Капремонт и восстановление авиаиодельных двигатетей.

alex56

Последняя мода на черные гильзы в семидесятых - А 12 в состоянии поставки или после отжига, обычная автоматка, мне каленые черные гильзы не попадались. Про них у Жидкова С. в его книжке есть.

Марат
alex56:

Последняя мода на черные гильзы в семидесятых - А 12 в состоянии поставки или после отжига

И с ней хорошо работают метеоровские поршня, которых в моделках, изношенных, должно быть много…

Hobbyist

По поводу конусов гильзы. И в книге Ю. Строткина, в приложении, на чертеже гильзы по моему, как раз один конус показан. Почему тогда в описании микродвигателей всё же часто пишут о двух конусах?

“Если сумеете “недотереть” верхнюю часть гильзы, придав ей небольшое бочкообразное сужение вверху - хорошо!”

  • У меня большая просьба - если возможно, вы не могли бы здесь привести экизик - форма и примерные значения числовых характеристик для сужения?
Serpent
Hobbyist:

на чертеже гильзы по моему, как раз один конус показан

На гильзе - да, один. Я именно это и написал.

Hobbyist:

Почему тогда в описании микродвигателей всё же часто пишут о двух конусах?

Ответ уже был:

Serpent:

для компенсации теплового расширения (на цветной паре я делал даже 2 конуса вверху поршня).

Верхний конус на поршне более напоминает микроскопическую фаску. НО! пока не освоите, лучше её и не делать, ибо как раз по ней проходит грань между “супер мотор” и “хрен заведёшь”

Тоже было:

Hobbyist:

привести экизик - форма и примерные значения числовых характеристик для сужения?

Я не стал бы ничего рекомендовать, не потому что жалко или скрываю, а лишь в силу того, что оно действительно весьма варриативно:

Serpent:

очень примерны и ориентировочны, ибо зависят от кубатуры движка, режима работы мотора (непрерывный на полной мощности либо Р/У модель с перерывами), материалов поршня и гильзы, их структуры, посадки гильзы в картере, материала самого картера, вида и числа рёбер охлаждения, условий обдува мотора в модели и т.д.

Свои гильзы я делал для 30 сек работы с резонансной трубой и был согласен выбрасывать пару после 2-3х удачных запусков. 😃
Не думаю, что оно вам подойдёт…

Hobbyist

Вы дальше перечисляете, важные факторы, от которых зависит, какой формы должна быть внутренняя поверхность гильзы, но может все же возможно “прибросить” скажем, для кордовых пилотажных моторов 6 - 7 см3?

Serpent

Евгений, уже около 30 лет моделизм для меня только хобби, и у меня нет опыта работы с такими моторами.
Да и черные пары…
Кроме того, про притирку и геометрию пар рассказывать и эскизы рисовать - это как лечить по интернету.

Hobbyist

Что ж, тогда мудрить не буду, попробуем, как на упомянутом моторе из книги, а там видно будет.

Марат
Hobbyist:

скажем, для кордовых пилотажных моторов 6 - 7 см3

Вот непонятно, зачем этим моторам чёрные пары? Сделайте тогда уж ABC - вроде не секретные технологии, описывались много раз в различных книжках…
ЛС 59 и АЛ26 будет у вас в этих моторах работать на ура… Ну да, надо хромировать… Но хромировать латунь особой сложности не представляет. Зато Термички не надо, какие-то военные стали и чугуны искать не надо, да и обрабатывать эти материалы намного проще…
Есть ещё один нюанс - как известно пилотажки взлетают с земли и пока они на ней находятся, мотор как пылесос , сосёт поднимающуюся пыль. Так вот есть один чудесный момент - цветные пары переваривают пыль намного лучше, чем чёрные… Это выяснилось в гонках, в момент перехода с чёрных пар на цветные - все очень быстро поняли это преимущество…

Hobbyist

Да, наверное, вы праы… О цветных парах пишут уже лет 40, начиная с времён СССР (самодельных). Если бы у них не было в сравненнии с чёрными серьёзных преимуществ, так бы не распространились.

Всё же пока хотелось бы узнать побольше о чёрных. Я поискал в сети материалы по доработке, если используется чёрная пара, то массу поршня стремятся сделать минимальной - толщина стенки юбки 0,6 - 0,7 мм. Чугун - материал весьма хрупкий. Какими приёмами достигается такая толщина стенки?

VTjr
Dacor:

… Зря Вы так сразу отбросили цветные пары. ААС конечно сильно сложнее. А с латунными гильзами из реактивов нужна только серная кислота, дистиллированная вода, да хромовый ангидрид. Все это доступно в магазинах химреактивов. Если вникнуть, то это не так сложно как кажется. …

Ну, я бы не был столь оптимистичным. Вот читайте здесь rcopen.com/forum/f5/topic536421 что все пришлось Леопольду преодолеть, чтобы наладить успешно процесс хромировки.

Serpent

И таки да, хромировать далеко не так просто.
Т.е. сделать желтое серым - запросто.
Но вот качественный хром - та еще задачка…

P.S. качественный - это красивый, твёрдый, гладкий, но в то же время после притирки как бы потрескавшийся от старости и чуток дырявый, если смотреть в хорошую лупу…

VTjr
Hobbyist:

Да, наверное, вы праы… Если бы у них не было в сравненнии с чёрными серьёзных преимуществ, так бы не распространились. …

Кроме лучших показателей трения и отвода тепла при охлаждении, я считаю основным преимуществом цветных пар именно повышенный ресурс. По моему личному опыту в 3-4 раза, но в 2, как минимум. Есть у меня двигатели с 120-часовой наработкой, и они все время в отличном состоянии с хорошей компрессией, думаю следующих 120 часов еще поработают. Правда, подшипники меняю профилактически каждых 30 часов, а свечи также после сотни полетов (это имею ввиду мотор-радио вариант, с радио карбюратором, без резонансного выхлопа, там с ГДН бы конечно менял свечи почаще).
По моему опыту моторы с черной парой как правило изнашивались после 10-20 часов, но кольцеванные может 30-40, а некоторые даже 2-3 часа, и капут. Были даже такие, которые не доживали конца своей обкатки.

Также моторы с цветными парами могут работать с синтетической смазкой, или со смесью синтетики и касторки, что значительно снижает загрязнение модели.

Да и процент смазки в хорошо обкатанном двигателе может быть меньший.
Я сам летал с семеркой и десяткой МВВС на самомесе с 12% общей смазки (9% синтетики и 3% касторки) и 5% нитры. Один раз даже ошибся при приготовлении топлива, и сделал пару полетов на топливе всего лишь с 9% смазки (6% синтетики и 3% касторки). И без каких-либо пагубных последствий, мотор наоборот работал как никогда. Конечно, ведь известно, что каждое снижение 2% смазки по росту мощности равносильно добавлению 1% нитры.
Конечно, малые кубатуры (2,5см3) требуют намного больше смазки, при обкатке 25% а после 20%, но как минимум 18%. А меньшие кубатуры еще больше.
Правда, эту теорию нарушают современные автомодельные двигатели от OS, которые при объемах 2,5см3 или 3,5см3 работают на топливе всего лишь с 7% смазки и >30% нитры, причем раскручиваются на >35 тысяч об/мин. Там все конечно обусловлено сочетанием материалов (возможно пары с керамическими покрытиями и специальными подшипниками и втулками в головках шатуна), и также специфическим режимом их работы.

И наконец, если двигатели с АВС или ААС изготовлены грамотно, на высокоточных станках, то не требуют длительной и сложной обкатки.

Батька-Л
Hobbyist:

Всё же пока хотелось бы узнать побольше о чёрных. Я поискал в сети материалы по доработке, если используется чёрная пара…

Сам мало что делаю. К сожалению… Но материалы собираю активно. Все, что попадается на просторах, стараюсь систематизировать. Вспомнил, что была тема по ремонту мотора, вспомнил автора. Нашел. Сама тема закрыта. Автор - ЕВГЕНИЙ-ARM. Тема - Колибри ОТМ-08 - ремонт.
 Достаточно подробно описано и про материалы, и про технологию изготовления поршня, в частности, и про притиры. Со ссылками. Прямо руководство!
Евгений на форуме. Правда около месяца уже не был. Надеюсь - ничего серьезного…

Марат
VTjr:

все пришлось Леопольду преодолеть, чтобы наладить успешно процесс хромировки.

Да… но не забывайте - Леопольд собирался хромировать гильзы для судомодельных двигателей - конкретно от 26 кубиков… А это уже совсем другие дела - при плотности тока 60 А на дециметр в квадрате источник должен быть очень мощный. для 6-7 кубовых естественно всё будет намного проще…

Serpent:

Но вот качественный хром - та еще задачка…

Правильная подготовка, чистые реактивы и хороший источник тока - залог успеха. В своё время использовал стандартный блок из кабинета физики с реостатом. С латунью вообще не имел проблем…

Hobbyist

Кажется, идея отремонтировать моторы, неосуществима, по крайней мере в обозримое время. Оказалось, что нет необходимого мерительного инструмента - с ценой деления 1 мкм и соответствующей погрешностью. Настроение на уровне -20 дБ. Что теперь делать, не знаю. Выбросить жалко, тем более, что ведь не задаром достались.

А нет способа перешлифовать гильзы хотя бы для моторчиков 2,5 куб. см, используя самый распространенный мерительный инструмент (с ценой деления 10 мкм), и действуя, таким образом почти “на ощупь”?

В одном пособии по слесарному делу читал, как притереть с высокой точностью рабочую поверхность втулки, используя для контроля калибр (возможно даже самодельный), но не могу вспомнить, в каком. Есть хороший “Справочник слесаря”, но там только общие положения.

Батька-Л
Hobbyist:

…нет необходимого мерительного инструмента - с ценой деления 1 мкм и соответствующей погрешностью…

…А нет способа перешлифовать гильзы хотя бы для моторчиков 2,5 куб. см, используя самый распространенный мерительный инструмент (с ценой деления 10 мкм), и действуя, таким образом почти “на ощупь”?

Евгений в своей теме писал:“В результате я привел конус до потребного 0.02мм на сторону”.
Чем он мерил, насколько помню, он не указывал. Так что, возможно, сотки точности будет достаточно. А дальше - "и действуя, таким образом почти “на ощупь”!

Будулай

Видимо Евгений на ноль ошибся когда писал, Восстанавливать МК-12 и Радугу 7 нет ни какого смысла . Качество исполнения отвратительное . Последний раз а картер Радугу держал в руках и разбирал , лет 20назад поршень в гильзу можно было вставить только в одном положении , картер так криво расточить надо еще суметь.

Батька-Л
Будулай:

Видимо Евгений на ноль ошибся когда писал,

Да вряд ли… Сироткин Ю.А. “В воздухе пилотажные модели”, например - речь о сотках. Даже по гильзе - около одной сотки… Поршень - до двух. Хотел вставить страницу - форум не пропускает, слишком много информации. Стр.30 там…
С гильзой - сложнее, нужен нутромер. (Микрометр есть почти у каждого). Но можно попробовать промерить калибром-пробкой, промеренным микрометром…
ПОТОМ подбирать готовый поршень или точить новый, который не лезет в гильзу, и его уже “втирать” в гильзу. Одна сотка, если геометрия идеальна - это очень много! На горячую запрессовку в наших размерах нужно максимум 2-3 сотки. Так что поймать ее можно…

Конечно, рассуждения близки к дилетанским… Опыт только юношеский - втирал так поршень от Ритма 4-канального. Притиры - текстолитовый для гильзы и чугунный для поршня. Результат был просто потрясающий. В армию уходил - он все работал… Никакого мерительного инструмента не было, насколько помню. Все аккуратно, не спеша, с постоянными примерками…
----------------------------------------------------------------------------------------------
Сам наточил уже притиров на 2,5 кубовые моторы, и доноры, и реципиенты есть - готов прямо плотно заняться. Вот и посмотрим, что получится у самого с такими рассуждениями…

Serpent
Hobbyist:

и действуя, таким образом почти “на ощупь”?

Можно! Другой вопрос в том, чтобы рука знала как оно “должно быть”, надо потренироваться с использованием инструмента.
И второе (более важное) - проблема не в том, как туго одно в другое вставляться должно.

Проблема в геометрии, а все и всяческие овальности можно только нутромером промерить.
Иначе будет вот так:

Будулай:

Радугу держал в руках и разбирал , лет 20назад поршень в гильзу можно было вставить только в одном положении

Да и поршня мерить пассаметр надо, микрометр недостаточно точен и не нагляден…

mager

точность закладываеться в технологии чистовые притиры обычно делаються не распорные нужный конус шлифуеться на цельных скалках.