Настройка электродвигателя.
топикстартеру.
Для начала надо определить, в каком режиме у вас регуль, гадать не надо, надо найти программатор, подключить его и посмотреть. Я не в курсе, где достать программатор именно на ALZRC. Никогда с их регулями не сталкивался. Телеметрии нормальной и у HW60 нету, но обороты показываться с датчика RPM должны корректно.
Далее, производить первоначальные проверки на столе следует без лопастей, с заклиненной шестерней ОР и включенным реверсом, чтобы работало бы все через обгонку, или с скинутым пиньоном.
Если при этом на столе все корректно раскручивается, по live logs видно, что мотор выходит на рабочие обороты ( учтите, что вы должны еще правильно выставить коэффициенты передатки! ), то можно уже ставить лопасти и пробовать. Пробовать надо на улице, ни о каком полете в квартире даже не может быть речи, если Вы, конечно, не хотите покалечиться. Если хотите, то первым покоцавшим себя, ремонт, мебель, Вы не будете. Максимум, будете 100500м. Вертолет, штука крайне ненадежная. И мощная. В том, что Вам порекомендовали ни в коем случае не летать в квартире, я никакого наезда или оскорбления не усмотрел, рекомендация была абсолютно верной.
Для начала надо определить, в каком режиме у вас регуль, гадать не надо, надо найти программатор, подключить его и посмотреть. Я не в курсе, где достать программатор именно на ALZRC. Никогда с их регулями не сталкивался. Телеметрии нормальной и у HW60 нету, но обороты показываться с датчика RPM должны корректно.
Спасибо, с помощью Сергея уже все настроил, в том числе и с программатором. В качестве говера использую Брейн2, в топике это все написано.
Далее, производить первоначальные проверки на столе следует без лопастей, с заклиненной шестерней ОР и включенным реверсом, чтобы работало бы все через обгонку, или с скинутым пиньоном.
Если при этом на столе все корректно раскручивается, по live logs видно, что мотор выходит на рабочие обороты ( учтите, что вы должны еще правильно выставить коэффициенты передатки! ), то можно уже ставить лопасти и пробовать.
Спасибо, уже все настроено и выставлены все передаточные коэффициенты, что, вроде, видно на скриншоте.
Пробовать надо на улице, ни о каком полете в квартире даже не может быть речи,
Речь шла о Е160 (350мм диаметр ОР, обычный комнатный вертолет), не о ALZRC 380 😆 У меня с головой вроде все нормально. 380-ый без лопастей запускал дома только для регулировки и проверки рега.
Я не в курсе, где достать программатор именно на ALZRC
Для информации- у ALZRC в “Super Combo” наборе идут реги Hobbywing Platinum V4.
Вы как будто прочитали только первое сообщение и три последних 😎
Да, вы правы, я ж говер включил на Брейне.
Сегодня были пробы полета, пока поле ищу. Поле, где народ здесь, на северо-западе Москвы, собирался, прикрыли. Стройка, запреты и все такое. Ищут новое поле. С людьми списался, добавили в вотсап-группу, так что на связи.
Нашел вроде пляж в пешей доступности, минут 10 ходьбы от дома, но там оказалось куча гуляющего народа, в том числе и с собаками. Подождал пока никого не будет рядом ±100 метров и попробовал запустить. ТБ на первом месте, всегда.
Появилась (на прошлых выходных не было) дикая вибрация (амплитуда хвостовой балки ~1см) и бабочка. В момент отрыва вертолета ФБЛ начала наклонять вертолет по тангажу, я не рискнул взлететь (увидел, что ФБЛ ведет себя не нормально), потушил всё.
Уже знаю где и что копать и в чем причина- углы тарелки настраивал на прошлой неделе, после этого секции настройки серв с углами ОР и ХР просто скипал. Но, как показала практика, изменение одних параметров ФБЛ неизбежно ведет к изменению других. А на неделе я много в Брейне копался, вот и настройки тарелки сбились. Сам виноват.
Вертолет цел, ФБЛ наклонила вертолет так, что лопасти стали землю цеплять, но реакции еще хватает, мотор успел потушить, благо тормоз выставил в реге. Так что без физических аварий сегодня произошло. Видео могу выложить, но вроде описал, смотреть там нечего особо.
Плюс, про вибрацию написано в инструкции к ФБЛ. “Если будет трясти, уменьшите параметр чувствительности”. Так и сделаю.
В общем, опыт, как и половое бессилие, приходит с годами
Логами и донастройкой Брейна займусь завтра, в лучшем случае. Отдыхать надо иногда.Edit: еще надо уменьшить параметр “Start-time” в реге, ибо он стартует примерное через секунду после прохождения предела старта ручки управления.
Сергей, вопрос- могу ли, точнее, если я настрою кривую газа на режимах не 0-25-75-100 (как сейчас стоит во всех режимах), а 50-75-100 в idle-up и 75-100-100 в 3d (FlightMode 1 и FlightMode 2), то обороты почти не будут зависеть от положения стика газа, правильно?
Я к этому привык в симуляторе- взлет на “нормале”, а полет в других режимах. Рука уже на автомате тянется к левому переключателю при проблемных ситуациях. Вот к холду на рефлексе еще не привык.
Вот логи того, что было при этом запуске в поле:
6 1 PowerOn
6 2 Coldstart
6 3 Autotests passed
6 51 Setup 1 activated
6 112 Min V to go recognized
7 17 6 Logs Recording Started
15 17 61 App connected, Log stopped & deleted
988 10 Satellite2 connected
988 9 Satellite1 connected
989 4 Receiver Signal Ok
992 157 Throttle gone in Fail Safe
992 158 Receiver Signal Off
1158 4 Receiver Signal Ok
1172 157 Throttle gone in Fail Safe
1172 158 Receiver Signal Off
1221 4 Receiver Signal Ok
1235 157 Throttle gone in Fail Safe
1235 158 Receiver Signal Off
6 1 PowerOn
Получается, что терялась связь с передатчиком, поэтому и тарелку повело при попытке взлета. С чего интересно? Стоял в 7-8-ми метрах.
Потом стоял и смотрел где вибрации и что не так:
6 1 PowerOn
6 2 Coldstart
6 3 Autotests passed
6 51 Setup 1 activated
6 4 Receiver Signal Ok
6 9 Satellite1 connected
7 17 6 Logs Recording Started
12 17 61 App connected, Log stopped & deleted
19 10 Satellite2 connected
36 52 Setup 2 activated
37 53 Setup 3 activated
38 52 Setup 2 activated
38 51 Setup 1 activated
41 60 Rescue activated
60 66 Check Mode Activated
61 67 Check Mode Disactivated
61 4 Receiver Signal Ok
61 66 Check Mode Activated
62 67 Check Mode Disactivated
62 4 Receiver Signal Ok
74 4 Receiver Signal Ok
94 52 Setup 2 activated
95 53 Setup 3 activated
96 52 Setup 2 activated
97 51 Setup 1 activated
144 66 Check Mode Activated
145 67 Check Mode Disactivated
145 4 Receiver Signal Ok
145 66 Check Mode Activated
146 67 Check Mode Disactivated
146 4 Receiver Signal Ok
196 4 Receiver Signal Ok
203 4 Receiver Signal Ok
6 1 PowerOn
6 2 Coldstart
6 3 Autotests passed
6 51 Setup 1 activated
6 4 Receiver Signal Ok
6 9 Satellite1 connected
6 10 Satellite2 connected
6 17 6 Logs Recording Started
47 17 5 Good health (for 30 seconds)
50 17 52 Setup 2 activated
51 17 51 Setup 1 activated
102 17 5 Good health (for 30 seconds)
6 1 PowerOn
6 2 Coldstart
6 3 Autotests passed
6 51 Setup 1 activated
6 4 Receiver Signal Ok
6 9 Satellite1 connected
6 10 Satellite2 connected
6 18 6 Logs Recording Started
420 18 106 Rudder output limit reached
421 18 106 Rudder output limit reached
608 18 5 Good health (for 30 seconds)
709 18 5 Good health (for 30 seconds)
809 18 52 Setup 2 activated
7 1 PowerOn
7 2 Coldstart
7 3 Autotests passed
7 51 Setup 1 activated
7 19 6 Logs Recording Started
18 19 61 App connected, Log stopped & deleted
Странно все это. То связь постоянно пропадает, потом там же запускаю двигатель и все норм. Правда, не давал раскручиваться ротору на полные обороты.
Хотя… Связь могла пропадать из-за сильной вибрации, это вроде бы логично.
Буду углы смотреть и бабочку.
Edit: сейчас посмотрел- углы почти норм, сбились на ~0,5-0,8 градусов, поправил. Бабочку с линейкой и цифровым угломером не обнаружил. А вибрация была сильной в субботу. Неужели ФБЛ? В мануале написано про возможность возникновения вибраций из-за чувствительности ФБЛ. Придется подбирать, пока стоит дефолтное значение- 31.
Лопасти еще могут быть конечно причиной, их не балансировал.
Получается, что терялась связь с передатчиком, поэтому и тарелку повело при попытке взлета. С чего интересно? Стоял в 7-8-ми метрах.
Связь могла пропадать из-за сильной вибрации, это вроде бы логично.
На исправном вертолёте потери связи из-за вибраций быть не должно. Вибрация выявляет непропаи, трещины печати, надломанные провода/разъёмы и пр. Также, полуисправная электроника (БЕК, сервы) будет срать в питание и приводить к сбоям приёмника или ФБЛ.
Само поле тоже может быть проблемным из-за вышек сотовой связи или радиорелейных линий. Последние также используются в сотовой связи и бьют на большие расстояния узким лучом.
Edit: сейчас посмотрел- углы почти норм, сбились на ~0,5-0,8 градусов, поправил.
Разница в полградуса считаться более чем.
А вибрация была сильной в субботу. Неужели ФБЛ? В мануале написано про возможность возникновения вибраций из-за чувствительности ФБЛ. Придется подбирать, пока стоит дефолтное значение- 31.
Лопасти еще могут быть конечно причиной, их не балансировал.
Если на вкладке Vibrations загрузить проблемный полёт, то будут видны уровни и частоты вибрации. Вибрацию может давать хвост.
Лопасти еще могут быть конечно причиной, их не балансировал.
Принято взвесить и посмотреть на балансире.
Как Вы определили высокую вибрацию? Хвостовой плавник размыт или возбуждение ротора (основного/хвостового)?
На исправном вертолёте потери связи из-за вибраций быть не должно. Вибрация выявляет непропаи, трещины печати, надломанные провода/разъёмы и пр. Также, полуисправная электроника (БЕК, сервы) будет срать в питание и приводить к сбоям приёмника или ФБЛ.
В этом полетном месте в 100 метрах сзади от места запуска идет ЛЭП (С учетом того, что хотел просто повисеть в метре над землей, и с реакцией на доли секунды все нормально, ЛЭП проигнорировал). На прошлом поле ведь не было потерь. И дома все нормально, пропайки и разъемы- слежу за этим конечно, не первый год в моделизме.
Само поле тоже может быть проблемным из-за вышек сотовой связи или радиорелейных линий. Последние также используются в сотовой связи и бьют на большие расстояния узким лучом.
Значит из-за ЛЭП и была потеря, понятно.
Разница в полградуса считаться более чем.
Спасибо, буду иметь ввиду.
Если на вкладке Vibrations загрузить проблемный полёт, то будут видны уровни и частоты вибрации.
Спасибо, посмотрю.
Как Вы определили высокую вибрацию? Хвостовой плавник размыт или возбуждение ротора (основного/хвостового)?
После старта двигателя увидел, что ФБЛ ведет себя не нормально (при раскрутке (~500 оборотов) ротора ФБЛ сама чуть наклонила ротор по крену, потом вернула назад, а близко к ~2500 оборотам задрала переднюю часть ротора градусов на 10-15). Попробовал компенсировать этот наклон стиком- безрезультатно. А вертолет уже отрывался от земли. В момент отрыва я мгновенно потушил обороты и вертолет завалился на бок, потерь нет, просто испачканные о землю лопасти. В реге предусмотрительно выставил тормоз, он и успел сработать.
Потом запускал двигатель и смотрел вибрации, о чем логи выше.
Хвостовая балка вибрировала по вертикали с амплитудой ~1-2 см возле плавника на средних оборотах. На максимальные не выводил с учетом аварии.
После старта двигателя увидел, что ФБЛ ведет себя не нормально (при раскрутке (~500 оборотов) ротора ФБЛ сама чуть наклонила ротор по крену, потом вернула назад, а близко к ~2500 оборотам задрала переднюю часть ротора градусов на 10-15)
…
Хвостовая балка вибрировала по вертикали с амплитудой ~1-2 см возле плавника на средних оборотах. На максимальные не выводил с учетом аварии.
Да, вибрация может давать самопроизвольные наклоны ротора при старте. С хвостом также - при повышенной вибрации он начинает плыть. Если вибрирует туда-сюда(возбуждается), что ОР, что ХР, то это чувствительность соответствующего канала гироскопа или медленные сервы. Высокая чувствительность говера тоже будет влиять на хвост. Последнему, до окончания настройки говернёру выставляют минимальную чувствительность и настраивают в последнюю очередь.
Без основных лопастей на раскрутке и полные обороты тарелка не накреняется? Тарлка при спасении отрабатывает строго верх? Хвост на месте?
Без основных лопастей на раскрутке и полные обороты тарелка не накреняется?
Пока не проверял. Проверю- напишу.
Тарлка при спасении отрабатывает строго верх?
Понятия не имею на данный момент. Строчка в логе о запуске рескью- это случайно нажал при выключенном моторе и сразу выключил.
Хвост на месте?
Всё на месте. Повреждений нет.
Я что подумал- на прошлых выходных был включен говер “Эльф” в реге и все было норм (за исключением травы на вале ХР 😆), а на этих- говер в Брейне. Может из-за него? Углы ведь почти в норме были, бабочки нет. Лопасти новые. Может переключить говер в рег? Который не “Elf”, а “Store”. В общем, почитать надо рс-группс и другие зарубежные форумы на эту тему.
Всё на месте. Повреждений нет.
Имелось ввиду, что хвост стабилизирован, не уплывает в сторону, не вибрирует и не возбуждается.
Имелось ввиду, что хвост стабилизирован, не уплывает в сторону, не вибрирует и не возбуждается.
Вибрировала по вертикали хвостовая балка, выше написал. В стороны не уводило.
Еще пока не запускал. Только освободился, но уже поздно шуметь. Завтра запущу без лопастей и постараюсь определить причину вибрации. Если что- попробую переключить говер на рег.
Буду тогда настраивать Е160 на Радиомастер, чтобы в квартире висение отрабатывать.
Вот этого точно делать точно не нужно.
… Олег вполне корректно хотел вас предостеречь… Если у вас есть пустая комната без ремонта, будете летать в защитных очках, и есть неограниченный запас запчастей для вертолёта - то идея летать дома очень хороша.
ни о каком полете в квартире даже не может быть речи, если Вы, конечно, не хотите покалечиться.
А что ты на это скажешь, Илон Маск? (с):
Может это не со мной что-то не так?
10 часов симулятора, и мне хочется уже чувствовать модель, как с самолетами. Мелколет специально взял привыкнуть к полету, понять ее поведение, реакцию на изменения тех или иных технических параметров. Для этого и был куплен Е160- привыкнуть к полету вертолета. И да, на радиомастере, на видео быстро показал.
Вот один из первых полетов, причем в кухне. С нормала пока не переключался, пока еще не уверен в себе в удержании модели, но все впереди. И очень неудобно одной рукой снимать на телефон (по-крайней мере, пока), а другой управлять, это не самолет все же, где выставил газ и можно летать блинчиком правой ручкой передатчика.
Без основных лопастей на раскрутке и полные обороты тарелка не накреняется?
Да вроде нормально всё без лопастей. Вибраций нет. Я еще ремень сильнее подтянул:
Мне кажется, или тарелка назад отклонена? С хвостовыми лопастями ещё попробуйте. И можно поотклонять хвост на ± 20-30 градусов. Плюс, если включить автовыравнивание, тарелка строго вверх идёт? Тормоз не нужен.
Мне кажется, или тарелка назад отклонена?
Кажется 😃 Конструкция у “Гоблинов” и реплик такая, что корпус вперед наклонен, и основной вал не перпендикулярен планете, а наклонен вперед. Соответственно, ФБЛ ставит ротор параллельно земле, наклоняя тарелку назад относительно корпуса.
автовыравнивание
Автовыравнивание- это функция в Брейне. Пока не тестил ни автовыравнивание, ни рескью.
С хвостовыми лопастями ещё попробуйте.
Попробовать что? Ничего не меняется. При ручном движении хвостовой балки в стороны- ФБЛ пытается компенсировать эти движения, меняя углы ХР. Это все работает.
Тормоз не нужен.
Сергей, тормоз уже выручал два раза при неудачных запусках. Пусть будет, он не мешается.
Сергей, вопрос- могу ли, точнее, если я настрою кривую газа на режимах не 0-25-75-100 (как сейчас стоит во всех режимах), а 50-75-100 в idle-up и 75-100-100 в 3d (FlightMode 1 и FlightMode 2), то обороты почти не будут зависеть от положения стика газа, правильно?
Я к этому привык в симуляторе- взлет на “нормале”, а полет в других режимах.
Кстати, настраивая Е160, нашел ответ и на этот вопрос 😃 Ибо там все эти кривые и прописаны, включая кривую шага.
Попробовать что? Ничего не меняется.
С лопастями может вылезти вибрация.
Автовыравнивание- это функция в Брейне. Пока не тестил ни автовыравнивание, ни рескью.
Если вибрация сводит с ума ФБЛ, то при включении Рескью тарелка наклонится в сторону, вместо чёткого отстрела вверх.
Дмитрий, повторюсь, на тусовке все вопросы с вертолётом решаться за несколько минут. Если есть возможность подъехать к опытным пилотам, то это будет самый короткий путь облетать модель.
Если такой возможности нет, то следующий - шаг раскрутить вертолёт с хвостовыми лопастями, затем добавить основные и посмотреть на поведение тарелки на нулевых шагах, не отрывая вертолёт от земли. До этого, отбалансировать основные лопасти.
Ибо там все эти кривые и прописаны, включая кривую шага.
В триДэ кривая шага это или полка, типа 90-90-90, или галка 90-85-90. Галка добавляет мощности при нагрузке шагами.
Дмитрий, повторюсь, на тусовке все вопросы с вертолётом решаться за несколько минут. Если есть возможность подъехать к опытным пилотам, то это будет самый короткий путь облетать модель.
Прекрасно это понимаю. Пока, к сожалению, такой возможности нет. Тусовка здесь, на Северо-Западе Москвы, разбежалась пока из-за запрета полетов на поле, где они летали 10 лет.
Ехать в другой район- не то, не буду же ездить по 30-50 км в одну сторону ради трех полетов. Так что пока в поиске полетного поля в относительной доступности.
Если такой возможности нет, то следующий - шаг раскрутить вертолёт с хвостовыми лопастями, затем добавить основные и посмотреть на поведение тарелки на нулевых шагах, не отрывая вертолёт от земли. До этого, отбалансировать основные лопасти.
С хвостовыми- проблем нет, раскручивал не раз, а с основными- чего-то опасно в квартире это делать. Можно конечно выставить кривую газа в полетном режиме 1 на 60-70%, переключиться на него, и держать отрицательные углы ОР, близко к нулевым, но все равно ссыкотно, если честно 😃 В данный момент, по-крайней мере. Может со временем и привыкну, но пока есть опасение.
Может вообще, ФБЛ выдавала вибрации из-за близкой ЛЭП. Потому как без лопастей вибраций нет. Хвостовые лопасти завтра поставлю, проверю.
Я еще купил в барахолке б/ушный Тарот 450 (Тарот с мешком запчастей и десятком пар новых лопастей получился дешевле, чем Е160 😃 ), что-то среднее по размеру между Е160 и ALZRC 380. На него поставлю “k-bar mini” из комплекта, который шел вместе с 380-ым. Думаю, там уже вопросов не возникнет. Настройка Е160 ответила на многие вопросы, да и здесь с Сергеем многое разобрали, спасибо.
Потом все мелколеты и тарот отдам в детский кружок.
В триДэ кривая шага это или полка, типа 90-90-90, или галка 90-85-90. Галка добавляет мощности при нагрузке шагами.
Да, уже полностью разобрался “что-как” с этими кривыми, когда настраивал Е160. Там их 6 штук прописано на Радиомастере в профиле Е160 (4 на THR и 2 на PIT). И уже изменил эти значения “под себя” отличные от мануала. Убрал чуть оборотов и углов, мне ж просто повисеть пока, незачем лишнюю энергию акка тратить 😃
Edit: я еще вот что сегодня обнаружил, а точнее исправил. В прошлую субботу при неудачном старте с вибрациями увидел, что хвостовые лопасти были прикручены разными по длине винтами. С моей педантичностью это почти нереально, но и на старуху бывает проруха. Как так могло получиться- вот понятия не имею, нереальность какая-то, но все же факт. Более длинным винтом был прикручен весь хвостовой блок, которым регулируется натяжение ремня. Винты М2, и по длине 1,5-2мм не хватало. Это и могло быть причиной вибрации в том числе- разные винты в цапфах ХР.
Сергей, подскажите, пожалуйста, еще по одному вопросу. Как уменьшить чувствительность коллективного шага? Речь не про ALZRC 380 и Брейн2, а вообще.
Например, в инструкции к настройке Е160 по питчу есть такие точки питч курвы: -4, 0, 10, 22, 65.
Мне не понравилось резкое прибавление коллективных углов и решил перенастроить питч.
Поставил на Е160 кривую: -4, 0, 10, 20, 30. И на выходе уменьшил расходы по питчу до 70% (было в мануале 100%). Так вертолет вообще стал еле отрываться от пола при ~70% ручки газа и почему-то выросла чувствительность циклика.
Понимаю, что где-то накосячил, хочу разобраться в механике.
С Брейном уже всё понятно- всё настраивается через клиентскую программу ФБЛ и там всё ясно, на Спектруме настроек минимум. А с Open TX пока до конца не разобрался.
В симуляторе привык к “линейной” чувствительности коллектива- сколько даешь, на столько и отклоняется. А здесь, в Е160, курва- именно “кривая”, а не линейная реакция модели, поэтому непривычно уже.
Е160 - классический 3D вертолёт с линейной кривой шага -100 0 + 100. Сглаженные/урезанные кривые даны для обучения. Резкость по коллективу, скорее всего, особенность данной модели: размера, ПО мозгов, скорости/усилия/точности серв, задержек в канале управления. Плюс, если аппаратура недорогая, то у неё не будет хватать плавности и разрешения стиков.
Я бы посоветовал прибирать питч понемногу, процентов по 5-10. Т.е. начать с кривой -95 0 +95 и, если шаг будет слишком резким, уменьшить крайние точки ещё на 5%.
Вот теперь стало понятно, спасибо.
Автор мануала к Е160 взял кривую шага в нормале (-4, 0, 10, 22, 65) со своей футабы, на которой он летает на больших вертолетах. Теперь понятно, что всё это “фломастеры”.
Сергей, вот, благодаря вашим советам, уже сам полностью настроил оригинальный Гоблин 380 Бадди.
Купил себе подарок на НГ. Мотор X-Nova 3215 945kv, сервы по кругу KST x12-508, на хвосте KST MS565. Купил еще один Brain2, с учетом того, что с ним близко знаком.
Параллельно, заказал V-Bar Neo, но что-то он мне не зашел по настройке, лежит в коробке.
Сейчас едут приемники на SRLX v2 со Штатов, хочу телеметрию.
В общем, мы с вами здесь разобрали всё, к чему были вопросы, спасибо ещё раз.
На видео после 0:58 обороты мотора уже переключаю полетными режимами, не стиком газа. Пока поставил 70% и 90%
p.s. не смотрите на видео на крепления сателлитов, это временное, жду, пока едут нормальные приёмники 😉
Супер, поздравляю! SRLX v2 - использую с брэйном и спиритом, пока без нареканий, и достаточно удобно. Я так понял будете использовать в связке со спектрумом? В Open TX вроде бы не было поддержки телеметрии этого протокола.
Параллельно, заказал V-Bar Neo, но что-то он мне не зашел по настройке, лежит в коробке.
Вся прелесть Нео в Таче. Если Тача нет, то и особых плюсов, кроме как попробовать что-то ещё, в Нео нет.
p.s. не смотрите на видео на крепления сателлитов
Выглядит, как револьвер в сапоге у ковбоя. 😊