Капремонт и восстановление авиаиодельных двигатетей.
…нет необходимого мерительного инструмента - с ценой деления 1 мкм и соответствующей погрешностью…
…А нет способа перешлифовать гильзы хотя бы для моторчиков 2,5 куб. см, используя самый распространенный мерительный инструмент (с ценой деления 10 мкм), и действуя, таким образом почти “на ощупь”?
Евгений в своей теме писал:“В результате я привел конус до потребного 0.02мм на сторону”.
Чем он мерил, насколько помню, он не указывал. Так что, возможно, сотки точности будет достаточно. А дальше - "и действуя, таким образом почти “на ощупь”!
Видимо Евгений на ноль ошибся когда писал, Восстанавливать МК-12 и Радугу 7 нет ни какого смысла . Качество исполнения отвратительное . Последний раз а картер Радугу держал в руках и разбирал , лет 20назад поршень в гильзу можно было вставить только в одном положении , картер так криво расточить надо еще суметь.
Видимо Евгений на ноль ошибся когда писал,
Да вряд ли… Сироткин Ю.А. “В воздухе пилотажные модели”, например - речь о сотках. Даже по гильзе - около одной сотки… Поршень - до двух. Хотел вставить страницу - форум не пропускает, слишком много информации. Стр.30 там…
С гильзой - сложнее, нужен нутромер. (Микрометр есть почти у каждого). Но можно попробовать промерить калибром-пробкой, промеренным микрометром…
ПОТОМ подбирать готовый поршень или точить новый, который не лезет в гильзу, и его уже “втирать” в гильзу. Одна сотка, если геометрия идеальна - это очень много! На горячую запрессовку в наших размерах нужно максимум 2-3 сотки. Так что поймать ее можно…
Конечно, рассуждения близки к дилетанским… Опыт только юношеский - втирал так поршень от Ритма 4-канального. Притиры - текстолитовый для гильзы и чугунный для поршня. Результат был просто потрясающий. В армию уходил - он все работал… Никакого мерительного инструмента не было, насколько помню. Все аккуратно, не спеша, с постоянными примерками…
----------------------------------------------------------------------------------------------
Сам наточил уже притиров на 2,5 кубовые моторы, и доноры, и реципиенты есть - готов прямо плотно заняться. Вот и посмотрим, что получится у самого с такими рассуждениями…
и действуя, таким образом почти “на ощупь”?
Можно! Другой вопрос в том, чтобы рука знала как оно “должно быть”, надо потренироваться с использованием инструмента.
И второе (более важное) - проблема не в том, как туго одно в другое вставляться должно.
Проблема в геометрии, а все и всяческие овальности можно только нутромером промерить.
Иначе будет вот так:
Радугу держал в руках и разбирал , лет 20назад поршень в гильзу можно было вставить только в одном положении
Да и поршня мерить пассаметр надо, микрометр недостаточно точен и не нагляден…
если геометрия идеальна
Вот это и я имел ввиду…
точность закладываеться в технологии чистовые притиры обычно делаються не распорные нужный конус шлифуеться на цельных скалках.
Привет всем!
Да и поршня мерить пассаметр надо, микрометр недостаточно точен и не нагляден…
Не вводите народ в заблуждение.
Современный цифровой микрометр мерит с точностью до 0,001мм .
На работе уже более 10 лет работаю микрометром производитель TESA
Всем пока, пока, пока.
чистовые притиры обычно делаються не распорные нужный конус шлифуеться на цельных скалках.
- Расход чугуна будет сумашедший, а тут выше обсуждалось где найти кусочек на поршня. 😃 (это шутка)
- Без наличия измерительного инструмента всё равно нифига толкового не получится.
- Что вообще делать чистовым притиром в овально растёртой гильзе?
P.S. Понимаю разочарование, но без оборудования и мерителей тема действительно неподъёмная.
Современный цифровой микрометр мерит с точностью до 0,001мм .
Да не мерить надо, а следить за геометрией.
Т.е. в одной руке поршень, в другой пассаметр и побежали сначала вдоль, потом по кругу.
И так раз пять-десять за притирку…
Я не зря писал
недостаточно точен и не нагляден…
Хотя может быть, не стану спорить.
Уже выше писал, что давно завязал и мог устареть… 😃
Т.е. в одной руке поршень, в другой пассаметр и побежали сначала вдоль, потом по кругу. И так раз пять-десять за притирку…
Позволю добавить, что при точных измерениях желательно руками не держать пассаметр, а ставить его в держатель. Да и делать в помещении которое имеет определенную стабильность температуры.
Не знаю как “электронная” TESA, но Mututoya причем оригинальная при температурной нестабильности начинает подвирать…😦
Да, прежде чем научиться/уметь пользоваться инструментом, его нужно иметь. Но купить сейчас не проблема. На Авито все есть! Например:
avito.ru/…/mikrometr_rychazhnyy_0-25_sssr_23029918…
Не реклама, естественно!
Пассаметр, 0-25 мм, 2 мкм цена деления…
С полгода назад такой же купил себе в 2,5 раза дешевле. Только поискать, подождать, вариант всегда найдется!
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Уже пользовался, восстанавливал изуродованный, покоцаный КВ КМД. Биения не было, но диаметр КВ на участке между носовым и коренным подшипниками был весь изуродован. Не знаю, что с ним делали. Но коренной не проходил даже близко на свое место.
Аккуратно, алмазным надфилем с постоянными промерами все вывел в 0-2мкм. Как будто шлифовали…
Ну да, вроде колхоз, но получилось все идеально. И вал спас, и самому приятно от проделанной работы…
Конечно, это не та задача была, что мы здесь обсуждаем, но инструментом пользоваться научился. Это все-таки не микрометр, немного другое, хотя и похожи на первый взгляд…
Было бы желание!
Восстанавливать МК-12В действительно бессмысленно. 😃
Что касается Радуги-7, то проще всего купить новую пару, чем ее делать самому. :PЕсть люди, которые этим занимаются и выпускают такие пары. И лучше всего если она будет цветная - отпадет проблема с балансировкой двигателя. Если я бы решил делать новую пару для Радуги, то только цветную.😉
Кстати в нее точь-точь подходит цветная пара от МВВС-6,5 без какой-либо доработки, и Радуга тем самым преобразуется в нормальный рабочий, не вибрирующий движок. К сожалению МВВС уже прекратил выпуск калилок, так что новые пары достать сложно (иногда найдутся на барахолках из каких-нибудь старых запасов).
Но возится с отработанной Радугой не стоит. Там ведь колен вал в бронзовой втулке, которая обычно бывает разбитой с величайшим люфтом колен вала. Поменять ее на новую непросто - это не то что менять шариковые подшипники. Да и картер может быть деформирован, бывает часто нарушена перпендикулярность осей вала и втулки, так как картер Радуги тонкостенный и довольно мягкий. Так что нередко у них шатун сползает с пальца а такое исправить очень сложно и неэффективно.
Так что если уж возиться с Радугой-7, то стоит только с новой.😛
Да и там надо многое сделать чтобы ее довести до ума 😒 (в основном сбалансировать мотор, и тем самым избавиться от ужасных вибраций, которые буквально рвут крепежные винты).
Я отлично знаю о чем говорю, сам делал такую доработку.😉
Вот пожалуйста ссылка на мою ветку в чехо-словацком форуме, где я всю историю обнародовал www.rcmania.cz/viewtopic.php?f=8&t=62302. Текст правда на чешском или словацком языках (я сам пишу и на том и другом, сначала на словацком, но иногда перехожу на чешский, в зависимости от того кому отвечаю), но фоток там достаточно чтобы понять смысл того, что я с ним делал. Или можно использовать Гугл-переводчик. Вам будет интересно прочитать всего 1-ю и 2-ю страницы ветки, далее уже дискуссия в основном между мной и Игорем Бургером (он многократный ЧМ по кордовым пилотажкам F2B ), и она немного уходит от темы.
Обратите внимание, что доработка гильзы сделана довольно кустарным методом, но успешная. Никаких микрометрических измерений я не делал. Фрезеровку колен вала мне делали в оснащенной мастерской, он довольно твердый, так что нужны прочные станки с твердосплавными фрезами. Остальное просто на своем токарном станке (кстати советском Универсале-2), в том числе и новую опорную шайбу винта. Доработка поршня также на токарном станке и в ручную фрезкой-Дреммелем. Карб взял новый от АСП 21М, переходник точил на токарном. А ламельную вставку в глушитель, там многие детали вырезал лазером.
Ещё раз большое спасибо всем за отклики, узнал много нового и полезного. По поводу моторов. “Радуги” не работавшие или совсем мало. Но необходима тщательная ревизия, сегодня как раз один из моторов осмотрели, обнаружился заводской дефект - между гильзой и картером зазор такой, что гильза просто влетает и вылетает со своего места без всякого усилия, Василий (я о нем упоминал выше) посоветовал загнать её на фольге.
А знает кто нибудь из какого материала можно сделать контрпоршень для АВС пары Комода? АЛ26? Или не париться и сделать из Д16Т? Производитель пары неизвестен.
Я свой пост немного отредактировал, дал в конце дополнительные информации.
На фольгу, конечно, главное, чтобы угол оси гильзы и колен вала был чуть более 90°, тогда шатун не будет сползать с пальца. Именно та свободная посадка гильзы Вам дает возможность с этим углом мудрить.
Если удастся приобрести цветную пару, то с колен валом не надо ничего делать, балансировка выйдет отличной.
А насчёт Мк-12В - однажды, несколько лет назад на форумной барахолке или на Avito.ru, не помню точно, кто-то выложил в продажу за 1000 р. целую кучу убитых двенадцатых Мк-шек, “Метеоров” и МАРЗов. Что вы думаете, через три дня нашелся покупатель и забрал все. Ведь человек не просто так приобретал.
Книга Сироткина издание 1972 г ,3а50 лет много изменилось, и пользоваться ей как руководством к действиям наверное не стоит. На 30 странице указан размер занижения юбки поршня , а не геометрия поршня.
А насчёт Мк-12В - однажды, несколько лет назад на форумной барахолке или на Avito.ru, не помню точно, кто-то выложил в продажу за 1000 р. целую кучу убитых двенадцатых Мк-шек, “Метеоров” и МАРЗов. Что вы думаете, через три дня нашелся покупатель и забрал все. Ведь человек не просто так приобретал.
Наверное ради деталей, как запчастей.
Также имея много двигателей одинакового типа можно детали пар комбинировать и подобрать более тесную работоспособную пару.
Или просто для коллекции, где на полочке важен именно вид, а не работоспособность двигателя.
Также есть люди, которые такие движки скупают, чистят, доводят до красивого вида (даже иногда некоторые детали повторно анодируют или полируют), и потом продают с выручкой на разных аукционах коллекционерам.
Также имея много двигателей одинакового типа можно детали пар комбинировать и подобрать более тесную работоспособную пару.
Вот с КМД такой фокус не проходит… Очень точно было сделано, в смысле допусков. Лежат с десяток пар б/у. Ни одной более-менее путной не удалось подобрать перебором, все одинаково изношены. Если только попадется пара с уже втертым новым поршнем большего диаметра.
Весь остальной Советский “авиапром” это позволяет… Ну, по крайней мере, почти все 2,5 куба…
Книга Сироткина издание 1972 г ,3а50 лет много изменилось, и пользоваться ей как руководством к действиям наверное не стоит. На 30 странице указан размер занижения юбки поршня , а не геометрия поршня.
Соглашусь, по допускам на поршень привел не совсем корректный пример.
По-поводу книги, как руководства к действию по моторам: принципы-то и приемы, подходы - все те же остались! И как крутили пилотажные моторы 12 000 плюс/минус, так и сейчас. Никто не крутит 8 000 или 20 000…
Вот с КМД такой фокус не проходит…
С двигателями MVVS то же самое, все пары как одна.😵
Но вот Эмиль Адигамов (Persey), получив от меня отработанный MVVS 2,5GRR, довел его до ума тем, что вставил в его гильзу поршень от ЦСКАМ 2,5КР и вроде получился у него рабочий двигатель, даже в дизельном варианте, на который он его переделал. А у дизеля ведь хорошая компрессия еще более важна чем у калилки.😉
Весь остальной Советский “авиапром” это позволяет… Ну, по крайней мере, почти все 2,5 куба…
Ну да, особенно МК-12В, там наверное не было выпущено 2-х одинаковых.😆
…
По-поводу книги, как руководства к действию по моторам: принципы-то и приемы, подходы - все те же остались! …
Тоже так считаю. Старые книги имеет смысл читать. Даже у Филиппычева с 50-х лет есть чему поучиться. Конечно надо прочитанное сопоставлять с новой информацией. На разных сайтах ей много, только надо уметь искать, и владеть языками. Есть также очень хорошие книжки на немецком от автора Peter Demuth. Последние издания с 90-х лет уж содержат информации о сравнительно новых моделях двигателей. Теория там тоже подана очень хороще. Правда просто так скачать их негде. Сколько искал, так и не нашел, но наконец их купил дешево в немецком интернетовом антиквариате, почти как новые. Думаю Марат мне это подтвердит.
Я хотел бы ещё только один раз вернуться к вопросу о возможности капремонта Мк-12В. Сейчас рылся в интернете в поисках странички на одном из сайтов для любителей мастерить. На этой страничке рассказывалось о восстановлении Мк-12-го. К сожалению, не нашел. Я в свое время сохранил эту страничку в PDF-формате, но у меня в компьютере, увы, такой бардак (все никак не получается навести порядок), что найти этот файл очень непросто, если вообще возможно. Так вот, автор рассказывал, что ему удалось отремонтировать старый изношенный моторчик. Перешлифовал гильзу, выточил и притер новые поршень и контрпоршень, сделал новый шатун, новый золотник, поменял подшипники. Со слов этого человека, мотор завелся с пол-пинка и работал лучше, чем новый. Может все же есть резон попытаться повозиться с этими моторчиками (тем более, что сейчас новые на 2,5 кубика стоят весьма недешево) да и применение им всегда можно найти.
Мк 12, правильно отремонтированный - прекрасный мотор. В конце 60-х, начале 70-х основная масса начинающих летала именно на них. В наших краях мы летали на “коробочках” - немного уменьшенного варианта модели Дубинетцкого. И летали они неплохо- петли, обратный полёт обратные петли, переворот на горке выполняли свободно. На RC думаю вряд-ли кто-то из-за однорежимности будет использовать. Но на кордовых вполне.