Оперение - V, T, или Cross?
Созрел на приобретение кроссового планера GRAPHITE 2 ( airplane-model.com/graphite2e.html ). Есть различные варианты конструкции оперения - V-tail и Cross-tail. Хотелось-бы узнать про эксплуатационные плюсы и минусы обоих вариантов.
Созрел на приобретение кроссового планера GRAPHITE 2 ( airplane-model.com/graphite2e.html ). Есть различные варианты конструкции оперения - V-tail и Cross-tail. Хотелось-бы узнать про эксплуатационные плюсы и минусы обоих вариантов.
Взял себе МиниГрафит (V-tail ) для гор и Графит-2 (Cross-tail), есть определенная разница в управлении, но и то и другое работает отлично.
Cross-tail обычно применяют для F3B, в варианте V-tail GRAPHITE 2 получается несколько меньше по массе.
но и то и другое работает отлично.
То, что работает, сомнений не было. Но хотелось бы знать про все преимущества и недостатки той и другой схемы.
То, что работает, сомнений не было. Но хотелось бы знать про все преимущества и недостатки той и другой схемы.
Извините. А у Вас это первый планер?
С уважением, Дмитрий.
То, что работает, сомнений не было. Но хотелось бы знать про все преимущества и недостатки той и другой схемы.
Собственно, я уже отметил, что Cross-tail обычно применяют для F3B, киль при большом крене (скоростной разворот) используется как руль высоты. Для F3J обычно такие меневры не требуются, наоборот желательно получить меньшую удельную нагрузку. Т.е. исключая из конструкции киль и, соответственно, убирая из носа груз получаем экономию около 70 г.
Переговорите с Володей, возможно он лучше прояснит вам ситуацию.
С другой стороны, в Москве достаточно много людей, которые долгое время летают и на планерах V-tail и Cross-tail. Договоритесь, съездийте, посмотрите.
А у Вас это первый планер?
Да, первый.
В свое время уже обсуждалось, можете воспользоваться поиском. В кратце:
V-tail
- легче, меньше сопротивление
- в большинстве случаев не удобен для перевозки, нет возможности “поиграть” с углом установки
X-Tail
- удобен для перевозки, позволяет летать на более задних центровках; так как стабилизатор цельноповоротный - позволяет выставить оптимальный угол под конкретную центровку
- планер получается тяжелее, требует более мощную машинку на РВ
В последнее время есть тенденция к использованию X-Tail
В свое время уже обсуждалось, можете воспользоваться поиском. В кратце:
V-tail
- легче, меньше сопротивление
- в большинстве случаев не удобен для перевозки, нет возможности “поиграть” с углом установки
X-Tail
- удобен для перевозки, позволяет летать на более задних центровках; так как стабилизатор цельноповоротный - позволяет выставить оптимальный угол под конкретную центровку
- планер получается тяжелее, требует более мощную машинку на РВ
В последнее время есть тенденция к использованию X-Tail
Обо всем этом, прежде чем задать вопрос, я читал. Но хотелось-бы знать по-подробнее о особенностях поведения модели в воздухе, собенностях пилотирования.
В нормальном полете, практически, никакой разницы.
Для начинающих я бы отметил два момента. Планер с V хвостом при неправильных маневрах охотнее сваливается в штопор. А с Х хвостом можно получить стабилизатором по голове, если неправильно отпускать планер.
Планер с V хвостом при неправильных маневрах охотнее сваливается в штопор.
Про это мне говорили. Особено при малых скоростях. Что, наверное, очень не желательно на посадке, на малой высоте.
“Для начинающих … Планер с V хвостом при неправильных маневрах охотнее сваливается в штопор…”
Господа, будьте добры, осветите пожалуйста данные неправильные маневры…
Спасибо…
Господа, будьте добры, осветите пожалуйста данные неправильные маневры…
Перетягивание ручки на вираже. Сиди я в кабине планера - перед глазами указатель воздушной скорости, главный прибор в самолете, ошибиться трудно. А какая скорость у планера который в полукилометре от меня фик знает 😦
Но это оффтоп, а вот по делу:
для планера F3J я предпочел Х-образный цельноповоротный руль высоты, несмотря на бОльший вес, позволяет очень точно управлять углом атаки крыла. Этого не позволяет сделать классический V образный, у которого надо подбирать шайбочки для регулировки угла установки.
Вот чутка про V и Х хвост разговоры
Вот чутка про V и Х хвост разговоры
Слушай, зачем чутка, а? Больше давай! Народ ждет!
Чего помогло? Под ником Soarer член сборной Украины Алексей Нодашкевич, так что это мнение человека очень авторитетного…
Вполне доходчиво. лучше не напишешь.
класика выглядет более красиво.
Пы/Сы Говорит владелец небольшого ангара планеров с V хвостами…)
С точки зрения НЕспециалиста по аэродинамике родилась вот такая логика (сорри за графику, как смог изобразил). Верхняя картинка - это нейтральные положения рулей. Дальше поотдельности работа рулем направления (средний ряд) и рулем высоты (нижний ряд). Стрелками показаны силы, действующие на хвостовую балку в области хвостового оперения. Красные стрелки - это ненужные силы, которые впустую жруть лобовое сопротивление.
ненужные силы, которые впустую жруть лобовое сопротивление.
Абсолютно правильно.
А теперь представьте себе планер в правильном вираже. Высота - на сябя, РН - внутрь, элероны держат крен.
V оперение будет работать только одной половинкой, а классическое - с лишними силами.
Так что в среднем все уравнивается.
Вырисовываются преимущества:
V - легче вес, хорошо работает на правильных виражах
Х - проще настраивать, на взлете эффективнее рулится (предположение), прощает ошибки пилотирования
Плюс:
V - легче и быстрее построить, не цепляется за траву при посадке.
Хорошие планера что Графит что Мини-графит .На Мини графите летаю уже 3 года .На большом сам не летал но наблюдал за его полетами,прекрасно летит как паритель и как горный планер.В это воскресение в Коктебеле вторым призером стал А.Сиротенко из Евпатории на большом Графите прекрасно леттел при ветре в 16 м/с.Все Севастопольские планеристы летают на Мини-графите по полету прекрасен ,но имеет 3 конструктивных недостатка
1.Крепление стабилизатора (как наборной так и пластиковый)(необходимо переделывать грибок под винт,так чтобы шляпка была сверху стабилизатора ,а не внутри,иначе при чуть боеле жесткой посадке раскалывается коренная нервюра стабилизатора.а при полетах в ветер 13-16 метров они часто жесткие
2.Задний винт крепления крыла очень близок к корню крыла и тоже выламывается при тех же обстоятельствах
3.Очень маленькая камера для загруэки,приходится искать место куда еще можно засунуть 300-400 грамм свинца.
В остальном ни каких претензий а только положительные эмоции.
- стабилизатор проклевать скотчем сверху и снизу,по периметру шва, в месте стыка двух половинок и после каждой посадки контролировать зазор между ними.
У V стаба по стравнению с Х стабом прирост сопротивления потоку за счет интерференции меньше в 2 раза.
А так - вопрос моды. Щас модно V. По натсройке - все фигня. Все прекрасно настраивается в современной апаратуре.
Я в свое время пол инета перелопатил что бы ответить на этот вопрос. Ответ - мода.
На счет моды вопрос спорный, многие производители делают модели с разным исполнением хвостового оперения, все зависит от предпочтений пилота.