Ветеранов принимаете ;)

Vovets

Дрожь при новых, неотработанных манёврах всегда присутствует. Когда манёвр доведён до удовлетворительного состояния, она начинает проходить. Главное - не спешить, отталкиваться от хорошо знакомых ориентаций и манёвров при изучении новых. Действовать постепенно, трезво оценивать свои навыки. Ставить чёткие цели и добиваться их достижения. Всегда продумывать выход из нештатной ситуации в хорошо знакомую заранее. Впрочем, все эти слова банальны и относятся к обучению любой деятельности. Разве что наша несколько более нервная. 😃

ram9

Очередной отчет.
Дождался я наконец новый гироскоп Spartan Quark и хвостовую серву. Но как-то разбирать исправный вертолет было жалко и тогда я решил полетать по кругу, чего я еще не делал и что чревато очередным крашем, хотя висение всеми сторонам уже вроде освоил. Ну решил и поехал на свой импровизированный аэродром.
Но как на зло разыгрался сильный ветер и надвигались грозовые тучи. Но Спартан то хочется поставить, но вообщем только я взлетел как ливанул дождь, я умудрился с удивительной резвостью подвести хелик к посадочной площадке и резко приземлится мимо нее в траву и к удивлению без повреждений. Быстро схватил его и в машину. Через минут 10 дождь закончился и я решил долетать этот аккумулятор несмотря на разыгравшийся ветер. Про полеты кругом, на которые я настроился вначале, уже можно было и не мечтать. Решил просто повисеть на разных высотах. И вот когда верт на большой высоте довольно далеко удалился я попытался его вывести хвостом к себе, но вот тут видимо сильный порыв ветра стал его на большой высоте кренить вправо. Вроде бы и позиция верта удобная - хвостом к себе, но до предела загнутый стик элерона влево не сумел выправить вертолет. Скорее всего это был сильный порыв ветра и к тому же двойные расходы по элеронам в 70% не дали возможность спасти модель. Это был 11 мой краш на который я собственно шел умышленно. Поломки стандартные - оба вала, ось флайбара, основные лопасти. На шестерне зазубрина, но похоже не от пиньона т.к. холд я успел включить, а от удара о что-то твердое. Но вот ось хвостового ротора первый раз загнуло аж на 45 градусов, хотя хвостовые лопасти целые. Ну и погнута хвостовая балка, треснула качалка хвостового слайдера и погнут кронштейн ее крепления, ну и по мелочи погнута длинная тяга головы, та, что регулируется без снятия, и треснута канопи.
Ну вот дело сделано, пора и апгрейдится.
Хвостовая балка выгнута идеально, качалка хвостового слайдера заменена, ее кронштейн выгнут, валы заменены, лопасти с дерева заменил на пластик. Ну и самое интересное - гироскоп НК-401В заменен на Spartan Quark и установлена цифровая серва ALZRC S9257 hk-parts.com/alzrc-s9257-digital-rudder-servos.htm…
Немного повозился с настройкой гироскопа, но в конечном итоге настроил, правда немного запутался с реверсом. Оказывается реверс рудера есть и в настройках гироскопа и в аппе, поэтому я вначале сделал что-то не так и гироскоп у меня отрабатывал наоборот и при раскрутке ротора если чуть двинуть стик рудера в любую сторону, то верт начинал на месте крутиться как волчек.
Ну вообщем не сильно понимая и экспериментируя с двумя реверсами я привел их в нормальное состояние.
Кроме всего прочего при этом апгрейде я заменил свой 11 пиньон сразу на 13. Ну ведь пора уже и в инверт переходить 😉
И вот, только что, после двух вечеров работы, перед праздничным ужином я выскочил из дома на свой аэродром с целью удостовериться успешностью проделанной работы.
И что вы думаете. Вертолет нежно поднялся над землей и я бросил стик газа. Хвост, как все говорят, прибитый. Дальше я бросил и правый стик, а вертолет висит, ну конечно не как прибитый, но активного сваливания как раньше нет, левелер рулит. И что меня поразило больше всего - звук мотора стал какой-то мягкий, не такой как раньше с надрывом, хотя обороты при 13 пиньоне стали конечно больше. Еще подозреваю, что раньше я пиньон похоже слишком сильно прижал к шестерне. Вообщем отвисел я аккумулятор, плавненько посадил верт в айдле, на который переключился после взлета, включил холд и собрав манатки поехал довольный как слон на праздничный ужин.
Ужин удался! Коль столько написал 😉

Val-ksd
ram9:

Оказывается реверс рудера есть и в настройках гироскопа и в аппе,

В дальнейшем пригодится знать что в аппаратуре вы задаёте реверс канала рудера который влияет на управление моделью, т.е. в какую сторону при отклонении стика модель будет вращаться.А реверс на гироскопе это конкретно настройка гироскопа, т.е. в какую сторону он должен двигать слайдер ХР чтобы скомпенсировать вращение.Получается если вы не правильно выставили реверс на аппе то кроме того что модель будет поворачиватся не в ту сторону страшного нет ничего.А вот если на гироскопе сделать неправильную настройку то при малейшем изменении положения хвоста гироскоп даст команду не в ту сторону и как результатом будет вращение хвоста, слайдер он загонит в самый край;)

Деник
ram9:

хотя обороты при 13 пиньоне стали конечно больше

Я всегда думал, что при всех равных условиях, по закону физики, чем больше пиньон, тем обороты движка должны быть меньше… Или я не прав?

pelmen
Деник:

Я всегда думал, что при всех равных условиях, по закону физики, чем больше пиньон, тем обороты движка должны быть меньше… Или я не прав?

Не прав оказывается. Объясню почему. Пусть частота вращения двигателя 30.000 об/мин. У шестерни кол-во зубъев - 150, пиньен пусть будет 10. В итоге получаем частоту вращения ОР = 10/150*30.000=20.000 Если пиньен взять 100, то обороты = 100/150*30.000=20.000

Осюда видим, что при увеличении кол-ва зубьев пиньена мы увеличиваем обороты ОР при всех остальных равных условиях.

AndyBig
Деник:

чем больше пиньон, тем обороты движка должны быть меньше…

Речь-то не об оборотах движка, а об оборотах ротора 😃

KycokOl
Деник:

Я всегда думал, что при всех равных условиях, по закону физики, чем больше пиньон, тем обороты движка должны быть меньше… Или я не прав?

Если вы будете раскручивать ротор рукой, то с увеличением пиньона обороты движка упадут. Но у нас ситуация обратная, у нас двигатель крутит ротор и с увеличением пиньона обороты ОР растут. Вы немного запутались.😃

ram9

Ну вот сегодня наконец я решился сделать круг блинчиком. Для начала повисел боками к себе, потом носом. Затем сделал несколько пролетов вдоль себя с разворотом на горке, затем несколько пролетов от себя к себе тоже с разворотом на горке. Почему-то эти элементы мне не страшно делать, а вот по-кругу пролететь, где плавные переходы от одного положения к другому - мандраж.
Далее я покрутился на месте, затем попробовал сделать круг практически на месте с диаметром может метр-два и вот только после этого осмелился и пролетев мимо себя сделать размашистый круг в пределах моей хорошей видимости. Затем повторил это в другую сторону.
Вот с гордостью и чувством исполненного долга я радостный поехал домой.
Так что процесс пошел! 😉

Деник
ram9:

Так что процесс пошел!

Поздравляем!!!

ram9

Сегодня впервые перевернул вертолет в инверт, сделал пару разворотов на горке, затем на очередной в верхней точке стик елеватора дернул на себя до отказа и прибавил газу, когда верт почти перевернулся отдал газ от себя, верт в инверте немного поднялся вверх и тут мотор стал душится. Вертолет заканчивал переворот и я опять дал газ от себя, практически у самой земли мотор набрал обороты и я его опять поднял вверх в нормальном положении.
Вот теперь я думаю, что задушило мотор, слабый аккумулятор, плохой мотор, неправильный пиньон, неправиьные кривые или еще что-то.
Мотор у меня такой: hobbyking.com/hobbyking/store/uh_viewItem.asp?idPr…
Аккумулятор такой: hobbyking.com/hobbyking/store/uh_viewItem.asp?idPr…
Пиньон 13
вертолет 450 PRO
Летал в Idle1
Кривые по рекомендациям Жукова

Дописываю:
Углы -11+11 коллективный шаг
Углы -6+6 циклический шаг
Расходы 100%
Газ в Idle1 90-85-80-85-90
Шаг в Idle1 линейный 0-100

KycokOl
ram9:

Кривые по рекомендациям Жукова

Значит надо у Жукова спросить, почему кривые сделаны по его рекомендациям, а мотор душится.😉 Вы хоть напишите, что у вас за кривые. А если подумать, то при симметричной кривой и вертолет должен себя вести одинаково, что в инверте, что не в инверте. Логично?

sirQWERTY

Я как то вошел в азарт (был мой второй подлет, тут видео есть в соседней теме), повисел немного, полетал горками, все ок. Решил сделать медленную петлю (с использованием отрицательных шагов), но сдури я забыл, что летаю в нормале (взлетал то я повисеть, ну может полетать блинчиком, а поперло вон как) и воткнул верт, что тоже видно на видео. Благо там трава высокая была и урон не большой. А Вы полетный режим не забыли поставить нужный? А то как раз стик вниз и в нормале обороты падают…
Сорри, не дочитал, полетный режим переключить не забыли, вижу.

Val-ksd
ram9:

в верхней точке стик елеватора дернул на себя до отказа и прибавил газу

Да это ка бы не правильно, для переворота не нужно до упора газ давать, да и последовательность не правильная.Сперва даёте толчок газом как бы чуть подбрасывая вертолёт и сразу убираете вместе со стиком элеватора на себя.И когда вертолёт практически перевернулся даёте газ с отрицательными шагами.

Александр_1-й
ram9:

Вот теперь я думаю, что задушило мотор, слабый аккумулятор, плохой мотор, неправильный пиньон, неправиьные кривые или еще что-то.

Если он у вас не душится при “тапок до упора вверх”, то не должен аналогично душиться и при “тапок до упора вниз”. Если душится - значит у вас несиметричные углы вверху и внизу - проверьте.
ЗЫ Да и многоват для этого моторчика 13-й пиньон. Он хорошо работает с 11-м, похуже с 12-м, а на 13-й ему уже тяги не хватает. Вернее хватает, но… на Пинжеоне (он на 100 с гаком грамм легче). Хотя опять же - от углов зависит, при плюс/минус 9 будет и с 13-м хватать. Вообще тонкое все это дело. Я вот вчераськи нарвался на выкручивании хвоста при силовой мертвой петле хвостом вперед - сегодня буду разбираться, полагаю углов 13 градусов многовато даже для 2223-4400 и нанотеках 45С, уберу наверное до рекомендованных алайном 11 градусов.

ram9
Val-ksd:

Да это ка бы не правильно, для переворота не нужно до упора газ давать, да и последовательность не правильная.

Да скорее всего я неправильно описал, в симуляторе я силовую петлю отработал нормально и в реале думаю сделал также.

Val-ksd

У меня вчерашняя силовая петля неудачно закончилась:(, хорошо хоть вышел уже из петли и при добавлении газа вертолёт стал падать, вырвало бонку в пиньёне😵.Зверь мотор H2223 4400kV😁

KycokOl
ram9:

Углы -11+11 коллективный шаг Углы -6+6 циклический шаг Расходы 100% Газ в Idle1 90-85-80-85-90 Шаг в Idle1 линейный 0-100

При таких настройках ничего не должно проседать. А симптомы, которые вы описали, подходят для попытки переворота в инверт не переключив в idle.

ram9
KycokOl:

При таких настройках ничего не должно проседать

А мотор, батарея и пиньон? Неужели я не включил Idle1? Завтра повторю, даже в Idle2

Кстати интересно, когда мотор у меня стал душиться, хвост несмотря на гироскоп Спартан завернуло в строну, но при наборе оборотов гироскоп опять таки выправил хвост в исходное положение.

Александр_1-й

Блин, да поменяйте вы пиньон на 11-й! Ну ЗАЧЕМ вам больше 3000 оборотов в пике? Сразу попустит. 11.2х11х3700/150*0.9=2735 - выше крыши для любых полетов кроме уж очень жесткого 3Д. Мало - поставьте 12-й - получите под 3000, а 13-го все же многовато ИМХО для этого мотора.

KycokOl
Александр_1-й:

Блин, да поменяйте вы пиньон на 11-й!

Насчет пиньона согласен с Александром, у меня сейчас на таком моторе стоит 11-й, и оборотов хватает и ничего не просаживается. В нормале кривая газа ограничена 90% в верхней точке. А в принципе, тут какой хочешь пиньон поставь, переход в инверт не настолько нагруженный маневр, что бы так просаживать обороты.

Val-ksd:

У меня вчерашняя силовая петля

А что такое силовая петля? Слышу часто, а что такое не знаю.😃

SAMSEI
Александр_1-й:

Если он у вас не душится при “тапок до упора вверх”, то не должен аналогично душиться и при “тапок до упора вниз”. Если душится - значит у вас несиметричные углы вверху и внизу - проверьте.
ЗЫ Да и многоват для этого моторчика 13-й пиньон. Он хорошо работает с 11-м, похуже с 12-м, а на 13-й ему уже тяги не хватает. Вернее хватает, но… на Пинжеоне (он на 100 с гаком грамм легче). Хотя опять же - от углов зависит, при плюс/минус 9 будет и с 13-м хватать. Вообще тонкое все это дело. Я вот вчераськи нарвался на выкручивании хвоста при силовой мертвой петле хвостом вперед - сегодня буду разбираться, полагаю углов 13 градусов многовато даже для 2223-4400 и нанотеках 45С, уберу наверное до рекомендованных алайном 11 градусов.

действительно, проверьте при резком старте в верх как себя ведет,если задушился это аккум была такая суитина.

Val-ksd
KycokOl:

А что такое силовая петля?

Да наверняка делали;).Вертолёт тангажом можно перевернуть практически на месте, новички как правило переворачивают как раз на манер силовой петли.Тангаж на себя и в месте с ним тапок в пол, вертолёт при этом не переворачивается на одном месте а описывает петлю.Просто петля когда вы разгоняете вертолёт и этой скорости вполне хватает для петли без доп газа.А вот если разогнать да ещё с тапкой в пол 😁 ух нравится мне какой при этом звук;)

Александр_1-й
KycokOl:

А что такое силовая петля? Слышу часто, а что такое не знаю

Петли бывают двух видов, инерционная и силовая.

Инерционная, она же классическая петля делается чисто на инерции вертолета при хорошем разгоне, при этом в ней углы коллективного шага как правило болтаются около нуля всю петлю небольшой положительный шаг дается на начале восходящей и конце нисходящей ветви, а сам маневр делается только с помощью циклических шагов. Вертолет при этом в каждой точке петли расположен строго параллельно касательной к текущему участку.

Силовая петля делается при минимальном разгоне или вообще с места. Техника исполнения совсем другая - шаг в пол, и очень НЕБОЛЬШАЯ работа циклическим шагом. Вертолет при этом всегда немного наклонен вперед относительно касательной к данному участку, т.е. одновременно происходит и закручивание траектории петли, и разгон вертолета. всю восходящую часть коллективный шаг “под потолок” в районе 10 градусов.

Подробно о том как научиться летать обе петли в замечательном блоге Олега Мурьинского: Летная школа петля и бочка

Val-ksd:

А вот если разогнать да ещё с тапкой в пол ух нравится мне какой при этом звук

У меня тоже ВСЕ петли силовые, даже если с сильного разгону. Ух петля тогда получается - в пол-неба, вертолет в верхней точке далеко за 100 метров вверх заносит 😉 ну и звук, дааааа…

ЗЫ Обратите внимание - нисходящие участки траектории в петлях обеих видов - одинаковые! потому как привычка делать “большой угол СР” играет плохую роль на нисходящем участке - в нижней четверти происходит срыв петли с закручиванием в этакую спиральку. Короче петля портится. Чтобы выйти из петли красиво, надо начиная с 3-х часов ПЛАВНО добавлять коллективный шаг оставляя при этом циклический почти около нуля.