помогло? Под ником Soarer член сборной Украины Алексей Нодашкевич, так что это мнение человека очень авторитетного…

Артемка

класика выглядет более красиво.

Пы/Сы Говорит владелец небольшого ангара планеров с V хвостами…)

6 months later
rajalex

С точки зрения НЕспециалиста по аэродинамике родилась вот такая логика (сорри за графику, как смог изобразил). Верхняя картинка - это нейтральные положения рулей. Дальше поотдельности работа рулем направления (средний ряд) и рулем высоты (нижний ряд). Стрелками показаны силы, действующие на хвостовую балку в области хвостового оперения. Красные стрелки - это ненужные силы, которые впустую жруть лобовое сопротивление.

MihaD
rajalex:

ненужные силы, которые впустую жруть лобовое сопротивление.

Абсолютно правильно.
А теперь представьте себе планер в правильном вираже. Высота - на сябя, РН - внутрь, элероны держат крен.
V оперение будет работать только одной половинкой, а классическое - с лишними силами.
Так что в среднем все уравнивается.

rajalex

Вырисовываются преимущества:

V - легче вес, хорошо работает на правильных виражах
Х - проще настраивать, на взлете эффективнее рулится (предположение), прощает ошибки пилотирования

TPEHAK

Плюс:
V - легче и быстрее построить, не цепляется за траву при посадке.

TorokhovS

Хорошие планера что Графит что Мини-графит .На Мини графите летаю уже 3 года .На большом сам не летал но наблюдал за его полетами,прекрасно летит как паритель и как горный планер.В это воскресение в Коктебеле вторым призером стал А.Сиротенко из Евпатории на большом Графите прекрасно леттел при ветре в 16 м/с.Все Севастопольские планеристы летают на Мини-графите по полету прекрасен ,но имеет 3 конструктивных недостатка
1.Крепление стабилизатора (как наборной так и пластиковый)(необходимо переделывать грибок под винт,так чтобы шляпка была сверху стабилизатора ,а не внутри,иначе при чуть боеле жесткой посадке раскалывается коренная нервюра стабилизатора.а при полетах в ветер 13-16 метров они часто жесткие
2.Задний винт крепления крыла очень близок к корню крыла и тоже выламывается при тех же обстоятельствах
3.Очень маленькая камера для загруэки,приходится искать место куда еще можно засунуть 300-400 грамм свинца.
В остальном ни каких претензий а только положительные эмоции.

Артемка
  1. стабилизатор проклевать скотчем сверху и снизу,по периметру шва, в месте стыка двух половинок и после каждой посадки контролировать зазор между ними.
Alfa3

У V стаба по стравнению с Х стабом прирост сопротивления потоку за счет интерференции меньше в 2 раза.

А так - вопрос моды. Щас модно V. По натсройке - все фигня. Все прекрасно настраивается в современной апаратуре.
Я в свое время пол инета перелопатил что бы ответить на этот вопрос. Ответ - мода.

Артемка

На счет моды вопрос спорный, многие производители делают модели с разным исполнением хвостового оперения, все зависит от предпочтений пилота.