Длина тренировочного шасси?

Schmel

Уважаемые знатоки,
подскажите, пожалуйста, какая должна быть максимальная/рекомендованная длина прутков (или общий размах) тренировочного шасси? К сожалению, нигде не нашел. 😦
Собрал из 4 стеклопластиковых прутков 300хØ2,5 мм с теннисными шариками на концах и пластмассовой крестовинки от какого-то мебеля - сегодня чуть из-за него не угробил вертолет (Caliber M24) - при резкой вынужденной посадке спружинило и перехлестнулось с лопастью. Итог - сальто в воздухе, треснувший фонарь, погнутая хвостовая балка, лопнувшая стойка лыжи. Повреждения устранены, так что завтра при хорошей погоде хочу потренироваться, но уже с “правильным” шасси.

Заранее спасибо.

Fly

Тоже делал с тенисными шариками и из прутков, длинну делал из расчета половины диаметра ротора. Крепил с верху трубочек лыж, тогда не пружинило.

Dmitryi

Добрый день!!! Для 450-го, делал из двух углепластиковых трубочек диаметром 2-3 мм. Длину выбрал чуть меньшую чем диаметр ротора. Между собой их не скреплял. На концах теннисные шарики. Умные люди шарики крепят на изоленту. Последовал их примеру. Дешево и практично. Можно сделать красными, синими, желтыми… Шасси были востребованы 2-2,5 месяца. Потом снял. Так и лежат себе. Крепил такие шасси с помощью стяжек. Минус такого креплению в том, что периодически приходилось эти шасси поправлять, т.к. они сползали. Упрощало процесс то, что середина на трубочках была обозначена изолентой. Умные люди также крепят тренеров шасси к шасси верта с помощью резинок для денежек и не парятся. Да и Вам советую особо над этим вопросом не париться. Удачи.

Schmel

Желание летать пересилило желание дождаться ответов. Тем более, что погода у нас в это время очень непредсказуема - портится за 5 минут. Так что вчера укоротил прутки наполовину. В симуляторе уже сажусь нормально на обычные лыжи (правда, на поле и при идеальных погодных условиях).
Первые висения и посадки в реале на этой машине - нормально.
Спасибо всем за информацию. Надеюсь, что она еще мне не раз пригодится.

Zont

От коллег по хобби слышал интереснейшую вещь. Опыт использования тренировочных шасси с шариками показал, что эти самые шасси во время полета успешно входят в резонанс и, как следствие, жуткий дискомфорт в управлении вертолетом, а иногда и краши/разрушения. Лечится просто снятием шариков.
Прутков будет достаточно, что бы вертолет на завалился при посадке, но если они “воткнутся” в землю, то может быть неприятно.

ПС. А можно ссылочку, где Вы брали этот вертолет? Оч заинтресовал.

Schmel
Zont:

От коллег по хобби слышал интереснейшую вещь. Опыт использования тренировочных шасси с шариками показал, что эти самые шасси во время полета успешно входят в резонанс и, как следствие, жуткий дискомфорт в управлении вертолетом, а иногда и краши/разрушения. Лечится просто снятием шариков.
Прутков будет достаточно, что бы вертолет на завалился при посадке, но если они “воткнутся” в землю, то может быть неприятно.

ПС. А можно ссылочку, где Вы брали этот вертолет? Оч заинтресовал.

Насчет резонанса - 100% правда. На этом вертолете, правда, такое не случается - большая частота вращения ротора. На Валькере на взлете и при посадке резонанс часто бывал. “Обрезание” 😃 от него спасает. Снятие шариков - сомнительно.
Голова на моей Валькере погибла как раз из-за зацепа выступающих кончиков прутков за траву при взлете, как следствие - завал набок.

Вертолеты брал на немецком еБае. Птичка редкостная, продается нечасто. Но брать не советую, поскольку при действительно стабильном полете модель имеет существенный конструктивный недостаток, пропущенный инженерами Кёсё, который на 100% приводит к крашу. Об этом-то я как раз только собирался написать в тему.
Как оказалось (сегодня это произошло во второй раз) при торможении вертолета наклоном ротора назад, лопасти цепляют хвостовую балку. Результат - на фото. Это происходит из-за демпфера ротора - силиконовой трубочки, которая дает ротору наклоняться в сторону лопастей. Как оказалось, я зря обвинил трен. шасси в краше. 😦

Schmel

Соорудил следущее: в силиконовую трубку вставил карбоновый штырь Ø2мм длиной, равной этой трубке и соотв. расстоянию между винтами, фиксирующими шплинт.
Движения лопастей вокруг поперечной оси значительно уменьшились (к сожалению, мне не удалось полностью избавиться от этого паразитного шатания - такова конструкция головы 😦). При сильном сгибании лопасти все же касаются хвоста, но для этого приходится прилагать значительные усилия. Опустить балку ниже почти параллельно земле не представляется возможным - хвостовой ротор будет грести землю.
Насчет балки: не знаю, что лучше - выправлять алюминиевую или ставить новую карбоновую. Если повторится та же история, карбон разнесет в щепки. Кто правил когда-нибудь алюминиевые хвосты? Как это делается?

FRUKT
Schmel:

Кто правил когда-нибудь алюминиевые хвосты? Как это делается?

Зависит от степени повреждения алюминиевой балки. Если слегка погнута, допустим при грубой посадке, то аккуратненько пальцами выгибаем обратно по чуть-чуть. Если балка ещё и немного сплющена, то делаем деревянную палочку по внутреннему диаметру балки и аккуратно проталкиваем её через балку одновременно потихоньку выгибая её пальцами снаружи. Если балка сплющена сильно, то меняем её на новую т.к. алюминиевая трубка балки достаточно тонкостенная и лопается при попытке выправить серьёзное смятие или подлом.

Schmel
FRUKT:

Зависит от степени повреждения алюминиевой балки.
…съедено вирусами…

Спасибо. по Вашему “рецепту” выправил балку (карбон, увы, не подошел по внутреннему диаметру). Буду восстанавливать дальше и поднимать машину в воздух.

23 days later
ueff

Я на своем лопасти потуже затягиваю и центрую их на глаз при помощи линейки (думаю бьет по балке из за слабой затяжки). у меня серво иногда глючит. Не возвращется в нейтральное положение, перепаивал потенциометры. Вроде помогло но предполагаю что это из за вибрации. Надо тщательно бабочку устранять по инструкции а до полного утранения наклеивать скотч на концы лопастей методом тыка.

FRUKT
ueff:

Я на своем лопасти потуже затягиваю и центрую их на глаз при помощи линейки (думаю бьет по балке из за слабой затяжки). у меня серво иногда глючит. Не возвращется в нейтральное положение, перепаивал потенциометры. Вроде помогло но предполагаю что это из за вибрации. Надо тщательно бабочку устранять по инструкции а до полного утранения наклеивать скотч на концы лопастей методом тыка.

Не надо так делать, ни первый совет про сильную затяжку лопастей, ни второй про “научный тык” неправильные.
Лопасти должны быть затянуты так, чтобы не складывались под собственным весом, но в то же время рукой складывались с небольшим усилием.
Бабочка устраняется при помощи угломера максимум за 5 мин. и пару пробных подлётов.
По балке у тебя лопасти бьют скорее всего из-за неправильно настройки механики АП и глючащей/щих серв АП.

Nevada

Какой материал применить для трубок, из подручных средств?

Schmel
FRUKT:

Бабочка устраняется при помощи угломера максимум за 5 мин. и пару пробных подлётов.

Просветите - как, о, Великий!
Клянусь бородой, тысячу лет я бьюсь над этой загадкой. Я могу вызывать бури и ураганы, повелевать джиннами, могу получить Философский Камень, но не могу пока устранить бабочку на М24… 😦

Nevada:

Какой материал применить для трубок, из подручных средств?

Стеклопластик (концы удочек), сосновые рейки (хреново пружинят, но от переворачивания при посадке на неровный грунт спасают), Толстая алюминиевая проволока с тем же успехом.

incomer
Schmel:

, но не могу пока устранить бабочку на М24… 😦.

Если сами лопати не безнадежно кривые, то делаете на их концах разноцветные наклейки, если лопасти белые, то можно просто маркерами покрасить. Раскручиваете ротор. Будет хорошо видно, что лопасть одного цвета выше другой. Останавливаете ротор. С помощью длинной тяги головы уменьшаете угол атаки этой лопасти. Повторяете.
P.S. Если изначально бабочка очень большая (>1 см), то можно угол одной лопасти уменьшить, а другой увеличить, дабы не сильно сбить положение нулевого угла.
Удачи

FRUKT
Nevada:

Какой материал применить для трубок, из подручных средств?

Карбоновые трубки около 4-5мм в диаметре и длиной около 50см с шариками от пинг-понга на концах. Уже 3-ий год всегда лежат в полётном чемоданчике и сам на них учился и всем желающим в поле даю, до сих пор живы и здоровы😁

Schmel

Однако на 24-ке голова может гулять не только вокруг продольной оси, как на любом FP, но и качаться вокруг поперечной. И иной раз бабочка бывает именно из-за неровности установки винта по этой оси. Как тогда с ней бороться, сохранив при этом жесткость демпфера, дабы не получить лопастью по балке?

FRUKT:

Карбоновые трубки около 4-5мм в диаметре и длиной около 50см с шариками от пинг-понга на концах

ЗдОрово, когда карбоновые трубки всегда под рукой! Завидую…😉
Насчет длины: экспериментальным путем доказана эффективность размаха шасси в 27-30 см (если задаться целью только устойчиво приземляться, но не защитить лопасти от удара об стену).

FRUKT
Schmel:

Клянусь бородой, тысячу лет я бьюсь над этой загадкой. Я могу вызывать бури и ураганы, повелевать джиннами, могу получить Философский Камень, но не могу пока устранить бабочку на М24… 😦

“Спокойствие, только спокойствие”(с)😉
Рассказываю очень простую процедуру, которой пользовался много раз с ожидаемым результатом;)

  1. У меня на верте помечены маленькими точками красной краски все детали одной стороны АП, включая лопасть. Это очень удобно при ремонте и переборке верта, не нужно думать какую цапфу или лопасть на какую сторону ставить, а также помогает в устранении бабочки за те самые 5мин., может пригодится кому:)
  2. Итак устранение бабочки в поле:
    -угломером измеряем угол установки обоих лопастей, мерить нужно с одной стороны, вращая ротор на 180градусов
    -выставляем примерно одинаковые углы на обоих лопастях, они как правило на какие-то доли градусов отличаются даже после регулировки тягами(первая предварительная грубая регулировка делается верхними короткими тягами)
    -смотрим какая лопасть с немного большим или меньшим углом, ориентируясь на “0” при 50% стика газа. Вот тут и пригодятся помеченные точками краски детали одной стороны ротора, допустим предварительно помеченная краской лопасть имеет чуть больший угол, ЗАПОМИНАЕМ это.
    -раскручиваем ротор и подлетаем, видим, что бабочка есть, сажаем верт
    -крутим короткую тягу помеченной краской лопасти на 1 оборот(в какую сторону без разницы)
    -снова поднимаем верт, ага бабочка стала больше, сажаем
    -крутим ту же помеченную короткую тягу назад и + ещё на один оборот назад
    -подлетаем, бабочки или уже нет совсем или она стала меньше, чем была
    -сажаем, возвращаем короткую помеченную тягу как была изначально и уже длинную тягу с той же стороны крутим в теперь уже понятную сторону на 1 оборот(один полный оборот короткой тяги это 1 градус на лопастях, один оборот длинной тяги это 0,5градуса на лопастях)
    -взлетаем, бабочки с вероятностью 99% уже нет.
    Вот и весь процесс без наклейки бумажек или рисовании полосок на концах лопастей, надеюсь понятно написал, будут вопросы подскажу, если выше что-то сумбурно получилось в описании процесса;)
Schmel

Здесь только одна регулируемая тяга сверху - та, которая идет к микшеру (отмечена стрелкой. Насколько я понял, надо крутить именно ее, следя за тем, чтобы сервоось тоже оставалась параллельно горизонту (уровнем ее что ли контролировать?)
2 FRUKT: Насколько я понял, мы говорим сейчас о совершенно разных вертолетах?

FRUKT
Schmel:

Насколько я понял, мы говорим сейчас о совершенно разных вертолетах?

Получается, что да:(
Я описывал регулировку, которая подойдёт к большинству классических вертов с ССРМ, но везде бывают исключения:)

21 days later
Shef_66

Спасибо Frukt, интересная метода. Надо взять на вооружение. А что касается тренировочного шасси, я начал летать на блейде 400, когда их снял. Уж очень точно их выставлять надо, иначе уводит в сторону.

11 months later
AA-NIK
  • По поводу тренировочного шасси.

  • Где-то читал об использовании обруча “хулахупа” в качестве такового. В этом “что-то” есть, только вот обруч тяжеловат…

  • А что если сделать так: выпиливаем полосы шириной 15-20 мм из 4-5 миллиметровой фанеры, склеиваем их в кольцо (“на ус”). В образующей сверлим отверстия диаметром 1 мм с шагом, скажем миллиметров 15-20, далее из толстой лески создаём сетку, - и получаем изделие наподобие теннисной ракетки, только большой и без ручки… Далее: крепим это “решето” к штатному лыжному шасси T-REX-а и пробуем летать…

  • Диаметр такого “решета”😃, думаю надо делать равным диаметру НВ или чуть больше. Для T-REX 450 масса такого изделия будет в пределах 150-200 грамм…

FRUKT
AA-NIK:

Для T-REX 450 масса такого изделия будет в пределах 150-200 грамм…

Берём старую удочку, можно даже бамбуковую, но углепластик конечно лучше:) Делаем обычный “крестик” из звена диаметром 4-5мм и на концы приматываем изолентой шарики от пинг-понга, вес грамм 30, ну 50 от силы;)

AA-NIK
FRUKT:

…Делаем обычный “крестик”…

  • Про такой вариант я уже читал. Но хочется чего-то “понадёжнее”, для начала, вот и придумалось такое “решето” диаметром больше чем диаметр ротора.
  • То что такое шасси будет тяжеловато, возможно даже хорошо - резвости должно поубавиться и ЦТ вниз сместится, устойчивость повысится… Впрочем, это пока всё умозрительно…
yra_omsk

Я применяю вместо палочек крестиком одну рейку привязанную поперек оси по центру тяжести длинной максимум 10 см с каждой стороны… взлетать легче, т.к. при взлете верт надо немного накренить и тут длинные палки с шариками мешают новичкам, а в данном случае она потдерживает от оброкидыванея на лево/право… завалить вертолет назад и в перед гораздо трудней. И без шариков, так потом легче вообще оказаться от тренировочного шасси чисто психологически…

rattis
AA-NIK:

ЦТ вниз сместится, устойчивость повысится…

поясните, чем лучше смещение ЦТ вниз для вертолета? чтобы он на земле не упал?