Рай авиамоделиста ("Глокнерхоф", или Модельный тур-3)

Albert

Все фото «раскрываются».
Об отеле «Глокнерхоф» я узнал, случайно наткнувшись на видео в Ютубе.
www.glocknerhof.at/modellfliegen.html
Тут в связи с участием в чемпионате по планерам F5J в Словакии возникла идея посмотреть все вживую. После соревнований двинул на машине через Грац (потом тоже будет пара строк) в Австрию.


Прибыл к отелю с планом определиться на месте, пробыть там минимальное время, или попробовать задержаться. Сам отель – 4-хзвездочный, менее 90 евро за ночь дешевле не выйдет.
Специализация – семейный отдых, и тут полно всевозможных развлечений, моделизм лишь одно из них.


Первым делом обратился к сотруднику за информацией. От тут же выдал проспекты и объяснил, что есть три площадки: основная, в Амлахе (она бесплатная), и еще место в горах для динамического парения. Чтобы летать на основной площадке, нужна международная страховка, минимальная оплата – 60 евро за 2 дня (жильцы отеля, понятно, бесплатно). У меня с собой был бланк страховки для авиамодельных соревнований (оформлял для соревнований F5J), и это прокатило. Прежде чем заселяться и оплачивать, поехал по окрестностям – проверить запасной вариант с житьем в кемпинге, и посмотреть активность на площадках.


Ближайшим был кемпинг Reiter (всего в километре от основного поля).
Первый же разговор с хозяйкой не оставил сомнений, и сразу записался на 2 ночи (11 евро за сутки!).
Как и везде, блок сангигиены, столовая, бассейн, WiFi (с ним, правда, вышел облом).


Есть своя метеостанция, т.е. метеокамень (типа «камень мокрый – дождь», и т.д.).


Короче, нам не привыкать к такому жилью.


После сразу двинул смотреть площадку в Амлахе (км 4).


Очень недурное поле, тут же стенд с информацией.


Главное там – правила пользования, требование страховки, порядок парковки и размещения пилотов.


Есть столы для подготовки с электропитанием. Я быстренько проверил – розетки отключены, видимо, их включают члены местного клуба. Перед беседкой, мангалом и туалетом – предупреждение о том, что это только для членов клуба.


Можно было договариваться с отелем. Сообщил, что заселился в кемпинг (никакой негативной реакции), сказал, хочу оплатить полеты. Выдали бланк, куда внес свои данные и номер страхового полиса. И получил пожелания приятных полетов и руководство для моделистов.


В нем меня заинтересовали схема площадки и требования к полетам. До 150 м – летай на здоровье. До 300 м – записывай в журнал на поле свои полеты. До 500 м – планер должен иметь минимальный размах 2,8 м (ну, с «Супрой» порядок) и проблесковый белый огонь для предотвращения столкновений. А это уже интересно…

Дело шло к вечеру, решил, пока погода нелетная (дул сильный ветер и собирались тучи), сгонять посмотреть площадку в горах. Заколотил в навигатор координаты из руководства (там были даже фото узловых точек маршрута!) – до цели км 12. Это мы быстро!

…Ага, щщаз. Дорога резко пошла вверх и превратилась в заковыристый серпантин. Хуже всего было то, что пошел дождь, а ширина дороги почти везде была на одну машину. Как поехал – так и шуруй до верха!


Австрийская корова осуждающе смотрела на очередного глупого туриста. Поворот за поворотом, высота растет, на обрыв сбоку (ох и долго же кувыркаться!) смотреть не хочется. А ведь еще спускаться!


Наконец, прибыл к какой-то конюшне, где, судя по руководству, можно оставить машину. Далеко-далеко внизу полз игрушечный электропоезд. Превышение над дном долины – около километра, склон крутизной 20-30 гр. Да как тут летать?


И тут до меня начало доходить, что это место – прежде всего для парапланеристов и дельтапланеристов. Хотя вроде видел и фото моделей в этой «обстановке». Они что тут, садятся с боевого разворота на склон? Не, у меня осталась всего одна «Супра», я так не играю.
Спуск неизбежен. Хватило ума ползти вниз с включенной передачей (2-й), периодически подтормаживая. Для себя сделал вывод: Альпы – то самое место, где женщины действительно умеют водить. А как иначе, если просто загнать машину в гараж – цирковой аттракцион.
На спуске первой встретилась легковушка с женщиной. Повезло, рядом был карманчик для разъезда, я сдал задом в гору м 30. Второй раз из-за поворота вылетел грузовичок с парнем, трепавшимся по телефону. Оба ударили по тормозам. Австриец разглядывал мои выпученные глаза, пока мой фургончик сумел проползти сбоку от него.
Чуть раньше в Грайфенберге попал в ситуацию: изгиб улицы, Т-образный перекресток, видно по 50 м в стороны. Я на примыкающей, и стоять там можно только на стояночном тормозе, иначе укатишься назад. И тут австриец пристраивается сзади в упор…
Не сразу удалось вклиниться в разрыв траффика, и я чуть было не съехал назад. В Подмосковье такие фокусы, как правило, делают только в автошколе на эстакаде. Австриец от меня увернулся, и, видимо, был недоволен…

На следующее утро – знакомство с основной площадкой.


Поле большое, в виде буквы «Г». В закутке за большим шатром я обычно летал на паркфлаере, народ запускал мелкие самолеты и вертолеты.


Оборудование – столы (нержавейка) с розетками. У меня часть проводов с неизолированными выводами, поэтому обычно ставил зарядник на бетон, позже подкладывал пакет для изоляции. Зонтики, шезлонги, защитная сетка.


Машины паркуют рядом со столами. Много фургонов, в которых просто склад авиатехники. Вот машина отеля, на которой привозят арендуемые модели и новичков-учеников.


Между прочим, на сером столбике – станция зарядки для электромобилей типа «Теслы», «Мерседеса» и пр.

Обычно с раннего утра на поле были инструктор с учеником. Что любопытно – применялись два передатчика с беспроводной связью «инструктор-ученик» на штатном диапазоне 2,4 Ггц. В России я такое еще не видел (на фото инструктор слева).


Учат народ преимущественно на пенолетах-высокопланах размахом от 1…1,2 м. Как оказалось, некоторые оборудованы еще и системой подсветки.


В стороне от зоны подготовки – пара шатров для зрителей и заведение со всеми удобствами. Между прочим, дверь открывается по нажатию кнопки (видимо, для включения и экономии света).


В основном шатре – раковина с водой, столы, мебель (включая мягкий диван), шкафы с напитками, кофейный автомат. Моделисты сами берут, что надо, кидают деньги в ящик и записывают в журнале. Еще один журнал – полетный, в него пишешь фамилию, начало и окончание полетов, а в отдельную графу – полеты выше 300 м.


Шатер оказался очень удобен – перед дождем все модели стаскивали сюда. Разок у меня возникла необходимость в ремонте – в тенечке было намного комфортнее.
Вопрос безопасности решается, очевидно, видеонаблюдением.


Позади шатра – колонка с питьевой водой.


Метрах в 200 от основного поля – еще площадка, поменьше. Из оборудования только столы для подготовки и шезлонги. Используют ее в основном вертолетчики.

С описанием мест закончили, теперь самое интересное – полеты.
Сама площадка – шикарный газон с травкой 3-4 см. Лишь кое-где проплешины от пролитого топлива (самолеты с ДВС я видел пару раз). «Супра» на посадке по такому покрытию каталась, как на коньках. Отличная возможность отработать заход на правильной скорости.


Поскольку народа много, летать по принципу «одна модель в воздухе» невозможно. Обычно было по 3-4 аппарата в полете. В основной зоне крутится ученик на «тренере», либо пилотажник, либо свистит какой-нибудь «хотлайнер». В сторонке – еще пара моделей, у земли за шатром какой-нибудь «фан», высоко сверху ходят планера.
Как оказалось, со своими пилотскими навыками я смотрелся вполне на уровне. Но пьяный воздух свободы сыграл и со мной злую шутку.
На бипланчике делал быструю нисходящую бочку, и на выводе оказался на встречном курсе с «тренером». Снес ему шасси, сам без повреждений, повезло. Оба сели нормально. Подошел к инструктору с извинениями, но тот был совершенно спокоен: похоже, бывало и похуже, а повреждений фактически нет. Сам ученик был рад первой собственной посадке «на брюхо». Стал держаться больше за шатром.
Там же отрабатывал висение и силовую бочку, и удостоился похвалы от местных.
Немножко о моделях и пилотах. Один из «тренеров» отеля:


Одна женщина облетала любопытный «фан»-вертикальник.


Остальные модели принадлежали вот этому пилоту:


Он оказался универсалом: летал и на мотопланерах, и на «хотлайнере», и на нескольких вертолетах. В его фургоне была вот эта замечательная электрическая «Лама» SA315: на борту был динамик, имитировавший шум газотурбинного двигателя, а на взлете слышался радиообмен пилота. Летала замечательно.


А вот этому «хотлайнеру» не повезло.


Его пилот (слева) явно был новичком. После нескольких проходов и имитации посадки он сорвал модель в штопор. Была разбита носовая часть, треснула хвостовая балка.
Еще одна авария «тренера» у отца с сыном, причем инструктором выступал 14-летний сын. Отец вечером «зарулился» и уронил модель в канаву за шатром.
Этот пилот привозил целый прицеп-киоск с моделями (возможно, фирма по продажам).


Он облетал этого красавца. Я выяснил, что самолет-то – скоростной, масса 7 кг!

Albert

О моих полетах на планере нужно сказать особо. В первом же полете ушел наверх с малой высоты. И в дальнейшем подтвердилось: в долине термиков много, ветер небольшой, потоки хорошо локализуются и читаются. Отрабатывать выпаривание с малых высот было одно удовольствие. Народ с одобрением смотрел, как я вылезал с 20 м в «динаме» над большим шатром. Я набирал и «сливал» высоту так часто, что один из пилотов подошел и сказал: «Я понял, Вы отрабатываете упражнение для класса F5J!» Непривычно было лететь на высоте более 150 м и видеть планер на фоне леса.
Еще один плюс – много птиц, подсказывавших место потоков.
Были там и планеристы.


Тот, что помоложе, с удовольствие гонял пилотажный планер, делая скоростные проходы.


Который постарше, летал на 4-хметровом аппарате. Он ходил по полчаса, забираясь выше 300 м. Мы с ним потом поговорили, обсудили особенности настройки и использования «бабочки» (тормоза), и я спросил его, встречал ли он здесь модели с проблесковым огнем. Сам-то он его использует? Тот задумался, сказал «нет», и я показал ему страницу из руководства. Похоже, и там порой «забивают» на требования. Между прочим, за все время полетов никто не проверил у меня наличие чека или правильность записей в журнале – наслаждайся!

Еще один планерист готовил к полету 4-м мотопланер: загружал в фюзеляж батарею 8S 4000 (!). Движок, наверно, киловатта два, масса модели 5 кг. Как я и ожидал, в полете это был «кирпич с крыльями». Планер со свистом делал проходы на скорости … ну, не меньше 150, и крутил быстрые бочки. Когда я летал на «Супре», то просил его не делать таких проходов: он бы мелко нашинковал меня и полетел дальше.

Днем обычно делал набеги на местные продуктовые, а вечером заправлялся в столовой. «Вайфай» был, но «винда» говорила –без подключения к Инету. Хозяева ничем не смогли помочь – видимо, все заточено на смартфоны, а у меня обычный ноут. Заехал в «Глокнерхоф», спросил, могу ли оплатить доступ. Предложили воспользоваться бесплатно. Разок забыл там сумку с документами – через 15 минут вернули на рецепшене. На поле можно было оставить все модельное хозяйство и отлучиться на обед.
Я пробыл на основной площадке два с половиной дня. Временами было видно, как кто-то крутится в Амлахе. В последний день, съехав из кемпинга в обед, решил заскочить туда, и не прогадал! В этот день летали три богатыря ветерана Первой мировой.


Поздоровался, попросил разрешения на съемку.


Люди заинтересовались моим планером –достал, рассказал о тонкостях правил класса F5J (посадка «в пятак» на последних секундах рабочего времени, отсечка лимитером, бонус за низкий взлет и пр.). И я смог насладиться групповым полетом «копий».


А здесь в одном кадре начало 20 и начало 21 века. Многочисленные точки – это парапланы. В тот день их и дельтапланов было очень много над хребтом.

Сергей-К

Альберт, такому путешествию можно только позавидовать! Европа - есть Европа! Все для людей! И главное - во всем порядок. Есть обоснованные требования, которые не так сложно и выполнить. Но они нужны только безопасности окружения. Спасибо за обзор.

Vladi-mir

Они что тут, садятся с боевого разворота на склон? Не, у меня осталась всего одна «Супра», я так не играю.

Да, Альберт, меня тоже заинтересовал этот вопрос - как они там садятся? Пересмотрел массу видео. Садятся лихо - по ветру, на склон “в лоб”, с подвешиванием, вписываясь в профиль горы. Видели бы они просторы горы Клементьева - обзавидовались бы.

gvv1970
Сергей-К:

Европа - есть Европа!

Я плакать…“Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят”(с)

Дык, спасибо топикстартеру за обзор, очень красивое место и впечатляющая организация, есть к чему стремится…

Albert

Многие знают, что у австрийцев и швейцарцев бзик – чистота и экология. Но вблизи это поражает сильнее. Однажды был на Кенигзее (около Зальцбурга) – все прогулочные кораблики с электромотором.
Во время промежуточной остановки в Граце (задержался там на день) видел много грузовых велосипедов с дополнительным электроприводом. На них курьеры развозят всякий товар по магазинам.

После Трнавы доехал до Граца (в Братиславе пришлось купить виньетку для поездок по дорогам Австрии), нашел кемпинг в городе по навигатору, но там меня отшили. «Здесь только для кемперов, с палаткой надо ехать в Шварцл». В навигаторе такого не было, попросил примерно показать точку.

После получаса поисков на месте наконец выяснил, что кемпинг находится внутри огромной зоны отдыха «Шварцлзее». Это система из нескольких озер, вокруг которых – общественные пляжи, кафе, спортивные площадки и пр.

Въезд платный, но с меня не взяли, поскольку я должен был оплатить проживание в кемпинге. Потом мне под залог выдали пластиковую карту для открытия шлагбаума и бумагу под стекло, свидетельствующую о проживании здесь.

Первый шок – прямо внутри кемпинга вовсю носятся кролики между палатками. На территории их было очень много.

Вот раннее утро. Днем по периметру все заставлено машинами, куча отдыхающих, но! Состояние пляжей такое же, нет ни бумажек, ни шелухи и объедков, не говоря уже о пластиковом мусоре. При этом днем уборщиков и не видел.

Ранним утром проехался вокруг на велосипеде. Взял его с собой в поездку, и не зря. Во время выезда в Грац машину бросил на стоянке строительного ТЦ Obi, а сам катался по городу на велике, очень помогло.

Нашел укромное местечко – дорожка позади моста. Пока было пусто, успел слетать там на паркфлаере, все полеты – над водой, и только взлеты и посадки на дорожке. Никаких проблем.
А вот вечером нарвался. На закате летаю, почти никого, те, кто есть, смотрят с интересом, один мужчина сказал «Хорошо тянет!» И тут приходит одна фрау, и начинает что-то говорить. Я ей – «все вопросы после посадки», но она не унимается. Плюхнулся сбоку на травку (отойти вбок она не захотела, предупреждения игнорировала). Наконец, понял, что она грозит штрафами и большими деньгами, мешаю ей отдыхать. Слишком шумно.
Сказать, что я офигел – ничего не сказать. Паркфлаер в 400 г шумит, как танк?! Здесь рядом аэропорт (гляньте схему), взлетают лайнеры. Регулярно пролетают вертолеты спасательной службы. С этого моста, невзирая на надпись «Нырять строго запрещено», вовсю сигает молодежь. Но главная проблема – это я…
Что делать, неадекватов хватает везде (напомню, до нее ни от кого не видел отрицательной реакции). Свернулся, ушел. По дороге видел, как у кемпинга народ гоняет квадрокоптер.

SERGY
gvv1970:

очень красивое место и впечатляющая организация, есть к чему стремится…

Да сразу видно что деньги налогоплательщиков идут на благо этих самых налогоплательщиков, всё для люду, всё для человеков!

Witalij

Альберт, расскажите как вы с ними общались, в смысле языкового барьера. На английском или немецкий знаете?

gvv1970
SERGY:

Да сразу видно что деньги налогоплательщиков идут на благо этих самых налогоплательщиков

Частная гостиница и площадка построена на деньги налогоплательщиков? Да это же не прикрытая коррупция!😵
Оф-топ: Вроде есть отдельная тема “Куда идёт страна?”, где пишут как там хорошо и как здесь всё пропало. Зачем засерать политическими склоками любую тему.😉

Albert
Witalij:

расскажите как вы с ними общались

В основном на немецком (школа, институт), если забудешь слова - на английском.