Параплан радиоуправляемый
Существуют два способа управления паропланом по крену. Это когда тянутся клеванты и второй - когда перекашивается вся система подвеса. Для крыла НК какой способ долее подходит? Я посмотрел на буржуйских сайтах, они особо не заморачиваются. Там же отыскал телегу под ДВС.
Клеванты конечно же! Руление весом(или перекос) годится в качестве основного только таким вот аэрошютам-матрасам с короткой стропной и широкой базой. А НК крыло ориентировано только на клеванты.
Запасся фотографиями с парапланами под двс с буржуйских сайтов и фанерой с рынка.Есть кое какие мысли по постройке телеги под двс. Постараемся составить конкуренцию электро. Сегодня пойду к хирургу снимать швы.
ТОлько учти те моменты что я в статье описал
- минимум фанеры в силовых элементах, так как падение у параплана жестче чем у самолета
- ко всем факторам добавляется вибрация мотора порой немаленькая
- чем выше подвес крыла над осью тяги, тем легче модель заваливается носом вверх, но тем легче телега справляется с реактивном моментом(ее сложней опрокинуть)
- выхлоп нужно отвести трубкой за пределы досягаемости серв и строп.
- винт как можно меньшего шага
- должно быть надежное глушение мотора, причем не кнопкой которую надо удерживать, а тумблером с фиксацией положения(а то бываю такие тумблеры которые тоже держать нужно)
- ограждение винта должно быть не чисто символическим или декоративным, а кондовое, как у меня к примеру - гнутые трубки ляминиевые, на которых даже если прокатится кубарем - винту пофиг даже работающему. Иначе будешь винты менять каждый полет.
.
У меня сначала тоже. Раз шесть переделывал этот самый угол атаки! Вместо хомутов я сшивал ниткой - так точнее будет.И как вдруг оно полетело!😮 Телега тоже от ХК. Пожалуй тяжеловата будет и конечно надо переделывать:переднюю стойку со всеми колёсами выкинуть, нижнюю платформу другую-покрепче,подвеску и пр.Да и на самом крыле стропы разной длины попадались! Надо внимательно китайское изделие просматривать! Хотя за такие деньги…Но позитива много - отпуск пропал не зря!😁
По моему я всех распугал своими пальцами!? Скоро новые отрастут и продолжим тему параплана в ДВС варианте. Пока лобзик держать не могу. А рука чешется.Но взлет только с земли ОДНОЗНАЧНО!На больничном с 4 числа и по 27.07. Здорово меня подрезало. Остальным наука будет!
Не, не распугал 😃 я вот приступил к производству безмоторной “телеги” для динамы и…возможно для лебедки/резинки. Сурьезная такая конструкция напоминающая моторную телегу. С поворотным грузом в 300г для изменения поперечной центровки. Также купил для своих парапланов(мелкого и большого) вот такую штуку
rcopen.com/blogs/5875/12215
Соорудил сегодня Chase-Cam - следящую самоцентрирующуюся камеру на стропе. Конструкция содрана с большенькой камеры одного буржуя. Там Гопро летает у него. Такую же потом буду делать с ContourHD но для большлого параплана.
Конструкция подвеса простейшая - ляминиевая полоска, 3 куска потолочки и фанерка с потайным винтиком. Липучка для притягивания камеры, пару кусочков двойного скотча и кусок рыболовной нитки для предохранителя.
Завтра в Руднево опробую в деле. И камеру эту и подвес. Крыло настроено отлично - все стропы как струны натянуты под нагрузкой. Ветерок приличный, можно будет повисеть в потоке и покуролесить, ну и с большим крылом побегать наземку.
Попытаюсь свести в кучу предварительные итоги летних мучений. Может, будет кому-то полезно.
Первое.
Красивую телегу из ПВХ трубок я раздербанил еще весной при t ~ +5C. Трубка оказалась весьма хрупкой при околонулевой температуре и ударных нагрузках, да еще ослабленная отверстиями.
Вывод: в дальнейшем только ляминий. Достал первый вариант телеги и далее летал только на ней. В то же время здесь ограждение винта из ПВХ трубки работает замечательно, может быть из-за того, что крепится без отверстий хомутами. Телега на данный момент выглядит вот так.
Колеса ликвидировал как Ленин буржуазию. Взлетаю теперь с руки. Есть мысль на зиму соорудить что-то вроде монолыжи с боксом для защиты аппы от снега.
Второе
Комплектация сейчас такая. Мотор с ХК вроде бы Turnigy, но на нем написано Fedon Aircraft FA 3015-7T. Вполне достаточно мощи, плюс 5мм вал безо всяких проточек, абсолютно неубиваемый. На прежнем движке Noname от ПЖ Джокера был вал 4мм с проточками под фиксирующую шайбу. Сломал два. Движок крутит махалу 13х4. Использую этот винт с самого начала, еще до рекомендаций Александра, что абсолютно логично. Маленькая скорость – маленький шаг – большая тяга на упоре и небольшой скорости. Желательно 12х4, но пока такого нет. Пробовал другие винты – не айс.
Рег от HiModel Fly pro 40A. Отказался от раздельного питания приемника и серв, лишний вес и лишний гемор. Рег прекрасно справляется.
Акк Zippy 2200 mAh 3S 20C. Сервы 10Кг hexTronik HX12K. Приемыш. Вот тут вопрос. Может кто-то сталкивался? Стоял Corona RP8D1. Всем хорош, есть Fail-Safe, НО в режиме элевонов с увеличенными почти до максимума расходами иногда начинает мигать и беспорядочно дергать сервами и газом, потом ненадолго успокаивается. Поставил другой такой-же, результат аналогичный. ЭТО ЧТО?. Вынужден был поставить Sanwa 851. Сейчас жду к нему Fail-Safe. Попутно еще вопрос. Можно ли на такого размера аппараты и ESC ставить микро приемыши вроде Corona RP4S1 ?. Выдержит ли он токи на сервах?
Третье.
Низкий (близко к оси тяги) подцеп имеет и минусы – очень нехилый реактивный момент от винта. Правда винт немаленький и весит 26г, но надо что-то менять. Сейчас с перестропованным ХК крылом аппарат летает в постоянном левом вираже. Прямо летит только с почти полностью затянутой правой клевантой и с большим трудом поворачивает вправо. При ветре это создает значительные проблемы – аппарат сносит черт-те куда. Заметно помогло укорочение на ~ 3см правой связки строп и, соответственно, клеванты. Управление только клевантами оказалось недостаточно эффективно, плюс заметный сброс скорости при поворотах, что чревато задним свалом (пока Господь миловал).Собираюсь соорудить что-то вроде трайка от SeaBreeze, но с нормальным ляминиевым каркасом. Здесь управление перекосом крыла по крену, плюсы очевидны, но единственная серва получается постоянно нагружена – выдержит ли? Хотя чел торгует этими телегами, значит, держит. Он даже пишет, что серва стандартная. Еще минус – невозможно быстро сбросить скорость перед посадкой, хотя это решается добавлением еще одной сТервы на затяжку обеих клевант (не хотелось бы). Винт здесь тянущий, и это есть good, стропам не за что цепляться и винту нечего всасывать.
Еще есть идейка реализовать вот такую схему управления переносом Ц.Т.
Четвертое.
Крыло от ХК надо обязательно перестроповывать, хотя бы из-за поганых крученых ниток, ну и заодно менять форму арки и крепление концов строп к подцепу.
Как вариант выкладываю свой файл строповки под АоА=-8град. Узлы как на кайтах. На обоих концах строп использую простую петлю, можно двойную, как на фото. Никакой фиксации СА не
надо – он создает лишние проблемы - плетенка на узле становится жесткой и цеплючей. Первым делом на свободном конце катушки с плетенкой завязываем петлю, отмеряем нужный кусок плюс ~8 см, отрезаем. Крепим стропу к нужному ушку на крыле, расстеленном на твердой поверхности. Далее упираем металлическую линейку в основание ушка, отмеряем нужную длину плюс ~ 8мм на узел (определяется экспериментально) и ставим метку ВНИМАНИЕ капелькой канцелярского «Штриха» для замазки опечаток.
Дальнейшее описание подходит только для варианта строп вообще без разбивки по ярусам или с группировкой вдоль нервюр. В моем случае это копеечное кайтовое крыло отSportZone размахом 1,74м и центральной хордой 0,59м. добавил только ушки для клевантных строп.
Вторую петлю пока не вяжем. Я делал для одной нервюры сначала стропу А, затем D (для ХК крыла с ярусами поперек нервюр порядок неважен, можно вымерять все), потом прижимал основания ушек вдоль нервюры подгруженной линейкой. Совмещаем метки на двух стропах,
зажимаем совмещенные стропы прищепкой, натягиваем их и подгоняем все промежуточные стропы по очереди, следя, чтобы каждая тройка строп (А,D и текущая были натянуты и ставим метки (не забываем про дополнительные ~8мм на завязывание петли).
На ХК крыле все стропы первого яруса вяжутся к ушкам сразу и сразу вяжутся концевые петли без подгонки длины строп по длине нервюры.
Конечные петли первого яруса сводятся вместе и к ним петля в петлю крепятся стропы второго.
На нижнем конце все петли каждой половины сводятся в кучу и стягиваются вместе еще одной короткой петлей, которая крепится к рыболовному карабину опять же петля в петлю. ВСЁ! Никаких геморов с пластиковыми хомутами и проч.
Пока всё. Что вспомню, допишу. Киношек, к сожалению, нет, - летаю один, снимать некому, а нашлемной камеры тоже нет.
ЗЫ
Напоследок таблица погонных весов сортового алюм. проката (в основном)
Материал Погонный вес, г/м
Трубка Ф10 - 78
Трубка Ф8 - 53
Трубка Ф16х1 - 150
Квадрат 12 - 135
Пластина 20х2 - 103
Швеллер 20х15 - 247
Швеллер 15х10 - 86
Пруток Ф5 - 53
Трубка металлопласт. Ф16 - 120
Трубка ПВХ Ф12 - 60
2 Nailman
Александр, а нельзя ли общую картинку подвешенной камеры на крыле?
Или ссылки, please.
Всем пардон за долгое отсутствие. Если бы описывал все поэтапно, было бы гораздо информативней, а сейчас многое забылось. Связь, … её.
Что значит общую картинку? Как крепить ее? В принципе я взял все отсюда(где то с 20й минуты, после того как на гитаре поиграют).
конструкцию подвеса из того видоса что я выкладывал у себя в блоге про эту камеру. Вариант chase-cam с гибким “носком” черезчур нестабилен по курсу. С жесткими флюгерами лучше.
В прошлые выхи пробовал в полях, но ветрило было очень большое(6-7м) и недогруз у камеры имелся. Камеру очень мотало вправо влево. Потом я ее пробовал цеплять к большому своему параплану - метров 6 была нитка. С Контуром будет в самый раз, а это очень легкая. Вес камеры с подвесом должен быть таков, чтобы особо не мотало и камера шла ближе к центроплану чем к кончикам консолей в поворотах. Да и чем легче вес, тем дальше камера летит позади.
Длину нитки для модели выбрал так чтобы камера не попадала в ограждение винта ни при каких обстоятельствах с наполненным крылом. Привязывал стропу камеры на петлю куда привязываются концы при транспортировке и упаковке(спецом производителем сделаны).
По поводу низкого подцепа и реактивного момента - я писал выше по теме что сделал микшер на правую клеванту. ПРи этом у меня амплитуда 140мм на крыле(циррусе), что для него вполне себе достаточно даже для почти срыва. При даче газа, только ПРАВАЯ клеванта (при вращении винта с тянущим винтом по часовой при виде сзади) тянется до 46% вниз синхронно с газулькой. ПРи этом остаточное влияние реактивного момента компенсируется руками и в целом используется для неактивного руления влево.
Микшер надо мутить и иметь достаточные для ХК крыла амплитуды(не менее 100мм) хода клевант.
Перекосом делать управление - бред, это уже тупая по управлению игрушка, а не модель. Спираль красивую перекосом не сделать, и тем более не вывести даже с неглубокой спирали. Чтобы крыло не останавливало по скорости при рулении клевантами, надо использовать не только “тормозное” управление поворотом, но и повороты раскачкой. Надо повернуть вправо(реактивный влево клонит), качнул коротко влево, поддал газку и дал ручку вправо -> совершаем красивый копийный поворот. Перекосами такое не сделать.
Да, руление перемещением ЦТ на параплане менее энергозатратно - параплан не тормозит задними кромками, а поворачивает за счет изгиба купола в центре и создания наклоненного вектора подъемной силы в этом перекосе, но…такой способ руления годен только для плоских полетов на “матрасах”(в качестве основного) у готовых парамоделей типа Хиробо, и абсолютно негодно в жестких погодных условиях, и тем более для акро. Выполнение полной петли на таких аппаратах - это не акро, это профанация. Плоские полеты надоедают чрезвычайно быстро. Серва перекоса будет нагружена постоянно и весьма сильно.
Активно маневрировать, выполнять скоростные повороты, граунд-спирали(с касанием кончика консоли земли), винговеры и глубокие спирали на балансирном управлении(перекосом) сделать нереально с полной уверенностью и контролем аппарата.
Теперь по стропам: на своем аппарате я столкнулся с реальной проблемой - 5-3-5 конфигурация ниток у свободных концов реально мешало летать без мотора. нитки то у меня 1.2мм - стропы парапланерные как у меня на большом крыле на втором ярусе. 4-3-4 конфигурация стала летать лучше. На моторной тяге это сказывается на торможение крыла-строп и его уползание назад. Компенсировать это можно и акселем и триммерами, сделав больший минус углу атаки крыла, но тогда хуже будет планировать.
Многоярусная схема дает преимущества в количестве ниток подходящих к концам и их парусности. Чем меньше и короче нитки в стропах, тем лучше. Прямые нитки без ветвления прокатывают для дешевок типа Хиробо с балансирным рулением и очень короткими стропами. Для нормальной пропорции модели это нехороший вариант. Ветвить надо обязательно. Идеально если на концах будет конфигурация в 3 нитки на каждый полуряд.
Александр. дорогой, в том и дело, у меня сейчас стоит задача заставить аппарат стабильно летать с малой скоростью с SpyCam на борту весом 15г . Мне сейчас не важна маневренность, важна дубовая стабильность и послушность в поворотах (плавных).
Кстати, не порекомендуете ли недорогую нашлемную камеру в пределах 300$?
Что можете сказать насчет приемников?
Насчет бортовой нагрузки, в дальнейшем есть перспектива навески научного оборудования, поэтому мне нужен стабильный полет.
Делать такой дуболет на только балансирном рулении не стоит, лучше уменьшить расходы, а еще увеличить экспоненту на клевантах и микшер прикрутить. Прелесть клевант в том что остановить крыло(сделать подушку) можно всегда у самой земли, а с балансирным нифига - будет лететь и лететь и хрен остановишь горизонтальную скорость. ПОдушку же легко с посадкой в точку. разогнал на планировании побольше и до упора тянешь у земли.
Камера самая лучшая - ГоПро. Сам сегодня получил ее с Америки и потестил на природе во время празднования юбилея. Ни в какое сравнение с КонтуромЖПС по качеству - намного лучше и динамика и удобства монтажа, съема и коррекции биссектрисы взгляда. брал за 325(с доставкой) Helmet Hero комплектацию
Саша, связь у меня по-прежнему никакая, скачивать видео очень затруднительно. Если не очень сложно, буквально один кадр подвески камеры, пожалуйста. И очень прошу, исходя из Вашего опыта, ответить по приемникам.
TX у меня говняненький - Sanwa RD6000 sport, настройка стоит на элевоны, микса с газом нет (только высота-газ), а стоит ли из-за пары полосатых матрасов менять передатчик?
Подвеска чела которую я скопировал вгнаглую(мк5).
А это с колдуном(носком) у свободников
По приемникам не скажу - санва так 4А по питанию тянуть должна, а корона слабенькие - я их только для тестов пользую. с 33кг сервой одной она тоже подглюкивает. Лучше санву ставить.
На свободника я буду вообще раздельное питание ставить и с разделителем для приемыша и на сервы(с автожирика сниму платку) - с отключением серв и пищалкой для поиска автоматической. Незачем шину питания приемыша баламутить токами нехорошими -он за это спасибо скажет уверенным приемом в условиях сплошного металла телеги.
Саша, я имел в виду не конкретную конструкцию подвески (а это просто маленький флюгер), а как все это дело цепляется к аппарату
Саша, я имел в виду не конкретную конструкцию подвески (а это просто маленький флюгер), а как все это дело цепляется к аппарату
На своем кайтокрыле цепляю за “парковочную” петлю на задней кромке куда при транспортировке привязываются концы, на 1:1 параплане цеплял прям за петельку D ряда на первой нервюре купола(с какой стороны не помню). Так что туда и вешать. Длина такова чтобы при надутом вставшем крыле подвес с камерой при вертикальном положении его нитки не попадал в винт(был выше).
@Flutter:
“Как вариант выкладываю свой файл строповки под АоА=-8град. Узлы как на кайтах. На обоих концах строп использую простую петлю, можно двойную, как на фото.”
Пожалуйста, можете ли вы объяснить, почему -8 для AOA
Я использовал -2 - 2 для AOA
Счастливые посадок,
Непонятно, что значит -2 - 2.
А у меня в Surfplan был выставлен АоА=0град, после перестроповки стал пытаться поднять крыло на ветру. Сначала вообще не хотело подниматься, потом с постепенным уменьшением угла атаки стало выскакивать над головой, но сваливаться. Потихоньку добился, чтобы стояло над головой.
Замерил длину строп по 11 нервюре и, меняя величину АоА, смотрел, какие длины выдает прога. Похожие значения получились при -8град.
Спасибо за объяснение. Теперь это ясно. Ваш метод очень хорош.
В программе я использовал SURFPLAN -2 до 2 (может быть, неверно). Но практический результат был очень хорош.
В дальнейшем я буду использовать ваш метод. Еще раз спасибо.
Извините за перевод Google.
Счастливые посадок!
Спасибо за объяснение. Теперь это ясно. Ваш метод очень хорош.
В программе я использовал SURFPLAN -2 до 2 (может быть, неверно). Но практический результат был очень хорош.
не, так не стоит делать - это крутка с положительными значениями на законцовках - рискуете иметь очень притупленное по управлению и нестабильное крыло на больших углах атаки(взлет, набор высоты). Большая положительная крутка на законцовках параплана дает очень заторможенное крыло. Я так делал в свое время на своем черном Циррусе - крыло вроде и летит, но управляется очень медленно и неохотно, вдобавок при наборе высоты начинает активно раскачиваться по крену, так как законцовки начинают подсрываться(они то большим углом атаки чем середина).
Советую строповать ХК с крылом в -6/-6, т.е. на всем размахе будет -6 АоА. А от этой цифры потом концами регулировать АоА в большие минуса сообразно тяге мотора, типу и шагу винта и т.д. А вообще сделать если регулируемые концы, то ваще будет лафа - не паришься с АоА, делай какой хочешь прям на месте без всяких стяжек/перетяжек.