Авиамодельная Пилотажная Группа "РУСЬ" / АПГ "РУСЬ"
радиоуправляемые FPV-модели
Интересуют некоторые технические аспекты, которые мне хотелось бы обратить в помощь коллегам-создателям АПГ Русь. В данной теме на мой взгляд (вовсе не опытного моделиста к слову) крайне мало уделено внимания технической стороне. Отбросим пустую болтовню про перспективность/бесперспективность и эстетические стороны - сейчас главное-технологии и БЕЗОПАСНОСТЬ, безаварийность полетов (с термином о безопасности полетов я знаком не понаслышке, ибо занимался СЛА до развала нашего славного аэроклуба - полетами на парапланах и планере первоначального обучения БРО11М , вообще, от пилотируемой авиации есть чему поучиться моделисту)). И так, полеты производятся на моделях -копиях самолетов Л 39 с импеллерной тягой. Сразу обращаю внимание на достоинства и недостатки подобных моделей-начнём с достоинств- высокая копийность, схожая динамика полета с реактивными самолетами, простота обслуживания, свойственная электрическим моделям. К недостаткам можно отнести импеллер, высокую нагрузку на единицу площади крыла, малое время полета (это как следствие вышеперечисленных недостатков). Импеллер сам по себе представляет интерес только для копийных непродолжительных полетов, ввиду того, что энергетически импеллер уступает тому же самому воздушному винту в КПД. Емкость батарей уменьшается за достаточно небольшой промежуток времени.Тяга импеллера также падает по мере расхода батареи и просадки её напряжения, что в совокупности с высокой массой конструкции также ведёт к уменьшению полетного времени. Конструкция моделей выполнена как правило из полимерного материала типа EPP или многочисленных аналогов. Исходя из этих аспектов, для АПГ требуются специальные модели, пусть даже и модернизированные промышленные образцы (постройка моделей с нуля не рассматривается ввиду высокой сложности и стоимости проекта, реализация подобного-дело перспективы и опыта). Как раз опыт-есть неоценимый фактор движения в этом направлении вперёд. Как я вижу проект техперевооружения. Берётся кит набор наподобие такого -banned link и далее производится уже его допиливание под нужды пилотажных полетов. Конструктивно мне видится данная модель без импеллера, с пушерным расположением силовой установкой с толкающим винтом. Винт имеет более высокий КПД по сравнению с импеллером, однако у этой конструкции есть и недостатки-теряется копийность летательного аппарата. Размах 1200мм - явно маловат для более менее продолжительных полетов. Увеличить размах крыла до 1500-1600 мм , увеличить площадь стабилизатора пропорционально (я не стану пока углубляться в муру с числами рейнольдса и аэродинамическими аспектами, а исхожу из своего понимания эстетики летательного аппарата, поскольку всё это нужно рассчитывать уже в процессе)). Увеличение размаха приведет к увеличению площади крыла, что выгодным образом скажется на динамике полета и управляемости, отклонение от копийности будет компенсировано визуально большим размахом хвостового оперения и цветом окраски (всем известно ещё со школьного курса ИЗО, о том, как влияют на восприятие мира цвет и его оттенки), тем самым , подобрав палитру , можно добиться эффекта увеличения-уменьшения визуальных размеров (при этом, не выходя за рамки копийной окраски самолетов ПГ Русь). Форма топливных баков, так удачно расположенных на законцовках крыла Л 39 поможет замаскировать удлинённое крыло в ещё большей степени. Предлагаемая компоновка пушерного расположения мотора актуальна для электрической модели. Однако, я считаю , что вполне возможна и ДВС реализация пушерного расположения ВМГ. Кстати, в этом направлении (ДВС пушер) я начал работать не давно. Есть у меня давнишняя идея - создать модель самолета МиГ 35, но только с пушерным расположением ДВС (Очень нравятся самолеты серии МиГ 29). Сейчас собираю документацию и делаю эскизики и рассчеты будущего самолета. Документации по МиГ 35 крайне мало сейчас в интернете, но планер у него похож на МиГ 29 Куб, визуально по крайней мере.
Заключение.
Специальный самолет для АПГ Русь поможет приобрести ещё больший опыт в этом деле, улучшит управляемость и время полета, что так приятно для нас, простых зрителей- чтобы самолеты находились в воздухе подольше, ведь только в полете живут самолеты.
Вот такое вот предложение. Всё вышесказанное ни в коем случае не является критикой. Это именно предложение.
Это именно предложение
Руслан, приветствую!
Спасибо за проявленный интерес и предложения по возможному улучшению конструкций наших самолетов.
Совсем не просто подробно ответить почему мы не используем системы на ВМГ в наших самолетах…
Но коротко могу сказать так:
- безопасность моделей (нет контакта лопастями винта поверхностей ведомого/ведущего)
- наличие дискомфортного звука работающего пушера
- возможность повреждения винта при взлете/посадке с увеличенным тангажом
При использовании толкающих установок на ДВС-моторах возникают повышенные вибрации в фюзеляже, которые очень негативно влияют на работу систем стабилизации и фокусировку курсовых камер пилотов.
Я писал несколько ранее, что мы отказываемся от моделей из EPS и переходим на деревянные модели. По ряду технических причин сделать это в начале сезона у нас не получится, но переход состоится в течении сезона.
Одновременно с этим мы увеличиваем как длину и высоту фюзеляжа, так и размах крыльев моделей. Таким образом мы получаем фактически тот же самый вес, но с уменьшенной нагрузкой на крыло, уменьшенной взлетной и посадочной скоростями, а также небольшое увеличение полетного времени. Именно эти меры позволят нашим моделям выглядеть реально крупнее в небе, чем в настоящее время, на удалении от точки на 100-150 метрах.
В настоящее время мы ведем работу по прорисовке всего набора будущего самолета.
В прошедшую субботу 12.04.14 г. День космонавтики совместили с открытием летного сезона 2014 года.
На первой тренировке в этом году присутствовало три пилота и наземный персонал.
Дмитрий облетал свою новую модель L-39, а наш новый пилот Андрей впервые поднял в небо “элку”. И уже свою собственную, показательную.
С чем мы его и поздравляем!
Все полеты прошли штатно и без происшествий несмотря на сильный и порывистый ветер. Дима и Андрей смогли сделать по два вылета, но пока по визуальному контролю, так как много настроек происходило прямо на поле.
Я же дважды летал на гексакоптере в режиме FPV и тестировал видео-канал. Погода была сложной даже для моего многороторника…
В следующее воскресенье планируются полеты только в режиме FPV.
и наземный персонал.
Здравствуйте Константин, поясните , что такое наземный персонал на rc полетушках, какова роль, функция (обязанности) этого персонала, каков необходимый состав наземного технического персонала для одного пилота в вашем понимании.
Костя, с Днём рождения!
Удачных полётов! Мягких посадок!
Надеюсь в этом сезоне всё у нас будет получаться. Быстрее тебе поднять свой борт в небо!
Здравствуйте Константин, поясните , что такое наземный персонал на rc полетушках, какова роль, функция (обязанности) этого персонала, каков необходимый состав наземного технического персонала для одного пилота в вашем понимании.
Заправщики, техники, диспетчера и т.д… 😈
В нашем случае это РП и видеосъёмка
с Днём рождения!
присоединяюсь. не сворачивай с начатого пути
Заправщики, техники, диспетчера и т.д…
И все же вопрос к Константину 😃
Костя, с Днём рождения!
Удачных полётов! Мягких посадок!
Дима, спасибо за поздравления! 😃
что такое наземный персонал на rc полетушках, какова роль, функция (обязанности) этого персонала, каков необходимый состав наземного технического персонала для одного пилота в вашем понимании
Сергей, приветствую!
Сразу хочу оговориться, что все сказанное мной ниже, относится конкретно к нашей группе, ее внутреннему устройству и “штатному расписанию”.
Также добавлю, что это необходимость для полетов в составе группы (или не менее двух бортов) самолетов в режиме FPV, которая продиктована нашей системой подготовки и проведения тренировок.
Итак, нашим наземным персоналом являются:
- действующие пилоты группы не принимающие участие в конкретном вылете
- люди приглашенные на наши тренировки для выполнения конкретных задач
- люди выполняющие какую-то полезную для группы работу
Что подразумевается под последними двумя категориями? Например, видеосъемка с внешней камеры. У нас существует жесткое правило: каждый вылет писать на внешнее видео.
Но далеко не всегда это можно организовать силами самих пилотов…
Также очень важная должность у нас - это РП. Без руководителя конкретного вылета летать в режиме FPV на скоростных моделях очень сложно.
В нашем же случае, этот человек еще и должен знать программу и план полета, уметь все это четко увязать с происходящем в небе, и ни на что иное не отвлекаться.
Также это человек обеспечивающий наш “быт” во время тренировок (ПХД, приготовление еды и т.д.)
В последнюю категорию могут входить электронщики или работники на производстве, которые знают что и для чего они делают, но не являются сами пилотами.
Сочувствующие нам, так сказать… Это и есть те самые “техники”.
Так как руки у нас растут из нужного места, есть время делать работы по моделям самостоятельно, и есть необходимость экономить средства, то пока обходимся без сборщиков моделей и сопровождающих нас техников.
Ну, и самое главное для нас, это наше отношение к тому, что мы делаем.
Если к этому подходить действительно с точки зрения как на “полетушки” выходного дня, то весь этот “огород” - абсолютно не нужен. 😉
А если подходить со всей серьезностью вопроса, то становится понятным, что без наземного персонала (минимум одного свободного от полетов человека) летать на технически сложных моделях в составе двух и более бортов - просто глупость.
присоединяюсь. не сворачивай с начатого пути
Спасибо, Лешка! 😃
Константин!
С праздником, Здоровья тебе и близким, и Счастья…
Так как тему с количеством наземного персонала для наших нужд не полностью раскрыл, то могу просто подсказать место “куда копать”… 😃
Например, Клуб “РусДжет” и Виталий Робертус… Посмотрите на количество наземного персонала сопровождающего его полеты.
А ведь он не летает в режиме FPV и не летает по FPV в группе. 😉
С праздником, Здоровья тебе и близким, и Счастья…
Спасибо, Олежек! 😉
Так как тему с количеством наземного персонала для наших нужд не полностью раскрыл, то могу просто подсказать место “куда копать”… Например, Клуб “РусДжет” и Виталий Робертус… Посмотрите на количество наземного персонала сопровождающего его полеты.
Константи, Вы не путайте подготовку к полету реактивной модели, напичканной дорогостоящим оборудованием с несколькими литрами легковоспламеняющейся жижи, и полетушки на электрическом китайском пеналете пусть даже с FPV и по программе.
Да. Я бы на Вашем месте постеснялся в этой теме даже отдаленно сравнивать то, чем Вы занимаетесь с деятельностью команды РусДжет.
А сднем рождения поздравляю!
С РусДжетом никто и не сравнивает. Там другой финансовый уровень. А вот на счёт подготовки китайского, правда уж очень сильно переделанного в России, пенолётика с весом около 4кг, полётной скоростью до 160км/ч, скромным полным АП за 500 бакинских, управляемым по камере, причём от старта с полосы и посадкой его туда же, пробегом в 40-60м… вы зря 😃
Скорее всего Вы подразумевали планер с моторчегом, взлетающий с руки и садящийся практически в любое поле? К сожалению у нас любая посадка в поле это практически минус самолёт. Не плюхнешь его так просто в травку.
Вот что бы исключить не штатные ситуации у нас и существует РП и наземный персонал. Один отслеживает полётную ситуацию в воздухе и координирует пилотов, другие, совместно с пилотом смотрят, что бы борт ушёл в вылет с исправным и настроенным оборудованием. Есть люди кто отслеживает по монитору (вид с камеры с данными OSD) работу систем и подсказывают пилоту если что не так, возможно плот не всегда может всё заметить… Вдумайтесь, при скорости 45м/с полётное время не велико, да и высоты до 100м. Опять же это пилотаж.
Скептиков много, увы. Но таковы реалии
Если парням прет от того что они делают это ведь только к лучшему. Ведь цель у них одна. Что у пилотов, что у тех кто на земле им помогает. Трындеть об этом можно бесконечно. лучше пожелать удачи
Приведу простой пример из нашей полётной практики.
Мне в подготовке полётов и их проведении помогает мой друг Владимир. Помимо полётов на L-39, летаю ещё и на Су-35 ОВТ.
Так вот, пока заряжались АКБ на Элку, решил слетать на Сушке. Установил акк, проверил работу авиагоризонта, проверил потребляемый ток на прогазовках и в статике, проверил работу стабилизации на разных режимах и порулил на взлёт.
Взлетаю, убираю шасси и ухожу на “коробочку”. После “коробочки” рулю в поле метров за 300, что бы зайти на пилотаж, газ 70%.
И тут Володя мне говорит, Димон! напряжение ходового падает бешено!
Я и не заметил. Ведь только что свежезаряженный поставил. Даже не глянул на показания вольтметра сразу после взлёта. Понимаю что надо заходить на полосу и садиться. В голове мысль: может сбросить очки и сесть по контролю со стороны? И тут же опровержение, что пока я их скину это ещё пару секунд - самоль улетит ещё дальше и я его не увижу…
Отсечка произошла практически сразу после возгласа Володи. Высота 50м. Володя подсказывает: высоты достаточно, сбрось в ноль, чуть добавь и на разворот. Да я и сам это знаю, но как-то голос его звучит уверенно и твёрдо, что обнадёживает. Сбрасываю газ в ноль и тут же даю его 40-50%. Самоль проседает, еле выполняю разворот. Константин, выполняющий роль РП, докладывает: полоса свободна, садись. Газ не трогаю, но обороты начинают плавно падать. Вертикальная скорость начинает расти. Опять сбрасываю газ в ноль. Перевожу самолёт практически в пикирование на полосу.
Константин: ветер, направление такое-то, скорость такая-то. Чуть добавляю… Скорость мала. Нос чуть задран, но этого хватает, что бы не видеть полосы. Костя: левее, правее… чуть от себя…подбери…
Слышу звук своего самолёта, слышу касание, шуршание колёс по полосе, удерживаю курс на пробеге…остановка. Я цел!
С момента дачи газа на взлёт, до посадки и остановки модели на полосе прошло две три минуты…
Огромное спасибо Наземному персоналу за помощь и поддержку!
Константи, Вы не путайте подготовку к полету реактивной модели, напичканной дорогостоящим оборудованием с несколькими литрами легковоспламеняющейся жижи…
Сергей!
Дело в том, что с самого начала четко угадав интонацию и скрытый “смысл” Вашего вопроса, я постарался несколько отшутиться от возможности скатить Тему в сторону очередного флуда и троллинга. Поэтому и провел эти параллели предоставив Вам возможность самому додумать остальное… 😉
Но, так как сейчас я вижу определенное непонимание ситуации связанной с импеллерниками, то это меняет дело.
Приведу в пример свою модель. Бюджет всей модели, включая все установленное на ней оборудование, оборудование ее обслуживающее во время полетов и расходные материалы для ее доработки и тюнинга, составляет порядка 58 тыс. руб. На мой взгляд, это нельзя назвать словом “дешево”…
Стоимость моего труда по доводке и изготовлению узлов и деталей я не могу оценить объективно.
У нас также есть легко воспламеняющийся и опасный элемент - ходовая АКБ. Если Вы посмотрите ее характеристики и сравните с характеристикам не таких больших АКБ, видео с горением которых можно найти в интернете, то сможете себе представить, как такие могут гореть.
…и полетушки на электрическом китайском пеналете…
Я не считаю свой самолет подпадающим под данную категорию моделей.
Благодаря доработке, это уже не “китайская пеношняга с машущими в полете крыльями” и теряющая геометрию при маневрах, а вполне серьезный аппарат способный хорошо летать.
Я бы на Вашем месте постеснялся в этой теме даже отдаленно сравнивать то, чем Вы занимаетесь с деятельностью команды РусДжет.
А здесь я позволю себе с Вами не согласиться, так как снова вижу некоторую некомпетентность в вопросах сравнения. А почему я должен стесняться об этом говорить?!
Безусловно, что Команда “РусДжета” является лидирующей в России по реактивным моделям и задающей темп и планку не только у нас в стране, но и во всем мире. Это бесспорно.
Но я попрошу Вас показать пальцем на Клуб или Команду у нас в стране и в Мире, которая занимает лидирующее положение в полетах на импеллерных моделях-полукопиях в режиме FPV и пытается это делать в составе группы.
Я не знаю таких примеров.
Были ребята из Воронежа (группа “Star Sky”), но к сожалению, отошли от этой темы хотя очень хорошо в ней продвинулись.
Все попытки летать строем из двух и более самолетов по визуальному контакту, которые нам демонстрируют пилоты на дорогих и серьезных моделях, включая реактивные, пока напоминают комариную свадьбу…
Люди не хотят/не могут понять, что нормально это можно делать только по камере.
Так почему я и мои ребята должны стесняться того, что мы пытаемся стать лидерами в этом направлении?
Думаю, что у нас за три года существования, накоплен довольно большой опыт, которым мы постоянно делимся с теми, кому это интересно.
Впервые “РусДжет” выступил на ЧМ в 2003 году со своей моделью. А первое серебро завоевал только в 2007 году.
Четыре года пути, которым они пришли к этому, разделяли два этих этапа.
И это не был путь в неизвестности: было много примеров вокруг, участников соревнований, информации о тонкостях настройки и эксплуатации, а также обмена ценным опытом.
Нам выбранным путем идти сложнее так как многое мы проходим самостоятельно и первыми.
Думаю, что Вы несколько иначе будете теперь смотреть на то, что мы делаем…
P.S. Спасибо за поздравление с Днем рождения! 😉
С РусДжетом никто и не сравнивает. Там другой финансовый уровень.
Во намешали. Обычно на полетах бывает всего два человека, Виталий и Павел. Иногда я присоединяюсь, для поснимать. Когда несколько помощников, то это означает только дефицит времени, когда нет возможности вдвоем, не спеша, поковыряться.
Для безопасности полётов нам действительно необходим наземный персонал. На самом деле всё просто. Пилоты сами готовят свои борта к вылету. Но существует как минимум два человека, занимающихся “наземкой”. Это РП, контролирующий полёт с земли. Его роль может выполнять любой из наших пилотов, не занятых в вылете, либо человек разбирающийся в нюансах полёта этих моделей. И человек, занимающийся записью с курсовых камер. Он же иногда снимает вылеты с земли.
Где-то читал про правила полётов по FPV в одной из западных стран. Так вот там вообще запрещается летать по FPV если нет подключенного по тренерскому разъёму второго пульта и нет второго пилота готового перехватить управление.
Обычно на полетах бывает всего два человека, Виталий и Павел. Иногда я присоединяюсь, для поснимать. Когда несколько помощников, то это означает только дефицит времени, когда нет возможности вдвоем, не спеша, поковыряться.
Кирилл!
Спасибо за информацию.
Правда в нашем случае все усложняется полетами в видео-очках, что накладывает (пока что…) определенный минимум наземщиков во время полетов на скоростных моделях.
У нас ведь крейсерская скорость 100-120 км/час, а на фигурах разгоняемся до 190-200 км/час.
И поэтому в течении всех 9-12 минут (от руления на взлет и до руления на стоянку после посадки) не расслабишься… 😃
Как нибудь стану благодарным зрителем который и за мангалом проследит и напиток после посадки поднесет. Удачи и успехов:)😁