Космос - вчера и сегодня
Все логично.
Если космические полеты приносят Роскосмосу одни убытки, то лучше им торговать нательным бельем.
Да и за башню надо чем-то рассчитываться
После удачного испытания космоплана «Вирджин Галактик» в прессе стали появляться материалы по этой компании. Так их подразделение не так давно запустило небольшую ракету с десятком спутников. Использовался воздушный старт, при этом запуск произошёл на высоте всего 10 км. Это было просто испытание комплекса или эти 10 км действительно имеют такое важное значение, что есть смысл заморачиваться с самолетом?
Так их подразделение не так давно запустило небольшую ракету с десятком спутников. Использовался воздушный старт, при этом запуск произошёл на высоте всего 10 км. Это было просто испытание комплекса или эти 10 км действительно имеют такое важное значение, что есть смысл заморачиваться с самолетом?
Космические запуски делает другая дочерняя компания. Virgin Orbit. Там другой ген. директор (Дэн Харт) и 390 сотрудников. Туристами занимается Virgin Galactic ген. директор Джон Кампанья и 1850 сотрудников.
Преимуществ по энергетике пуска дозвуковой и маловысотный самолет не дает но он позволяет стартовать с оптимальной географической широты (равной наклонению орбиты) и отказаться от содержания наземной стартовой площадки с зоной отчуждения и требованиями безопасности в коридоре выведения. Для редких пусков 2-3 раза в год такая стратегия имеет право на жизнь. При частых пусках 20 и более раз в год содержание наземной площадки делается выгоднее.
Основным минусом воздушного старта является ограничение веса ракеты и ее полезной нагрузки грузоподъемностью самолета-носителя. Допустим самый мощный самолет может поднять 250 тонн. Однако из них на ракету можно выделить менее 200 тонн так как нужно везти еще оборудование для запуска и запас криогенных компонентов для пополнения запаса при испарении из баков ракеты. А испарение это будет происходить быстрее чем на земле из за условии теплообмена при полете на внешней подвеске.
На НОО ракета массой 200 тонн выведет не более 4 процентов от стартовой массы а на ГСО 1 процент то есть 2 тонны. Реальная цифра будет еще ниже. Но ведь такой носитель будет поистине грандиозным проектом на грани возможностей однако сможет по возможностям составить конкуренцию наземным носителям только среднего класса которые уже хорошо отлажены и не дороги.
8 сентября 2018 г Илон Маск сказал, что Starship полетит к Луне в 2023г. с японским туристом миллиардером Юсаку Маэдзава.
Компания космического туризма Space Adventures сообщила, что её клиент Юсаку Маэдзава и его помощник по бизнесу Едзо Хирано отправятся к МКС на российском космическом корабле Союз МС-20 с космодрома Байконур 8 декабря 2021 года.
«Мы очень рады за Маэзаву-сана, для нас большая честь предоставить ему возможность полететь в космос, — отметил президент компании Space Adventures Эрик Андерсон. — Он полетит в космос на надежнейшем корабле «Союз» и посетит МКС так же, как и наши предыдущие клиенты — участники космического полета. Впервые на одном корабле полетят сразу два участника космического полета, это первый туристический полет на МКС за 10 лет! Добро пожаловать в космос, Юсаку!»(С) www.roscosmos.ru/31043/
Дмитрий, а какой высоты появляется целесообразность (в энергетическом плане) для воздушного старта?
8 сентября 2018 г Илон Маск сказал, что Starship полетит к Луне в 2023г. с японским туристом миллиардером Юсаку Маэдзава.
Хм, а ведь сейчас это практически возможно технически. Надо взгромоздить Starship на SLS!
Кстати, вчера в Перми сгорело две машины Tesla rifey.ru/news/list/id_100621
Дмитрий, а какой высоты появляется целесообразность (в энергетическом плане) для воздушного старта?
Допустим надо набрать скорость 7.9 км в сек и высоту 200 км. 1 кг полезной нагрузки будет иметь кинетическую энергию 31500 КДж и потенциальную 1960 Кдж а суммарно 33460 КДж. Сколько энергии может дать обычный самолет ? Скорость 300 метров в секунду и высоту 10 км. Это 45 КДж кинетической и 96 КДж потенциальной энергии суммарно 141 КДж. Или 0.5 процента энергии груза на орбите. Реально воздушный старт даст больше поскольку топливо ракеты расходуется кроме вывода полезной нагрузки на вывод самой ракеты с тем же топливом. Экономия стартового веса ракеты при старте с дозвукового самолета получается примерно на 20-25 процентов по сравнению с ракетой наземного старта. Это тоже немного. Гиперзвуковой носитель даст намного больше экономии веса НО:
Для сравнения многоразовая первая ступень Falcon-9 в самом невыгодном случае при возврате в точку старта разгоняет вторую ступень до скорости 6500 км в час и поднимает на высоту 60 км. Будет ли выгоднее гиперзвуковой самолет-носитель тот еще вопрос. Ведь такой разгоньщик уже не будет столь дешевым в эксплуатации и ресурсным как гражданский лайнер. Потребует хорошую полосу и дорогое обслуживание.
Воздушный старт ракет-носителей с борта авиационного носителя предлагали не раз и над этой проблемой работали специалисты соответствующего уровня как в России, так и за рубежом.
Так в России наиболее продвинутым проектом был запуск двухступенчатой ракеты-носителя «Полет» с воздушной стартовой платформы транспортного самолета Ан-124-100 с высоты 10-11 км.
Здесь всё с обоснованием, картинками и графиками eurasian-defence.ru/?q=node/2644
Еще более ранняя многоцелевая авиационно-космическая система (МАКС) Г. Лозино-Лозинского из НПО «Молния» с платформой Ан-225 и орбитальным самолётом была разработана еще в СССР в 80-е.
Как говорил, один товарищ при обсуждении подобных проектов - самый лучший “воздушный старт” это хороший ускоритель РН. Дешево, надежно и без заморочек 😃
Очередной мем от Рогозина 😃
Генеральный директор “Роскосмоса” Дмитрий Рогозин рассчитывает через два-три года перевернуть представление об отечественной космонавтике.
Шо опять???
Воздушный старт ракет-носителей с борта авиационного носителя предлагали не раз и над этой проблемой работали специалисты соответствующего уровня как в России, так и за рубежом.
Так в России наиболее продвинутым проектом был запуск двухступенчатой ракеты-носителя «Полет» с воздушной стартовой платформы транспортного самолета Ан-124-100 с высоты 10-11 км.
Что то эта картинка напомнила. Наверное вот это.
Что то эта картинка напомнила. Наверное вот это.
У американцев обычный широко известный способ сброса груза с помощью вытяжных парашютов. Для исключения повреждения ракеты при подобном сбросе она заключена в спец. контейнер и сбрасывается вместе с ним. Затем в полете происходит их отделение друг от друга.
У российского"Воздушного старта" решение по способу сброса другое:
“В расчетной зоне пуска для создания ракете-носителю благоприятных условий при ее десантировании из самолета-носителя и наилучших начальных условий ее полета, самолет носитель реализует специальный маневр «Горка» с выходом на параболическую траекторию, обеспечивающую в течение 6-10 секунд режим полета близкий к невесомости, когда нормальная перегрузка на ракету-носитель не превышает 0,1…0,3 единицы. Это позволяет в 2…2,5 раза увеличить десантируемую массу ракеты-носителя по сравнению с обычным десантированием в горизонтальном полете и, соответственно, увеличить ее грузоподъемность. В момент достижения самолетом-носителем на режиме «Горка» максимального угла наклона траектории к местному горизонту (угол кабрирования около 20°) осуществляется выброс ракеты-носителя из самолета-носителя с помощью специального пускового контейнера с использованием пневматической системы выталкивания с пороховым аккумулятором давления. Процесс выхода ракеты-носителя из самолета-носителя длится около 3-х секунд, продольная перегрузка не превышает 1,5 единицы.”(С)eurasian-defence.ru/?q=node/2644
Virgin запустила корабль Unity для космических туристов
Virgin запустила корабль Unity для космических туристов
Да. Наблюдал в прямом эфире местных блогеров с канала nasaspaceflight. Угадали место сброса и сняли с земли вполне сносно. Однако в голове не укладывается как заплатить 250 000 $ за аттракцион с 3 минутами невесомости и при этом найти 600 таких желающих. При этом ведь все будут понимать как получен этот значок астронавта.
Вот тут вызывает сомнение выживаемость самолета при запуске ЖРД на таком расстоянии. Ведь на обычных стартах используют специальные меры снижения акустичеких нагрузок на РН и ПН. Подают воду, строят бетонные газоотводы. А тут рядом самолет с тонкой обшивкой и хрупким хвостовым оперением. Даже куда меньшие авиационные ракеты начиная с какого то размера используют катапультные устройства вместо АПУ и включают двигатели на значительном расстоянии. А тут ракета почти в сотню раз тяжелее их.
Да и само расположение нагрузки сверху носителя если что то при пуске пойдет не так очень опасно. Вот например авария системы M21-D21 с той же компоновкой (с 3:00).
заплатить 250 000 $ за аттракцион с 3 минутами невесомости
Плюсуйте сюда еще подъем и спуск “из космоса”. Зрелище может даже еще более эффектное, чем сама невесомость.
Вот тут вызывает сомнение выживаемость самолета при запуске ЖРД на таком расстоянии.
Это рисунок. На самом деле самолет ныряет вниз и с креном влево. Бак с орбитальным самолетом при скорости 800-900 км\час и соответствующем угле тангажа имеет определенную подъемную силу, что способствует его удержанию на расчетной высоте в момент запуска двигателей. В этом случае удаления друг от друга носителя и орбитального самолета будет достаточно.
Вот например авария системы M21-D21 с той же компоновкой (с 3:00).
Здесь носитель SR-71. Он не может при Mach 3 резко уйти вниз, поскольку ограничен отрицательной перегрузкой. Аэродинамического качества MD21 при такой скорости достаточно, чтобы обеспечить удержание ЛА на безопасном расстоянии для запуска двигателей.
Шестой полет марсианского вертолета прошел не совсем удачно. Из сбоев навигационного ПО началась раскачка по крену и тангажу. Выполнена экстренная посадка в незапланированном месте. Вроде повреждений нет но это не точно.
mars.nasa.gov/…/surviving-an-in-flight-anomaly-wha…
"Примерно через 54 секунды полета произошел сбой в конвейере изображений, передаваемых навигационной камерой. Этот сбой привел к потере одного изображения, но, что более важно, он привел к тому, что все последующие навигационные изображения были доставлены с неточными временными метками. С этого момента каждый раз, когда алгоритм навигации выполнял коррекцию на основе навигационного изображения, он работал на основе неверной информации о том, когда было снято изображение . В результате несоответствия значительно ухудшили информацию, используемую для управления вертолетом, что привело к постоянному «исправлению» оценок для учета фантомных ошибок. Последовали большие колебания."
Последовали большие колебания
Похоже- кирдык? Вряд ли при падении в почти вакууме- избежали поломок…
Похоже- кирдык? Вряд ли при падении в почти вакууме- избежали поломок…
Там все же не было падения. Было экстренное снижение по аварийной программе.
Согласно телеметрии поломка мало вероятна но возможна. Осмотреть себя своими камерами аппарат не может а от ровера слишком далеко. Скорее всего обновят программу, выполнят тесты и попробуют взлететь снова.
Юрий Борисов заявил, что Россия уже провела все интересующие ее научные эксперименты на МКС
www.aex.ru/news/2021/6/3/229672/
Меняем реальную космическую станцию на коня в вакууме…
Типа Космос исследован?
Отдаём её в владение супостатам, пусть на драконах тудой летают…?
Странно, расточительно…
Россия уже провела все интересующие ее научные эксперименты на МКС
Типа Космос исследован?
Вспомнился старый анекдот про закачку интернета на локальный диск.
Скачал - и всё, больше не надо.