Капремонт и восстановление авиаиодельных двигатетей.

pv11
Hobbyist:

Просто лежит дома довольно много моторов разного объема, нуждающихся в замене поршневой

Если гильзы без задиров и с правильной геометрией, то может проще заказать под них поршни. В конце концов даже геометрию можно поправить в небольших пределах перешлифовкой и нанесением хрома (или бех оного если пара черная). Единственный момент, если класс спортивный не выйти за ограничения обьема. Но все это опять же требует как писалось выше станочной базы, оправок и умения.

Hobbyist

Увы, похоже, что многие гильзы, а вместе с ними скорее всего, и поршни, только под замену ввиду износа (а некотоые уже с завода кривые - например, на Мк-12В и седьмых “Радугах” ). Доступа к станкам у меня нет, но обещал помочь мой хороший знакомый (я упоминал выше), он не только опытный токарь-фрезеровщик, но и авиамоделист с большим стажем. Ремонтировать авиамодельные движки ему приходилось много раз, в том числе вытачивать и кольца для кольцованных поршней. Проблема в том, что нет термички и доступа к нужным легированным сталям и чугунам.

Bumerang_Plus

Евгений,c Александром,пообщайтесь он занимается восстановлением моторов,я думаю таких людей ,сейчас не так много.Телефон я Вам дал. Общими усилиями надеюсь у Вас все получится.

Hobbyist

А цветными и белыми парами заниматься и не предполагается - слижком уж сложный техпроцесс, нужны химически чистые реактивы, весьма недешёвые, регулируемые высокостабильные источники тока, термостаты и пр., что на форуме не раз обсуждалось.

Dacor

Глаза боятся, руки делают. Зря Вы так сразу отбросили цветные пары. ААС конечно сильно сложнее. А с латунными гильзами из реактивов нужна только серная кислота, дистиллированная вода, да хромовый ангидрид. Все это доступно в магазинах химреактивов. Если вникнуть, то это не так сложно как кажется. А тереть цветные пары гораздо проще, чем черные.
Успехов в задуманном.

Но без токаника конечно не обойтись никак.

Serpent
Hobbyist:

лежит дома довольно много моторов разного объема, нуждающихся в замене поршневой (желательно с правильной конфигурацией, из хороших, износостойких материалов), шатунов, возможно подшипников, а так же, по возможности, в небольшой доработке

Неоправданно сложная задача в силу того, что под каждую поршневую придётся делать оправки, притиры, приспособы и т.д.
Разные моторы=разные оправки, в итоге куча оснастки выйдет дороже, чем купить пару новых моторов (или ремонтные пары), тем более, что своей станочной базы у вас нет.
Убьёте кучу времени, потратите много денег, а потом еще начнётся отбраковка негодного хлама из свежесделанного, ибо даже самый хороший станочник, не знакомый со спецификой мелкого моторостроения, не всё и не сразу сделает правильно с первого раза, уж больно специфичны некоторые процедуры…
Дьявол кроется в мелочах, именно они отличают хороший мотор от плохого…

Dacor:

А тереть цветные пары гораздо проще, чем черные.

Сомневаюсь.
Быстрее - да, но насквозь, до протёртого хрома… 😃

Hobbyist
Serpent:

даже самый хороший станочник, не знакомый со спецификой мелкого моторостроения, не всё и не сразу сделает правильно с первого раза, уж больно специфичны некоторые процедуры…

Человек, о котором я написал выше, имеет достаточно большой опыт изготовления чёрных пар, сейчас, помимо основной работы, руководит авиамодельным кружком. Найду материалы, а там видно будет…

Да и несколько пар разного объёма сразу сделать вряд ли получится. Что-нибудь для начала попроще.

Да, хотел ещё спросить о гильзах, чёрных - какова “правильная геометрия”. Нужно притереть два конуса, насколько понимаю, один из них - от нижней кромки выхлопного окна до нижнего же торца гильзы, на 10 µ по диаметру. Второй - в верхней части гильзы, но на каком расстоянии от верхнего торца должен начинаться конус и какова величина сужения - читал о разных вариантах, но какой оптимальный (впрочем, для цветных гильз тоже интересно)?

Serpent

Делайте один конус на гильзе, равномерный. Если сумеете “недотереть” верхнюю часть гильзы, придав ей небольшое бочкообразное сужение вверху - хорошо! Но это в микронах и по нутромеру, почти невесомо, на ощупь…
Верхнюю часть поршня (поясок в 1-2мм) посадите на конус, немного больший, чем конус гильзы, для компенсации теплового расширения (на цветной паре я делал даже 2 конуса вверху поршня).
Правильная пара ощутимо закусывает в ВМТ и “отпускает” на горячем моторе.
Но все эти рекомендации очень примерны и ориентировочны, ибо зависят от кубатуры движка, режима работы мотора (непрерывный на полной мощности либо Р/У модель с перерывами), материалов поршня и гильзы, их структуры, посадки гильзы в картере, материала самого картера, вида и числа рёбер охлаждения, условий обдува мотора в модели и т.д.

alex56

Последняя мода на черные гильзы в семидесятых - А 12 в состоянии поставки или после отжига, обычная автоматка, мне каленые черные гильзы не попадались. Про них у Жидкова С. в его книжке есть.

Марат
alex56:

Последняя мода на черные гильзы в семидесятых - А 12 в состоянии поставки или после отжига

И с ней хорошо работают метеоровские поршня, которых в моделках, изношенных, должно быть много…

Hobbyist

По поводу конусов гильзы. И в книге Ю. Строткина, в приложении, на чертеже гильзы по моему, как раз один конус показан. Почему тогда в описании микродвигателей всё же часто пишут о двух конусах?

“Если сумеете “недотереть” верхнюю часть гильзы, придав ей небольшое бочкообразное сужение вверху - хорошо!”

  • У меня большая просьба - если возможно, вы не могли бы здесь привести экизик - форма и примерные значения числовых характеристик для сужения?
Serpent
Hobbyist:

на чертеже гильзы по моему, как раз один конус показан

На гильзе - да, один. Я именно это и написал.

Hobbyist:

Почему тогда в описании микродвигателей всё же часто пишут о двух конусах?

Ответ уже был:

Serpent:

для компенсации теплового расширения (на цветной паре я делал даже 2 конуса вверху поршня).

Верхний конус на поршне более напоминает микроскопическую фаску. НО! пока не освоите, лучше её и не делать, ибо как раз по ней проходит грань между “супер мотор” и “хрен заведёшь”

Тоже было:

Hobbyist:

привести экизик - форма и примерные значения числовых характеристик для сужения?

Я не стал бы ничего рекомендовать, не потому что жалко или скрываю, а лишь в силу того, что оно действительно весьма варриативно:

Serpent:

очень примерны и ориентировочны, ибо зависят от кубатуры движка, режима работы мотора (непрерывный на полной мощности либо Р/У модель с перерывами), материалов поршня и гильзы, их структуры, посадки гильзы в картере, материала самого картера, вида и числа рёбер охлаждения, условий обдува мотора в модели и т.д.

Свои гильзы я делал для 30 сек работы с резонансной трубой и был согласен выбрасывать пару после 2-3х удачных запусков. 😃
Не думаю, что оно вам подойдёт…

Hobbyist

Вы дальше перечисляете, важные факторы, от которых зависит, какой формы должна быть внутренняя поверхность гильзы, но может все же возможно “прибросить” скажем, для кордовых пилотажных моторов 6 - 7 см3?

Serpent

Евгений, уже около 30 лет моделизм для меня только хобби, и у меня нет опыта работы с такими моторами.
Да и черные пары…
Кроме того, про притирку и геометрию пар рассказывать и эскизы рисовать - это как лечить по интернету.

Hobbyist

Что ж, тогда мудрить не буду, попробуем, как на упомянутом моторе из книги, а там видно будет.

Марат
Hobbyist:

скажем, для кордовых пилотажных моторов 6 - 7 см3

Вот непонятно, зачем этим моторам чёрные пары? Сделайте тогда уж ABC - вроде не секретные технологии, описывались много раз в различных книжках…
ЛС 59 и АЛ26 будет у вас в этих моторах работать на ура… Ну да, надо хромировать… Но хромировать латунь особой сложности не представляет. Зато Термички не надо, какие-то военные стали и чугуны искать не надо, да и обрабатывать эти материалы намного проще…
Есть ещё один нюанс - как известно пилотажки взлетают с земли и пока они на ней находятся, мотор как пылесос , сосёт поднимающуюся пыль. Так вот есть один чудесный момент - цветные пары переваривают пыль намного лучше, чем чёрные… Это выяснилось в гонках, в момент перехода с чёрных пар на цветные - все очень быстро поняли это преимущество…

Hobbyist

Да, наверное, вы праы… О цветных парах пишут уже лет 40, начиная с времён СССР (самодельных). Если бы у них не было в сравненнии с чёрными серьёзных преимуществ, так бы не распространились.

Всё же пока хотелось бы узнать побольше о чёрных. Я поискал в сети материалы по доработке, если используется чёрная пара, то массу поршня стремятся сделать минимальной - толщина стенки юбки 0,6 - 0,7 мм. Чугун - материал весьма хрупкий. Какими приёмами достигается такая толщина стенки?

VTjr
Dacor:

… Зря Вы так сразу отбросили цветные пары. ААС конечно сильно сложнее. А с латунными гильзами из реактивов нужна только серная кислота, дистиллированная вода, да хромовый ангидрид. Все это доступно в магазинах химреактивов. Если вникнуть, то это не так сложно как кажется. …

Ну, я бы не был столь оптимистичным. Вот читайте здесь rcopen.com/forum/f5/topic536421 что все пришлось Леопольду преодолеть, чтобы наладить успешно процесс хромировки.

Serpent

И таки да, хромировать далеко не так просто.
Т.е. сделать желтое серым - запросто.
Но вот качественный хром - та еще задачка…

P.S. качественный - это красивый, твёрдый, гладкий, но в то же время после притирки как бы потрескавшийся от старости и чуток дырявый, если смотреть в хорошую лупу…

VTjr
Hobbyist:

Да, наверное, вы праы… Если бы у них не было в сравненнии с чёрными серьёзных преимуществ, так бы не распространились. …

Кроме лучших показателей трения и отвода тепла при охлаждении, я считаю основным преимуществом цветных пар именно повышенный ресурс. По моему личному опыту в 3-4 раза, но в 2, как минимум. Есть у меня двигатели с 120-часовой наработкой, и они все время в отличном состоянии с хорошей компрессией, думаю следующих 120 часов еще поработают. Правда, подшипники меняю профилактически каждых 30 часов, а свечи также после сотни полетов (это имею ввиду мотор-радио вариант, с радио карбюратором, без резонансного выхлопа, там с ГДН бы конечно менял свечи почаще).
По моему опыту моторы с черной парой как правило изнашивались после 10-20 часов, но кольцеванные может 30-40, а некоторые даже 2-3 часа, и капут. Были даже такие, которые не доживали конца своей обкатки.

Также моторы с цветными парами могут работать с синтетической смазкой, или со смесью синтетики и касторки, что значительно снижает загрязнение модели.

Да и процент смазки в хорошо обкатанном двигателе может быть меньший.
Я сам летал с семеркой и десяткой МВВС на самомесе с 12% общей смазки (9% синтетики и 3% касторки) и 5% нитры. Один раз даже ошибся при приготовлении топлива, и сделал пару полетов на топливе всего лишь с 9% смазки (6% синтетики и 3% касторки). И без каких-либо пагубных последствий, мотор наоборот работал как никогда. Конечно, ведь известно, что каждое снижение 2% смазки по росту мощности равносильно добавлению 1% нитры.
Конечно, малые кубатуры (2,5см3) требуют намного больше смазки, при обкатке 25% а после 20%, но как минимум 18%. А меньшие кубатуры еще больше.
Правда, эту теорию нарушают современные автомодельные двигатели от OS, которые при объемах 2,5см3 или 3,5см3 работают на топливе всего лишь с 7% смазки и >30% нитры, причем раскручиваются на >35 тысяч об/мин. Там все конечно обусловлено сочетанием материалов (возможно пары с керамическими покрытиями и специальными подшипниками и втулками в головках шатуна), и также специфическим режимом их работы.

И наконец, если двигатели с АВС или ААС изготовлены грамотно, на высокоточных станках, то не требуют длительной и сложной обкатки.