Элероны на композитных самолетах
Евгений, приветствую! Я наконец то приступил к работе с композитами)
Нельзя ли поподробней по поводу вклейки ленты, в какой последовательности все это делать? Сначала выклеиваем консоль, отрезаем от нее элероны и приклеиваем на ленту? Или ленту нужно укладывать сразу в матрицу при формовке консоли? И вообще, стоит ли заморачиваться с этими лентами, или лучше сделать на петлях? Вот к примеру такой вариант rcopen.com/files/000000000000000000000000
да кстати, присоединяюсь к вопросу, как лучше наклеить ленту? т.е. КАК ИМЕННО, т.к. элероны как на фотке вряд ли смогу сделать, банально мозгов не хватает…
Лента из полимерной ткани вклеивается под основной(завершающий)слой…
- со стороны поверхности ест-но…
Евгений, приветствую! Я наконец то приступил к работе с композитами)
Нельзя ли поподробней по поводу вклейки ленты, в какой последовательности все это делать? Сначала выклеиваем консоль, отрезаем от нее элероны и приклеиваем на ленту? Или ленту нужно укладывать сразу в матрицу при формовке консоли? И вообще, стоит ли заморачиваться с этими лентами, или лучше сделать на петлях? Вот к примеру такой вариант rcopen.com/files/000000000000000000000000
Привет Сергей!
Я уже, помоему, описывал нашу технологию в картинках на этом форуме!? Попробую вкратце повториться по крылу и в частности по петлям:
В принципе, уже все видно из фоток. Мы делаем крыло не сэндвич, а стекло (один слой 0,6) только по наруже из-за веса. Ввиду этого, слегка увеличен набор крыла, но выигрыш в весе получился с приличной прочностью (смело можно брать в руки).
По петле: Крыло с элеронами делаем в одной матрице. Предложенная конструкция в Вашей ссылке, подразумевает, как мне кажется, минимум пару матриц.
Ленточка укладывается на стекло и пропитывается (“Ребята, клея не жалей”-эта фраза тут не проходит, если собираемся делать легкую конструкцию) вместе с ним по разметке. После укладки бальзы и полимеризации в вакуме, вклеивается весь набор, что видно на фото. Закрываем второй половиной матрицы, предварительно нанеся на сопрягаемые поверхности смолу с аэросилом.
Когда смола встанет и плоскость изъята из матриц, по шаблону резаком (с заточкой, как для резки пластика из нож. полотна, с той же шириной режущей кромки) аккуратно прорезаем стекло, это сверху, и стекло и бальзу, снизу. Небольшим усилием давим в низ, и смола, которой пропитана лента надламывается по оси вращения элерона, а когда отклоняем вверх ломается, при этом, лента (правильная) цела и невредима! После 3-5 отклонений, элерон свободно отклоняется при легком приложении сил.
Вот, всё очень просто!
Евгений, спсибо за подробное описание! Вопрос - у Вас на ответной части заложена небольшая часть набора (как бы в разрезе, по плоскости разъема половин матрицы). Для чего это сделано? почему не разместить полностью весь набор на одной половине матрицы, заодно исключив вопрос стыковки "половинок " набора?
Евгений, спсибо за подробное описание! Вопрос - у Вас на ответной части заложена небольшая часть набора (как бы в разрезе, по плоскости разъема половин матрицы). Для чего это сделано? почему не разместить полностью весь набор на одной половине матрицы, заодно исключив вопрос стыковки "половинок " набора?
Нет, нет! Не половина! Имеется ввиду лобик. Т.к. это не сэндвич, нужно поддержать образующую, за которую по мере эксплуатации приходится хвататься руками прикладывая усилия. Максимум бальза 3-5 мм высотой. На последней моделе, клали полоску уголя Эллур сложив в 2-3слоя, а лучше угленить. ☕
угу… т.е. это типа переклея получается, что жестче чем цельный листок бальзы?
Серва, как понимаю, заформовывется “навсегда”. правильно?
Евгений, Огромное спасибо за инструкцию, буду пробовать сделать по вашей технологии!
угу… т.е. это типа переклея получается, что жестче чем цельный листок бальзы?
Не понял вопроса! Переклея тут нет.
Серва, как понимаю, заформовывется “навсегда”. правильно?
Неправильно поняли. Серва съемная и устанавливается удлиненной отверткой. Чтобы лучше собирать/разбирать, заменены штатные грибки машинок в амортизаторах, как на рисунке ниже (нарисавал как смог) с направляющими под отвертку.
nevai
Незачто. На фотках крылья делались на смоле ЭД-20, но последний результат, с применением Ларит, вес уменьшился на 30грам. Валяйте, стройте!
Неправильно поняли. Серва съемная и устанавливается удлиненной отверткой.
Ox! Понял. 😉 У меня на самом деле в самолете так же сервы установленны (и элеронные, и на половинах РВ). Просто у меня качалки развернуты к фюзеляжу (и шурупы в прямой доступности для 40см отвертки). А у Вас я только щас разглядел, что фланцы сервы стоят со стороны фюза, а винты просто прикручиваются с другой стороны, чем обычно. С первого взгляда кажется, что ее невозможно снять…
Евгений, а скажите, с ЭД-20 как, нормально работать? Т.е. как она по консистенции? Хорошо ли встает в ламинате?
Евгений, а скажите, с ЭД-20 как, нормально работать? Т.е. как она по консистенции? Хорошо ли встает в ламинате?
Если б было плохо, наверное с ней и не работали. Работать нужно на весах, смешивая компоненты. Краме пластификатора, добавляем спирт.
Кроме ЭД-20 Формовали и с Этал 1472, и с Этал 370, и с Ларит. Впринципе, хороши все, но нужно с ними уметь работать, в виду их свойств и особенностей.
Мой батя говорил, что: “самая короткая дорога, это та, которую сам знаешь!”
С Эд работаем не один десяток лет, да и плюс к тому же, она пока есть, а из перечисленного, надоть добывать.
Спасибо большое, ответ весьма исчерпывающий!
А вот по Эталу можете поподробнее? Насколько я знаю из 1472 вроде жидкий как Ларит (я ещё не пользовался, просто на слуху). Какая с ним специфика работы кроме того что понятно на весах нужно мешать? Просто Заказывать Ларит сейчас дорого, банально нет денег на него, а жидкая смола изначально ИМХО всяко лучше заспиртованной.
Спасибо большое, ответ весьма исчерпывающий!
А вот по Эталу можете поподробнее? Насколько я знаю из 1472 вроде жидкий как Ларит (я ещё не пользовался, просто на слуху). Какая с ним специфика работы кроме того что понятно на весах нужно мешать? Просто Заказывать Ларит сейчас дорого, банально нет денег на него, а жидкая смола изначально ИМХО всяко лучше заспиртованной.
Не считаю себя специалистом работы с Эталом, так что замечания могут быть спорными!
Есть плюсы и минусы в зависимости от применения.
Из минусов, замечена большая усадка при использовании заливки форм (делалась матрица для стойки заднего колеса по винтовой технологии). При этом кипит в больших объемах. Отвердитель пачкает руки, даже сквозь резиновые перчатки. Разница по партиям приобретения. Дольше встает, но это может быть и плюс, если делать матрицу с нанесением множество слоев смолы и стекла. С ЭД при этом нужно работать бойчее! Главный плюс, она прочнее и одновременно эластичней чем ЭД и конечно жиже.
По горячим следам: вчера возились с ЭДП (она же ЭД-20 по-моему), разбавили спиртом до консистенции киселя. Наносилось на стекломат шикарно, пропитывала тоже на ура. Через 4 часа изделие уже имело жесткость, но реально смотреть будем через сутки. Мотали большой пенал под дюралевую трубу 40мм.
Петро, ЭДП отличается от ЭД буквой П-пластификатор. Эдп-модифицированная смола. как я понимаю, матрицу то Евгений клеил без спирта. я тож без спирта. чешская смола нормально впитывается (аналог ЭД-20).
ты попробуй. сразу куча вопросов отпадет. а если не отпадет, то тогда ты наверняка найдеш ответ по насущной проблеме:) а пока у тебя вопросов столько будет, что мама не горюй:)
Дим, ты ж знаешь к кому я сперва с ними пойду!😇 По поводу чешской смолы: я перелазил почти всех отечественных поставщиков отечественных/импортных смол остановился на смоле DERR и ЭД-20… Спирту есличо мне обещали подогнать, правда исключительно для модельных нужд!😅 А вот матрицу ваять как я понял надо из смолы кот. дает наименьшую усадку, ибо потом её повести может, поэтому на матричной экономить не буду. Для формовки попробую ЭД-20, дешево и сердито. В тему элеронов: а хде достать эту чудо-ленту нейлоновую которую Евгений использует?
дело не только в усадке смолы. дело еще в том, какие напряжения создает сама стеклоткань. кстати, чтобы избежать деформации, матрицы нужно хранить в свинченном виде, а после выклейки еще бы неплохо дать им полежать с болваном подольше. ну снять внутренние напряжения можно с помощью повышенной температуры.
ну заходи если че, только я 18 июля валю в выборг, а приеду токлько 4-5 августа.
В тему элеронов: а хде достать эту чудо-ленту нейлоновую которую Евгений использует?
У нас в ЦУМ-е, отдел ткани, где торгуют шпильками, иголками, нитками, тесьмой.
Дмитрий правильно всё говорит и по хранению и извлечению болвана. Матрицу со временем любую ведет (из композита), только одну меньше, другую больше. На этоксидной смоле ведет меньше, чем но полиэфирке. Желательно матрицу термостатировать, но с умом. Первые матрици на крылья, мы загубили, грея их галогенными лампами хоть и на приличном растоянии.
Евгенией, спасибо! буду искать нейлоновую ленту! По поводу усадки и хранения с болваном я много читал/думал, так и сделаю, дам вылежаться. Насчет термообработки не уверен, т.к. нет возможности, но мне иного съемов не надо, я делаю скорее экспереминтально-хоббийный проект, нежели массовый, так чисто для себя удовольствия ради.
Дим, вот в начале августа и жди в гости, приеду в мастерскую с композитным тортом (сендвич из бисквита и наполнителя)😃
а ты представляешь, сколько твой торт будет весить? ты сначала сделай болван. а то ты щас стока денег потратишь а до результата не дойдешь:) ты решай проблемы по мере их поступления. а ты не сделав до конца основ схватился уже элероны навешивать да тряпки под них искать:)
Евгений, я так понял, что вопрос с отпуском матриц у вас отработан. как вы его решили? чем нагреваете, как поддерживаете постоянной температуру? в чем проявилась загубленность первых матриц крыльев?