Планер для динамы 600-350

flysnake

Я сделал очередной маленький планер для динамы.
Из тех же мтатериалов, что и предыдущий - потолочка + кое-что по мелочи.
Основная концепция - сделать “Походный планер”. Имеется ввиду планер, заталкиваемый в набитый рюкзак. А потом с этим рюкзаком за плечами пешочком в течении нескольких дней/недель. Для реализации этого мне осталось найти миниатюрный передатчик.
Основные ТТД планера.
Размах - 600мм
Корневая хорда - 110мм
Концевая хорда - 80мм
Площадь крыла - 6.1дм^2
Взлетный вес - 98г
Нагрузка на крыло - 16г/дм^2.
Управление: руль высоты, руль направления.
Размер в упаковке 35*10*12см (внешний); упаковку пока не делал.
Название - “Листик”. Происхождение названия довольно простое. Когда его первый раз увидел МхМ, то он сказал:" … бумажный самолетик…"

Основные отличия от предыдущей модели.
Чуть меньше хорда (110 вместо 120)
Немного тоньше профиль крыла.
Применил комбинированное крепление крыла - магниты + резинки (у предыдущей модели перед каждым запуском приходилось попавлять крыло, которое крепилось только резинками).
В центроплане заложен лонжерон из палочки для барбекю. У предыдущей модели лонжерона вообще не было; однажды, при запуске, крыло сложило порывом. Ремонт заключался во вклейке лонжерона из палочки для барбекю.
Усилен фюз (вклеены на эпоксидке стрингера из нити). У предыдущей модели дважды ремонтировал заднюю часть фюза.
Модель в разобранном состоянии. Для сравнения сбоку лежит 30см линейка

Модель в собранном виде

tatata

ЗдОрово! Первый планер летал отлично!
Листик уже облетали?

Lazy

“В нашей свободной стране каждый может…” ©
Ничё так, забавный …лётик. Нос из тапки?

provide

О-о-о, а можно поподробнее. Хотелось бы повторить.

flysnake
tatata:

Листик уже облетали?

В эти выходные собираюсь облетывать.

Lazy:

Ничё так, забавный …лётик. Нос из тапки?

Нос из пенополиэтилена…

provide:

О-о-о, а можно поподробнее. Хотелось бы повторить.

Поподробнее можно на aviamodelka.ru Два топика в “планерах” : “Маленький планер” и “Складной планер 600-350”. Чертежей нет.

flysnake

Сегодня съездил в Крылатское и отрегулировал модель. Чудес, ни хороших, ни плохих, не было. Летает так, как и ожидалось. Вопреки прогнозу ветер был; правда, очень неудачного направления - на угол склона. Удалось немного подинамить.

flysnake

Сегодня облетал планер. Провел в воздухе от 2-х до 2.5 часов при очень разной силе ветра (от полного штиля до довольно продолжительных 10м/с) . Теперь надо срочно делать еще одну модель, чтобы эту не разбить до того, как она действительно понадобится.

flysnake

Возможно, выполняя пожелания одного хорошего человека 😃, следующая модель будет иметь иметь следующие ТТД (очень ориентировочно):
1 Размах - 70-80см
2 Хорда корневая 12-13см
3 V - очень маленький
4 Профиль - этот же.
4 Управление - элероны, руль высоты.

ADF

Очень интересная модель, и концепция!

тоже последнее время интересуюсь моделями с упрощенной транспортировкой…

И один вопрос: сборка в полетное состояние сколько времени занимает?

flysnake
ADF:

И один вопрос: сборка в полетное состояние сколько времени занимает?

Операции сборки:
1 Установка носа:

  • налепить полоски двухстороннего скотча (необязательно);
  • вставить приемник на место (ничего не надо соединять), практически занимает несколько секунд;
  • прижать нос и прилепить его тремя полосками скотча (сбоков и снизу);
    2 Установка стабилизатора
  • соединить тягу руля высоты с кабанчиком;
  • поставить стабилизатор на место (несколько секунд), если ожидается много полетов, подкрепить скотчем (необязательно);
  • соединить тягу руля направления с кабанчиком.
    3 Сборка крыла
  • вставить штыри ушей в центроплан;
  • приклеить соединение скотчем.
    4 Установка крыла. Если резинки не потеряны, занимает секунд 20
  • прилепить крыло на магниты;
  • надеть резинки на штыри.
    5 Установить аккумулятор на место (меньше минуты)
    У меня все это занимает не больше десяти минут (ближе к 5 минут)
    Полезными были бы скледующие приспособы:
    1 Резинка, стягивающая крыло при сборке (неудобно одновременно сжимать крыло и лепить скотч)
    2 Резинка, прижимающая нос (причина - та же, что и выше)
    Полная разборка планера имеет смысл только при транспортировке (переезды, длительный переход). В остальных случаях достаточно только снять крыло. Переноска модели в этом случае:
  • я просто разворачиваю крыло вдоль фюза, прикладываю снизу и так таскаю по МСК;
  • правильнее сделать несколько прокладок и стянуть резинками (крыло развернуто под фюзом вдоль).
flysnake

Немного о основной “технологической концепции” разборного планера. Она очень короткая: сделать все, что связано с аэродинамикой и управлением максимально повторяемым при сборке-разборке.
Для этого:
1 РМ и тяги находятся на неразборной части фюзеляжа (если бы у меня были элероны, то РМ элеронов находились бы в крыле. Это вполне согласуется с размерами упаковки - длина центроплана крыла со съемными ушами обычно близка длине хвостовой балки с подкрыльевой частью фюзеляжа.
2 Стабилизатор укреплен на вертикальном штыре (то есть, всегда установлен одинаково и не может сместиться).
3 В разъемной части фюзеляжа находится только “балласт” - аккумулятор и приемник. И смещение этой части практические не сказывается на летных данных (впрочем, смещения все равно нет, там используются штыри).

Lazy

Ну а почему не Алула или её клоны? Отлично динамит, экстремально удобна в перевозке…Не надо тапку на нос и палочки от барбекю. Не вспомню о эстетической стороне вопроса. 😛

Сергеич

За алулой и прочими - это к вороне. Им там отдельное гнездо свили. Не выходящее, так-скать, за рамки. 😃

flysnake
Lazy:

Ну а почему не Алула или её клоны? Отлично динамит, экстремально удобна в перевозке… Не вспомню о эстетической стороне вопроса. 😛

Отвечу подробно.
Субьективные факторы. У меня было “крылышко”, которое можно условно считать клоном “Алулы”. Летал довольно долго. Налетался, хочется чего-то более “классического”. Возможно, в обозримом будущем, сделаю себе и “крылышко”.
О эстетике действительно лучше не вспоминать - дело вкуса.
Объективные.
1 Компактность. Если Вы имеете ввиду складной планер, то Алула далеко не компактна. Если не верите на слово, проверьте. Для этого нужен:

  • рюкзак литров на 80;
  • палатка (небольшая, трехместная на дугах), спальник, котлы (можно парочку двухлитровых), вещи на неделю (по идее, еще продукты, но можно обойтись без них)
  • кусок пенопласта размером с Алулу.
    А теперь все это затолкайте в рюкзак, сдайте его в багаж и посмотрите во что превратится пенопласт (вместо сдачи в багаж можно просто бросить рюкзак на пару метров несколько раз и посидеть на нем).
    И подумайте, сколько будет весить ящик для упаковки, который позволит пенопласту уцелеть.
    Если сравнивать с неразборным планером (только крыло съемное), то Алула все равно проигрывает.
    Неразборный планер я вожу без упаковки (чтобы его видно было и никто не приложилс к нему) в прочной упаковке возить не хочу - громоздко. А езжу я в метро, автобусах, троллейбусах, маршрутках.
    Тоже просто проверяется. Берете кусок пенопласта 12*60*4см или 13*75*4см (иммитация крыла) + кусок пенопласта 50*4*4см, к нему приделываете иммитацию хвостового оперения стабилизатор 18*8см и киля 10*8см. Кроме того делаете иммтацию Алулы из того же пенопласта. Кроме того, Вам нужен небольшой рюкзак или сумка с передатчиком и полетным ящиком (у меня это - просто небольшая коробочка со вской мелочевкой для мелкого ремонта). И со всем этим попробуйте поездить в автобусах… Разница окажется очень заметной.
    2 Летные качества. Алула - лучший планер типа “крыло” для нашей динамы. На второе место я бы сейчас поставил Вессел, а вот все торо, торнадо и похожие на них аппараты почему-то в нашей динаме летают намного хуже.
    Если сравнивать с моим “планером - 600”, то летные качества довольно близки. Мой планер немного выигрывает “по летучести” (или я - существенно лучший пилот, в чем сильно сомневаюсь); диапазон полетных скоростей близкий, Алула маневренней моего планера, но не “катастрофически”.
    У Алулы есть существенный плюс - хорошо бросать дискуссом (заброс на высоту часто имеет очень большое значение для нашей динамы). Для меня это не имеет значения, так как шансов научиться хорошо бросать у меня нет (если Вам сочетание слов “переученный левша” что-то говорит, то Вы меня поймете).
ADF

На самом деле научиться бросать - дело желания и тренировки. Сначала медленно движение руки отработать - чтобы траектория стабильна была, потом чуть-чуть мышцы привыкнут и достаточно.

Насчет транспортировки и громоздкости не разборных крыльев полностью согласен!

Буквально недавно крылышко для динамы делал (на ефлай в форуме отмечался), возил в маршрутке до склона (даром, что ехать от одной конечной до другой конечной) в картонной коробке 750х420х110. Коробку обычно удается всунуть между ногами и спинкой сиденья впереди; если же сесть не удалось или коробка по тем или иным причинам вынуждена торчать в проход - пинают и толкают все, кому не лень! Конечно, в целом транспортировка в ней оказалась вполне оправданной и реальной, даже прикинул - таким способом вполне можно возить коробку большей длины - до метра. Однако ни о каком пешем походе с ней даже мысли не допускаю, даже просто протащить ее от остановки до склона, когда дует хотя-бы 7 м\с (саму модель без проблем пилотировать до 10-12 м\с) - сущий ад: коробку вырывает из рук, в зимних ботинках по льду с этой коробкой можно вовсе гонять как на паруснике, только нормально рулить нельзя! Во время полетов необходимо, чтобы на пустой коробке кто-то сидел задницей или кирпичей в нее класть: а последние далеко не всегда бывают под рукой.

Даже порой задумываюсь о раскладушке типа carbon falcon-а - с т.з. транспортировки почти идеальный девайс, но предпочтения и эстетические взгляды не позволяют хотеть подобную фигню в авиапарк 😃

flysnake
ADF:

Насчет транспортировки и громоздкости не разборных крыльев полностью согласен!

… в картонной коробке 750х420х110. Коробку обычно удается всунуть между ногами и спинкой сиденья впереди;…

“На самом деле научиться бросать - дело желания и тренировки.” - Наверное, Вы правы. Хорошо бросать научиться нельзя, если руки не оттуда растут, а сносно - можно. Если говорить о практической стороне, то в слабый ветер ребята легко забрасывают Алулу на такую высоту, с которой можно полетать секунд 20-30 и вернуться назад. Я забрасываю копьем свою модель, так что можно полетать секунд 15-20 и вернуться назад. То есть у ребят получается раза в полтора - два больше времени на поиск потока (у нас динама часто держит “пятнами”, причем, долго искать смысла нет - если модель опустилась ниже гребня, то мало шансов “выгрести” наверх). Так что тут я проигрываю, но, опять же немного…
У нас сиденья в маршрутках узкие и стоят очень близко (колени упираются). Так что, втиснуть коробку можно только рядом с ногами. А это возможно при коробке типа “карадаш” (например 15*20*80). А в “карандаш” очень хорошо входит “классика” со съемным крылом и стабилизатром. Поэтому у небольших моделей (до метра - 1.3 метра) можно даже крыло иметь неразъемное.
Я не хочу делать крупную модель (или делать модель из бальзы) по другой причине - хотя эти модели будут летать лучше, но очень резко падает “ударостойкость” и маневренность у земли. А условия посадки, к сожалению, такие, что гарантированно избежать серьезных ударов нельзя. Под “гарантированно” я понимаю вариант отлетать на полутораметровой “бальзе” или угле с полным управлением хотя бы один день при “средней погоде” без серьезных (требующих домашнего ремонта) поломок. К сожалению, это подверждено неоднократно (ребята приходили летать и после нескольких полетов били модель).

Alfa3
Lazy:

Ну а почему не Алула или её клоны? Отлично динамит, экстремально удобна в перевозке…Не надо тапку на нос и палочки от барбекю. Не вспомню о эстетической стороне вопроса. 😛

Наверное, потому что с Сергею достаточно протянуть руку (в хорошем смысле - в сторону) и он будет летать на Алуле, равно как и на Веселе, сколько он захочет. 😁

flysnake:

Мой планер немного выигрывает “по летучести” (или я - существенно лучший пилот, в чем сильно сомневаюсь);

Сергей, не скромничате!

Ваш листик залезает быстро туда, куда мы на своих птирадахтелях очень долго забираемся.

ADF

У нас со склоном проще: dH ~70 метров, L ~750 метров - в хорошую погоду в воздухе одновременно до 15 тряпколетов висят! 😃

Сама ориентация склона такова, что повернута в наиболее вероятном и частом направлении ветра: если держит - до держит практически везде! Единственный минус (хотя чаще как раз наоборот: страшный плюс): то, что склон - в черте города, в будние дни периодически помехи прилетают - китайский приемник Pilotage-6, который типа фильтрует помехи и “умным” файлсейфом оснащен - дергает так, что модель то и дело носом с размаху о склон! 😃 Файлсейф в нем принципиально не настраиваю - судя по инструкции после входа в оный режим управление восстанавливается не раньше чем через 2 секунды… Но это уже оффтоп.

По поводу схем и компоновок - тоже люблю классику. Крылышко как-то не очень понравилось, разьве только удобством транспортировки и простотой. Конкретно - не хватает устойчивости по тангажу, влетая в поток крыло сразу на дыбы ставит, нужно постоянно ручкой его ловить, чтобы оптимальный угол держало. Судя по тому единственному ЛК, что сделал и запускал 😃

flysnake
ADF:

У нас со склоном проще: dH ~70 метров, L ~750 метров - в хорошую погоду в воздухе одновременно до 15 тряпколетов висят! 😃

…Крылышко как-то не очень понравилось… Конкретно - не хватает устойчивости по тангажу, влетая в поток крыло сразу на дыбы ставит…

Шикарный склон!!! Если не ошибаюсь, то в радиусе километров 150 от Москвы таких нет 😦
Крылышки очень чувствительны к настройкам… Удачное крылышко с хорошей настройкой ведет себя довольно прилично (в смысле вставания на дыбы), но вообще-то крылышки рассчитаны на “агрессивный стиль полета”, подразумевающий активную работу рулями.

ADF

Что имеется ввиду под хорошей настройкой? ЛК само по себе не очень устойчивая по тангажу схема: бо протяженность вдоль продольной оси невелика.

Центровку подобрал почти идеально, рули оттриммированы, однако сам факт, что самолетина сильно взбрыкивает помимо воли пилота - просто непривычен.
Правда я еще схалтурил при изготовлении - к законцевкам, если по уму, надо было крутку делать, а я все одним профилем зафигачил, какой-то ЦАГИ 12% для ЛК… Ну вот, опять оффтоплю 😃

По теме:
если не секрет, по твоим оценкам разборность конструкции насколько прибавила вес по сравнению с тем, если делать такой-же планер цельным?

Alfa3
ADF:

Что имеется ввиду под хорошей настройкой? ЛК само по себе не очень устойчивая по тангажу схема:

Под хорошей настройкой Сергей видимо полагает правильную(!) центровку (можно чуток переднюю - для крыла полезно) и правильные расходы с хорошими экспонентами.

Стоит расходы по тангажу перебрать - крыло ведет себя совсем по другому. Это по ощущениям от Weasel и Alula. Оба планера - от Миши Рихтера.
А что значит - “почти идеально”? Как определили идеальность?