Параплан радиоуправляемый
Друг увлекается парапланами 1:1. Привез мне кайт, непосредственно с завода Параавис в г Александров. Кайт -Infinini-3 . Размах-3,5 метра. 31 секция воздухозаборников. Подобрал угол атаки. Пришлось добавить две стропы. Пробовал продуть, поднимается просто замечательно! Собираю телегу под толкающий двс. Мотор- O.S.-120fs. Особо спешить не приходится . Наша почта дает время для аккуратной сборки. В пути сервы,приемник и толкающий пропеллер. Схему телеги подсмотрел у Александра. Был опыт полетов на НК крыле с мотором ASP 28. Параплан был чуть перегружен , летал вполне прилично .Примерно по 25 минут каждый полет.( Выдалось свободное время похвастаться) Первый взлет планирую в январе.
пара-правильное решение! Модель параплана для “правильных” полетов(не простейшие полетики блинчиком на крошечном бздолетике с матрасом на 20 ниточках и балансирным управлением) и с элементами парапланерного акро - это размеры начиная с 2.5 - 3 кв.м. Даже свободник безмоторный для динамы с того же размера(ветер на чаше горки под 6-7 м/с!). Масса дает уже копийную инерционность всей системы пилот-крыло и купол несравненно лучше на ветре стоит. Чем купол легче(тоньше), тем Уже ветровое окно для полетов(прочность купола будет вызывать сомнения), а чем меньше площадь, тем хреновей оно держится наполненным - тряпка кайта поплотней парапланерной, а площадь в 10 раз меньше 1:1 крыла, потому относительная “плотность” материала тем выше чем меньше площадь и тряпка становится “картоном”. 2.5-3 кв.м как раз тот оптимум когда и не много и не мало и все еще относительно бюджетно.
Посмотрел я этот Инфинити - крыло скоростное, окна заборные небольшой площади, большое удлинение(4.8!). Возможно будут проблемы с наполнением при выходе из складываний на акро(к примеру при кривом выполнении винговера, у меня в видео крайнем можно увидеть в самом начале как раз, где музон греческий такой веселый). Я бы очень посоветовал ставить сервы 31-50кг с блочкой и амплитудами на клеванты под 200мм. Свободные концы как у меня сшить с акселем.
Аксель даст пробиваемость по ветру(реально помогает). Хотя мотор мешать при мощном ветре будет, даже на холостых. Но на акселе выполнять акро нельзя, только для увеличения скорости без нагрузок. А большие амплитуды потребуются чтобы иметь возможность прокачивать крыло при сложениях. Я при своих сложениях активно качаю обе клеванты почти до срыва чтобы крыло наполнилось. Плюс большое крыло - больше амплитуда даже учитывая только сам масштаб. Блочки можно сделать самому или в том же параависе(крыльев.нет) прикупить, есть у них подходящие от 1:1, но с доработочкой на модель встающие. Стропы клевант оплеточные там же 1-1.2мм диаметром не более, карабинчики на стропы в Рыболове, а карабины на телегу на стройрынке.
Крыло настраивать нужно крайне тщательно и желательно в динаме на горке где папапентосы 1:1 летают. Я когда в крайний раз был на горке(ездил с 1:1 бегать и на модельке полетать в динаме), ветер был не мой совершенно, и до обеда я настроил на ветряке 6-8 м/с свое кайтовое крыло так что теперь при любых настройках угла атаки на концах, нет провисающих строп на всех подкупольных уровнях. Все стропы выровнены по арке и по крутке (крутка убрана напроч, тогда как у кайта она есть для стабилизации по курсу). Так что самое идеальное чтоб не тратить несколько месяцев на пробные полеты неизвестно на чем, лучше съездить на горку и потратить 2 часа на ветряке(ровном) на настройку. Руки обязательно в перчах чтоб не порезало стропами, концы нормальные должны быть. Угол АоА примерно -5-6 делать и под него выравнивать все длины строп включая косые подкупольные. Особенно это важно на скоростном крыле, так как во-первых поменяется совершенно форма арки и все внутренние стропы в парах-тройках уйдут в размерах в провис, во-вторых форма арки изменится радикально в параболу а не часть круга, потому уши будут в такой форме что будут постоянно подскладываться, учитывая что заборники невеликой площади. Так что перестроповка(используя комплектные стропы и моток длинных или купить оплеточные в маге) обязательна до формы купола похожей на 1:1 параплан. Ну и высоту стропления тоже пропорциональное сделать. Я про все это писал в статье 7.
Александр прав! Кайт наполняется воздухом секунды 3-4. Я его когда за собой дергал, купол наполнялся когда был у меня над головой. Сетка на воздухозаборниках стоит очень мелкая. Специально смотрел арочность, она чуть круче чем у парапланов 1:1.Сервы заказал 31кг. Вот как аксель на него пристроить ,пока сообразить не могу. Смотрел как сделал Александр, но по фото понять сложно. Свободные концы взял от крыла НК. На фото НК крыло с мотором ASP28.
Для акселя надо нормальные концы, совершенно не как у НК. Копию настоящих с настоящей кинематикой свободных концов, а проводка акселя простая - одна серва, на небольшое плечо(амплитуда порядка 2-2.5см нужна всего) крепятся 2 нитки, которые до первого поворота должны идти максимально вместе, дальше они разделяются каждая нитка к своему концы на передний ряд на молью(молья вшита в середине свободного конца перед связующим звеном). Главное плечо сделать так чтобы оставалось 5-6кг на конце плеч, тобишь больше веса телеги раза в 1.5-2. ТОгда ее не свернет в простых поворотах. В динамичных маневраз и акро аксель убирать нужно иначе сколлапсирует купол.
Когда тянется качалки вниз, она тянет одинаково(или почти одинаково) обе нитки, а они в свою очередь укорачивают А-ряды и связанные с ними оставшиеся ряды(в зависимости от количества рядов на концах и куполе). Первые повороты у меня сейчас сделаны роликами, а остальные направляющие и повороты пластиковые прижимки для провода для привертки его к стенам
nailalex.dyndns.org/hobby/gallery/…/IMG_1233.JPG
Настоятельно советую к большому крылу сшить концы с настоящей кинематикой предусмотрев и аксель(всего вшить 2 мольи из электродов 2мм) и сделать триммера с фиксирующими пряжками - очень сэкономит труд при настройке.
Кинематика акселя(точнее псевдоакселя) как делают некоторые телегостроители, с поворотной планкой и подвязкой рядов к ней - это шлак. Сделано такое на 1:1 паралете X-citor с крылом X-Wing, но там эта система несколько для другого сделана и это фактически триммер. А для моделей такая конструкция ведет к одному - весь вес и перегрузки будут исключительно на сервах, а не прочных лентах свободных концов приходиться. такой псевдоаксель годен разве что для попсового паралетика с матрасом метр площадью или меньше.
Для акро(а просто блином летать наскучивает сразу) нужно делать так чтоб в маневре все держалось как и в 1:1 параплане/паралете - на лентах, стропах и никаких мыщц.
Спасибо! Я примерно догадывался.Если кому интересно, вот сайт для приобретения общих понятий.www.lechij.ru/abc/
Есть одно “но” - передние колесья до первой посадки. Колеса на телегу только с металлическими ступицами! На практике посадки пока опыта нет будут носом в землю, причем каким то одним боком, так что передние колесья страдают в первую очередь.
Осталось обработать напильником и покрасить.
Парни вы такими темпами и мотоустановки 1 к 1 собирать начнете не хуже фирменных:)
На работе есть швейный участок. И тетеньки с удовольствием согласились помочь , услышав что нужно сшить СВОБОДНЫЕ КОНЦЫ.( Это я выразился по парапланерным понятиям по неосторожности ).
Парни вы такими темпами и мотоустановки 1 к 1 собирать начнете не хуже фирменных:)
Это уже в прошлом! Товарищь уже давно делает телеги 1к1, расходятся как горячие пирожки. Он то и заразил этим gfm56.
Александр! Подскажите , как правильно настроить клеванты на большом крыле?
Мда, самолетные настройки в корне менять надо!
Не знаю как на этом пульте настраиваются кривые, но это для пара-модели в корне важное. Но по порядку:
-
Нормальный полет модели при отпущенном стике клевант(справа для моды2), т.е. по центру это когда клеванты полностью отпущены и качалки серв находятся в крайнем верхнем положении(отклонены).
Опускание от центра вниз стика клевант вызывает опускание обеих качалок вниз. Отклонение вправо-влево от центра вызывает отклонение вниз правой или левой качалки. То же отклонение с притянутым “на себя” стиком вызывает опускание-подъем качалок сиххронно. -
На руддер ничего вешать нельзя, так как будет активная работа газом и легко сразу же накосячить по клевантам если на руддер тоже вещать клеванты. Параплан рулится двумя руками!
Исходя из этих положений нужно использовать микшер Дельта для клевант, и сделать такую кривую газа как сделано вот здесь:
Стик клевант по центру
ТОбишь отклоняться должно только при даче на себя и причем на полную амплитуду, а не на половину как обычно! Это очень важное замечание.
Суть проста - если сделать с отпущенными клевантами (нитка клевант не натянута и не прослаблена, крыло в нормальном положении) в положении “от себя” до упора, то при отпускании стика в центр крыло сильно придушится и все завалится. Летать со стиком все время от себя неудобно так как легко просрать этот ньюанс и отпустить в центр -> модель завалится резко назад.
Опасная ситуация вобщем то.
Если сделать нормальное положение клевант в “центре” стика, но с возможностью отклоняться вверх, то этим ничего не добьемся, так как задняя кромка крыла под давлением никогда не отклонится вверх от нормали при освобождении клеванты, нитки клевант просалбнут и будут надуваться сзади как флаги. Кроме того сократится вдвое полезный ход клевант.
Так что нужно обязательно делать такуюже кривую что и у меня на картинках.
Другой вариант менее интересный это связать стики резинкой(они вправо-влево сместятся) и рулить раздвигая стики вбока. газщ при этом на крутилку или курок какой повесить, но так менее информативно и реально грохноть запутавшись в управлении. Газом рулить нудно очень активно, а при таком управлении это затруднительно, хотя такое я вживую видел с крылом 7 кв.м и 40сс бензинычем.
С Ноаым Годом ! Выкладываю фоты переделаной телеги от НК. Мож кому интересно будет… На фото вроде всё видно-понятно.Дюралька 1.5 мм,какая нашлась.Ещё бы пластмассовые колёсики заменить.Весит телега 1250 гр.
Телега готова на 95 процентов. А я готов только на 5 процентов. Что то я боюсь первого облета.Завтра все еще раз проверю и попробую облетать 04.01.2012г. Сегодня продувал крыло, но ветра не было! Поднимается очень хорошо. Пробовал подстроить триммером, но так и не понял как они работают.Триммера сдвигаещь, а пользы от них практически нет. Оставил начальный угол атаки.( подобрал опытным путем во время первой продувки). Еще проблемма в том что невозможно вывесить крыло в квартире. (высота потолков ограничивает) Что получиться - отпишусь. Если нет, значит меня опять порубало!
Какие такие триммеры? Концы НКшные или нормальные с механикой как у взрослых парапланов?
При триммировании не забывай также менять длину клевантной нитки! Точнее если сделано через промежуточную нитку как у моего пепелаца и клевантная стропа на концах зафиксирована, то менять длину к общему разветвлению.
В общем случае, если уменьшаем в минус АоА триммируя(нормальным триммером на конце или переделывая стяжками как на НК крыле), если не поменять длину клевантной нитки, то будет бяка - крыло автоматом придушится.
nailalex.dyndns.org/hobby/…/wing_control5.jpg
Нужно отпустить(удлинить) клевантную нитку у разветвления(чтобы у машинки не переделывать в поле) чтобы она приняла свое нормально состояние не натянутость и непрослабленность. Я это состояние определяю продувкой в руках на ветру метра 3-6. Делаю нужный угол триммерами, беру в руки и свожу примерно как у меня база на телеге(или цепляю на шпильку шириной как моя база на телеге). Концы беру так чтобы указательный и средний пальцы были у нижайшей точки у главной петли концов(куда карабин подцепляется) и на передней стороне ремня так чтобы поворотом этих пальцев я мог сделать акселерацию, а безымянный и мизинец ложатся автоматом на привязанные нитки клевант(зафиксированные на концах).
Примерно вот так(правда тут не очень хорошо просматривается)
picasaweb.google.com/…/Klovo_flights_16072011#5630…
Если средний палец лежит точно на центре концов, а безымянный и мизинец не давят на клеванты и крыло нижней поверхностью прямое и задняя кромка не придушена и стропы всех клевантных групп на ветру из-за парусности провисают назад примерно на 2-3см и пальцы на клевантах и небольшое давление на клеванты пальцами дают усилие натяжения, то это нормально и длины клевант под данный угол оптимальный. Если стропы клевант висят ощутимей и развеваются далеко назад с большой дугой, и хочется сделать вот так
picasaweb.google.com/…/Klovo_flights_16072011#5630…
чтобы крыло задней кромкой стало в положение “ровно”, то надо стропы укоротить, перевязав у разветвления. Если задняя кромка при отпущенных клевантах(пальцы не давят на нитки) явно придушено и задняя кромка опущена(как на первом фото в посте), то надо отпускать нитки до положения “ровно”. Вобщем тут все мануально.
Под разный ветер нужно делать разный АоА и регулировать клеванты. Потому настоятельно рекомендую иметь нормальные концы и узлы с возможностью регулировки(могу показать как сделать, но годится только для кайтовых-парапланерных строп только, причем оболочечных).
На первом полете не бздеть нивкоем случае и выполнять первое и главное правило парамоториста - тапка в пол и ни в коем случае не бросать газ у земли! Набирать высоту метров 10 и если видишь что ну ни как, плавно сбрасывай газ и планируя(не душить крыло!) сохраняя горизонтальную скорость сажать.
Если сбросить газ резко, сразу у земли, крыло сделает глубокий клевок и модель разложится на земле 110%. Если ветер сильноват (крыло то большое с меньшей нагрузкой чем с НКшным спидфлаером) и видишь что не прет против него с мотором, а еще если при даче газа он начинает заваливаться назад, ПЛАВНО сбавляй газ к минимуму и увидишь что он пойдет против ветра на своей балансировочной скорости и с некоторым снижением! Тогда сажай модель и не мучайся.
Если все хорошо и ветер слабый и модель летит и не говорит что что то криво, то набирай высоты метров 20 и крути восьмерки, при этом не забывай о горизонтальной скорости и не старайся зависнуть на ветру, просто оччччеееннь медленно летать или крутить фиговеры. Большая модель параплана летает очень инерционно как настоящий параплан, потому все маневры делаются секундами, а не долями секунд как на самолетиках.
Если набрал высоту и там ветром крыло хлопнуло и подсложилось - не бздеть! не надо давить тапку в пол! Убираешь газ на минимум и даешь аппарату разогнаться и наполниться. У меня кайт раскрывается самостоятельно всегда, еще ни разу не было так чтоб не раскрылся. Если крыло раскрылось почти полностью, и оно уже близко к земле, даешь газульку плавно и разгоняешь модель тягой, крыло дораскроется напором от движения под тягой и перетеканием внутри купола. Можно при этом покачать обоими клевантами, но несильно и аккуратно.
Если чуешь что все, адреналин раш и задница взмокла от ощущений, сажай модель к себе поближе, на умеренной тяге, строго против ветра, и у земли метров 5 высоты имея газ плавно сбрасывая сажай подушкой.
Вся работа газом на мотопараплане строго плавная, иначе легко поиметь твист, резкий задний свал и еще куча неожиданностей. Плавно это от мин к макс за секунды полторы.
ЗЫ: и еще момент. Летом столкнулся с ситуацией полета в жестком нисходняке. ПОле было вспахано и я с кучей народа(показуха на ДР дяди) взлетал с края пашня-зеленая травка вокруг поля. Поле нагретое термичило сильно, а у краев как водится жесткий нисходняк. Я тапку в пол, а оно никак, валился назад и спускается на умеренном газе! Один раз удалесь вылетев из зоны нисходняка набрать метров 60 и сделать спираль на публику, а потом все незаладилось, так как нисходняк усилился и никак не удавалось даже метров 20 набрать.
Потому полеты на большой модельке лучше делать над травой или над белым от снега полем где нисходняков и термиков нет и ничто не мешает. И лучше всего если ветер будет вдоль раскинутых рук, а не вдоль взгляда. лучше летать вправо-влево, чем на себя и от себя.
Попытался сегодня подлетнуть. Ветер был довольно приличный. Оно и к лучьшему. Часа три забавлялся с парапланом в статике, удерживая параплан за передний ряд строп. Купол вполне устойчив и управляем. При отклонении задней кромки чуть более двух сантиметров , купол стремится уйти в сторону отклоняемой кромки. При более сильных порывах ветра телегу легко отрывает от земли.Если удерживать телегу на земле и пробовать управлять клевантами, то усилия 31кг машинок не хватает. ( качалки с блоками). Через час такого полета оторвало шнур управления клевантой (1мм. стропа самопал из хозмага) Задний рад строп в центроплане чуть провисает.Надо доделывать.
задний провисает а более передний нет или тоже кажется что слегка? возможно стоит чутка отпустить клеванты обе.
По себе скажу что 5мс ветер предел для моделей парапланов, так как больший ветер и особенно порывами до 8-9 способен к неожиданностям. идально если 1-2мс фон и до 3-4 широкими порывами.
покажи подетальней концы. и есть одна особенность с прокладкой трассы акселя - если не делать ограничители - шнур с роликов будет слетать. потому я делал П-образную пластинку почти вплотную к поверхности роликов. А потом ролии оставил только на первом повороте(с ограничителями) и остальные точки сделал притяжкой для провода - они очень удачные для этого дела оказались