Капремонт и восстановление авиаиодельных двигатетей.

Serpent
Марат:

отсутствуют базовые теоретические и практические знания и получить их с каждым годом всё сложней и сложней

Подтверждаю полностью!
Из личного опыта: при наличии качественной станочной базы, свободного доступа к любым материалам и полному технологическому циклу литейка/токарка/координатка/гальваника/шлифовка, а также присутствия в шаговой доступности квалифицированного тренера и консультанта (создателя промышленной серии хороших модельных двигателей) мой собственные реально хорошо работающий мотор стал получаться только через пару лет…
И я не был новичком в моделизме, к тому времени был уже КМС и лет 15 уже как не вылезал из моделки.

Flimmer

на али есть полые валы для направляющих чпу 3д принтеров итд, из стали Cr15 - аналог ШХ-15, почему-то не получается ссылку вставить

Hobbyist

Мда… Честно говоря, грустно как-то стало… Правда, о создании собственного мотора речи и не шло - понятно, что это черезвычайно трудная, практически неосуществимая задача. Просто лежит дома довольно много моторов разного объема, нуждающихся в замене поршневой (желательно с правильной конфигурацией, из хороших, износостойких материалов), шатунов, возможно подшипников, а так же, по возможности, в небольшой доработке (установка уплотнений, полировка внутренних поверхностей картера и деталей, балансировка кривошипного вала, подгонка фаз ДГР, установка втулок в головки шатуна и т.д.). Тем более, что новые двигатели сейчас черезвычайно дороги да и с нужными характеристиками найти не только очень трудно, скорее просто невозможно (разве что на интернет-барахолках, типа eBay, и то, при покупке и доставке могут возникнуть проблемы) , из запчастей, опять же, к ним найти можно только подшипники (благо, что стандартизованы). Как задача максимум - попробовать воспроизвести уже разработанные и изготавливавшиеся и успешно работавшие в своё время движки (на основе имеющихся старых советских), да и по той же в первую очередь причине - отсутствию в продаже моторов, которые можно использовать на кордовых). Как то так…

pv11
Hobbyist:

Просто лежит дома довольно много моторов разного объема, нуждающихся в замене поршневой

Если гильзы без задиров и с правильной геометрией, то может проще заказать под них поршни. В конце концов даже геометрию можно поправить в небольших пределах перешлифовкой и нанесением хрома (или бех оного если пара черная). Единственный момент, если класс спортивный не выйти за ограничения обьема. Но все это опять же требует как писалось выше станочной базы, оправок и умения.

Hobbyist

Увы, похоже, что многие гильзы, а вместе с ними скорее всего, и поршни, только под замену ввиду износа (а некотоые уже с завода кривые - например, на Мк-12В и седьмых “Радугах” ). Доступа к станкам у меня нет, но обещал помочь мой хороший знакомый (я упоминал выше), он не только опытный токарь-фрезеровщик, но и авиамоделист с большим стажем. Ремонтировать авиамодельные движки ему приходилось много раз, в том числе вытачивать и кольца для кольцованных поршней. Проблема в том, что нет термички и доступа к нужным легированным сталям и чугунам.

Bumerang_Plus

Евгений,c Александром,пообщайтесь он занимается восстановлением моторов,я думаю таких людей ,сейчас не так много.Телефон я Вам дал. Общими усилиями надеюсь у Вас все получится.

Hobbyist

А цветными и белыми парами заниматься и не предполагается - слижком уж сложный техпроцесс, нужны химически чистые реактивы, весьма недешёвые, регулируемые высокостабильные источники тока, термостаты и пр., что на форуме не раз обсуждалось.

Dacor

Глаза боятся, руки делают. Зря Вы так сразу отбросили цветные пары. ААС конечно сильно сложнее. А с латунными гильзами из реактивов нужна только серная кислота, дистиллированная вода, да хромовый ангидрид. Все это доступно в магазинах химреактивов. Если вникнуть, то это не так сложно как кажется. А тереть цветные пары гораздо проще, чем черные.
Успехов в задуманном.

Но без токаника конечно не обойтись никак.

Serpent
Hobbyist:

лежит дома довольно много моторов разного объема, нуждающихся в замене поршневой (желательно с правильной конфигурацией, из хороших, износостойких материалов), шатунов, возможно подшипников, а так же, по возможности, в небольшой доработке

Неоправданно сложная задача в силу того, что под каждую поршневую придётся делать оправки, притиры, приспособы и т.д.
Разные моторы=разные оправки, в итоге куча оснастки выйдет дороже, чем купить пару новых моторов (или ремонтные пары), тем более, что своей станочной базы у вас нет.
Убьёте кучу времени, потратите много денег, а потом еще начнётся отбраковка негодного хлама из свежесделанного, ибо даже самый хороший станочник, не знакомый со спецификой мелкого моторостроения, не всё и не сразу сделает правильно с первого раза, уж больно специфичны некоторые процедуры…
Дьявол кроется в мелочах, именно они отличают хороший мотор от плохого…

Dacor:

А тереть цветные пары гораздо проще, чем черные.

Сомневаюсь.
Быстрее - да, но насквозь, до протёртого хрома… 😃

Hobbyist
Serpent:

даже самый хороший станочник, не знакомый со спецификой мелкого моторостроения, не всё и не сразу сделает правильно с первого раза, уж больно специфичны некоторые процедуры…

Человек, о котором я написал выше, имеет достаточно большой опыт изготовления чёрных пар, сейчас, помимо основной работы, руководит авиамодельным кружком. Найду материалы, а там видно будет…

Да и несколько пар разного объёма сразу сделать вряд ли получится. Что-нибудь для начала попроще.

Да, хотел ещё спросить о гильзах, чёрных - какова “правильная геометрия”. Нужно притереть два конуса, насколько понимаю, один из них - от нижней кромки выхлопного окна до нижнего же торца гильзы, на 10 µ по диаметру. Второй - в верхней части гильзы, но на каком расстоянии от верхнего торца должен начинаться конус и какова величина сужения - читал о разных вариантах, но какой оптимальный (впрочем, для цветных гильз тоже интересно)?

Serpent

Делайте один конус на гильзе, равномерный. Если сумеете “недотереть” верхнюю часть гильзы, придав ей небольшое бочкообразное сужение вверху - хорошо! Но это в микронах и по нутромеру, почти невесомо, на ощупь…
Верхнюю часть поршня (поясок в 1-2мм) посадите на конус, немного больший, чем конус гильзы, для компенсации теплового расширения (на цветной паре я делал даже 2 конуса вверху поршня).
Правильная пара ощутимо закусывает в ВМТ и “отпускает” на горячем моторе.
Но все эти рекомендации очень примерны и ориентировочны, ибо зависят от кубатуры движка, режима работы мотора (непрерывный на полной мощности либо Р/У модель с перерывами), материалов поршня и гильзы, их структуры, посадки гильзы в картере, материала самого картера, вида и числа рёбер охлаждения, условий обдува мотора в модели и т.д.

alex56

Последняя мода на черные гильзы в семидесятых - А 12 в состоянии поставки или после отжига, обычная автоматка, мне каленые черные гильзы не попадались. Про них у Жидкова С. в его книжке есть.

Марат
alex56:

Последняя мода на черные гильзы в семидесятых - А 12 в состоянии поставки или после отжига

И с ней хорошо работают метеоровские поршня, которых в моделках, изношенных, должно быть много…

Hobbyist

По поводу конусов гильзы. И в книге Ю. Строткина, в приложении, на чертеже гильзы по моему, как раз один конус показан. Почему тогда в описании микродвигателей всё же часто пишут о двух конусах?

“Если сумеете “недотереть” верхнюю часть гильзы, придав ей небольшое бочкообразное сужение вверху - хорошо!”

  • У меня большая просьба - если возможно, вы не могли бы здесь привести экизик - форма и примерные значения числовых характеристик для сужения?
Serpent
Hobbyist:

на чертеже гильзы по моему, как раз один конус показан

На гильзе - да, один. Я именно это и написал.

Hobbyist:

Почему тогда в описании микродвигателей всё же часто пишут о двух конусах?

Ответ уже был:

Serpent:

для компенсации теплового расширения (на цветной паре я делал даже 2 конуса вверху поршня).

Верхний конус на поршне более напоминает микроскопическую фаску. НО! пока не освоите, лучше её и не делать, ибо как раз по ней проходит грань между “супер мотор” и “хрен заведёшь”

Тоже было:

Hobbyist:

привести экизик - форма и примерные значения числовых характеристик для сужения?

Я не стал бы ничего рекомендовать, не потому что жалко или скрываю, а лишь в силу того, что оно действительно весьма варриативно:

Serpent:

очень примерны и ориентировочны, ибо зависят от кубатуры движка, режима работы мотора (непрерывный на полной мощности либо Р/У модель с перерывами), материалов поршня и гильзы, их структуры, посадки гильзы в картере, материала самого картера, вида и числа рёбер охлаждения, условий обдува мотора в модели и т.д.

Свои гильзы я делал для 30 сек работы с резонансной трубой и был согласен выбрасывать пару после 2-3х удачных запусков. 😃
Не думаю, что оно вам подойдёт…

Hobbyist

Вы дальше перечисляете, важные факторы, от которых зависит, какой формы должна быть внутренняя поверхность гильзы, но может все же возможно “прибросить” скажем, для кордовых пилотажных моторов 6 - 7 см3?

Serpent

Евгений, уже около 30 лет моделизм для меня только хобби, и у меня нет опыта работы с такими моторами.
Да и черные пары…
Кроме того, про притирку и геометрию пар рассказывать и эскизы рисовать - это как лечить по интернету.

Hobbyist

Что ж, тогда мудрить не буду, попробуем, как на упомянутом моторе из книги, а там видно будет.

Марат
Hobbyist:

скажем, для кордовых пилотажных моторов 6 - 7 см3

Вот непонятно, зачем этим моторам чёрные пары? Сделайте тогда уж ABC - вроде не секретные технологии, описывались много раз в различных книжках…
ЛС 59 и АЛ26 будет у вас в этих моторах работать на ура… Ну да, надо хромировать… Но хромировать латунь особой сложности не представляет. Зато Термички не надо, какие-то военные стали и чугуны искать не надо, да и обрабатывать эти материалы намного проще…
Есть ещё один нюанс - как известно пилотажки взлетают с земли и пока они на ней находятся, мотор как пылесос , сосёт поднимающуюся пыль. Так вот есть один чудесный момент - цветные пары переваривают пыль намного лучше, чем чёрные… Это выяснилось в гонках, в момент перехода с чёрных пар на цветные - все очень быстро поняли это преимущество…

Hobbyist

Да, наверное, вы праы… О цветных парах пишут уже лет 40, начиная с времён СССР (самодельных). Если бы у них не было в сравненнии с чёрными серьёзных преимуществ, так бы не распространились.

Всё же пока хотелось бы узнать побольше о чёрных. Я поискал в сети материалы по доработке, если используется чёрная пара, то массу поршня стремятся сделать минимальной - толщина стенки юбки 0,6 - 0,7 мм. Чугун - материал весьма хрупкий. Какими приёмами достигается такая толщина стенки?