Выбор подкала для калильного двс

V_Alex
gikler:

Кстати, это устройство очень просто настраивается dip-переключателями.

У нас с коллегой AlexSolo периодически возникают споры по поводу надежности элементов коммутации. Сколько примерно у Вас наработали dip-переключатели? Настройка производилась раз - и навсегда или Вы ими периодически пользуетесь?

gikler

Ну пользовался dip-переключателями несколько раз, когда настраивал первоначально, а потом их не трогаю, большой плюс в том, что очень удобно. Все работает безотказно, активно пользуюсь этими подкалами около 7 лет.

Один раз даже произошел интересный казус: включаю накал на старт, он пищит, а двигатель не заводится, повторял несколько раз. Взял внешний накал, запустил движок, пробую с подкала завести - ноль. Выкрутил свечу, смотрю, а при включении подкала спираль еле-еле тлеет. Думал, что “помер” мой хваленый подкал, начал искать причину - массу, контакты на свече и т.д.

Измеряю напряжения питания приемника - все ОК, 6 вольт… Думаю, в чем же может быть причина…?

Потом оставил вольтметр включенным и смотрю - а при включении подкала бортовое питание просаживается аж до 3,7 вольта… Оказалось, окислились контакты бортового выключателя (в нем потеря была). Заменил бортовой выключатель, по сей день все работает исправно. Кстати, в модели всегда стараюсь все на пайке собирать, без промежуточных разьемов - на мой взгляд, так надежнее. При пайке пользуюсь обычной канифолью СКФ, которая не дает окислов + лак + термоусадка.

Гена_Большой
gikler:

На мой взгляд, требования к “идеальному” подкалу следующие:

лет семь назад первый раз попробовал автоматический подкал - RCD3001.
он мне прослужил лет пять, думаю новому хозяину самолета служит до сих пор.
два года назад на другую модель купил RCD3007,

до сих пор жив.
требованиям 1-4, 7-8, 10 удовлетворяет.
5-6 ничего не могу сказать.
9 нет, но вроде и не потребовалось.
через микс в аппаратуре на свободный канал настроить можно хоть черта лысого ).

в общем, лично я доволен.

Спасской

Нажал кнопочку и подкал заработал на определенное время,звуковая сигнализация,как по мне ненужные функции.По мне чем проще-тем надежнее! 6.3 может быть выключен,включен и включен АВТО.В зависимости от того,что Вы хотите сделать включите нужный режим!А собрались в небо то на АВТО и в путь!Просто и надежно!Перед полетным днем мы все проверяем борта,так вот 800mA на подкале,два дня полетных остаток более 50процентов

V_Alex

Добавлю в список претендентов на идеальный подкал уже упоминавшийся Sullivan: sullivanproducts.com/…/onboard-glow-plug-driver-si…
Это - “одноголовая” версия, но они также производят подкалы на 2,3,4 и 5-цилиндровые моторы.

Теперь по пунктам:

  1. Да ;
  2. Да ;
  3. Да ;
  4. ? (скорее нет) ;
  5. Нет ;
  6. ? (скорее нет) ;
  7. Да ;
  8. Да ;
  9. ? (скорее да) ;
  10. ? ;

Принципиальное отличие от других изделий - возможность монтажа снаружи модели и свободный доступ ко всем элементам управления и индикации. Если на Форуме есть пользователи этого девайса, отзовитесь, плиз. Очень интересен опыт реальной эксплуатации.

gikler

Вещь! НО ценничек у них стал с учетом курса…

В этом подкале еще огромный плюс - удобная панель монтируемая. Добавим ))
11. Эргономика

Сюда добавить бы звуковую сигнализацию включения (пищалку).

V_Alex
gikler:

Сюда добавить бы звуковую сигнализацию включения (пищалку).

Как-то не обращал внимания на пищалку и, видимо, зря. Венгры делают простенький подкал с пищалкой в двух версиях: www.rc-miskolc.emiter.hu/index.php?option=com_cont…

Гена_Большой:

лет семь назад первый раз попробовал автоматический подкал - RCD3001.

Весьма интересный девайс. По платке видно, что это полноценный импульсный стабилизатор напряжения на современной элементной базе. Присутствует дроссель и специализированная микросхема, скорее всего - Texas Instruments. Не проверяли, при работе есть нагрев самой платки?
Пищалка весь срок отработала? И как она устанавливалась на борту? Платка крепилась на стойке изнутри к стенке фюзеляжа, а под кнопку и пищалку делали отверстия?

Гена_Большой

Плата сильно не не греется, руке тепло но не горячо.
Пищалка работает до сих пор ).
Я не делал отверстия для установки индикации и управления, эта плата просто была закреплена хомутиков внутри фюза,
ее и так хорошо было слышно при изменении режимов работы )), да и через кабину было видно светодиод.
управление все было сделано на аппаратуре. Управление через отдельный канал, на который микшировался канал газа и тумблер.
В этом году модель перевел на бензин 26СС, поэтому ДВС со всем окружением оказался не у дел и отправился в барахолку ).

gikler

Когда пищалки нет - просто не обращаешь на это внимание, а вот когда она есть - это несколько облегчает жизнь))) и повышает безопасность - пищит, значит винт не трогать ни-ни…

Я уже привык к пищалке, на мой взгляд - очень нужная вещь.

Венгерский подкал - тоже интересное решение, сразу с питанием, автономка. Вес правда, думаю грамм 120-150 будет у него…

Может, если разрабатывать подкал, то делать 2 в 1. Подкал + килл-свич для бензина))) Выкинул калилку, поставил бензин, а подкал начал выполнять функцию полноценного килл-свича да еще и с регулятором напряжения на 5.5. вольта) - вот как фантазии бурно развиваются у меня на карантине)))

V_Alex
gikler:

Может, если разрабатывать подкал, то делать 2 в 1. Подкал + килл-свич для бензина))) Выкинул калилку, поставил бензин, а подкал начал выполнять функцию полноценного килл-свича да еще и с регулятором напряжения на 5.5. вольта) - вот как фантазии бурно развиваются у меня на карантине)))

Очень интересное предложение. Такая трансформация вполне реальна - функционал и возможности ШИМ-подкала это позволяют.

Гена_Большой:

а еще пищалка на подкале поможет искать модель в высокой траве ))

Это уже 3 в 1 получается 😃

gikler

По поводу килл-свича - успешно пользуюсь на бензине вот такими девайсами:

hacker-motor-shop.com/dpsi-micro-rcs-rv-mpx-remote… - не реклама.
Пришлось правда, с настройками повозится - после настройки все стало работать без замечаний. И была с ним одна проблема, которую я долго не мог победить - после включения устройство встает в аварийный режим через минуту и отрубает питание на зажигание. Оказалось, у меня в аппаратуре расходы на канале управления по умолчанию стояли по -+ 130% (аппа футаба) , поставил по -+100% и все заработало нормально.

Вот этот бы килл-свич да совместить с функционалом подкала Sullivan - бомба просто))). Купил один раз и переставляешь с модели на модель.

AlexSolo
gikler:

Может, если разрабатывать подкал, то делать 2 в 1. Подкал + килл-свич для бензина))) Выкинул калилку, поставил бензин, а подкал начал выполнять функцию полноценного килл-свича да еще и с регулятором напряжения на 5.5. вольта) - вот как фантазии бурно развиваются у меня на карантине)))

Это называется УПГ. Универсальная Птица Гусь. И ходит, и летает, и плавает, и песни поёт! Но всё это делает оч плохо!😂

Borcha
AlexSolo:

Это называется УПГ. Универсальная Птица Гусь. И ходит, и летает, и плавает, и песни поёт! Но всё это делает оч плохо!😂

да.система понижает свою надёжность

V_Alex
AlexSolo:

Это называется УПГ. Универсальная Птица Гусь. И ходит, и летает, и плавает, и песни поёт! Но всё это делает оч плохо!😂

Ну и времечко настало 😆
Вместо поиска идей,
Проще в теме про подкалы
До&б@ться до гусей 😈

С тактико-техническими характеристиками гуся можно ознакомиться тут: meteovesti.ru/…/63655850796-gornye-gusi-luchshie-a… Среди пернатых это - летун №1. В большой авиации гуся можно сравнить только с “Каталиной”, которая умеет неплохо летать, плавать в умеренный шторм и садиться на сухопутные аэродромы: ru.wikipedia.org/wiki/Consolidated_PBY_Catalina
Но, в отличие от “Каталины”, гусь тоже 3 в 1 - самолет, пилот и штурман. При этом, надежность у него ничуть не хуже, чем у воробья или голубя 😃 А как он хорош с яблоками 😋

Но вернемся к нашим баранам подкалам.
Это - простой, надежный и проверенный десятилетиями девайс: www.electrodynam.com/store/EDR103.shtml
Так он выглядит:

Тут приведены очень интересные схемы его включения: electrodynam.com/rc/…/EDR-103P_Schematics.pdf
Обычный никелевый однобаночный подкал становится двухбаночным и работает с двумя одноцилиндровым моторами или с одним двухцилиндровым. Самое интересное заключается в том, что теми-же самыми возможностями обладает простейшее устройство местного производства по ссылке номер два в сообщении номер один этой темы. Правда, картинок там нет, но можно по аналогии пользоваться электродинамовскими картинками, либо этими: rcopen.com/forum/f5/topic552222/42
Также “электродинамики” выпускают пятигоршковую версию подкала: www.electrodynam.com/store/EDR103M.shtml
Но батарейка для него потребуется злая и толстая 😃 Мне у них нравится отстегиваюшийся светодиод: нужен - пристегнул, не нужен - отстегнул.

А вот подкал по третьей ссылке первого сообщения темы имеет опторазвязку и для трансформации в полноценный килл-свич требует небольшой доработки на уровне софта. Эта-же доработка позволит использовать его в качестве RC-switch для сильно искрящих нагрузок. Это позволит без лишних затрат сперва перейти с калилки на бензин, а после завязки переставить его на катерок внуку, чтобы включать электромоторчик 😃 Остается поблагодарить Вадима за идею.

gikler
V_Alex:

Мне у них нравится отстегиваюшийся светодиод: нужен - пристегнул, не нужен - отстегнул

Вот и мне тоже такое решение по душе - облегчается монтаж , можно не ставить, если не нужен.

Я уже писал выше, что пользуюсь подкалом SwitchGloPro, так вот у него кнопка включения и светодиод индикации работы вынесен на отдельную платку и поставляется как опция. Если необходимо - докупил, воткнул разьем и разместил кнопку со светодиодом в удобном месте (провода достаточно длинные поставляются, сантиметров 30).

Пищалка размещена внутри корпуса самого подкала, но достаточно громкая.

Если думать над разработкой килл-свича, то однозначно предусмотреть в килл-свиче регулятор напряжения (у многих старые моторы, где напряжение питания зажигалки 5.5 вольт) либо настраиваемый (если такое вообще возможно)
www.toyhobby.ru/shop/catalog/product_info.php?prod… - не реклама - вот еще одно устройство со схемой подключения, но без регулятора напряжения.
www.rcheliworld.com.au/index.php?route=product/pro… - вот тут описание характеристик и общий вид (видно, как организованы DIP-переключатели)

V_Alex
gikler:

Если думать над разработкой килл-свича, то однозначно предусмотреть в килл-свиче регулятор напряжения (у многих старые моторы, где напряжение питания зажигалки 5.5 вольт) либо настраиваемый (если такое вообще возможно)

Я глянул килл-свич EMCOTEC по Вашей ссылке: rcopen.com/forum/f5/topic548415/88 В разделе Product Data у них написано, что питать зажигалку они советуют напряжением от 6 до 12 В, а встроенный стабилизатор дает 5,5В и ток до 3А. Зажигалка, в отличие от подкала, работает постоянно вместе с ДВС. Какая у Вас батарейка и на сколько ее хватает. То есть, какой ток она в среднем потребляет?

Гена_Большой

у меня на DLE 35RA в прошлом году стояла батарейка питания зажигалки 2S LiFePo4 1200 мАч,
хватает на день полетов с запасом, это 10-12 вылетов по 7-10 минут, с учетом “запусков” и “перегазовок”.
сколько “заливалось” перед следующими полетами не скажу, то точно меньше 800 мАч.

V_Alex

Спасибо. Получается потребление 400-500 мА. Для встроенного в килл-свич стабилизатора это ненапряжно. То, что заявляет EMCOTEC (3 Ампера), скорее всего, является максимальным значением и соответствует возможностям чипа ИИП.

“Вызывает антирес Ваш питательный процесс. Как у вас там пьют какаву - с сахарином али без?”(С)

gikler:

На мой взгляд, требования к “идеальному” подкалу следующие:

  1. Возможность работы от различных элементов питания (с регулятором напряжения)
  2. Отключение подкала при падении напряжения источника питания (настраиваемое)

Под различными элементами питания, как я понимаю, подразумеваются различные варианты бортового питания. На сегодня это: 4NiCd(Mh), 5NiCd(Mh), 2s LiPo(Ion), 2s LiFe. Питать от бортовой батарейки без особых проблем можно только подкал, которым пользовался Геннадий: rcopen.com/forum/f5/topic548415/79 У него равномерное потребление тока, а сам ток при питании от 2s LiFe будет меньше 1А. Но и в этом случае нужно следить за уровнем заряда, а в самом подкале должна быть отсечка, которая отключит подкал заранее.
Подкалы, которые сравнивались на первой странице, потребляют ток до 15А в импульсе и питать их от бортовой батареи крайне нежелательно. А через общий бортовой выключатель - совсем нехорошо. Поэтому их настоятельно рекомендуют питать от отдельного источника, причем, без регулятора напряжения (ВЕС). Таким источником может быть: 2NiCd(Mh), 1-2s LiPo(Ion), 1-2s LiFe. ИМХО оптимальным вариантом является один промышленный высокотоковый LiIon 18650. Один элемент проще мониторить и заряжать, для этого подходит простой USB-зарядник. И найти его щас можно в любой табачной лавке. Отсечка отдельной батарейке тоже нужна, особенно литию. Но поскольку в теме несколько раз высказывалось мнение, что отсечка не нужна, типа моделисты и так народ дисциплинированный, а самолет дороже батарейки, то отсечка должна быть отключаемой. Тогда все будут довольны 😃 А вот с настраиваемым уровнем отсечки дело обстоит интереснее. Сколько уровней отсечки нужно? Минимальное количество, как я понимаю, два - для случая совместного питания нужен высокий уровень, для автономной батарейки - низкий. Или я что-то пропустил?

gikler

Добрый день! относительно отсечки

  1. Для тех кто питает подкал от одной батарейки NiCd или NiMh - 1.2 вольта - понятно

  2. Для тех, у кого 1-2s LiPo(Ion), 1-2s LiFe - понятно

  3. Те, кто питает подкал от приемника, и при этом приемник запитан через регулятор напряжения - тут либо настраиваемая отсечка либо вообще не реализуемая.

У меня на одном самолете подкал подключен следующим образом - батарея бортовая одна, далее разнес на 2 выключателя - один запитывает подкал, второй запитывает борт приемника через регулятор напряжения (6.0 вольт)
На втором самолете стоит приемник и сервы (7.4 вольта), подкал запитан напрямую от канала приемника, т.е. от 2s LiPo.

Кстати, кто пользовался стартовой панелью с амперметром, наверняка обратили внимание на то, что обычно для запуска холодного двигателя необходимо устанавливать ток на свечу накала 4А и выше. У меня холодный обычно заводился при 5.5 А, горячему было достаточно и 2.5 А.

Как появится возможность - попробую измерить ток на свечу у подкала SwitcGloPro.

Вчера удалось измерить потребляемый ток зажигалки двигателя OS GT33 (измерения проводил токовыми клещами) - по прибору получилось, в зависимости от оборотов потребляемый ток блока зажигания составлял от 410 мА до 680 мА. Но это один конкретный экземпляр.

V_Alex:

ИМХО оптимальным вариантом является один промышленный высокотоковый LiIon 18650

Особенно, если этот элемент будет съемным - снял, вставил в универсальный зарядник, зарядил.

VTjr

Отсечка, уровни отсечки … вот вопрос, или несколько, вернее целый ряд вопросов, которые полезно выяснить прежде чем этим заниматься и ставить на модель:

  1. Для чего нужен подкал?
  2. В каком именно режиме?
  3. Что он дает, какие преимущества?
  4. Достаточно лишь включать / выключать подкал при определеных оборотах / открытии дроссельной заслонки карба, или надо накал свечи ним регулировать плавно, по мере повышения оборотов двигателя / открытия заслонки?
  5. Какое это будет иметь влияние на ресурс свечи, или будет ли оно вообще?
  6. Для каких двигателей подкал нужен а для каких нет?
  7. При каких условиях (погода - температура, влажность, атмосферное давление, качество топлива …) он нужен или наоборот ненужен?
  8. В каких эксплуатационных режимах он приносит пользу и какую именно?
  9. Какими мерами/настройками можно исключить надобность подкала, или можно ли это вообще и всегда?

Вот, хорошо было бы, если бы на эти вопросы постарались дать ответы опытные пользователи двигателей с подкалом. Это бы дало инфу для менее опытных моделистов в том плане, что нужно ли им этим заморачиваться и ставить на модели такой девайс?

gikler

Например, что мною отмечено при использовании подкалов на протяжении примерно 7 лет эксплуатации:

  1. В конечном счете, все мои подкалы используются только для запуска модели (удобство) - залил топливо, нажал кнопочку или тумблер на передатчике, крутанул стартером , прогрел и в полет. У меня все подкалы настроены на автоотключение после 15 секунд работы. Плюсы для меня очевидны - не нужно использовать цангу, стартовую панель и т.д. - все под рукой.
  2. Пробовал проводить эксперименты зимой и пришел к выводу, что нормально настроенный мотор зимой до -12 работает также прекрасно, как и летом. Когда пробовал использовать подкал на малых нагрузках и хх, у меня получалось немного (на 200-300) снизить обороты ХХ при использовании подкала (включение по положению стика газа). Также заметил, что при планировании с высоты в холодную погоду, когда обороты двигателя близки к ХХ, при использовании подкала двигатель потом несколько “резвее” набирает обороты, вроде как становится “более приемистым”. Но тк.к моторы у меня остались все 4-х тактные, зимой они нормально работают и без подкала на ХХ.
    Тут повторюсь, что при температурах на улице ниже -10-12 вообще не летаю - не комфортно мне совсем.
  3. Был у меня когда-то мотор МДС-78, так вот , заставить его нормально работать летом удалось только при использовании свечи КС-1 с дефлектором и включенным подкалом до 20% хода стика газа. И только так удалось добиться нормальных холостых оборотов и переходных режимов, но это все было в далеком прошлом…
    Хотелось бы, конечно, услышать мнение опытных моделистов - кто и в каких режимах использует подкал и вообще зачем его покупали. Эксплуатируя двигатели 4-т OS, Yamada, ThunderTiger при нормальных настройках и использовании нормального топлива, проблем с работой этих моторов на ХХ и переходных режимах у никогда не возникало и подкалы использую на этих моделях исключительно для удобства запуска.
    Все что для себя отметил про подкалы - постарался изложить здесь.
Гена_Большой
V_Alex:

Спасибо. Получается потребление 400-500 мА.

в прошлом году двигатель летал в щадящем режиме, он был совсем новый, обороты крайне редко выше 70%.
думаю, что логично считать средний ток батарейки зажигалки примерно 1А.
собственно говоря, в этом году планирую использовать на зажигании LiPo 2S 1500мАч.

V_Alex:

ИМХО оптимальным вариантом является один промышленный высокотоковый LiIon 18650.

18650 сейчас есть в достаточном количестве с встроенной платой контроля заряда/разряда.
они на 3-4 мм длиннее стандартной, но разрядится ниже порога плата не даст,
так же не даст нагрузить батарейку током выше максимального.

а вот питание бортового подкала от интегрированной батарейки 1S LoIon 18650 было бы хорошим решением, на улицу только гнездо под миниджек для заряда.

gikler:

В конечном счете, все мои подкалы используются только для запуска модели (удобство)

у меня было два мотора OS 65AX и OS 120AX, были случаи, глохли на холостых оборотах.
чем мне понравились подкалы от RCD, у них есть режим который они называют “stable working mode”,
я настроил управление до 1/3 газа этот режим, выше выключение.

AlexSolo
V_Alex:

С тактико-техническими характеристиками гуся можно ознакомиться тут: www.meteovesti.ru/news/63655...iatory-planete Среди пернатых это - летун №1.

Спасибо, Александр. Было познавательно. Мне правда больше вороны импонируют. У них пилотажные навыки выше всяких похвал. Я бы №1 им отдал. Но тут, как говорится, кому что важнее.

V_Alex
gikler:

Вчера удалось измерить потребляемый ток зажигалки двигателя OS GT33 (измерения проводил токовыми клещами) - по прибору получилось, в зависимости от оборотов потребляемый ток блока зажигания составлял от 410 мА до 680 мА. Но это один конкретный экземпляр.

Гена_Большой:

в прошлом году двигатель летал в щадящем режиме, он был совсем новый, обороты крайне редко выше 70%.
думаю, что логично считать средний ток батарейки зажигалки примерно 1А.

Тут можно сделать вывод, что зажигалка потребляет не более 1 А. То есть, если сделать встроенный ВЕС на максимальный ток 3A, как у EMCOTEC, этого будет вполне достаточно.

gikler:

Особенно, если этот элемент будет съемным - снял, вставил в универсальный зарядник, зарядил.

Гена_Большой:

18650 сейчас есть в достаточном количестве с встроенной платой контроля заряда/разряда.
они на 3-4 мм длиннее стандартной, но разрядится ниже порога плата не даст, так же не даст нагрузить батарейку током выше максимального.
а вот питание бортового подкала от интегрированной батарейки 1S LoIon 18650 было бы хорошим решением, на улицу только гнездо под миниджек для заряда.

Тут можно сделать вывод, что для подкала с отдельной батарейкой оптимальным источником питания будет 1 элемент 18650. Но надо убедиться, что защита пропустит импульсы тока до 10А. Если нет, тогда придется ставить вариант без защиты. Проще защиту от глубокого разряда сделать на самом подкале.

AlexSolo:

Спасибо, Александр. Было познавательно. Мне правда больше вороны импонируют. У них пилотажные навыки выше всяких похвал. Я бы №1 им отдал. Но тут, как говорится, кому что важнее.

Мне вороны тоже симпатичны, но на вкус и цвет гуси нравятся больше 😃