Космос - вчера и сегодня
Самое интересное - посадку на платформу вам регулярно показывают. А как мексиканцы чистят корпуса металлическими щетками - зрелище так себе 😃 Но некоторым проще верить, что Спейсы специально обжигают новенькие ступени паяльными лампами 😃
Еще интересный момент - а кто-нибудь считал экологический ущерб от падения одноразовых отработанных ступеней на огромной территории, затраты на сбор и транспортировку обломков из труднодоступных мест, последующую утилизацию, компенсацию ущерба здоровью населению “зоны”? Может оказаться, что оно в разы дороже изготовления ракеты и самого пуска.
а кто-нибудь считал экологический ущерб от падения одноразовых отработанных ступеней на огромной территории, затраты на сбор и транспортировку обломков из труднодоступных мест, последующую утилизацию, компенсацию ущерба здоровью населению “зоны”?
Давайте уж про что-то одно и сравнивать в реальных условиях.
Маску при пуске одноразовых искать и утилизировать нечего - утонуло и ладно.
Экология остатками керосина\газа не сильно портится
Компнсацию ущерба рыбки тоже не требуют и отселять их не надо
Кстати, где Старшип должен “падать” в конечном итоге? На Земле или все-же на Марсе? Ежели на Марсе, то там и атмосфера пожиже и первая космическая всего 3,5 км/c.
Чего-то не то с цифирью.Если звёздная лодка с Земли стартует,то чтобы покинуть орбиту будьте добры набрать 11км/с.Это вторая космическая.Если от Марса отклеиться придётся когда нибудь то там 5км/с. набирать придётся. Но так как ползти даже не неделю до Земли то придётся ещё поддать газку.)
Давайте уж про что-то одно и сравнивать в реальных условиях.
Вопрос стоял о том, что многоразовые пуски Маска обходятся не дешевле одноразовых пусков Рогозина.
Чего-то не то с цифирью.
С цифирью все правильно. Чтобы улететь с орбиты Земли нужно 11 км/c. Чтобы зацепиться за орбиту Марса нужно затормозить ниже второй космической марсианской - 5 км/c. Если предполагается болтаться на орбите Марса, нужно сбавлять скорость до первой космической марсианской - 3,5 км/с. И тормозить с 11 до 5 придется движками, а дальше - как получится.
Нет, вопрос был - есть ли выгода от многоразовости.
А чем этот вопрос отличается от “что выгоднее, одноразовые пуски или многразовые”? 😃
С цифирью все правильно. Чтобы улететь с орбиты Земли нужно 11 км/c. Чтобы зацепиться за орбиту Марса нужно затормозить ниже второй космической марсианской - 5 км/c. Если предполагается болтаться на орбите Марса, нужно сбавлять скорость до первой космической марсианской - 3,5 км/с. И тормозить с 11 до 5 придется движками, а дальше - как получится.
Вот потому то марсоходы и не выходили на орбиту Марса а садились сразу. Чтобы не тормозить двигателями а только атмосферой. Тепловой экран легче топлива. Хотя наверно можно придумать маневр с отскоком от атмосферы чтобы потерять большую часть скорости но остаться на эллиптической орбите которую затем постепенно сделать круговой. Причем для этой коррекции со множеством включений можно будет использовать ионные двигатели тяги хватит а топлива надо будет меньше. В порядке бреда можно даже подумать как бы при этом отскоке захватить газ из атмосферы а не везти с собой с Земли.
До сих пор нет цифр о “получился ли выигрыш в цене”.
Cost per launch
New: US$62 million (2020)
Reused: US$50 million (2019)
Да, уже …с ним с ценой, хотя бы показали как готовится ступень к повторному запуску, там репортажик с места событий. В доступе было фото повторной ступени для израильского спутника, не крашенная как есть, якобы везли на старт и было фото складированных повторных ступеней и не более того…может появилось что-нибудь новое? Очень хочется посмотреть!
Ну пока Ютюб не отключили. Есть трансляция. 24/7. Иногда правда глючит но это ж любители они бывают днем на работе.
Порт Канаверал. Камера на крыше бара (Rusty’s Seafood & Oyster Bar) с видом на причал. Видно все действия с баржами все их выходы и заходы все разгрузки ступеней только надо вовремя смотреть.
Сегодня например около полудня по местному ушла в море JRTI. OCISLY с 1049 должна прибыть дней через 4-5. За день в нижней строчке будет сообщение.
До сих пор нет цифр о “получился ли выигрыш в цене”.
Нет смысла считать выгоду в деньгах, космос в любом случае очень затратен, НО!
Система многоразового запуска и все сопутствующие новые службы продвинули вперёд целый ряд новых технологий и технологических решений, дав толчок многому, чего не было бы без оных.
Мало того - внимательно посмотрите на ролики из наземного центра.
Там масса вчерашних студентов, которые уже состоялись в космической науке и принимают участие в прогрессе - а у них еще вся жизнь впереди.
Даже если Маск завтра прогорит и/или закроет свой бизнес, они то останутся…
Нет смысла считать выгоду в деньгах
Извозчику - возможно, а для клиентов стоимость доставки - далеко не последний вопрос.
Там масса вчерашних студентов, которые уже состоялись в космической науке и принимают участие в прогрессе…
Это - тоже очень важный момент. С 25 до 30 - самый продуктивный возраст, еще не обремененный должностями и геморроем.
Система многоразового запуска и все сопутствующие новые службы продвинули вперёд целый ряд новых технологий и технологических решений, дав толчок многому, чего не было бы без оных.
например?
И, да, студенты в наземном центре к науке - ну никаким боком.
Может быть, кто-то из них, когда-нибудь потом…
студенты в наземном центре к науке - ну никаким боком.
Может быть, кто-то из них, когда-нибудь потом…
Т.е. вся та молодёжь, которая ликует за своими компами при каждом удачном этапе полёта, зашла туда из Макдональдся просто так, посмотреть?
А создавали это все старые пердуны какие то, но они сейчас в отпуске, поэтому показывают студентов?
P.S. или вы считаете, что все эти полёты - не наука?
или вы считаете, что все эти полёты - не наука?
Полёты (в смысле сами ракеты) - это инженерная работа.
А сидение за пультом - нет, не наука.
Наука возможно начнётся при обработке полученных данных, если она будет
Кстати, сидящие за пультами, что-то могут изменить в процессе полёта?
За что присваивается степень кандидата/доктора технических наук?
И в каком возрасте это обычно происходит?
Полёты (в смысле сами ракеты) - это инженерная работа.
А сидение за пультом - нет, не наука.
Начинаю постепенно понимать:
Новые технологии - не наука.
Попы со святой водой у ракет - наука.
Ну ну…
Пока что лучший полет Старшипа. Сел нормально ноги не сломал хотя и на самый край площадки. Опять был пожар после посадки. Погасили. Надо им что то думать что делать с жидким метаном оставшийся в двигателях после выключения. Горит и нагревает хвостовую часть а там есть проводка.
Начинаю постепенно понимать:
Новые технологии - не наука.
Попы со святой водой у ракет - наука.
Ну ну…
Вас спросили про новые технологии о которых вы заявляли, а не про попов.
Система многоразового запуска и все сопутствующие новые службы продвинули вперёд целый ряд новых технологий и технологических решений, дав толчок многому, чего не было бы без оных.
Будьте любезны прокомментируйте по порядку: “сопутствующие новые службы”- что это за службы? “целый ряд новых технологий и технологических решений”-очень интересно, хотя бы списком этот ряд; “дав толчок многому”- чему конкретно, можно тоже просто списком.
Пока что лучший полет Старшипа.
Собственно говоря, на примере данного полета Старшипа можно увидеть определенную выгоду от многоразовости. До этого просто собирали обломки на стартовой площадке. Сейчас можно просто выполнить проверку, заправить и экспериментировать дальше.
Будьте любезны прокомментируйте по порядку: “сопутствующие новые службы”- что это за службы? “целый ряд новых технологий и технологических решений”-очень интересно, хотя бы списком этот ряд; “дав толчок многому”- чему конкретно, можно тоже просто списком.
К новым технологиям относятся технические решения и возможности, которыми одна страна располагает, а другая - нет. И способность второй страны повторить достижение первой, опираясь на свою техническую и технологическую базу. Наличие списка, по которому их можно “цап-царапнуть”, успеха уже не гарантирует.
Видимо подскоки в “новых технологиях” уже начинают надоедать профессиональным разработчикам:
“Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) приостановило действие контракта со SpaceX стоимостью $2,99 млрд. Это был контракт на разработку лунного посадочного модуля (HLS) программы Artemis для высадки астронавтов на Луну…Отметим, что ранее NASA планировало выбрать двух подрядчиков, а не одного, чтобы обеспечить резерв на случай невыполнения одним из них своих обязательств. Решение космического агентства в пользу заключения контракта со SpaceX стало для всех большой неожиданностью.😁 Выбор лишь одного подрядчика NASA объяснило недостаточным финансированием.”(С)3dnews.ru/1038646#mc-container
Для осмотра только что севшего прототипа
Прототипа севшего, что-то не видно. Для такого “осмотра” можно принести еще кучу игрушек из магазина 😁
"Компания Blue Origin американского миллиардера Джеффа Безоса (Jeff Bezos) запланировала первый пилотируемый полёт ракеты New Shepard на 20 июля. В пресс-релизе компании указывается, что помимо астронавта-пилота на борт космического аппарата сможет подняться один дополнительный пассажир. Место второго члена экипажа компания решила продать через аукцион…"©: 3dnews.ru/…/blue-origin-vpervie-zapustit-v-kosmos-…
"Компания Blue Origin американского миллиардера Джеффа Безоса (Jeff Bezos) запланировала первый пилотируемый полёт ракеты New Shepard на 20 июля. В пресс-релизе компании указывается, что помимо астронавта-пилота на борт космического аппарата сможет подняться один дополнительный пассажир. Место второго члена экипажа компания решила продать через аукцион…"©: 3dnews.ru/…/blue-origin-vpervie-zapustit-v-kosmos-…
Долго только они возятся. Уже 15 успешных беспилотных пусков слетали. Хотели возить людей с 2018 года после 10 пусков. Но все еще не могут сертифицировать. За это время Маск три раза запустил пилотируемые полеты и нашел трех состоятельных пассажиров для орбитального полета этой осенью. Вот так влияет на скорость сертификации интерес NASA к проекту.
При том что New Shepard несравнимо более простой проект. И ниша у таких полетов скорее всего будет. Либо 200 тыс $ за прыжок на 100 км и 5 минут невесомости либо полноценный орбитальный полет на 3 суток но за 50 млн с кресла.
Собственно говоря, на примере данного полета Старшипа можно увидеть определенную выгоду от многоразовости. До этого просто собирали обломки на стартовой площадке. Сейчас можно просто выполнить проверку, заправить и экспериментировать дальше.
Скорее всего следующий прыжок сделает следующий прототип SN-16 который почти готов. А этот привезут с площадки и изучат. А потом разберут. Как SN-5. Каждый следующий этап тестирования сложнее и дороже. Надо достроить огромный орбитальный стартовый комплекс. Сделать огромную первую ступень. Затем выполнить тесты ее прыжка и посадки. Они будут попроще без кувырков но все же. Сделать новый прототип старшипа с вакуумными двигателями и теплозащитой. И только затем приступить к тестированию следующего сложного этапа - входа с орбиты в атмосферу. К этому времени у NASA уже начнет летать SLS - несравненно более простой проект.