"22 июня,ровно в четыре утра..."

Shal
Андрей_Курылев:

Леонид Маркович, наверно еще есть что вспомнить про Войну, расскажите, интересно…

Всё-таки Андрей Курылёв что-то зацепил, и я погрузился в воспоминания…

Отца призвали в армию ещё на Финскую из системы НКПС,поэтому нашему детскому саду выдали вагон (плацкартный) и повезли на восток.Помню, что мы сидели на подножках вагона, никто нам это не запрещал, и смотрели на страну. Помню, что в Куйбышеве прошёл слух о бомбёжке. Мы даже не испугались, ведь в то время мы ещё не видели фильмов о войне, пожарах,бомбёжках, беженцах. Было простое детское любопытство – Что такое бомбёжка? А моя на тот момент будущая жена, которая младше меня на три с половиной года и оставалась в Москве, лазила со взрослыми на крышу и пряталась в бомбоубежище. И ещё нас кормили овсяной кашей (с тех пор её терпеть не могу!). Привезли нас в Башкирию, станция ЧИШМЫ возле Уфы. В степи в километре от станции стояло два барака, один из них отдали нам. С нами было две воспитательницы и две нянечки, они справлялись со всей оравой и всех живыми и здоровыми привезли через два года в Москву. Вечная им благодарность! Мы копали и пололи огород, картошку. Осенью в школу на станцию пошла старшая группа, на следующую осень (в 42-ом) моя средняя. Из сада мы посылали на фронт посылки – мой отец и ещё один отец из нашей команды были на фронте. Потом из Москвы приехала мама и мы уехали в Омск, где родня работала на танковом заводе. В Омске в школе я так завшивел от пяток до макушки, что из школы меня забрали. Там же начал курить самокрутки из всякой дряни, праздник был, когда наш старший дружок выменивал в проходящих эшелонах у красноармейцев махру (на что - не знаю).Эшелоны мимо нас шли непрерывно в обе стороны, а мы считали вагоны и махали. ВОмске я посмотрел фильм «Два бойца».

В 43-ем вернулись в Москву. Окна были заклеены бумажными крестами, занавески-затемнение (это проверялось ещё долго), на улицах видел аэростаты заграждения. Во дворе у одного моего ровесника уже не было правой руки – исследовал что-то, упавшее сверху … В школе (пошёл во 2-й класс) на второй переменке давали бублик с ложкой яблочного повидла. Особо нуждающимся давали «ордера» на покупку по твёрдым ценам брюк, валенок или пальто. Тетрадки разлиновывали сами на любой бумаге, чернильницы на партах были. Была забава -стрельнуть каплей чернил на тетрадку впереди сидящего! Стригли наголо (доседьмого класса). Практически все ходили с противогазными сумками вместо портфелей. И ещё два раа в год делали страшные уколы - от них два дня трупом лежишь… Были уроки военного дела – нормальная строевая и плакаты про оружие.Откуда-то у меня появились Уставы Красной Армии – Боевой устав пехоты,Наставления по миномёту, винтовке (Мосина), ещё что-то. Зачитывался ими. Помню, как одноклассник бегал по соседним дворам и с какой-то гордостью показывал похоронку на отца… Что его мать в этовремя делала и чувствовала?..

Вот что было в то время самым постоянным – так это КАРТОЧКИ– хлебные, продуктовые, промтоварные. Их надо было «прикреплять» и«отоваривать». Хлебные были моей обязанностью. Однажды, когда я только что «прикрепил» карточки мою и мамину на новый месяц, меня на выходе из булочной прижали пацаны и пытались отобрать их.Месяц без хлеба! Отбился, удрал. Колоть дрова и таскать их со двора тоже я. Зимой катались на коньках, привязывали к валенкам двумя верёвками и палочкой.Снегурки, Английский спорт, иногда Гаги…В комнате висел репродуктор – чёрная тарелка. Приёмники велели сдать в первые дни войны. Вернули, наверное, в 44-ом.Ужасно любил слушать «сводки Совинформбюро». По городу висели плакаты КУКРЫНИКСОВ. В 43-ем отца переводили из Ленинградского госпиталя в московский, мы с мамой пошли встречать на вокзал. Увидел, как из одного вагона вышел человек на одной ноге и на костылях, а другая нога висела за спиной как винтовка (протез). Ужасно испугался! Но он пошёл не к нам … Отец иногда из госпиталя сбегал в самоволку, мы с ним сидели у печки с открытой дверцей и он пел «Тонкую рябину»… Потом он вернулся на фронт, уже в Восточную Пруссию, штурм Кёнигсберга. Вернулся домой в ноябре 45-ого, ровно 6 лет провёл в армии. Первые салюты производили впечатление! Внимательно следили, сколько залпов из скольких орудий (значимость события!). В 44-ом (если не ошибаюсь) я бегал с мальчишками смотреть проход пленных немцев по Садовому и выставку трофейного вооружения в Парке Горького. Кажется, в 44-ом, в Москве стали продавать мороженое – две круглые вафельки, а между ними мороженое. Крутишь и облизываешь! Шёл из булочной, не удержался и на сдачу решил купить. Дома оказалось, что при этом потерял карточки на два дня. Два дня без хлеба за порцию мороженного…

В апреле 45-ого в классе спорили – кто возьмёт Берлин –Жуков или Конев? Опытные стратеги! В начале войны мы не ощущали горечи поражения – мы были слишком малы. А в конце войны мы доросли до чувства Победы! А 7 мая 45-го года меня дед увёз из Москвы в Ворошиловград (так надо было по семейным обстоятельствам). А в этом городе фашисты расстреляли всех братьев и сестёр деда… И пятилетнюю девочку, мою троюродную сестру… Про Победу яузнал уже там.
Ещё раз хочу сказать – это просто фрагменты памяти впечатлений одного мальчишки без анализа, обобщений и выводов.Собрал до кучи – даже самому стало интересно.

4wheels

Спасибо ! Даааа… И вправду были великие люди, жизнь которых была наполнена трудностями но они держались… Недавно мне дали материал для монтажа фильма. Дали родственники. И мне попалась очень старая касета. Я не поленился и перевел ее в цифру. Там оказался старичок лет 80. Он рассказывал о войне. Меня поразила красота его речи. Он жил долгое время в сибири. Вот он НАСТОЯЩИЙ русский язык. И как он рассказывал… Каждое слово его было наполнено такой силой, но говорил онспокойно, в отличие от других ветеранов. Без слез , без остановок… И тут я понял, что на записи человек, которому уже нечего бояться, все самое страшное, что можно представить, с ним произошло. Он настолько глубоко копнул в своих воспоминаниях, что он заново переживал тот ужас. И самым леденящим душу моментом было то, что рассказывал он это все просто без эмоций. Он спокойно рассказывал, как его отправили в ссылку, как воевал, и.т.д. Сильные были люди.

БОГАТЫРИ, не вы!
ПЛОХАЯ ИМ ДОСТАЛАСЬ ДОЛЯ,
НЕ МНОГИЕ ВЕРНУЛИСЬ С ПОЛЯ…

Dikorass

А можно этого деда в инет выложить?Я тоже хочу его услышать!Многие захотят…

4wheels

Я попробую. Но я с айпэда не уверен, что смогу выложить… Постараюсь. Щас переведу в mp4. Ссылочку дам

Irafas

Какой харизматичный старец!
Среди прочего понравилась фраза (на 3.20 минуты +): “…Ещё полтораста выпил. У меня, значит, чувствую - Христос по брюху-то…” 😃

И спасибо Леониду Шальману за такие живые воспоминания!

Андрей_Курылев
Irafas:

Какой харизматичный старец!
Среди прочего понравилась фраза (на 3.20 минуты +): “…Ещё полтораста выпил. У меня, значит, чувствую - Христос по брюху-то…” 😃
И спасибо Леониду Шальману за такие живые воспоминания!

Советую посмотреть весь фильм, там только 2 или 3 профессиональных актера играют, остальное НАРОД, играет сам себя.

Shal
Shal:

…фашисты расстреляли…

Извиняюсь за многословие, но про это тоже надо рассказать. Второй дед, солдат Первой Мировой, оставался в оккупированом Донбасе. Когда немцы объявили обязательный сбор евреев, дед с младшей дочкой ушёл из дома. Они ходили по шахтёрским посёлкам, и люди их прятали от немцев с риском для собственной жизни. Великая им благодарность! А немцы, видимо, выполнили расстрельный план, потом надо было не попасться им в недобрый час…