радуга р10р(востановление+конверсия)

VTjr
Рашкин:

А что это так,больше недели прошло сейчас только видео захотели увидеть.Скучно стало?

Так, a Вы считаете, что у меня кроме болтовни на форуме нечего делать.😉 Не я ведь, а Ромашин обещал сделать такой опьт, и видео о нем выставить здесь. Думаю, если он и всерьез хотел такое сделать, то более недели вермени ему для этого было вполне достаточно. А если он просто так сказал, то потом его посты насчет растворимости касторки в бензине не имеют никакого информационного значения.😃

Причем важно именно то, чтобы касторку (настоящую, растительную, не какую-то ее заменяющую синтетику) растворяли именно в чистом бензине (смеси углеводородов) а не такого с добавкой спирта и разной экологической дряни, как он часто производится и продется.😛

Кроме того я пролистал более древние дискуссионные ветки, которые мне посоветовал прочитать Викторыч62, именно про бензиновые доработки Норвеллов rcopen.com/forum/f5/topic321288/41 и про эрзац топливные смеси rcopen.com/forum/f5/topic19270. А вот там есть много постов, где по разному смешивали разные масла с бензином, в том числе и касторку. Из этого у меня сложилось мнение, что в чистом бензине касторка точно не растворяется, но если в нем есть определеная доля растворителя, уже упоминаемого ацетона, какого-нибудь спирта, или эфира, то она тогда может потом и растворяется при достаточной доли этого 3-го растворяющего вещества.
Но делать такие опыты, пробовать всевозможные смеси - это ведь довольно трудоемко, да и для меня это не имеет никакого особого смысла, может лишь если ради интереса. А на это нет у меня сейчас ни времени ни охоты. Тема то не моя.😉

Викторыч62

Так я и рекомендовал для общего развития. Лишними знания не бывают.

VTjr

Конечно спасибо, хоть там было не так уж много нового для меня. Все это давно известно, если не считать именно посты, где описаны разные личные опыты - это имело определенную цену.
А мое мнение (не только мое), что бензиновый двигатель с подшипником скольжения в нижней головке шатуна будет работать только на топливной смеси, где будет масла в пределах от 1:10 по 1:5, по прежнему не изменилось. Это одна из тем ветки, а те посты насчет смешивания касторки с бензином конечно немного уводят от темы, хотя не слишком сильно - этот вопрос с основной темой конверсии Радуги-10 довольно связан.
У меня есть 4 шт Радуг-10, одна с поцарапанной парой (негодная), одна сильно наработавшая (но исправная), и 2 совершенно новые (пока даже необкатанные). Тем не менее, я их уже вце оставлю лишь для коллекции. Просто есть у меня ДВС-десятки получше Радуг, именно с ними я и летаю. Конверсия на бензин и искровое зажигание также для меня не имеет смысла, так как есть и хорошие бензиновые ДВС.
Вот так.

1 month later
Capitana
VTjr:

Степень сжатья надо конечно тоже немного уменьшить, не должно быть более 1:9 (некоторые калилки с холодными свечами ведь доходят до 1:11, правда не с нитрой). Ну ы заводской Падуги степень наоборот излишне низкая (я при доводке своей ее значительно увеличивал’, так что я думаю с этим ему нен надо будет практически ничего делать (если конечно будет лить 95-100 октановый бензин, не 72-й или калошу).

Извините пжста, не могли бы вы уточнить насколько поднимали СЖ на Радуге? Писал Вам сообщение из другой темы, но не дождался ответа. Тут же топик аккурат по Радуге. Дело в том, что в свое время (довольно давно) имел не совсем удачный опыт поджимания МДС-6,5, в результате которого получил мотор с довольно проблематичным запуском. Не хотелось бы испортить Радугу, но ощущение, что она сильно не дожата есть.

Wladimir_Th
Capitana:

Извините пжста, не могли бы вы уточнить насколько поднимали СЖ на Радуге?

Смысл? Радуга, в том виде что есть, не тот мотор для форсирования. Шатун без втулок. Попытаетесь вывести на обороты выше 12000 мигом убьете шатун. Если хотите повысить степень сжатия (и соответственно повысить обороты) придется переделывать шатун. Прелесть Радуги в том что она прекрасно крутит и 11 и 12 и 13 винты. Но больше 11500 я с не не снимал. Да и не надо. Пуск(даже зимой) рукой легко, даже со штатным карбюратором работает ровно, ресурс пары, если добавлять в покупное горючее касторку, улетаться. Вес такой что и ТТ и ОС обзавидуются. Это чисто хоббийный мотор. Просто не надо требовать от него невозможного.

Capitana
Wladimir_Th:

Смысл? Радуга, в том виде что есть, не тот мотор для форсирования. Шатун без втулок. Попытаетесь вывести на обороты выше 12000 мигом убьете шатун. Если хотите повысить степень сжатия (и соответственно повысить обороты) придется переделывать шатун. Прелесть Радуги в том что она прекрасно крутит и 11 и 12 и 13 винты. Но больше 11500 я с не не снимал. Да и не надо. Пуск(даже зимой) рукой легко, даже со штатным карбюратором работает ровно, ресурс пары, если добавлять в покупное горючее касторку, улетаться. Вес такой что и ТТ и ОС обзавидуются. Это чисто хоббийный мотор. Просто не надо требовать от него невозможного.

Про “мигом убьете” - это вы наверно переборщили. МДС-10 с трубой с оборотами 22000 по паспорту, как я помню не имеет втулок в шатуне. “Поджать немного” - это в применении к конкретному мотору+ конкретный самолет. Тяги ему не хватает - я смог добиться только максимум 3,2кг с пропеллером 13*4 (с остальными было еще меньше). Хотя по идее должно быть в районе 4кг для 61-го мотора. Хотя конкретно на том моторе стоит карб от 46-го мотора с проходным сечением 7мм.
з.ы. уровень тяги для того мотора приведен как показатель мощности данной конкретной Радуги. Конкретному самолету не хватает скорости - винты 12х6 -11х8 не смогли ее обеспечить. Планируется переход на винты 10х10 и 11х10, но для этого нужна мощность. Обороты при этом будут в пределах тех самых 12000.

Wladimir_Th
Capitana:

МДС-10 с трубой с оборотами 22000 по паспорту, как я помню не имеет втулок в шатуне.

Ну тут Вы не правы. МДС-10 имеет втулки на шатуне.

Capitana:

стоит карб от 46-го мотора с проходным сечением 7мм

Если есть родной, только с шестирганным боком, поставьте его, а потом померяйте обороты. Будете удивлены.
Винт поставьте 12/6. Я эксплуатирую Радугу. И тоже столкнулся с недостатком тяги, не фатальным конечно, но хотелось побольше. Поставил родной карб (именно первых выпусков), думал намучаюсь с регулировками. Ничего подобного. Последние полеты делал с ним, и Экстра свечкой уходила в небо. Из доделок мотора, это канавка в носке и металлическая пластина на задней крышке.

Capitana
Wladimir_Th:

Из доделок мотора, это канавка в носке и металлическая пластина на задней крышке.

Шестигранный карб вроде где-то был. Я уже от МДС-10 прикрутил карб - проточить его пришлось только. Но с этим карбом не летал, да и по сути не заводил с баком. Крышку заднюю из капролона на ЧПУ сделал. Подшипник коренной японский NSK. Крутится все замечательно, пара хорошо притертая. Данных по тяге у Вас нет с винтом 12х8 и родным карбом?

Марат
v-romashin921:

Вот же сейчас специально поеду на заправку куплю бензин и в аптеке касторку, сниму видео и покажу.

В общем я так понял, видео мы не увидим …😒

VTjr
Capitana:

Извините пжста, не могли бы вы уточнить насколько поднимали СЖ на Радуге? Писал Вам сообщение из другой темы, но не дождался ответа. Тут же топик аккурат по Радуге. Дело в том, что в свое время (довольно давно) имел не совсем удачный опыт поджимания МДС-6,5, в результате которого получил мотор с довольно проблематичным запуском. Не хотелось бы испортить Радугу, но ощущение, что она сильно не дожата есть.

Извиняюсь, я думал что ответил, но был в конце года ужасно занят.😃
Я поступал по методике, которая была очень давно опубликована в журнале Моделист-Конструктор и нашел ее на сайте rconline.ru (но эта ссылка уже к сожалению не работает). Вот если Бы мне напишите в личку свой емейловый адрес, то я могу Вам послать файл *.mht, так-как я в свое время скачал эту страницу. 😉

Поджимают Радугу до степени 11, снижая торец гильзы на 0,4-0,5мм. Но я решил, что проще точить не гильзу, а посадочную плоскость головки, потому что и так ведь надо одновременно снижать и ее нижний торец, чтобы не происходил гидравлический или даже механический удар поршня об ее дно. Снижал я головку 2 раза, мерил объем камеры сгорания и сравнивал с другими десятками (MVVS, HP, OS), так что наконец у меня вышло 0,8мм. Двигатель работал неплохо вплоть до момента, когда из боку поршня освободилось одно стальное стопорное кольцо поршневого пальца - что естественно погубило пару и вывело мотор из строя 😦(теперь он стоит на полочке:)).
Кроме этого я дорабатывал и шатун, где в нижнюю головку вставил бронзовую втулку.
Иначе доработка степени сжатья дело не страшное. 😒Я такое делал и на других моторах. И если снижение головки переборщите - то тоже нестаршно. Отжать мотор гораздо проще, просто поставите побольше прокладок и все.😉
Но после повышения степени на 11 надо ставить среднюю или даже холодную свечу. Мне он работал со свечкой Novarossi-C6.

В статье из МК также очень много внимания уделяют доработке родного карба. Но я считаю, что в настоящее время не стоит с этим возится, просто поставить (приспособить) карб из другой десятку или семерки.😎
В то время, когда я ее дорабатывал, то можно былона ХоббиКинге очень дешево купить любые карбы от АСП, так я и сделал, купил от лодочной трехполовинки и с ним успешно летал 2 года. К сожалению фабрика выпускающая ASP, Magnum и PH обанкротилась, и этих карбов уже нет в продажи. Вернее есть, но они уже продаются втридорого:), тот, что я купил тогда по 8Є в настоящее время где то видел по 30Є.😮

Capitana
VTjr:

Извиняюсь, я думал что ответил, но был в конце года ужасно занят.😃

Спасибо за ответ. Я находил статью “Моделист-Конструктора” по Радуге-7, но не знал, что есть аналогичная по Радуге-10. После того, как Вы про нее упомянули я без труда ее нашел. Если кому нужно, один из вариантов rc-centr.ru/…/dorabotka-kalilnogo-mikrodvigatelya-…
Кстати, сейчас взял с полки этот мотор и перемерял камеру сгорания - получил 1,1см3 с одной прокладкой. Это дает СЖ=(10+1,1)/1,1=10. В прошлый раз намерял меньший объем камеры (получал СЖ больше 11) - ошибка была из-за применения густого касторового масла - видать не вышли все пузыри. В этот раз масло разбавил слегка метанолом. Так же перемерял сегодня ОС МАКС 55АХ - получил 0.9см3 камеры и СЖ=(9+0.9)/0.9=11. Теперь понятно к каким числам стремиться 😃)
ps если кто-то задастся вопросом почему идут танцы с Радуга 10 при наличии ОСа 55-го - во-первых летом у меня еще было этого мотора, а во-вторых именно с радугой данный самолет попадает более-менее в правильную центровку, с легким ОСом она будет задняя. Да и в-третьих Радуга 10 очень даже неплохой мотор - летом легко заводился от небольшого удара в обратку, а иногда и вообще просто от вращения двумя пальцами за кок в том же направлении. Надеюсь у поджатого мотора запуск сильно не испортится 😃))

Wladimir_Th
Capitana:

Данных по тяге у Вас нет с винтом 12х8 и родным карбом?

Андрей. Тягу, увы, не мерил. Судя по звуку мотор добавил минимум 1000 оборотов.Если раньше я летал с винтом 12/4 и 11,3/6,5 и мотор при этом явно недодавал оборотов. Помню мерил их и они были где то 10000. То теперь мотор резво крутит винты 12/7 и 12/6. Самое интересное что раньше обороты были одинаковы несмотря на различные винты, в т.ч. и 11/7, что несказанно меня удивляло. Уже тогда я задумывался о таком странном поведении мотора. Но была хорошая ВПП и проблем со взлетом не было, плюс радовала экономичность мотора. После переезда с ВПП пошли проблемы, но закупил много горючего. Вот и начались эксперименты. После замены карбюратора тяга возросла очень заметно (самолет стал взлетать после 3-х метров разбега, что меня конечно не могло не радовать), полетное время конечно сократилось минуты на 3. Ну да шут с этим. Не подумайте что я ярый поклонник старых моторов, но если они есть и если они прекрасно подходят к модели, то почему на них не летать. Благо ресурс у них уж точно не меньше чем у импортных, а может и побольше. По крайней мере качество пар старых МДС-10 было намного лучше и точнее современных импортных моторов.

Capitana:

Да и в-третьих Радуга 10 очень даже неплохой мотор - летом легко заводился от небольшого удара в обратку, а иногда и вообще просто от вращения двумя пальцами за кок в том же направлении.

Абсолютно согласен и поддерживаю. Кстати, в ОС-ах я разочарован. Точнее в качестве их шатунов.

Capitana

Владимир, спасибо за ответы. В принципе косвенно тягу можно оценить по самому самолету. Моя Радуга прикручена к Groovy 50 размахом 1450мм. Взлетный вес с этим мотором 2,8кг. С травы мне на нем не удалось взлететь - пускали с рук. Размер и вес Вашей экстры не помните?
Фото Groovy из тырнета

Wladimir_Th

Размах 1400, вес 2,5 кг. Шасси переделано. Как то товарищ предложил полосу титана из нее получились 2 стойки… Шасся весчь. Правда сильно к полосе лучше не прикладывать. Скачет как кузнечик. Вот тут конечно нечетко, но видно:

VHV

Всем привет!

rcopen.com/forum/f5/topic409158 Пост №4. Там хороший совет по доработке Радуги !0.

Есть еще хороший пост на украинской Моделке, но надо поискать.

Capitana
VHV:

Всем привет!
rcopen.com/forum/f5/topic409158 Пост №4. Там хороший совет по доработке Радуги !0.

Рекомендация по перебалансировке КШМ (облегчение поршня и съем металла с коленвала со стороны кривошипа) кажется избыточной и наверно навеяна рекомендациями по доводке 7-й Радуги с черной парой. Уровень вибраций у 10-й Радуги по наблюдениям в пределах аналогичных хоббийных АСПов и ОСов. Все остальное - может быть.

ЕВГЕНИЙ-ARM

Началось опять про смешивание касторыча и бензина - мешается и стоит годами без расслоения …
А вот ДПКВ крепить бы желательно более надежно - миллиметр туда сюда -5-8 градусов УОЗ уехал.

Конверсия той же радуги ( сорри мдс-а )

Карб был доработан и установлен регулятор давления иначе наглядное пособие на тему оно как то работает.
конверсия АСП

Регулятор с МДС-а переехал на этот карбик.
Сделать бандаж-брекет можно даже напильником расточив на токарном станке посадочное место.
А в том виде как сделал автор увы гимора и так при эксплуотации будет не мало на тему режимов так еще датчик болтается как сосиська в проруби - не есть хорошо.
Игольчатый подшипник не обязателен на шатуне, но нужно повысить содержание масла в топливе и конечно материал втулки требуется соответсвующий а не просто желтый металл.
В целом - ну да работают они, а вот применительность железки на выходе весом почти 1 кг ( мотор+ зажигалка +глушитель ) вызывает сомнения.
565грамм китаец весит в такой комплектации.
Карб - на стенде коек как заставите работать мотор, на модели и если это самолет - работа мотора будет весьма условная.
Максимальные обороты настроите, может добьетесь стабильной работы и все …

на тему касторки и бодяжи топлива.
Можете не ломать копья и красноречие но компрессионное топливо тоже можно приготовить на касторовом масле без примеси каких то других жидкостей.
Мой рук на эту тему говорил так - не мешается у тех у кого избыток знаний мешает размышлять логически - что мешает развести эфир в касторке а потом добавить керосина ?

Borcha

Наверно касторку эфиром…так понятней.

ЕВГЕНИЙ-ARM

угу от перемен слагаемых результат не меняется это не кислота с водой ))

VTjr
ЕВГЕНИЙ-ARM:

Началось опять про смешивание касторыча и бензина - мешается и стоит годами без расслоения …
А вот ДПКВ крепить бы желательно более надежно - миллиметр туда сюда -5-8 градусов УОЗ уехал.]
Регулятор с МДС-а переехал на этот карбик.
Сделать бандаж-брекет можно даже напильником расточив на токарном станке посадочное место.
А в том виде как сделал автор увы гимора и так при эксплуотации будет не мало на тему режимов так еще датчик болтается как сосиська в проруби - не есть хорошо.
Игольчатый подшипник не обязателен на шатуне, но нужно повысить содержание масла в топливе и конечно материал втулки требуется соответсвующий а не просто желтый металл.
В целом - ну да работают они, а вот применительность железки на выходе весом почти 1 кг ( мотор+ зажигалка +глушитель ) вызывает сомнения.
565грамм китаец весит в такой комплектации.
Карб - на стенде коек как заставите работать мотор, на модели и если это самолет - работа мотора будет весьма условная.
Максимальные обороты настроите, может добьетесь стабильной работы и все …

на тему касторки и бодяжи топлива.
Можете не ломать копья и красноречие но компрессионное топливо тоже можно приготовить на касторовом масле без примеси каких то других жидкостей.
Мой рук на эту тему говорил так - не мешается у тех у кого избыток знаний мешает размышлять логически - что мешает развести эфир в касторке а потом добавить керосина ?

Евгений, а можно ли писать чуть попонятнее, по русски?;)А то Ваш жаргон - настоящая головоломка, не только “диалект” а и сам стиль. Непонятно как что к чему относится, Вы в тексте смешиваете много разных проблем, причем не совсем понятно их решение.😵
Так что Ваш призыв размышлять логически конечно справедлив, но я думаю Вам надо начать от себя.😛

Capitana:

Рекомендация по перебалансировке КШМ (облегчение поршня и съем металла с коленвала со стороны кривошипа) кажется избыточной и наверно навеяна рекомендациями по доводке 7-й Радуги с черной парой. Уровень вибраций у 10-й Радуги по наблюдениям в пределах аналогичных хоббийных АСПов и ОСов. Все остальное - может быть.

По своему собственному опыту тоже думаю что избыточна. Балансировка конечно вещ полезная, но в первую очередь должно быть определение наличия биения. Автомобильные колеса ведь тоже сначала меряют а лишь после ставят грузила и снова меряют. Так что надо дорабатывать то что надо, без фанатизма. 😛
У Радуги-7 - там было это действительно нужно.Там была ошибка в самом начале, конструкция предполагала светную пару или черную с легким колцеваным аллюминиевым поршнем, но наконец технологи продукцию удешевили и стали ставить пару черную с чугунным поршнем без того, чтобы поправили балансировку. Также у Кометы МД-5 сначала делали противовес, но потом наверно “стахановци” решили удешевить продукцию и тем самум угробили качество мотора и более 10 лет выпускали брак.😦

VTjr
Wladimir_Th:


Не подумайте что я ярый поклонник старых моторов, но если они есть и если они прекрасно подходят к модели, то почему на них не летать. Благо ресурс у них уж точно не меньше чем у импортных, а может и побольше. По крайней мере качество пар старых МДС-10 было намного лучше и точнее современных импортных моторов.

Владимир, тут я с Вами не согласен. Вероятно у Вас мало опыта с импортными моторами. Я правда не имею опыта с МДСами, но что касается Радуг-10РУ то моими руками прошли 4 шт. Ну и впечатление? Не очень. Геометрия пар неправильная, они сделаны наподобие того, так как раньше делали черные. Конусность гильзы и в следствии ее плотность в ВМТ недостаточная. Новые Радуги без свечи совершенно свободно проворачиваются через ВМТ, пока что у двигателей MVVS, HP, OS, TT, или даже ASP такое невозможно. В ВМТ поршень в холодном состоянии заклинивает, медленное проворачивание идет со скрипом, и оно конечно не рекомендуется. Поршень также имеет специальную геометрию с незначительной конической фаской.
И все это очень важно, так оно должно быть.
Дело в том, что при разогреве головки на рабочую температуру диаметр гильзы увеличивается более чем у цилиндра из аллюминиево-кремниевого сплава, пара немного освобождается, но плотность в ВМТ тем самым не теряется, а в НМТ сохраняется низкое трение.
Но для сохранения высокого ресурса таких двигателей очень важен метод обкатки.
Их нельзя обкатывать длительно на очень богатой смеси на средних оборатах, как было принято с черными парами, особенно если оно на топливе с синтетической смазкой. Наоборот такой мотор надо крутить на высоких оборотах с паузами, но важно именно то, чтобы двигатель прогрелся и не надо смазочную пленку разбавлять излишне богатой смесью. Обороты надо снижать заслонкой карба.
Опыт с ресурсом у меня такой, что пока что например мой MVVS-7,5GFS RC накрутил 120 часов и все время он в хорошем состоянии. Пока что одна радуга проявляет симптомы отработанности, уже после 50 часов негодная, а вот вторая развалилась после 30 часов.
Но не смотря на доработки (повышение степени сжатья, втулка в шатуне, новый карб …) ни одна из Радуг не выдава такой мощности как MVVS, HP, или OS.
Что верно, заводилась с первого, максимум третьего толчка (правда с прикрытой заслонкой карба часто в обратку, после прибавления газа глохла или сама реверсировалась), да и расход был вправду низкий.
Но низкий расход - это конечно связано и с ее низкой мощностью. Мощность была не намного выше MVVS-7,5GFS RC и расход также. Правда десятка Радуга крутила большие винты (даже 14х4), хотя мощность MVVS-10GFS RC несравнима.