"22 июня,ровно в четыре утра..."
А если серьёзно - неужели ничего не читали об этом?
А Вы меньше “шутите”, весьма уважаемый в сообществе авиамоделистов человек. Читали… Вы эти об этих “читках” моему деду, попавшему в плен 22 июля под Харьковом, который был заместителем командира артполка по связи, расскажите. Ему ноги пулеметной очередью во время штыковой контратаки перебило. Красноармейцы с него гимнастерку сняли, чтобы “кубарей” не было видно, так в плен и попал… освобожден 9-го мая 1945 года из концлагеря. Или его младшему брату, танкисту, командиру танковой роты, потерявшему глаз на Курской дуге, из-за попадания снаряда в танк. Все в экипаже были ранены… организовал оборону, отремонтировал танк и эвакуировал экипаж в тыл, за что был награжден. Или желаете “почитать” самому младшему из 4-х братьев, ушедших на фронт, который в свои 19 лет под Ельцом погиб?
Вы не то “читаете”, уважаемый, и не поднимайте тему “о серьезности” сдачи чего или кого… у дедов и прадедов не было времени “читать”, они на смерть бились… Почитайте лучше базу данных “Мемориала” или базу данных МО… полезнее будет.
Леонид Маркович, наверно еще есть что вспомнить про Войну, расскажите, интересно…
Андрей, наверное, негоже мне выступать в роли «ветерана с воспоминаниями». Я во время войны был в статусе тех, кого защищают. И воспринимал происходящее, в соответствии с возрастом, с уровня колен. Тем более, моё сегодняшнее представление о тех годах во многом определяется просмотренным на экранах, прочитанным в книгах, услышанным из разных источников. Я могу только рассказать о тех ощущениях мальчишки (не всегда адекватных причинам, которыми они вызваны), которые почему-то врезались в память и не забиты помехами. Сразу скажу, что сотням тысяч (а может и миллионам) наших людей жилось гораздо хуже,чем мне, но что было – то было. Всё, что я знаю – это один бит из огромного массива информации, описывающего ту эпоху.
А Вы меньше “шутите”,
Да какие уж "шутки!.. Так-таки и не было повального бегства (начиная с партаппарата), грабежей, расстрелов на месте?!
Вчера буквально читал -немцы,в ту ночь перед нападением,в большинстве были огорошены приказом начать наступление.-А как же пакт о ненападении?Этот вопрос крутился у многих в голове.
Буквально через неделю после начала агрессии,боевой дух арийцев сник,-куда мы идём? бесконечные равнины,равнины и леса.Мы же распыляем армию по необьятным русским территориям…она становится уязвимой…Неожиданные многочисленые потери,яростное сопротивление русских,быстро сбило победные настроения.-Мы поняли,лучше десять побед во-Франции,чем один поход на Россию.
Застряв около Москвы в 40 гр.мороз,немецкая армия,без зимнего обмундирования.стала вообще недееспособной.Бензин на таком морозе стал негорючим,хлеб рубили топором,пальцы прилипали к металлу.Повторив печальный опыт Наполеона,армия покатилась назад.
“-Большевики,за полгода вымотали нас полностью.Что они теперь хотят с нами сделать?..”-цитата из письма немецкого генерала.
Ещё цитата из письма немецкого лейтенанта-“Сзади остался огромный разграбленый тыл.
который на 45% контролируется так называемыми партизанами.
причём злыми,и циничными ко всей немецкой культуре.Это не солдаты,а кровожадные сборища толп вшивых,голодных и запущеных полулюдей.
Они как стаи голодных зверей ,строго по ночам,набрасываются на наши гарнизоны,крайне редко используя стрелковое оружие,дерутся в основном штыками и ножами.Цели не видно,главная их добыча -еда,шнапс и сигареты.О,господи,зачем мы пришли в Россию?”
Письма солдат Вермахта с восточного фронта.
"5.12.1941 г.
На этот раз мы будем справлять Рождество в русском “раю”. Мы находимся опять на передовых, тяжелые у нас дни. Подумай только, Людвиг Франц убит. Ему попало в голову. Да, дорогой мой Фред, ряды старых товарищей всё редеют и редеют. В тот же день, 3.12, потерял ещё двух товарищей из моего отделения… Наверное, скоро нас отпустят; нервы мои совсем сдали. Нойгебауэр, очевидно, не убит, а тяжело ранен. Фельдфебель Флейсиг, Сарсен и Шнайдер из старой первой роты тоже убиты. Также и старый фельдфебель Ростерман. 3.12 погиб также наш последний командир батальона подполковник Вальтер. Ещё ранен Анфт. Бортуш и Коблишек, Мущик, Каскер, Лейбцель и Канрост тоже убиты.
(Из письма унтер-офицера Г. Вейнера своему другу Альфреду Шеферу.) "
"8.12.1941 г.
Из-за укуса вшей я до костей расчесал тело и настолько сильно, что потребовалось много времени, пока всё это зажило. Самое ужасное – это вши, особенно ночью, когда тепло. … Я полагал, что война закончится к концу этого года, но, как видно, дело обстоит иначе… Я думаю, что в отношении русских мы просчитались.
(Из письма ефрейтора Вернера Ульриха к своему дяде в г. Арсендорф) "
"3.12.1941 г.
Хочу сообщить тебе, дорогая сестра, что я 26.12 сбил русский самолёт. Это большая заслуга, за это я, наверное, получу железный крест первой степени. Пока мне повезло взять себе с этого самолёта парашют. Он из чистого шёлка. Наверное, я привезу его целым домой. Ты тоже получишь от него кусок, из него получится отличное шёлковое бельё… Из моего отделения, в котором было 15 человек, осталось трое…
(Из писем унтер-офицера Мюллера сестре.) "
drittereich.info/modules.php?name=Forums&file=view…
Воспоминания пехотинца Вермахта: спасайся, как можешь!
Цвайгер Адоис, Нойенбуш Хельмут.
“Невозможность выспаться, соблюсти элементарные нормы гигиены, завшивленность, отвратительная кормежка, постоянные атаки или обстрелы противника. Нет, о судьбе каждого солдата в отдельности говорить не приходилось.”
world-war.ru/vospominaniya-pexotinca-vermaxta-spas…
Леонид Маркович, наверно еще есть что вспомнить про Войну, расскажите, интересно…
Всё-таки Андрей Курылёв что-то зацепил, и я погрузился в воспоминания…
Отца призвали в армию ещё на Финскую из системы НКПС,поэтому нашему детскому саду выдали вагон (плацкартный) и повезли на восток.Помню, что мы сидели на подножках вагона, никто нам это не запрещал, и смотрели на страну. Помню, что в Куйбышеве прошёл слух о бомбёжке. Мы даже не испугались, ведь в то время мы ещё не видели фильмов о войне, пожарах,бомбёжках, беженцах. Было простое детское любопытство – Что такое бомбёжка? А моя на тот момент будущая жена, которая младше меня на три с половиной года и оставалась в Москве, лазила со взрослыми на крышу и пряталась в бомбоубежище. И ещё нас кормили овсяной кашей (с тех пор её терпеть не могу!). Привезли нас в Башкирию, станция ЧИШМЫ возле Уфы. В степи в километре от станции стояло два барака, один из них отдали нам. С нами было две воспитательницы и две нянечки, они справлялись со всей оравой и всех живыми и здоровыми привезли через два года в Москву. Вечная им благодарность! Мы копали и пололи огород, картошку. Осенью в школу на станцию пошла старшая группа, на следующую осень (в 42-ом) моя средняя. Из сада мы посылали на фронт посылки – мой отец и ещё один отец из нашей команды были на фронте. Потом из Москвы приехала мама и мы уехали в Омск, где родня работала на танковом заводе. В Омске в школе я так завшивел от пяток до макушки, что из школы меня забрали. Там же начал курить самокрутки из всякой дряни, праздник был, когда наш старший дружок выменивал в проходящих эшелонах у красноармейцев махру (на что - не знаю).Эшелоны мимо нас шли непрерывно в обе стороны, а мы считали вагоны и махали. ВОмске я посмотрел фильм «Два бойца».
В 43-ем вернулись в Москву. Окна были заклеены бумажными крестами, занавески-затемнение (это проверялось ещё долго), на улицах видел аэростаты заграждения. Во дворе у одного моего ровесника уже не было правой руки – исследовал что-то, упавшее сверху … В школе (пошёл во 2-й класс) на второй переменке давали бублик с ложкой яблочного повидла. Особо нуждающимся давали «ордера» на покупку по твёрдым ценам брюк, валенок или пальто. Тетрадки разлиновывали сами на любой бумаге, чернильницы на партах были. Была забава -стрельнуть каплей чернил на тетрадку впереди сидящего! Стригли наголо (доседьмого класса). Практически все ходили с противогазными сумками вместо портфелей. И ещё два раа в год делали страшные уколы - от них два дня трупом лежишь… Были уроки военного дела – нормальная строевая и плакаты про оружие.Откуда-то у меня появились Уставы Красной Армии – Боевой устав пехоты,Наставления по миномёту, винтовке (Мосина), ещё что-то. Зачитывался ими. Помню, как одноклассник бегал по соседним дворам и с какой-то гордостью показывал похоронку на отца… Что его мать в этовремя делала и чувствовала?..
Вот что было в то время самым постоянным – так это КАРТОЧКИ– хлебные, продуктовые, промтоварные. Их надо было «прикреплять» и«отоваривать». Хлебные были моей обязанностью. Однажды, когда я только что «прикрепил» карточки мою и мамину на новый месяц, меня на выходе из булочной прижали пацаны и пытались отобрать их.Месяц без хлеба! Отбился, удрал. Колоть дрова и таскать их со двора тоже я. Зимой катались на коньках, привязывали к валенкам двумя верёвками и палочкой.Снегурки, Английский спорт, иногда Гаги…В комнате висел репродуктор – чёрная тарелка. Приёмники велели сдать в первые дни войны. Вернули, наверное, в 44-ом.Ужасно любил слушать «сводки Совинформбюро». По городу висели плакаты КУКРЫНИКСОВ. В 43-ем отца переводили из Ленинградского госпиталя в московский, мы с мамой пошли встречать на вокзал. Увидел, как из одного вагона вышел человек на одной ноге и на костылях, а другая нога висела за спиной как винтовка (протез). Ужасно испугался! Но он пошёл не к нам … Отец иногда из госпиталя сбегал в самоволку, мы с ним сидели у печки с открытой дверцей и он пел «Тонкую рябину»… Потом он вернулся на фронт, уже в Восточную Пруссию, штурм Кёнигсберга. Вернулся домой в ноябре 45-ого, ровно 6 лет провёл в армии. Первые салюты производили впечатление! Внимательно следили, сколько залпов из скольких орудий (значимость события!). В 44-ом (если не ошибаюсь) я бегал с мальчишками смотреть проход пленных немцев по Садовому и выставку трофейного вооружения в Парке Горького. Кажется, в 44-ом, в Москве стали продавать мороженое – две круглые вафельки, а между ними мороженое. Крутишь и облизываешь! Шёл из булочной, не удержался и на сдачу решил купить. Дома оказалось, что при этом потерял карточки на два дня. Два дня без хлеба за порцию мороженного…
В апреле 45-ого в классе спорили – кто возьмёт Берлин –Жуков или Конев? Опытные стратеги! В начале войны мы не ощущали горечи поражения – мы были слишком малы. А в конце войны мы доросли до чувства Победы! А 7 мая 45-го года меня дед увёз из Москвы в Ворошиловград (так надо было по семейным обстоятельствам). А в этом городе фашисты расстреляли всех братьев и сестёр деда… И пятилетнюю девочку, мою троюродную сестру… Про Победу яузнал уже там.
Ещё раз хочу сказать – это просто фрагменты памяти впечатлений одного мальчишки без анализа, обобщений и выводов.Собрал до кучи – даже самому стало интересно.
Спасибо ! Даааа… И вправду были великие люди, жизнь которых была наполнена трудностями но они держались… Недавно мне дали материал для монтажа фильма. Дали родственники. И мне попалась очень старая касета. Я не поленился и перевел ее в цифру. Там оказался старичок лет 80. Он рассказывал о войне. Меня поразила красота его речи. Он жил долгое время в сибири. Вот он НАСТОЯЩИЙ русский язык. И как он рассказывал… Каждое слово его было наполнено такой силой, но говорил онспокойно, в отличие от других ветеранов. Без слез , без остановок… И тут я понял, что на записи человек, которому уже нечего бояться, все самое страшное, что можно представить, с ним произошло. Он настолько глубоко копнул в своих воспоминаниях, что он заново переживал тот ужас. И самым леденящим душу моментом было то, что рассказывал он это все просто без эмоций. Он спокойно рассказывал, как его отправили в ссылку, как воевал, и.т.д. Сильные были люди.
БОГАТЫРИ, не вы!
ПЛОХАЯ ИМ ДОСТАЛАСЬ ДОЛЯ,
НЕ МНОГИЕ ВЕРНУЛИСЬ С ПОЛЯ…
А можно этого деда в инет выложить?Я тоже хочу его услышать!Многие захотят…
Я попробую. Но я с айпэда не уверен, что смогу выложить… Постараюсь. Щас переведу в mp4. Ссылочку дам
Всё-таки Андрей Курылёв что-то зацепил, и я погрузился в воспоминания…
Матушка моя выросла в детдоме, иногда она рассказывает о той жизни… Низкий поклон ВАШЕМУ поколению Леонид Маркович!
в тему-
Какой харизматичный старец!
Среди прочего понравилась фраза (на 3.20 минуты +): “…Ещё полтораста выпил. У меня, значит, чувствую - Христос по брюху-то…” 😃
И спасибо Леониду Шальману за такие живые воспоминания!
Какой харизматичный старец!
Среди прочего понравилась фраза (на 3.20 минуты +): “…Ещё полтораста выпил. У меня, значит, чувствую - Христос по брюху-то…” 😃
И спасибо Леониду Шальману за такие живые воспоминания!
Советую посмотреть весь фильм, там только 2 или 3 профессиональных актера играют, остальное НАРОД, играет сам себя.
…фашисты расстреляли…
Извиняюсь за многословие, но про это тоже надо рассказать. Второй дед, солдат Первой Мировой, оставался в оккупированом Донбасе. Когда немцы объявили обязательный сбор евреев, дед с младшей дочкой ушёл из дома. Они ходили по шахтёрским посёлкам, и люди их прятали от немцев с риском для собственной жизни. Великая им благодарность! А немцы, видимо, выполнили расстрельный план, потом надо было не попасться им в недобрый час…