Расконсервация Радуги 7М
Какой год выпуска?
я не в курсе, что давали то и брали, но здесь все кривое и косое, даже посадочное место гильзы, я уже писал, головку затягиваешь и поршень перестает двигаться от того, что деформируется гильза, вот десятка -это класс, карбюратор поменял и в путь.очень нравились карбюраторы Мастер,к стати держит холостой ход и переходные режимы без нитры, на стандартном топливе
с шатуном без бронзовых втулок идти на такие концентрации смазки опасно
а отверстия в шейке шатуна для смазки под углом сверлите или под 90 град?? есть у меня моторчик. от одного мастера из Ярославля, внутри загляденье , правда 2,5 кубика с валом на 15, доеду до моделки, разберу сфотографирую , похвалюсь, самое интересное, что головка под Нельсон латунная, крутит супер, у нас школьник на нем на скоростной доске летает, пока похвалюсь внешним видом
Радуги стали делать в 1974 году (так пишет в своей книжке Калина).
Полагаю все же сам двигатель был разработан раньше, т.к. в 1974 году он уже шел во всю в серии. Выпуск этого микродвигателя был налажен, на одном из оборонных заводов в г. Пермь. Цена мотора была довольно внушительной - 34 рубля. За эти деньги можно было купить 4 штуки - МК-12В или в пересчете на поллитры - 9 бутылок водки. В конце 70-х годов цена была снижена до 25 рублей. Микродвигатель не являлся основной продукцией предприятия, а был так сказать ширпотребом - товаром народного потребления. Отсюда и качество мотора, которое оставляло желать лучшего. Никого не заботила, какая то там вибрация! Основным показателем на любом предприятии в СССР был план и его старались выполнить любой ценой. Выполнил план за месяц - получил в конце месяца премиальные. Выполнил план за год - получил тринадцатую зарплату. Кроме того, любое, рационализаторское предложение, так же материально поощрялось. Придумал что то, что могло сократить процесс производства. Пожалуйста тебе “чирик” - 10 рублей премия к зарплате. И никого не волновало правильный коленвал у двигателя или убогий. Главным, было увеличить количество выпущенных моторов, т.е. делалось все что бы упростить производство и выполнить, а лучше перевыполнить - план! Увы, но количество выпущенной продукции на предприятиях в СССР, было зачастую, к сожалению, главнее качества самой продукции! По крайне мере, это видно, по большинству серийных микродвигателей советского производства. Так, что не стоит удивляться и задавать вопросы: " А почему…?" P.S. Прикрепляю пару фотографий в подтверждение начала выпуска микродвигателей “Радуга-7” и цены.
Получается что по 1980год выпуска включительно Радугу 7 покупать можно для доводки, а после только на запчасти… С Уважением.
В Чехословакию вероятно экспортировалась только одна (может две), небольшие серии с конца 70-тых годов. Так думаю, потому что все Радуги-7, что мне попадались в руки были одинаковой версии и качества. Были только 2 разновидности с простой футоркой для кордовиков и с RC-карбом и два типа глушака большой и такой маленький.
Если Вас это интересует, то могу написать какие у нас тогда (70-80-ые годы)были цены.
Радуга-7М стоила 370 Крон, что практически соответствовало советской цене 34 Руб. Соотношение тогда было 10 Крон за 1 Руб. (но от советских туристов можно было поменять и по 7 Крон а позже еще дешевле). На свой объем и мощность был для нас этот двигатель даже очень дешевый - это было в той-же цене, что и MVVS 2,5D7/G7 и почти в два раза дешевле чем тогда совсем новый движок MVVS 6,5 GF (680 Крон). К тому же все они были с кольцевым распылителем/диффузором и без глушака, который для шестьполовинки стоил около 200 крон а RC-карб порядка 250 крон. Так что если бы мы сравнивали радио версию Радуги-7М, с соответствующей шестьполовинкой МВВС, то та бы обошлась 1130 Крон, то есть в 3 раза дороже.
А самая дешевая импортная десятка HB-61RC с Пери-карбом и поперечной продувкой, но тоже без глушака, стоила 1500 Крон. Это были тогда для нас сумасшедшие деньги - помню ходили мы смотреть на нее в магазин - попросили подать коробку, повертели, полюбовались, вернули о пошли грустными домой. Десятки MVVS тогда уже не выпускались (помню в 73-ем году выпустили серию 400 шт. а потом все - десятки стали делать только в 90-тых годах после революции). Правда были еще ДВС подешевле под маркой TONO, которые выпускались в кубатурах 1см3, 3,5см3, 5,6см3 и 10см3, хоть это были надёжные, но по сравнению MVVS были менее мощные и немного тяжелее.
Самые дешевые ДВС были МК-17 (130 Крон), ОТМ-08 Колибри (80 Крон), ОТМ-1,5 Стриж (150 Крон), ОТМ-2,5 Сокол (180 Крон) а самый маленький и дешевый отечественный MVVS 1,5D стоил 230 Крон.
ДВС были МК-17 (130 Крон)
я покупал в Душанбе за 9,50 руб году в 83… Камод тогда стоил 30, но это тогда был классный мотор
… а отверстия в шейке шатуна для смазки под углом сверлите или под 90 град??
Не делал под углом, так как было а там была прорезь. Я ведь на Радуге-10РУ дорабатывал штатный шатун, а там только растачивал кривошипную головку и вставлял бронзовую втулку (поршневую головку оставил как была, без втулки). А на Радуге-7 вообще шатун не дорабатывал, оставил как есть. Если бы я делал свой новый шатун, то сверлил бы смазочное отверстие под углом со стороны шейки.
… есть у меня моторчик. от одного мастера из Ярославля, внутри загляденье , правда 2,5 кубика с валом на 15, доеду до моделки, разберу сфотографирую , похвалюсь, самое интересное, что головка под Нельсон латунная, крутит супер, у нас школьник на нем на скоростной доске летает, пока похвалюсь внешним видом
Ну, Нелсоны - это конечно совсем о другом.
Ну, Нелсоны - это конечно совсем о другом.
это только свеча, но этот мастер делал моторы одному из ЧМ по таймерным
я покупал в Душанбе за 9,50 руб году в 83…
Я тоже так купил свой первый МК-17 в Москве в Детском Мире. Качество было очень хорошее, видно из первых серий еще с рельефной надписью “ЮНИОР” на носке картера (потом их уже не было). До этого пару МК-12В (но это было уже барахлинского качества - шатуны ломались после обкатки, контр поршни были настолько тесными, что было почти не возможно ими регулировать). Но также 2шт. МК-16 очень хорошего качества. В Киеве купил в магазине Учтехприбор один ОТМ-2,5 Сокол и один Ритм (но уже упрощенная версия с двумя окнами и футоркой из пластмассы, которая расклеилась от топлива, заводился хорошо, только ресурс ничтожный - быстро упала компрессия), В Нальчике купил Метеор (к сожалению М-вариант, я замучился пока его научил летать, надо было новую шайбу, футорку, токарного станка у меня еще не было, но качество хорошее, только свеча дрянь), Также Метеор компрессионный в Москве (уже барахло, контр поршень не отходил и компрессия никуда - переставил диффузор на калильный). И две Кометы одну за 9,50Р а вторую уже за 11Р но с порядочной свечей КС-2. Обе с коленвалом без противовеса. Доработал так, как и Радугу-7 и работали нормально. В 80. годах купил товарищу в СССР еще один МК-17 (но то уже был дерьмо). Другой друг купил такой-же в то же время, но в Чехословакии - качество было отличное. Не стоило покупать В СССР за рубли, хоть и намного дешевле вышло.
… Камод тогда стоил 30, но это тогда был классный мотор
Это имеете ввиду КМД-2,5? Пишите понятнее, я не живу в России и пока еще не освоил жаргон!
Тот я один раз видел в магазине в Риге в конце 80-тых годов. Я бы его и купил, но досада - 30 Рублей уже у меня не было - потратил на дурости. А в Чехословакию он не импортировался. Так что с ним у меня нет никакого личного опыта - только по наслышке. Может куплю в какой-нибудь барахолке, только так для интереса. Я уже с менее чем с семерками летать не собираюсь.
Может куплю в какой-нибудь барахолке
только берите Питерский с черной головой, ни в коем случае не Калужский, у нас в Венгрии (когда там служил) местные моделисты их хватали в припрыжку, дешевый мотор, но сделан был классно. У нашего сборника Ивана Логачева обменяли на авторский Моки 10, плюс к нему три пары (белая , рыжая и черная)
МК-17
если хорошо зарядить даже вал обрывает, , но первые винты от него хорошо шли под Т2м калилку, тренер пилотажку называли пилорамой, летела очень классно
Это имеете ввиду КМД-2,5
именно он, длинноходовой, но высокооборотный, типа гоночного,а если к топливу добавить еще и ЦГН пару процентов, то запуск с 1-2 раз
… ЦГН пару процентов …
Не понял аббревиатуры? Что такое ЦГН? Амил нитрид???
Цетан гексил нитрат www.findpatent.ru/patent/230/2309975.html иностранное есть что тоDII по сравнению с амилкой и рядом не стоит… я уже в каком то форуме писал, что у меня был дохмый МДС 6,5 крутил не более 10 000, но когда осушив его ацетоном (конечно полностью разобрав) и натерли все трущееси части дисулфитом молибдена, к нему в добавку алмазная дисперсия на биомолекуле, обороты сначала упали до 9 000, потом прыгнули до 13 000, далее долго работал, пока в бетонную взлетку не загнали, даже вал через заднюю стенку вылез
Что такое ЦГН? Амил нитрид???
ru.wikipedia.org/wiki/Попперс
амилки сейчас нет, но есть амилнитрАт, он входит в состав продлевающего оргазм средства под названием Popers, продается в секс шопах)))))) как не смешно , но это именно так
а ради прикола, вот такая интересная история, проводился чемпионат России по судомоделизму, а они (водошлёпы) от воды защищают приемники и аккумуляторы презервативами, вот и приходят всей командой в аптеку, от взрослого, до самого маленького и просят продать им 100 штук презервативов, ну естественно продавец спрашивает для чего им столько много нужно, а самый маленький ей и говорит :" … а ,вы, разве не знаете??? … у нас чемпионат Россиии"“”)))))))))))))))))) не анекдот, чистая правда
… то запуск с 1-2 раз
Я так доработанную Радугу-10РУ заводил с ASP21M карбом. Только не первый запуск холодного (там заводился тоже быстро, но часто раскручивался в обратную сторону - нельзя на слишком малом газу, так 1/4), а теплый между полетами. Но это правда калилка. Кроме бронзовой вставки в нижнюю головку шатуна я ее еще изрядно поджал. Два раза стачивал головку по 0,4мм - попалась видно с очень малой степенью сжатья, на менее чем 15% нитры просто не хотела работать с никакой свечей, со штатной тем более (кажется КС-10, такая с мостиком). Потом нормально отработала 10 часов на средней свече Novarossi C-6. Фанфлаера разбил, так что теперь лежит на полке. Чинить его не буду, хоть и можно было бы, но после 700 полетов уже все равно надоел - собираю другую модель, но там уже будет стоять то-ли MVVS 15 GFS RC ли уже бензиновый DLE 20-RА.
А с компрессионными потерял практические навыки. Так что завожу иногда подольше. В последний раз 3 недели тому назад летал на одном мероприятии с кордовой моделью оснащенной MVVS 2,5 DFR. Не возился, завел электрическим стартером, иначе люди бы ушли не дождавшись. У нас большинство молодых кордовую модель никогда не видели вот только старики-моделисты вспоминают свою юность. Так что все смотрели с разинутыми ртами. Тут вообще все летают только с RC-моделями, и ничего не строят, все почти готовое покупают. Конечно есть исключения, но большинство так. Я сам тоже кордики разматываю примерно один раз за 3 года - летаю тоже с радиоуправляемыми . А молодежь уже даже гвоздь забить не умеет. Ужас до чего дошли.
Кроме бронзовой вставки в нижнюю головку шатуна я ее еще изрядно поджал.
ну там обороты не высокие, а на высоких, типа как у скоростной должен быть люфт, иначе начнет срывать маслянную плёнку и на сухую крутить, но это более 30 000 , а я вообще радио если честно не люблю, для меня это покупной моделизм, или сделал криво-косо, тримерами подправил и полетел, типа как игра в шашки, а вот свободный лёт, что на земле настроил- так и полетишь, это уже шахматы, извини если что то не так написал www.avmodels.ru/news/…/index_full.html?id=1919 www.avmodels.ru/news/…/index_full.html?id=1914
и почти в два раза дешевле чем тогда совсем новый движок MVVS 6,5 GF (680 Крон).
В те года любой Советский пилотажник с удовольствием бы выменял один MVVS на два-три десятка Радуг-7 и считал бы такой обмен неслыханной удачей. Радуги были в каждом клубе в огромном количестве, но делать с ними было нечего.
а я вообще радио если честно не люблю, для меня это покупной моделизм, или сделал криво-косо, тримерами подправил и полетел, типа как игра в шашки, а вот свободный лёт, что на земле настроил- так и полетишь, это уже шахматы, извини если что то не так написал
На радио как и у кордовиков и свободников кривые самолеты не летают. В смысле спортивные
Так там ведь и есть люфт, конечно шатун на мотылевую шейку должен идти на свободную посадку. Шатун зажимал в планшайбу токарного станка, так чтобы нижняя головка была центрически. Вытачивал диаметр отверстия на 0,8 мм больше. Бронзовую втулку с допуском на прессование (вытачивал заранее) прессовал, подровнял кромки и фаски резцом а наконец доводил до нужного диаметра развёрткой. Все в планшайбе без вынимания. Конечно возможно, что при больших оборотах при перегреве может головка шатуна растянуться и втулка освободится. Это конечно был бы для движка последний бой. Но у меня там стоял карб с диаметром 6,8мм (еще и 3мм жиклер поперек), так что десятке с такой футоркой на особые обороты не разогнаться. Зато момент остается большой - летал с пропеллерами 14х4" или 13х6" (это когда ветряная погода лучше шаг побольше) - обороты до 10 тысяч на земле, в воздухе чуть больше. Меньшие винты применять не имело смысла. Малое сечение диффузора имеет смысл для пилотажной модели - приемистость двигателя отличная. Все равно что нос вверх или внис одинаково крутит. Если читали статьи про доработку Радуг-10, то самая их трагедия была в барахольном карбе да еще с огромной дырой 9мм. С такой можно было бы летать только с топливной системой оснащенной Перри насосом. У меня с ним опыт есть. Летал с той же моделью сначала с движком MVVS 7.5 GFS RC, у него дыра в карбе 8,2мм. Для пилотажки без помпы не применимо. Сделал около 600 заправок/успешных полетов, содрал 2 Перри помпы (у нее оказался довольно малый ресурс - больше чем 50 часов она не выдержит). Правда сначала мучился, где-то 20 раз взлетел, пока наконец наладил топливную систему как следует. Без возвратных путей снимающих избыточное давление хороший холостой ход и переходные режимы не возможно настроить. Также нужен клапан подсоса воздуха. Ну, наконец создал вот такую систему www.rcmania.cz/viewtopic.php?f=8&t=66538&start=90#….
Дискуссия там правда на словацком и чешском языках (можно попробовать Гугл-переводчик), но фотографии
www.rcmania.cz/viewtopic.php?f=8&t=66538&start=75#…
www.rcmania.cz/viewtopic.php?f=8&t=66538&start=75#…
и картинки
www.rcmania.cz/download/file.php?id=37071&mode=vie…
там весьма наглядные. Если кому интересно, могу перевести и выложить сюда, но пока я здесь новичок и новые темы создавать не могу.
А что касается радиоуправляемых против свободнолетающих моделей я конечно не согласен. Например пилотажные категории или планеры парящие на склонах гор - это вовсе не шашки даже не шахматы.
Ну, бесполезно спорить на эту тему - каждый предпочитает свое любимое и никому нет права ему что-то навязывать.
Кроме того у нас здесь уже для свободнолетающих моделей места нет - скор даже для радиоуправляемых не будет. Все стремится к тому, что будем летать только на наших площадках, потому что каждый клочок земли чья то частная собственность. Вот так.
Владимир
На радио как и у кордовиков и свободников кривые самолеты не летают. В смысле спортивные
Игорь, ну это про хоббистов, и купленные самолеты не от профи. Мои ребята брали комплектующие у Кашкина , Макарова , Пушкова, у Виктора Смирнова, у покойного ныне Михеева Николая, жаль, что все это погублено.
там правда на словацком и чешском языках
я это легко перевожу
самое обидное в том, что наши моделисты отлетали в Калифорнии с сокрушительным результатом и ни кто об этом не узнал, а футболистов с поля пинками гнать надо и все об этом знают и за них болеют, платя при этом "самошедчи"е деньги
что каждый клочок земли чья то частная собственность
сейчас свободники предпочитают Монголию, знакомый ездил туда, все ровное как стол, для судей благодать, у нас в Волгоградской области, я по привычке когда еду на машине мимо вот таких раздолий обычно представляю, где можно классно полетать
Например пилотажные категории или планеры парящие на склонах гор - это вовсе не шашки даже не шахматы.
в каждом виде есть свои фишки и нюансы, не буду утверждать, есть борьба опыта, есть борьба технологий и т.д
если кому интересно, на досуге посмотрите www.avmodels.ru/models/svlet/aerodinamika.html
В те года любой Советский пилотажник с удовольствием бы выменял один MVVS на два-три десятка Радуг-7 и считал бы такой обмен неслыханной удачей. Радуги были в каждом клубе в огромном количестве, но делать с ними было нечего.
Боюсь, что многие чешские и словацкие моделисты покупали дешевую Радугу-7 не только из экономии но и из-за незнания. После первых пусков вероятно горько заплакали, отложили ее на полку, разбили поросенка и все равно купили МВВС. Или те, у кого были возможности, стали ее дорабатывать.
По сравнению с ними советские моделисты все очень хороше знали какая ей цена.
Я конечно дорабатываю не из-за того, что нет других движков, а просто так, для интереса и радости в случае удачи.
Я конечно дорабатываю не из-за того, что нет других движков, а просто так, для интереса и радости в случае удачи
Вот это нормальный подход к делу! Уважаю!
Радуги были в каждом клубе в огромном количестве, но делать с ними было нечего.
Игорь, ну не у всех была возможность заиметь Акробат или Талку - я уже неоднократно писал, у нас в клубе например, наш пилотажник великолепно переделывал Радуги и летал на них - был очень хороший пилотажный режим…
Наверное мне просто повезло. С 14 лет участвовал в юношеских соревнованиях всех рангов включая зональные и Российские, и у меня и у всех моих соперников моторы были Талки или Акробаты
Счастливчики - я Талку семёрку до сих пор в руках не держал, Акробат тоже только на модели видел…