экраноплан луч-5

S_Vladimir

😃

Для дополнительной проработки аэродинамической компоновки (перед постройкой новой, более крупной модели) сделал упрощённую версию экраноплана ЛУЧ-5.
Можно сказать получился ЛУЧ-5Мини, и… с некоторой оглядкой на коптероводов 😉.

Начальный вариант модельки был сделан метательным (катапультным).

С катапульты очень удобно “выстреливать” модель под заданными углами, и смотреть как поведёт себя модель при полном отрыве от экрана (когда высота становится более 1-1,5 САХ).

Дальше модель была оборудована до rc-версии:
дабы не бороться с относительно большими реактивными моментами в малой размерности,
были установлены два маршевых двигателя и два нагнетателя (с противовращением каждой пары):

Второй нагнетатель разместился внутри кабины:

В целом показала очень хорошую продольную устойчивость.
При совсем уж провокационных тестах (например: имитация подскока при столкновении с волной), модель подлетывала до совсем уж не экраннной высоты - в 1,5-2САХ. При этом сохраняла устойчивость, не валилась на крыло, и т.п., а просто планировала до сближения с экраном (то всё при том, что на ней нет ни элеронов, ни рулей высоты).

8 days later
S_Vladimir

😃

Сегодня продолжил испытания ЛУЧ-5мини - теперь уже на куда б о льшем пространстве, нежели футбольное поле:
пруды наконец-то покрылись льдом (а старт с жидкой воды для этой модели не предполагался вовсе - в т.ч. в силу незащищенности от брызг аппаратурного отсека)

Концепция модели “двойного назначения” (совмещение и катапультной, и радиоуправляемой в одном), полностью оправдала ожидания.
Возможность быстрой замены плоскостей, и других интересующих элементов
позволила быстро отшлифовать аэродинамическую компоновку.
Нещадное выяснение пределов допустимого, так и не смогло её убить, и выявило отменную устойчивость как в продольном канале, так и по крену.
Кстати, когда намеренно провоцировал уход с экрана, высота подлётов достигала совсем уж не экранной высоты - до 2 САХ, и модель устойчиво планировала после этого.
Также, модель ЛУЧ-5 (в новой редакции) автоматически откренивается внутрь разворота, с креном до 15-20 градусов (в зависимости от энергичности действий рулями направления).
В общем, результатами полученными от этой простенькой модельки
полностью удовлетворён, и готовлюсь к следующем этапу проекта 😉.

сясик

Ай, Владимир, ай, спасибо! Удружил по полной! Столько нового матермала подбросил, и главное - вовремя! Начинаю новый проект катера - экраноплана… Или, как его ещё обозвать - не решил! Позже покажу свои черкушечки! Всем спасибо и Александру Мосунову, за то, что не забыл деда Славу!

сясик

А это по теме… Новый экраноплан, а можт быть и экранолёт…

S_Vladimir

😃

В качестве дальнейшего этапа развития проекта экраноплана ЛУЧ-5, затеял более крупную модель (М1:4), с более подробной детализациеё и максимальным приближением конструкции к предполагаемому полноразмерному образцу.

Начал изготовление с маршевой силовой установки с трансмиссией.

Взял следующие ингридиенты:

увеличенную крестообразную мотораму, переходник, судомодельный вал 5х450, подшипники 5х10,
карбоновую трубку 10мм (стенка 1мм), + трубку 12мм, ну и БК моторчик

С мотора демонтировал старый вал и насадил моторчик напрямую на 450 миллметровый (на самом деле уже 415милеметровый - т.к. отрезал ненужную в данном случае резьбовую часть) вал:

Дальше запилил мотораму, переходник, трубки. добавил остальное и получил вот такую красоту:

Моторама стала двух-опорной, крепёжные болты культурно сидят в силиконовых демпферах:

Дабы меньше беспокоится о возможных крутильных (и прочих) колебаниях (всё таки гребные винты судомоделей, имеют куда меньший момент инерции, нежели ВВ), винт будет карбоновый
А также кроме оконечного, поставил в валопровод пару промежуточных подшипников, так что наибольший участок свободного пролёта вала получился 270мм.
Вроде должно работать.
Тут просто ещё продавцы этого вала (это фирменный дейдвудный вал от RABOESCH) ввели в некоторое сомнение:
на одном сайте указана максимально допустимая скорость - 15.000об/мин,
а на другом, на этот же вал - 10.000об/мин,
вот и не знаешь кому верить, а у меня расчётная скорость мотора аккурат около 15.000об/мин будет.
Так что, чтобы окончательно развеять сомнения, сделаю стенд, погоняю СУ на всех режимах, заодно и тягу померить, а потом уж на модель.

сясик

Владимир, а , что за необходимость делать такой длинный вал? Распределение весовой нагрузки?

cergey63

Не могу не похвалиться. Досталась мне модель сделанная когда то для ЦКБ Алексеева. Видимо на ней планировались катапультные испытания. Сейчас она будет размещена в музее авиации клуба “Юный авиатор”, на фоне плаката посвящённому творчеству Алексеева Р.Е…

vfl.ru/fotos/0f4ff93228797746.html

сясик

Красивая модель! А сбоку носовой части планировался реактивный двигатель для поддува?А маршевый двигатель?

cergey63

Эта модель без двигателей для катапультных испытаний на воде.

S_Vladimir

😃

сясик:

Владимир, а , что за необходимость делать такой длинный вал? Распределение весовой нагрузки?

Точно - по другому не получалось правильное распределение масс.
А ещё - так больше соответствия с замышляемым полноразмерным аппаратом:
там предполагается трансмиссия с карданным валом.

S_Vladimir

😃

Начал изготовление нагнетателя для новой версии прототипа экраноплана ЛУЧ-5.

Кольцо шахты отформовал из трёхслойной 0,5мм авиафанёрки (предварительно распаренной),
используя в качестве оправки удачно подошедшее сантехническое коленце:

Для оформления радиусного входа в шахту, на той же “оправке”,
приготовил три липовых рейки с шагом по высоте сечения - 4х2, 5х2, и 6х2мм :

После формовки и высушивания, подклеил их кольцу в нужном порядке (ступенькой):

Дальше, используя вторую оправку из пеноплекса, фанеры и болта,
а также перфоратор (в качестве альтернативы токарному станку),
шкуркой сделал плавный радиусный вход:

Почти готовое изделие проходит весовой контроль:

S_Vladimir

😃

cergey63:

Из чего и как сделать баллоны для нашего “Динго”. Для больших моделей клеили из лодочной ткани, но для этой модели она грубовата.

Сергей, что-нибудь уже решили с баллонами?
Ваш земляк - Сергей Смирнов, прислал фото баллонет, которые он клеит сейчас для своей модели экраноплана (ткань - 250 гр/м):

Есть правда проблемка обнаружилась - если баллон нужен неосесимметричный - мелкие баллонеты при склейке закручиваться непредсказуемым образом.
(это видно на фото по идущему спиралью шву)
Вот и думаю сейчас - клеить баллоны или таки “болванки” сделать?

10 days later
S_Vladimir

😃

Сделал для маршевой СУ телеметрийный стенд - с замером тяги и остальных параметров:

Испытания прошли вполне успешно:

Ничего не развалилось, в диапазоне рабочих частот вибрации валопровода незначительны, а наиболее ощутимые - когда СУ уже почти останавливается.

cergey63
S_Vladimir:

Сергей, что-нибудь уже решили с баллонами?

Баллоны пока пенопластовые, обклеенные стеклотканью. Занимаемся отделкой. У нас всё наоборот.Эту модель делает мой ученик. Ему нужно сначала пройти две выставки, а потом подключатся разные дядьки для серьёзных испытаний.
На пенопластовых можно стартануть с воды, и по ним же выклеить из ткани.
vfl.ru/fotos/eca9841429024073.html
vfl.ru/fotos/49d41c0029024074.html
А как мой земляк на форуме себя называет?

S_Vladimir

😃

cergey63:

Баллоны пока пенопластовые, обклеенные стеклотканью. Занимаемся отделкой…
…На пенопластовых можно стартануть с воды, и по ним же выклеить из ткани.

Полиреданы на баллонах (как на прототипе) тоже будете далать?

cergey63:

Ему нужно сначала пройти две выставки, а потом подключатся разные дядьки для серьёзных испытаний.

Какие-то аэро-гидродинамические изыскания проводить будут? (Вроде бы на Динго уже всё исследовано и разработано?)

cergey63:

А как мой земляк на форуме себя называет?

Написал в личку.

cergey63

Без полиреданов он вряд ли отлипнет от воды. Сделаем после выставки.
Изыскания будут проводится обязательно. На Динго все эксперименты проводились на отдельных агрегатах и на макетах. Сам самолёт не летал и не плавал.
Главный конструктор Динго, В. П. Морозов настаивает на полномасштабных исследованиях. А мы и не против, очень даже интересно.
Тем более, что мы уже участвовали в некоторых проектах ЦАГИ.
vpk.name/…/199068_uchenye_fgup_cagi_stali_laureata…
Скоро нас ждёт новый проект того же конструктора, самолёт на воздушной подушке с одним двигателем.

1 month later
29 days later
S_Vladimir

😃

S_Vladimir:

Начал изготовление нагнетателя для новой версии прототипа экраноплана ЛУЧ-5.

… продолжение:

9 months later
S_Vladimir

😃

В процессе работ над проектом экраноплана с шасси на воздушной подушке, отказался от схемы “летающее крыло”, и пришёл примерно* вот к такому виду:

Поэтому чуть поправил название на “ЛУЧ-4”.

Немножко видео:

Размах модели - 400мм, вес с батарей - 340гр.
Основной материал - потолочка, и немного карбоновых полосок для усиления.
В начальном виде она была четырёх-моторной, с двумя нагнетателями:

Впоследствии второй нагнетатель (тот что в “кабине”, в виду избыточности был демонтирован, а оставшийся - уменьшен в диаметре:

* - примерно - это потому что на показанном фото модель далеко не в нынешней итерации

R0K

Доброго, Владимир. С возвращением в тему. Вы на Луч-5 отказались от стабилизатора. Судя по видео, полёт на нём устойчивый или есть непоказанное 😉

S_Vladimir

😃

На ЛУЧ-5 было относительно хорошо на прямой. Но в виражах начинались танцы с бубнами. Так не удалось решить вопросы, поэтому вернулся к более привычной схеме.
Однако польза от работы со схемой “летающее крыло” была - был наработан дополнительный элемент повышающий устойчивость на экране, и который перекочевал и на нынешнюю модель - ЛУЧ-4. Что в итоге дало б о льший запас устойчивости, чем в прежних моделях.