Элероны на композитных самолетах

Nevai

Евгений, Огромное спасибо за инструкцию, буду пробовать сделать по вашей технологии!

Evgenii
collapse:

угу… т.е. это типа переклея получается, что жестче чем цельный листок бальзы?

Не понял вопроса! Переклея тут нет.

collapse:

Серва, как понимаю, заформовывется “навсегда”. правильно?

Неправильно поняли. Серва съемная и устанавливается удлиненной отверткой. Чтобы лучше собирать/разбирать, заменены штатные грибки машинок в амортизаторах, как на рисунке ниже (нарисавал как смог) с направляющими под отвертку.

nevai
Незачто. На фотках крылья делались на смоле ЭД-20, но последний результат, с применением Ларит, вес уменьшился на 30грам. Валяйте, стройте!

collapse
Evgenii:

Неправильно поняли. Серва съемная и устанавливается удлиненной отверткой.

Ox! Понял. 😉 У меня на самом деле в самолете так же сервы установленны (и элеронные, и на половинах РВ). Просто у меня качалки развернуты к фюзеляжу (и шурупы в прямой доступности для 40см отвертки). А у Вас я только щас разглядел, что фланцы сервы стоят со стороны фюза, а винты просто прикручиваются с другой стороны, чем обычно. С первого взгляда кажется, что ее невозможно снять…

Петруччо

Евгений, а скажите, с ЭД-20 как, нормально работать? Т.е. как она по консистенции? Хорошо ли встает в ламинате?

Evgenii
Петруччо:

Евгений, а скажите, с ЭД-20 как, нормально работать? Т.е. как она по консистенции? Хорошо ли встает в ламинате?

Если б было плохо, наверное с ней и не работали. Работать нужно на весах, смешивая компоненты. Краме пластификатора, добавляем спирт.
Кроме ЭД-20 Формовали и с Этал 1472, и с Этал 370, и с Ларит. Впринципе, хороши все, но нужно с ними уметь работать, в виду их свойств и особенностей.
Мой батя говорил, что: “самая короткая дорога, это та, которую сам знаешь!”
С Эд работаем не один десяток лет, да и плюс к тому же, она пока есть, а из перечисленного, надоть добывать.

Петруччо

Спасибо большое, ответ весьма исчерпывающий!
А вот по Эталу можете поподробнее? Насколько я знаю из 1472 вроде жидкий как Ларит (я ещё не пользовался, просто на слуху). Какая с ним специфика работы кроме того что понятно на весах нужно мешать? Просто Заказывать Ларит сейчас дорого, банально нет денег на него, а жидкая смола изначально ИМХО всяко лучше заспиртованной.

Evgenii
Петруччо:

Спасибо большое, ответ весьма исчерпывающий!
А вот по Эталу можете поподробнее? Насколько я знаю из 1472 вроде жидкий как Ларит (я ещё не пользовался, просто на слуху). Какая с ним специфика работы кроме того что понятно на весах нужно мешать? Просто Заказывать Ларит сейчас дорого, банально нет денег на него, а жидкая смола изначально ИМХО всяко лучше заспиртованной.

Не считаю себя специалистом работы с Эталом, так что замечания могут быть спорными!
Есть плюсы и минусы в зависимости от применения.
Из минусов, замечена большая усадка при использовании заливки форм (делалась матрица для стойки заднего колеса по винтовой технологии). При этом кипит в больших объемах. Отвердитель пачкает руки, даже сквозь резиновые перчатки. Разница по партиям приобретения. Дольше встает, но это может быть и плюс, если делать матрицу с нанесением множество слоев смолы и стекла. С ЭД при этом нужно работать бойчее! Главный плюс, она прочнее и одновременно эластичней чем ЭД и конечно жиже.

Петруччо

По горячим следам: вчера возились с ЭДП (она же ЭД-20 по-моему), разбавили спиртом до консистенции киселя. Наносилось на стекломат шикарно, пропитывала тоже на ура. Через 4 часа изделие уже имело жесткость, но реально смотреть будем через сутки. Мотали большой пенал под дюралевую трубу 40мм.

hobbit

Петро, ЭДП отличается от ЭД буквой П-пластификатор. Эдп-модифицированная смола. как я понимаю, матрицу то Евгений клеил без спирта. я тож без спирта. чешская смола нормально впитывается (аналог ЭД-20).
ты попробуй. сразу куча вопросов отпадет. а если не отпадет, то тогда ты наверняка найдеш ответ по насущной проблеме:) а пока у тебя вопросов столько будет, что мама не горюй:)

Петруччо

Дим, ты ж знаешь к кому я сперва с ними пойду!😇 По поводу чешской смолы: я перелазил почти всех отечественных поставщиков отечественных/импортных смол остановился на смоле DERR и ЭД-20… Спирту есличо мне обещали подогнать, правда исключительно для модельных нужд!😅 А вот матрицу ваять как я понял надо из смолы кот. дает наименьшую усадку, ибо потом её повести может, поэтому на матричной экономить не буду. Для формовки попробую ЭД-20, дешево и сердито. В тему элеронов: а хде достать эту чудо-ленту нейлоновую которую Евгений использует?

hobbit

дело не только в усадке смолы. дело еще в том, какие напряжения создает сама стеклоткань. кстати, чтобы избежать деформации, матрицы нужно хранить в свинченном виде, а после выклейки еще бы неплохо дать им полежать с болваном подольше. ну снять внутренние напряжения можно с помощью повышенной температуры.
ну заходи если че, только я 18 июля валю в выборг, а приеду токлько 4-5 августа.

Evgenii
Петруччо:

В тему элеронов: а хде достать эту чудо-ленту нейлоновую которую Евгений использует?

У нас в ЦУМ-е, отдел ткани, где торгуют шпильками, иголками, нитками, тесьмой.

Дмитрий правильно всё говорит и по хранению и извлечению болвана. Матрицу со временем любую ведет (из композита), только одну меньше, другую больше. На этоксидной смоле ведет меньше, чем но полиэфирке. Желательно матрицу термостатировать, но с умом. Первые матрици на крылья, мы загубили, грея их галогенными лампами хоть и на приличном растоянии.

Петруччо

Евгенией, спасибо! буду искать нейлоновую ленту! По поводу усадки и хранения с болваном я много читал/думал, так и сделаю, дам вылежаться. Насчет термообработки не уверен, т.к. нет возможности, но мне иного съемов не надо, я делаю скорее экспереминтально-хоббийный проект, нежели массовый, так чисто для себя удовольствия ради.

Дим, вот в начале августа и жди в гости, приеду в мастерскую с композитным тортом (сендвич из бисквита и наполнителя)😃

hobbit

а ты представляешь, сколько твой торт будет весить? ты сначала сделай болван. а то ты щас стока денег потратишь а до результата не дойдешь:) ты решай проблемы по мере их поступления. а ты не сделав до конца основ схватился уже элероны навешивать да тряпки под них искать:)

Евгений, я так понял, что вопрос с отпуском матриц у вас отработан. как вы его решили? чем нагреваете, как поддерживаете постоянной температуру? в чем проявилась загубленность первых матриц крыльев?

Петруччо

Присоединяюсь к вопросу!

Спросить где взять - не лишнее! (китайский народный мудрастя)😃

Evgenii
Петруччо:

Присоединяюсь к вопросу!

Спросить где взять - не лишнее! (китайский народный мудрастя)😃

Частично.
Отремонтировали старый термофкаф с задатчиком температуры. Но в него помещается только часть матриц (капоты, фонарь, стабилизатор). Фартуна обошла фюзеляж и крылья.

Как повлияло?! Да повело и все. Нет ни кромки ровной, ни геометрии. А загубили не на стадии изготовления матриц, а при формовке плоскостей. 😈

Петруччо

А если не греть, какова вероятность что поведет? Ну нет у меня возможности нагреть их в термошкафу…😢

Evgenii
Петруччо:

А если не греть, какова вероятность что поведет? Ну нет у меня возможности нагреть их в термошкафу…😢

Нет, и не надо!!!
Просто разнимать формы нужно не на следующий день, а по позжее!
У Вас же не поток?!!😃

hobbit

Петро, а давай в твоем ангаре сделаем термошкаф? делов-то- термореле и нагреватель с вентилятором! изнутри обфигачим асбестом для верности.
у меня в мастерской не выйдет- ты видел- места нет. а пока лето и тепло- лови солнечные лучи:)

Петруччо

О НЕТ, что вы!!! У меня штучное экспереминтальное изделие, я только знакомлюсь с композитом!

Димон, к сожалению, а может и к счастью сей ангар есть недостроенная загородная резиденция😆 Такие эксперименты ставить не хочу и не буду, вот если потом у себя в мастерской в подвале…😍

20 days later
VOX

Евгений, и всё-же один вопрос. Каким образом при вашей технологии образуется белая кромка по задней кромке между крылом и элероном? Существует какая-то промежуточная операция , не указанная на снимках?? Можно описать этот момент немного подробней?